Особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанные с водной средой обитания
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Францева Татьяна Владимировна

Основная особенность этого урока заключается в делении учеников на подвижные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности: репродуктивном, конструктивном  и творческом. Главный акцент в обучении делаю на самостоятельную работу в индивидуальном темпе, в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Особенности строения и жизнедеятельности рыб,

 связанные с водной средой обитания»

Задачи. Раскрыть основные черты строения рыб, особенности их внешнего строения и жизнедеятельности в связи с жизнью в водной среде; продолжить формирование умений обучающихся наблюдать и работать с учебником.

Оборудование: влажный препарат «Внутреннее строение рыбы», раздаточный материал по скелету рыбы, муляж «Головной мозг рыбы», электронный атлас для школьника «Зоология. 7-8 класс», книга А. А. Яхонтова «Зоология для учителя», книга А. С. Молиса «Книга для чтения по зоологии».

Ход работы. В классе формируются 5 групп, для каждой из которых подготовлены карточки с алгоритмом работы. Каждый ученик в группе может найти для себя посильное задание, итог работы – коллективный отчет.

Задание для 1 группы

Прочитайте текст учебника «Скелет рыб», «Мышечная система». Рассмотрите рисунки и выполните следующие действия:

  • подготовьте рассказ о строении скелета и мышечной системы рыб;
  • найдите отделы скелета рыб на рисунке, таблице, препарате (выдается учителем);
  • заполните таблицу:

Отделы скелета рыб

Кости, образующие отделы

Функции отделов

  • в определенных частях тела рыбы имеются мускулы, благодаря действию которых рыба быстро продвигается вперед, назовите эти части;
  • сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи.

Задание для 2 группы

Прочитайте текст учебника «Нервная система», «Органы чувств».  Рассмотрите рисунок и выполните следующие действия:

  • подготовьте рассказ о строении нервной системы и органов чувств рыб;
  • заполните схему:

Нервная система

  • назовите отделы головного мозга рыб на рисунке учебника и муляже;
  • рыбы легко ориентируются в мутной воде, объясните почему;
  • прочитайте статью «Чувство слуха у рыб» в книге А. А. Яхонтова «Зоология для учителя»  сконструируйте проблемное задание для организации групповой дискуссии.

Задание для 3 группы

Прочитайте тексты учебника «Кровеносная система», «Дыхательная система». Рассмотрите рисунок и выполните следующие учебные действия:

  • подготовьте рассказ о строении кровеносной системы рыб;
  • решите, какими цифрами на рисунке обозначены органы кровеносной и дыхательной систем рыб, покажите на таблице у доски отделы сердца рыб;
  • составьте схему передвижения крови по организму рыб и укажите места газообмена;
  • расскажите о работе жаберного аппарата рыб;
  • сконструируйте 2-3 репродуктивных вопроса по тексту статьи для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов.

Задание для 4 группы

Прочитайте текст учебника «Пищеварительная система». Рассмотрите рисунок и выполните следующие действия:

  • перечислите приспособления пищеварительной системы рыб к водной среде обитания;
  • составьте схему продвижения пищи по пищеварительной системе рыбы;
  • подготовьте рассказ о происхождении плавательного пузыря;
  • благодаря чему происходит увеличение или уменьшение объема плавательного пузыря рыб;
  • сконструируйте 2-3 вопроса репродуктивного характера по тексту учебной статьи.

Задание для 5 группы

Прочитайте текст учебника «Выделительная система. Органы размножения». Рассмотрите рисунок и выполните следующие действия:

  • последовательно запишите органы выделительной системы рыб;
  • составьте рассказ о развитии рыб по рисунку;
  • прочитайте статью в книге А. С. Молиса «Книга для чтения по зоологии» и расскажите, как рыбы проявляют заботу о своем потомстве;
  • прочитайте статью «Миграция рыб» в книге А. С. Молиса, сконструируйте проблемное задание для групповой дискуссии;
  • ихтиологи установили, что рыба-луна выметывает до трехсот миллионов икринок в период нереста, объясните, почему при высокой плодовитости, рыба-луна редко встречается в морях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

урок по изучению нового материала, формированию знаний об особенностях внутреннего строения, связанного с интенсивным обменом веществ....

Водная среда обитания - изучение свойств вод океана

урок природоведения в 5 классе. урок необычный,  рассматриваются свойства вод океана, использование вод  океана....

Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом

Разработка плана урока по теме "Особенности строения и жизнедеятельности  птиц, связанные с полетом", 7 класс...

Открытый урок по теме :"Водная среда обитания" по природоведению в 5 классе

Урок критического мышления, вполне соответствует требованиям ФГОС...

Урок по теме «Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания.»

Урок биологии в 7 классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс». — М,: Дрофа 2008...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...