Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Горбунова Валентина Владимировна

Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность" по теме "Бактерии" в 5 классе по программе Пономарёвой И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_17.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник И.Н.Пономарёва ,И.В.Николаев, О.А.Корнилова «Биология» 5  класс

Урок  Бактерии: строение и жизнедеятельность

Задача урока:

познакомить учащихся с особенностями строения бактерий ,формой  бактериальной клетки, процессами жизнедеятельности, способом питания.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся должны  знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», прокариоты», «эукариоты»

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, составлять план выполнения учебной задачи  , самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, учатся сравнивать, анализировать

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы,  осознание ценности живых объектов

УДД :  Характеризовать  особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Описывать разнообразные формы   бактериальных клеток на рисунке учебника. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Основные понятия урока: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, цианобактерии, гетеротрофы ,спора.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.

Тип урока:

  1.   Урок изучения нового материала;
  2.   По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  3.   По методу обучения: проблемно-поисковый беседа, диалог, наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения:

  1. Учебник И.Н.Пономарёва ,И.В.Николаев, О.А.Корнилова «Биология»
  2. Рабочая тетрадь к учебнику;
  3. Дополнительный текстовый материал;
  4. Презентации «Формы бактерий», «Бактерии»;
  5.  Лист самооценки

Оборудование: демонстрационный экран, компьютер

Ход урока

1. Проверка знаний. Фронтальный опрос

1. Как называется тема домашнего задания?

2. Сколько всего организмов насчитывается на земле?

3. Что такое классификация, для чего её используют?

4. Как называется наименьшая единица классификации?

5. Как называется самая крупная группа организмов?

6. Сколько и какие царства знаете?

2. Актуализация знаний

Определите,о каком царстве идет речь? (работа в группах.  Каждая группа получает карточку с кратким описанием какого-то царства . Определить о каком царстве идёт речь?)

1 группа

Тело состоит из плодового тела (шляпки и ножки) и грибницы. Быстро растут. Бывают съедобные  и несъедобные.

2 группа

Всасывают питательные вещества  при помощи корня из почвы. Неспособно активно передвигаться. Обогащают кислородом воздух и почву.

Большинство представителей этого царства состоит из стебля, корня, листьев. Зеленый  цвет листьям  придает красящее вещество хлорофилл.  Делятся на травы, кустарники, деревья.

3 группа

Способны активно передвигаться. Заглатывают готовую пищу. Сложны  и разнообразны по своему строению. Делятся на зверей, птиц, насекомых и другие.

4 группа

Примитивные одноклеточные организмы. Форма клеток может быть очень разной.

Можно увидеть в световой микроскоп.  Обитают везде: в почве, воде , воздухе, на теле животных , человека.

Самые маленькие обитатели планеты. Различимы только при очень сильном увеличении. Вне клетки другого организма жить не могут. Похожи на кристаллики неживого вещества.

3. Работа в листах самооценки

 Задание1

Распределите по царствам :  шиповник, пчела, шампиньон, ромашка, подберёзовик, змея, паук, молочнокислые бактерии, лягушка, подосиновик, вирус табачной мозаики, клубеньковые бактерии

Животные:

Растения

Грибы:

Вирусы:

Бактерии:

С какими новыми организмами встретились? (Клубеньковые бактерии)

4. Где встречаются бактерии?(сообщение учащегося)

Распространение бактерий. "Последние новости".

-бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

-некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

-в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;

-в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

-в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

-Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

5. Форма бактерий.

Презентация учащегося «Форма бактерий»

Задание в рабочей тетради № 5 (указать ,какие формы бывают у бактерий)

6. Рассмотрим строение бактериальной клетки (слайд   1-6 )

Задание  в рабочей тетради № 1( подписать основные части клетки) и  № 3 (строение бактериальной клетки)

7. Рассмотрим способы питания бактерий (слайд   7 )

Задание в рабочей тетради № 4 (выбрать правильный ответ и отметить его)

8. Размножение бактерий  (слайд  8,9 )

9. Образование спор  (слайд 10 )

10. Способы передвижения (слайд 11)

11.Основные признаки бактерий (слайд12-13)

12. Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять-

 Все умеем мы считать.

 Раз! Подняться потянуться.

 Два! Согнуться, разогнуться.

 Три! В ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре - руки шире.

 Пять- руками помахать.

 Шесть- за парту тихо сесть.

13. Актуализация знаний.

 С каким новым царством организмов сегодня познакомились? Давайте проверим , что вы запомнили о распространении и строении этих организмов (работа в листах самооценки)

 Задание 2. Выберите правильное суждение и подчеркните его.

  1. Бактерии встречаются повсюду..
  2. В классах до урока содержится бактерий больше, чем после урока.
  3. Бактерии- многоклеточные организмы.
  4. Форма тела бактерий различна: палочковидные, изогнутые, шарообразные.
  5. В клетках бактерий, как и у растений, имеется хлорофилл.
  6. Большинство бактерий бесцветно.
  7. Некоторые бактерии имеют жгутики.
  8. По способу питания бактерии разделяются на 2 группы.
  9. Солнечные лучи не губительны для бактерий.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока (2-3 минуты).

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы классу.

1. Какая задача была поставлена сегодня на уроке?

2. Удалось ли её решить?

3. Где можно применять новые знания?

4. Что на уроке у вас хорошо получилось?

5. Над чем ещё надо работать?

Что мы сегодня делали с вами на уроке? (Таблички вывешиваются на доску)

Думать

Находить информацию в учебнике

Слушать

Отдыхать

Высказывать своё мнение

Сравнивать

Анализировать

Подведение итогов.  Д/з

Листы самооценки

Задание1

Распределите по царствам:  шиповник, пчела, шампиньон, ромашка, подберёзовик, змея, паук, молочнокислые бактерии, лягушка, подосиновик, вирус табачной мозаики, клубеньковые бактерии

Животные:

Растения

Грибы:

Вирусы:

Бактерии:

 Задание 2. Выберите правильное суждение.

  1. Бактерии встречаются повсюду..
  2. В классах до урока содержится бактерий больше, чем после урока.
  3. Бактерии- многоклеточные организмы.
  4. Форма тела бактерий различна- палочковидные, изогнутые, шарообразные.
  5. В клетках бактерий, как и у растений, имеется хлорофилл.
  6. Большинство бактерий бесцветно.
  7. Некоторые бактерии имеют жгутики.
  8. По способу питания бактерии разделяются на 2 группы.
  9. Солнечные лучи не губительны для бактерий.

Задание 3.

А1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;
  2. только многоклеточные;
  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. В клетке бактерий есть:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;
  2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
  3. оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.

А3. Бактерии:

  1. питаются готовыми питательными веществами;
  2. сами способны создавать питательные вещества;
  3. верно 1и 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

урок по изучению нового материала, формированию знаний об особенностях внутреннего строения, связанного с интенсивным обменом веществ....

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

урок по фгос "Строение и жизнедеятельность бактерий"

прослеживается связь строения с жизнедеятельностью бактерий.Урок сопровождается презентацией....

Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС

План - конспект урока  по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Технологическая карта урока по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»...

Открытый урок на тему Строение и жизнедеятельность бактерии

Изучение строения бактерии. Особенности бактериальной клетки. Многообразие бактерии. Процессы жизнедеятельности. Значение бактерии в природе и жизни человека....