Урок по теме «Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания.»
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Стрижнева Нина Васильевна

Урок биологии в 7 классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс». — М,: Дрофа 2008

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc59 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_2003.pptx2.85 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc30 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7

Тема урока: «Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания.»

Цели урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных,  связанные с выходом животных на сушу и размножением в воде. Защитить земноводных в глазах людей; показать многообразие земноводных. 

Задачи урока:

  • образовательные: формирование знаний о представителях класса земноводных, особенностях их внешнего строения, связанных с двойной средой обитания;
  •  развивающие: развитие навыков самостоятельного поиска информации для ответов на поставленные вопросы, логического мышления, умения рассуждать, сравнивать, делать выводы;
  •  воспитательные: воспитание умения работать в группе, формирование экологического мышления.

Оборудование: Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс». — М,: Дрофа 2008., влажные препараты лягушки, образцы скелетов лягушки, презентация к уроку. Тексты сообщений учащихся, тексты для самостоятельной работы с учебником, тест для закрепления учебного материала, рабочая тетрадь

Методы обучения: наглядно-образный (презентация), словесный, частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований).

Ход урока.

  1. Организация класса.

  1. Подготовка к активному восприятию темы.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Мы с вами любим разгадываем загадки о животных. Вот вам очередные. Сидит Матрена – вся намокрена.
Наш Тарас кричать громко горазд.
А еще я расскажу вам о двух сказках. Первая – финская. Жили-были три царевны. И захотелось им в кого-нибудь превратиться. Первая говорит: «Хочу, чтоб из меня получилось такое, к чему прислушивались бы все люди». Вторая – чтоб вышло то, за чем гоняются все люди. А третья захотела превратиться в то, на что все люди дивились бы. И превратились – первая в кукушку, вторая – в белку, а третья – в лягушку.
Вторую сказку вы хорошо знаете – это «Царевна-лягушка». Так может и вовсе это не сказочные превращения, когда кожа сбрасывается? Ведь в каждой сказке – молодцу урок. И не зря, наверное, стоят памятники лягушкам, складывают о них сказки, даже на монетах изображают. Давайте разберемся, что в земноводных сказка, а что правда.

  1.  Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока (слайд1 Презентации)

2.Вступительная беседа.

1.Почему Класс получил название Земноводные?

(Представители   этого класса обитают в двух средах – на земле и в воде. К земноводным относятся позвоночные животные, размножение которых связано с водой.)

2.Почему данный класс получил второе название – Амфибии?

(в переводе с греческого слово «амфибия» означает «жизнь с обеих сторон». Амфора – сосуд с двумя ручками. Амфитеатр – наблюдение за происходящим осуществляется с обеих сторон. Амфотерные соединения – обладающие двойственными свойствами. Самолет-амфибия – может осуществлять посадку на земле и на воде.)

На доске: Земноводные (амфибии) – животные, обитающие на границе двух сред: водной и воздушной.

Учитель: Цель нашего урока: (Слайд 2 Презентации)

Учитель: Земноводные – необычные животные. У одних они вызывают брезгливость, боязнь, другие их безжалостно истребляют. Каких только небылиц про них не насочиняли.

  • Прежде чем возить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи! Лучше бы строил хорошие хранилища!
  • Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не повредит посевов.
  • Французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров.
  • Все считают, что жаб нельзя трогать руками, так как появятся бородавки.
  • Если увидел лягушку — жди дождя.

Альфред Брем справедливо заметил: «Издревле и до наших дней ни одно живое существо не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, и ни одно не преследовалось так, как семейство жаб». Однако никто из тех, кто дурно говорит о жабе, не наблюдал ее жизни, прежде чем обвинять, надо, по крайней мере, узнать, кого обвиняешь?

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Куда им до каких-нибудь тропических диковинных птиц или насекомых. Но и в их жизни, если вглядеться, можно найти немало любопытного.

3. Многообразие земноводных

Сообщения учащихся (Слайды 3 – 12 Презентации) (Приложение 1)

4. Выход земноводных на сушу

Учитель: Итак, земноводные – первые наземные животные, которые вышли на сушу 350 млн лет назад. Их предки, древние амфибии стегоцефалы, появились в палеозойскую эру во время глобальных изменений на Земле. Климат поменялся на континентальный, моря отступали, все больше появлялось суши. Эти удивительные существа смогли первыми освоить неведомый для них мир – наземно-воздушный, с совершенно иными условиями среды. (Слайды 13 – 14 Презентации)

5. Особенности строения Земноводных.

Самостоятельная работа учащихся в группах с учебником.

Цель: Прочитать характеристику системы органов земноводных, приготовить сообщение об их строении и работе, используя деформированный текст, вставив в него пропущенные слова.

Задание 1 группе: Изучить материал о внешнем строении земноводных

Задание 2 группе: Изучить материал о строении нервной системы и органов чувств.

Задание 3 группе: Изучить материал о строении пищеварительной системы.

Задание 4 группе: Изучить материал о строении дыхательной системы.

Задание 5 группе: Изучить материал о строении кровеносной системы.

(Сообщения учащихся с использованием слайдов 15 – 19 Презентации и Приложение 2)

6.Рассказ учителя о строении скелета земноводных. (слайд 16 Презентации, работа учащихся с моделями скелетов лягушки)

7. Черты приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.

Учитель: Многие из приобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и у всех земных позвоночных в строении позвоночника, органов слуха и т. д. Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали связь с водой и имеют черты приспособленности к каждой из этих сред. (Работа со слайдами 20 – 23 Презентации)

Цель: Прочитать приспособления Земноводных к жизни:

а) на суше, б) в воде.

IV. Закрепление изученного материала. (5 мин)

1.Выполнение теста (Приложение 3) (слайд24 Презентации) с использованием самопроверки. Самоанализ и самоконтроль.

 Слайд 25-46 Презентации

(Ответы:1- а, б, в.  2 – а, б. 3 – б, в. 4 – а. 5 – в. 6 – а. 7 – б.)

V. Итог урока

Учитель: Земноводные поистине удивительные создания. Если вы еще не убедились в этом, то, может быть, эта информация развеет последние сомнения.

Сообщение учащегося: Кожа земноводных богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий. Иногда она бывает ядовитой, защищая лягушек от более крупных врагов.

-В Китае давно известно о лечебных свойствах жабьего яда.

-Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающие средства. Он необычайно долго сохранял это свойство.

-Японцы изготавливают из лягушек препараты для лечения опухолей.

-Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные окружающие их детали они начинают видеть только тогда, когда движутся сами. Человек использовал это свойство лягушачьего глаза, сконструировав электронный прибор — модель лягушачьего глаза. Его применяют при слежении за самолетами, что, вместе с электронными локаторами, делает полеты самолетов более безопасными.

-Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры (свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы). Голосом лягушки могут соперничать с птицами.

Учитель: Помните, творения природы удивительно хрупки, и от того, насколько разумно и бережно мы будем к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и сама жизнь. А закончить наш урок мне хочется норвежской приметой: «Кто дружит с лягушкой, тому она приносит золото» (слайд 25 Презентации)

VI. Домашнее задание (1 мин)

1. Нарисовать плакат «В защиту незаслуженно гонимых животных»

     2.Выполнить задания 137, 138 Рабочей тетради стр. 105

              Список литературы, Интернет-ресурсов:

1.Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс». — М.: Дрофа, 2008.

2.М.В Высоцкая. Поурочные разработки по биологии. 7 класс. — Волгоград: Учитель, 2006.

3.Степанов И. А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс: Кн. Для учителя / — М.: Новый учебник,2001.

4.Биологический энциклопедический словарь.

5.М.Б. Бондарчук, Н.В. Ковылина Занимательные материалы и факты по общей биологии 5 – 11 Классы – Волгоград: Учитель, 2007

6.Журнал «Биология Всё для учителя»- М: Основа, №1 2013г

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%FF%E3%F3%F8%EA%E0-%E1%FB%EA

8. http://xreferat.ru/71/527-1-metodicheskie-osobennosti-izucheniya-temy-zemnovodnye-v-shkol-nom-kurse-biologii.html

9. http://school.bakai.ru/?id=biofn011101

10. http://www.biology.ru/course/content/chapter6/section4/paragraph1/theory.html

11. http://www.zooeco.com/eco-zabi/eco-zabi35.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитения

Слайд 2

Цель урока Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанных с выходом животных на сушу и размножением в воде. Показать многообразие земноводных.

Слайд 3

Г игантская саламандра Самые крупные

Слайд 4

Самые мелкие Лягушка - древолаз

Слайд 5

Наиболее плодовитые Лягушка - бык Жаба ага

Слайд 6

Наименее плодовитые А льпийская саламандра

Слайд 7

Самые ядовитые Лягушки древолазы

Слайд 8

Самые горластые Лягушка бык

Слайд 9

Самые северные земноводные Сибирский углозуб Остромордная сибирская лягушка

Слайд 10

Самые заботливые Ринодерма Дарвина

Слайд 11

Травоядные Южноамериканская квакша

Слайд 12

Летающие Древесные квакши

Слайд 14

Палеозой

Слайд 15

Внешнее строение лягушки Ноздри Глаза Барабанная перепонка Плечо Предплечье Кисть Голень Стопа Плавательная перепонка Бедро

Слайд 16

Строение скелета лягушки Позвоночник Позвоночник Череп Плечо Предплечье Кисть Тазовый пояс Бедро Голень Стопа Плечевой пояс

Слайд 17

Кровеносная система Предсердие Желудочек Дуга аорты Легочная артерия Легочная вена Сонная артерия Капиллярная сеть

Слайд 18

Пищеварительная система Рот Глотка Печень Желудок Поджелудочная железа Тонкая кишка Толстая кишка Клоака Клоакальное отверстие Пищевод

Слайд 19

Строение нервной системы Головной мозг Спиной мозг Схема головного мозга Передний

Слайд 20

Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты ( правда , в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа ). Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения , а в сердце появилась дополнительная перегородка-оно стало трехкамерным . Приспособление к жизни на суше

Слайд 21

3.Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. 4.Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка. 5.Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.

Слайд 22

6. Лягушки – первые « слюнтяи » планеты . Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу , потребовалась смазка – слюна . Однако она не содержит пищеварительных ферментов . 7.Чтобы лучше слышать в воздушной среде , у амфибий появился новый орган – среднее ухо , закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний . Научившись прилично слышать , амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели и голосовой аппарат .

Слайд 23

1.Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении , поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы . У многих лягушек пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой . 2.Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен . Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу , чем через легкие , и могут долгое время оставаться под водой , не всплывая за новой порцией воздуха . 3.Икра лягушек и их личинки не могут противостоять высыханию , и размножение большей части амфибий возможно только в воде . Приспособление к жизни в воде

Слайд 24

Выберите правильный ответ : 1 . Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на её приспособленность к обитанию в воде : а) короткое тело, лишенное хвоста б) заостренная клиновидная голова в) перепонка на задних конечностях 2. Признаки приспособленности лягушки к наземному образу жизни : а) широкое туловище б) наличие конечностей в) клиновидная голова 3. Какое значение имеет слизь на теле лягушки? а) помогает добывать пищу б) помогает передвигаться в воде в) защищает организм от бактерий 4. Ноздри снабжены клапанами, которые открываются в такт дыханию. В воде же они постоянно закрыты. Какую роль играют клапанами в жизни лягушки? а) защищают ноздри лягушки б) участвуют в дыхании на суше в) необходимы для поиска пищи 5. Рассмотрите глаза лягушки, обратите внимание на наличие подвижных век. Признаком чего они являются? а) приспособленности к жизни в воде б) хорошего зрения в) наземного образа жизни 6. Почему, долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у неё нет жабр? а) в воде органом дыхания лягушки является кожа б) в воде лягушка расходует запас воздуха, который имеется в лёгких в) в воде жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются 7. Какая пара ног играет основную роль при движении лягушки на суше и в воде? а) передняя б) задняя Проверка знаний

Слайд 25

1 . Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на её приспособленность к обитанию в воде : а) короткое тело, лишенное хвоста б) заостренная клиновидная голова в) перепонка на задних конечностях Ответы: Проверка знаний а б в а,б а,в б ,в а,б,в Следующий вопрос

Слайд 26

Верно

Слайд 27

Неверно

Слайд 28

2. Признаки приспособленности лягушки к наземному образу жизни : а) широкое туловище б) наличие конечностей в) клиновидная голова Ответы: а а,б б в а ,в б ,в а ,б,в Следующий вопрос

Слайд 29

Верно

Слайд 30

Неверно

Слайд 31

Какое значение имеет слизь на теле лягушки? а) помогает добывать пищу б) помогает передвигаться в воде в) защищает организм от бактерий Ответы: а б в а ,б а ,в б,в а ,б,в Следующий вопрос

Слайд 32

Верно

Слайд 33

Неверно

Слайд 34

4. Ноздри снабжены клапанами, которые открываются в такт дыханию. В воде же они постоянно закрыты. Какую роль играют клапанами в жизни лягушки? а) защищают ноздри лягушки б) участвуют в дыхании на суше в) необходимы для поиска пищи Ответы а б в а ,б а ,в б,в а ,б,в Следующий вопрос

Слайд 35

Верно

Слайд 36

Неверно

Слайд 37

5. Рассмотрите глаза лягушки, обратите внимание на наличие подвижных век. Признаком чего они являются? а) приспособленности к жизни в воде б) хорошего зрения в) наземного образа жизни Ответы а б в а ,б а ,в б,в а ,б,в Следующий вопрос

Слайд 38

Верно

Слайд 39

Неверно

Слайд 40

6. Почему, долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у неё нет жабр? а) в воде органом дыхания лягушки является кожа б) в воде лягушка расходует запас воздуха, который имеется в лёгких в) в воде жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются Ответы а б в а ,б а ,в б,в а ,б,в Следующий вопрос

Слайд 41

Верно

Слайд 42

Неверно

Слайд 43

7. Какая пара ног играет основную роль при движении лягушки на суше и в воде? а) передняя б) задняя Ответы а б а ,б Результат

Слайд 44

Верно

Слайд 45

Неверно

Слайд 46

1-2 правильных ответов – Отметка 2 3-4 правильных ответов – Отметка 3 5 правильных ответов – Отметка 4 6-7 правильных ответов – Отметка 5 Результат

Слайд 47

Берегите их!



Предварительный просмотр:

Сообщения учащихся

Самые мелкие

Среди хвостатых земноводных это безногие саламандры длиной всего 4 см. Мелкие бесхвостые земноводные обитают в центральной Америке. Лягушки-древолазы не превышают в длину 2 см.

                                                         

                                                       Наиболее плодовитые

Жаба ага и лягушка-бык из Северной Америки. За один сезон размножения их самки откладывают более 20 ООО икринок.

                                                                   

Наименее плодовитые

Альпийская саламандра, которая обитает в Альпах. Самки рождают двух-трех полностью сформированных детенышей. Эмбрионы развиваются почти год в теле матери, сильно вырастают и успевают съесть своих собратьев. (Развитие одновременно начинают 30-40 яиц.)

                                                               

Самые ядовитые

Среди земноводных — это южноамериканские лягушки-древолазы. Это также самые ядовитые в мире наземные позвоночные, яд которых в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы, малейшая рана от такой стрелы может быть смертельной.

                                                       

Самые горластые

Это упомянутые лягушки-быки (крупные (до 20 см), обитают в США). Когда в пруду кричит хор этих лягушек, вести разговор невозможно.

                                                                     

Самые северные земноводные

Сибирский углозуб и остромордая сибирская лягушка. Ареалы этих видов земноводных заходят за Северный полярный круг. Сибирский углозуб встречается в районе полюса холода Оймякон. Он выживает даже при охлаждении до -45 градусов, способен вмерзать в лед и оживать после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное.

                                                                     

Самые заботливые

Известно, что земноводные могут проявлять разную форму заботы о потомстве, увлажняют свою кладку, переносят своих головастиков в воду и кормят их, строят для них отдельные бассейны, носят свое потомство в сумках. Ринодерма Дарвина вынашивает свои икринки и головастиков во рту. Личинки прирастают к слизистой оболочке, получая питание прямо из крови своего отца. Реобат- рахусы пошли еще дальше: они вынашивают свое потомство в желудке.

                                                 

Травоядные

Общеизвестно, что все земноводные питаются только животной пищей, но южноамериканская квакша наряду с насекомыми заглатывает маленькие ягоды и прекрасно их переваривает (зачем — неизвестно).

                                                                     

Летающие

Представители веслоногих лягушек имеют большие перепонки между пальцами задних ног, которые позволяют им планировать при прыжках с дерево на дерево на расстоянии до 7 м. Некоторые лягушки имеют хватательные конечности, которыми, как руками, цепляются за ветки. Они ходят на вытянутых ногах и хватаются ими так крепко, что бывает невозможно оторвать квакшу от ветки, не повредив её ноги.

                                                                   

Самые крупные

Среди хвостатых земноводных — это китайские и японские гигантские саламандры. Их длина достигает до 160 см. Живут эти животные в глубоких горных речках и питаются, в основном, рыбой. Китайская саламандра — один из прообразов главного героя китайского фольклора — дракона. С ней связано много легенд и мифов. Из бесхвостых земноводных самое крупное — лягушка голиаф. Она достигает в длину 33 см, ас вытянутыми ногами — более полуметра. Лягушка живет в камерунских речках с водопадами.



Предварительный просмотр:

Карточки для самостоятельной работы.

Карточка 1                    

Внешнее строение  земноводных.

 Лягушки — наиболее известные земноводные. Строение их тела своеобразно: крупная …….плавно переходит в широкое и короткое……., которое опирается на передние и ………..На передних лапках у нее по 4 пальца, на задних - по 5. Пальцы соединены тонкой кожистой перепонкой. Задние ноги у лягушки значительно ……..и сильнее передних. Они играют главную роль при ………, как на суше, так и в воде.   На суше лягушка передвигается…….. Совершая прыжок, она с силой отталкивается от земли задними ногами. Приземляется лягушка сначала на передние ноги: они предохраняют лягушку от удара   В воде лягушка передвигается с помощью быстрых толчков….. лап, которые снабжены …………перепонками, натянутыми между пальцами. Передние лапки при плавании она просто прижимает к телу.  Хвоста у лягушек ……..

Карточка 2

Нервная система и органы чувств.

Нервная система земноводных устроена……, чем у рыб. У них лучше развит  ………отдел мозга, а вот ……….. очень мал, что связано с однообразием движений амфибий. От головного мозга отходит …….. пар нервов. Очень хорошо развиты нервы, идущие к  конечностям и органам пищеварения.

   На голове лягушки хорошо видны крупные выпуклые ………Их прикрывают……... При моргании веки ………..поверхность глаз и защищают их от повреждений и засорения.

   Впереди глаз расположена пара……...

   Ушные отверстия прикрыты наружной………………...

   Жизнь лягушки сильно зависит от работы ее органов зрения. Лягушки видят любые движущиеся предметы, похожие на…………. Если лягушку окружить неподвижными………, она умрет с голоду, но стоит провести перед ее глазами небольшим черным кружком, как лягушка жадно хватает его, выбросив  ………….и старается проглотить его.


Карточка 3

                         

                                             Пищеварительная система.

Пищеварительный тракт, начинается  с ротовой полости, переходит в глотку, затем в ……..и, наконец, в…… а оттуда пища поступает в  ………,  который делится на тонкий и толстый отделы, заканчивается клоакой. В ротовой полости находится…….., который прикрепляется передним концом. При ловле насекомых, животные быстро высовывают …….и пища прилипает к нему. На верхней и нижней челюстях лягушки, а также на небных костях имеются……, но ими она только захватывает пищу, но не пережёвывает.

 Земноводные – первые наземные животные, у  которых выделяется слюна.  участвующая в смачивании пищи. В переваривании пищи у них участвует     поджелудочная железа и………...

                               

Карточка 4

                                  Дыхательная система.

 У взрослых земноводных органами дыхания служат…….., а у личинок  развиты наружные……….. . Легкие лягушки представляют собой пару полых мешков, но развиты они……, и поэтому очень большое значение в дыхании земноводных имеет влажная….. Если кожа высохнет, лягушка может………

                                 

Карточка5

                                         Кровеносная система.

 В отличие от рыб сердце земноводных ……………и состоит из двух……….  и одного………... В левом предсердии находится  кровь, богатая кислородом, которая поступает сюда от лёгких и кожи. В правом предсердии находится венозная кровь, поступающая от органов.  В желудочке ………………….артериальная кровь, и венозная. Такая смешанная кровь поступает к ………тела, поэтому обмен веществ у земноводных протекает……………  и они являются холоднокровными животными. В связи с наземным образом жизни у земноводных появляется второй …………. круг кровообращения.



Предварительный просмотр:

Приложение 3                  

ТЕСТ

  1. Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на ее приспособленность к обитанию в воде:

а)        короткое тело, лишенное хвоста;

б)        заостренная, клиновидная голова;

в)        перепонки на задних конечностях.

  1. Признаки приспособленности животных к наземному образу жизни:

а)        широкое туловище;

б)        наличие конечностей;

в)        клиновидная голова.

  1. Какое значение имеет слизь на теле лягушки?

а)        Помогает добывать пищу.

б)        Помогает передвигаться в воде.

в)        Защищает организм от бактерий.

  1. Ноздри снабжены клапанами, которые открываются в такт дыханию. В воде же они постоянно закрыты. Какую роль играют клапаны в жизни лягушки?

а)        Защищают ноздри лягушки.

б)        Участвуют в дыхании на суше.

в)        Необходимы для поиска пищи.

  1. Рассмотрите глаза лягушки, обратите внимание на наличие подвижных век. Признаком чего они являются?

а)        Приспособленности к жизни в воде.

б)        Хорошего зрения.

в)        Наземного образа жизни.

  1. Почему, долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр?

а)        В воде органом дыхания лягушки является кожа.

б)        В воде лягушка расходует запас воздуха, который имеется в легких.

в)        В воде жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

  1. Какая пара ног играет основную роль при движении лягушки на суше и в воде?

а) Передняя;        б) задняя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Тест по теме "Особенности строения и многообразие земноводных"

Тестпо теме"Земноводные" с выбором одного верного ответа из четырех можно использовать как при проверке домашнего задания , так и при обобщении изученного материала....

Конспект урока с использованием лабораторной работы по теме "Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей"

Конспект урока можно использовать в 7 классе при изучении темы "Тип кольчатые черви. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей." Для лабораторной работы используются натуральные объекты-дождевые ...

Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность" по теме "Бактерии" в 5 классе по программе Пономарёвой И.Н....

Тест по теме: "Особенности строения и жизнедеятельности растений"

Данный тест предназначен для использования в процессе подготовки к ОГЭ по биологии и содержит значительное количество вопросов оп темам: "Особенности строения растений", "Особенности пр...

Тест по теме: "Особенности строения и жизнедеятельности стебля и листа растений"

Данный тест предназначен для подготовки к ОГЭ по биологии и содержит вопросы. которые позволят проверить уровень подготовки учащихся по указанным темам...