Урок по теме "Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Семак Татьяна Алексеевна

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • исследование особенностей внешнего строения птицы в связи с полетом;
  • отчёты ходе работы над исследованиями, обсуждение;
  • воспроизведение добытых сведений;
  • установление причинно-следственных связей;
  • самореализация учащихся в творческой работе;
  • восприятие новых знаний посредством органов чувств

Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения,

групповой деятельности.

 

Виды деятельности:

  • коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала, составление таблицы с последующей самопроверкой;
  • парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой;
  • самостоятельная работа по изученному материалу.

Средства обучения: ПК и проектор, презентация, рисунки, чучело птицы, перья птицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Класс Птиц. Приспособление птиц к полёту.

Цель: познакомить обучающихся с внешним строением птицы, отметив    

особенности, связанные с полётом.

Задачи: Достижение учащимися следующих результатов:

Предметные

  • понимать смысл биологических терминов;
  • описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
  • распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
  • приводить примеры животных разных систематических групп;
  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
  • характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные: 

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные: 

  • организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные: 

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,

Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • исследование особенностей внешнего строения птицы в связи с полетом;
  • отчёты ходе работы над исследованиями, обсуждение;
  • воспроизведение добытых сведений;
  • установление причинно-следственных связей;
  • самореализация учащихся в творческой работе;
  • восприятие новых знаний посредством органов чувств

Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения,

групповой деятельности.

Виды деятельности:

  • коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала, составление таблицы с последующей самопроверкой;
  • парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой;
  • самостоятельная работа по изученному материалу.

Средства обучения: ПК и проектор, презентация, рисунки, чучело птицы, перья птицы.

Ход урока

І. Организационный момент

         Встали тихо, замолчали, 
         Всё, что нужно, вы достали. 
         Приготовились к уроку, 
         В нём иначе нету проку. 
         Здравствуйте, садитесь, 
         Больше не вертитесь. 
         Мы урок начнем сейчас, 
         Интересен он для вас. 
         Слушайте  внимательно, 
         Поймёте вы всё обязательно.

Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке! Прозвенел звонок, а это значит, что мы готовы к новым открытиям.

- Мне бы хотелось, чтобы вы были сегодня активными, чтобы ваши ответы были правильными и аргументированными.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Начнем урок с проверки домашнего задания. 

- Ребята, с группой каких животных вы познакомились на прошлом уроке? (класс Пресмыкающиеся»)

- Верно ребята. На прошлом уроке мы познакомились с характеристикой класса пресмыкающиеся, с особенностями их внешнего и внутреннего строения, средой обитания, их многообразием.

- Я предлагаю вам вспомнить эту тему и выполнить небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу (раздаю задания)

 Подпишите их, пожалуйста. Приступаем к работе. (на выполнение работы 5 минут)

Выберите номера правильных утверждений и отметьте их знаком + (Приложение №1)

1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. (+)

2. Все пресмыкающиеся четвероногие животные.

3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой. (+)

4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.

5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала.

6. У рептилий внутреннее оплодотворение. (+)

7. Пресмыкающиеся дышат через кожу.

8. У всех пресмыкающихся веки не подвижные.

9.  Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды. (+)

10. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное.

11. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.

12. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные. (+)

Ответы: 1, 3, 6, 9, 12.

- А сейчас отложите ручки, обменяйтесь листочками. Сравним ответы, с правильными, указанными на слайде. (слайд…..)

Оцените свои работы.

- А сейчас возвращаем свои листочки.

- Подымите руки, пожалуйста, те, кто получил 5. Отлично!

- А у кого сегодня за урок будет оценка 4? Хорошо!

- А есть оценка пониже, чем 4?  Вам есть, над чем поработать.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели урока

- К какому типу относится класс Пресмыкающихся? (тип Хордовые)

- Какие классы типа Хордовые мы уже изучили?  

- Давайте вспомним эти классы и поиграем в игру «Третий лишний»

Игра «Третий лишний»

Вам необходимо назвать животных, изображенных на картинке. Два из них относятся к одной группе, с которой мы уже знакомы, а третье - к другой группе.

-  Какое животное лишнее? Почему? Определить класс животных. Назовите признаки каждого класса.

Постановка проблемы:

- Как вы думаете, представители какого класса здесь изображены? (птицы)

- А знакомы ли вы с особенностями животных этого класса?

- Как вы думаете, почему?  Будем изучать сегодня.

- Сформулируйте тему урока.

- Действительно, сегодня мы приступаем к изучению Класса птиц.

- А чем еще отличаются эти животные от других животных? (способность к полету)

Значит, нам надо не только дать общую характеристику класса Птицы, но и выявить черты приспособленности к полету.

Запишем тему в тетрадях: «Класс Птицы. Приспособления птиц к полету»

- Давайте вместе с вами сформулируем цель урока, что мы сегодня о птицах можем узнать?

Цель урока: изучение особенностей внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

– Ребята, кто такие птицы? 

           Птицы - наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных.

Это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше.

  Птицы на Земле живут всюду, за исключением внутренних частей Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, пресные водоёмы, прибрежные части морей. Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

   -  Я предлагаю воспользоваться учебником и найти признаки, характерные для класса Птицы и записать их в тетрадь. (п. 22, стр. 108)

 Общая характеристика класса Птицы

  • Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры. Линька.
  • Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.
  • Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.
  • Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40, высокий обмен веществ)
  • Передние конечности превращены в крылья

(проверяем устно и открываем слайд с признаками)

    Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

     Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать.

     Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал). Жил он около 150 млн. лет назад. 

  -  Я предлагаю вам послушать монолог Катерины из произведения Александра Николаевича Островского «Гроза» «…Отчего люди не летают? 
   Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»     

 - Как вы думаете, какой вопрос интересовал людей?

- Да, люди летать не могут, но зато способностью к полету обладают почти все птицы.  

 Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?  И что позволяет им летать?»

- Ребята, а кто помнит, какую цель мы ставили на уроке? (познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету).

- Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований.

Исследование 1 «Изучение внешнего строения птиц»

- А предлагаю начать наше исследование с изучения внешнего строения птиц.

Посмотрите внимательно на экран.  (Фронтальная работа со слайдом «Внешнее строение птицы»).

- Опишите форму тела птицы. (у птиц обтекаемая форма тела, уменьшает трение о воздух)

- Как вы думаете, из каких отделов оно состоит?

(У каждой птицы можно различить голову, шею, туловище и конечности.)

-  Что вы можете сказать про голову? Какая она? (голова у птиц небольшая)

- Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней?

  • На голове у птиц находятся органы зрения – глаза.

-  Каким, по - вашему, должно быть зрение птиц? (У птиц должно быть хорошее зрение, так как многие из них высматривают движущуюся добычу, насекомых, ягодные травы и кустарники с большой высоты).

  • органы слуха – слуховое отверстие, находятся по обе стороны головы.

- Как вы думаете, птицы хорошо слышат? (Предполагают, что тонкий слух позволяет улавливать звуки добычи и своевременно реагировать на приближение врагов).

  • орган захвата и удержания добычи – клюв. Когда птица раскрывает клюв, хорошо виден язык птицы.

- Как вы думаете, какие функции выполняет клюв птицы? (Предполагают, что клюв выполняет несколько функций. С помощью него птица добывает себе пропитание, охотится, удерживает добычу, обороняется).

- А как вы считаете, птицы умеют поворачивать голову? (да)

- С помощью какого отдела тела, она выполняют эту работу? (шеи)

- Значит, какой вывод мы можем сделать. (Шея подвижная)

- Что вы можете сказать о конечностях? Передние конечности у птиц превратились в крылья.

- А где расположены крылья? (на туловище)

Крылья – неотъемлемая часть тела всех птиц, без исключения.

- Давайте поговорим о том, зачем птице крылья?  (С помощью крыльев птица летает. Когда она взмахивает крыльями, она как бы отталкивается от воздуха. Когда птица парит в небе, её крылья широко раскинуты. Она увеличивает объём своего тела и сила Архимеда помогает ей не упасть.)

- А какие функции выполняют крылья? (защита от врагов, для полёта, забота о потомстве, брачные игры).

Задние конечности – 2 ноги с широко расставленными пальцами. С их помощью птицы передвигаются по земле. А когти, которые имеются на пальцах помогают птицам удерживаться на ветках деревьев.

- Рассматривая строение птицы вы, наверняка, обратили внимание, что практически у всех птиц есть хвост.

- Для чего птице хвост? (Возможные ответы: хвост у птицы выполняет функции руля. Если понаблюдать за птицами, то можно увидеть, что положение её хвоста меняется в зависимости от того, взлетает птица, садится или парит в небе. У тех птиц, которые не летают, хвост не так хорошо развит. В процессе эволюции они избавились от ненужного приспособления).

- А кто знает, почему птицы не промокают?

(У основания хвоста на теле птицы имеется копчиковая железа, которая вырабатывает жирный секрет. Часто можно наблюдать за тем, как птицы клювом выбирают секрет и смазывают им перья. Предполагают, что смазывание перьев увеличивает их водоотталкивающие свойства, благодаря чему между ними сохраняется воздух, и, птица не тонет).

- Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам заполнить таблицу «Внешнее строение птиц». (таблица у вас на парте, проверка заполнения таблицы с доской)

Заполните таблицу «Внешнее строение птиц»

Отделы тела

Особенности строения

1.   Голова

Небольшая, округлой формы.

   - глаза

Расположены по бокам головы, кроме верхнего и нижнего века  имеют  мигательные  перепонки,

   -  клюв

Образован подклювьем и надклювьем, покрытых роговым чехлом.

   -  ноздри

Расположены в основании надклювья.

   - слуховые отверстия

Расположены ниже глаз, ближе к затылку.

2. Шея  

 Длинная или короткая, подвижная

3. Туловище

Обтекаемой формы, покрыто перьями.

4. Конечности

- передние конечности -крылья

Служат для полёта, их плоскости поддерживают птицу в полёте.

- задние конечности

 Есть цевка

(проверка заполнения таблицы по слайду)

- Какую цель мы ставили в начале урока?  (изучить внешнее строение птиц)

- Мы её выполнили? (да)

- А чем покрыто тело птицы? (перьями)

- Как вы видите на слайде, тело птицы покрыто перьями.

- Какое строение имеют перья? Какие виды пера можно найти на теле птиц? Какую функцию они выполняют? Каково их строение в связи с выполняемой функцией?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить следующее исследование.

Исследование 2 «Изучение строения пера»

- Я приглашаю вас в научную лабораторию.

- А что делают в научной лаборатории? (исследуют).

Для проведения исследования, вам нужно объединиться по парам.

Сейчас вам предстоит рассмотреть строение пера и найти основные части. Но сначала вы должны познакомиться с инструкцией. Внимание на экран. Весь материал и оборудование у вас на партах. Желаю удачи! (самостоятельная работа в паре) (Приложение №2)

Карточка с информацией

  1. Рассмотреть строение пера.
  2. Найти основные части пера.

Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала. 

  • Стержень – это длинная, пустая трубка, к которой прикреплены волоски.
  • Опахало – это волосистая часть перьев.
  • Очин – это нижняя неопределённая часть с отверстием на конце.
  1. Зарисуйте строение пера и подпишите его основные части.
  2. Проведите опыты и определите свойства пера:
  • Дуньте на перо. Оно летит- значит…..(лёгкое)
  • Опустите    перо в стакан с водой, перо не ……(намокло.)
  • Отрежьте кончик пера ножницами и рассмотрите перо внутри  (Внутри перо пустое).
  1. На основании изучения внешнего строения птицы и пера отметьте особенности, связанные с полётом. Запишите выводы в тетради.

- Давайте теперь обсудим ваши результаты.

- Из каких частей состоит перо? (ствол, очин, опахало - один ученик показывает и называет части пера на экране)

- Какие свойства имеют перья? (лёгкое, не тонет и не промокает)

- В результате полученных знаний, мы какие можем сделать выводы?

- Как вы думаете, перья у птицы одинаковые?  (Нет, каждое выполняет свою функцию) 

1. Контурные перья – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Помогают птицам летать. 

а. Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла. 
б. Кроющие перья – покрывают тело, находятся под кроющими.
в. Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.

Более мягкие перья (покровные) покрывают всё тело птицы, защищают его и облегчают полёт.

2. Пуховые перья – Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером, находятся под контурными перьями. У них очень тонкий стержень. Помогают птицам сохранять тепло.

3. Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

- Как вы думаете, а какие перья у вас на столах? Давайте определим.

- А где в жизни используются перья?

Приводят примеры из жизненного опыта:

1) Свойство пуха удерживать тепло используют для изготовления подушек и одеял;

2) Твёрдость ствола и очина пера дают возможность изготовить из него чернильную ручку. Интересно, что та часть пера, которую срезают ножом при заточке, называется очином (от слова очинить);

3) Зная водоотталкивающие свойства пера и его лёгкость, из него легко изготовить поплавок для рыбалки;

4) С незапамятных времён люди использовали перья для украшения шляп, причёсок, одежды, поделок из природных материалов.

- Ребята! Также хочу напомнить вам, что нельзя поднимать перья на улице, какими бы красивыми они не были. Ведь оно могло быть от больной птицы, а существует много болезней, передающихся от птиц к человеку.

- Какие особенности внутреннего строения помогают птицам приспособиться к полету?

1. Наличие скелета. Скелет делится на скелет черепа, туловища и конечности. Появился киль – это крупная, плоская кость, необходимый для полёта. Кости лёгкие и прочные, с воздушными полостями, для облегчения массы тела.

2. Дыхательная система. Дыхание у птиц двойное, в процессе дыхания участвуют лёгкие и воздушные мешки, которые служат дополнительным резервуаром воздуха.

Таким образом, основными приспособлениями птиц к полёту служат:

Крылья, хвост, перья, киль, лёгкие и воздушные мешки.

V. Закрепление первичных знаний

 

- А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, используя новые знания.

Задание 1. Закончить фразу:

  • Птицы – позвоночные животные, способные …..к полету.
  • Отделы тела птиц:…………….. голова, шея, туловище, конечности.
  • Тело покрыто……перьями
  • Форма тела….обтекаемая
  • Шея птиц… (подвижная)
  • Передние конечности превратились в ….крылья
  • Нижние конечности покрыты… (роговыми чешуями)
  • Перья птиц подразделяют… (контурные, пуховые);
  • На хвосте нахожится железа… (копчиковая);
  • Предком птиц был……архиоптерикс

Задание 2.  «Найди биологическую ошибку»

- Прочитайте текст, который вы видите на слайде и найдите ошибки. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

 1. Птицы – беспозвоночные (позвоночные) животные, приспособившиеся к полету. 2. У птиц интенсивный обмен веществ, поэтому они являются хладнокровными (теплокровными) животными. 3. Компактное туловище птиц имеет трапецеобразную (яйцеобразную) форму. 4. Это затрудняет (улучшает) обтекаемость тела воздушным потоком. 5. Перья птиц состоят из ствола, очина и опахало. 6. На теле птиц основные перья – маховые (контурные).

Ответы: 1, 2, 3, 4, 6.

Задание 3. Синквейн

- У вас есть возможность написать синквейн на выбор: ПТИЦА, ПЕРО.  

- Ребята, напишите синквейн.

Синквейн

1. Главное слово (существительное)

2. Два  прилагательных

3. Три глагола.

4. Предложение или высказывание.

5. Существительное.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.

VI. Итоги урока:

- Давайте подведём итоги урока.

- С каким классом животных мы познакомились на уроке?

- Что нового сегодня вы узнали?

- Ребята, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?

- Достаточно ли мы знаем о птицах?

Что еще предстоит нам узнать?

VII. Рефлексия

Давайте обсудим, как вы оцените свой вклад в урок, эффективность работы. Я вам предлагаю по кругу высказать одним предложением оценку своей работы, выбирая начало фразы на слайде:

  1. сегодня я узнал…
  2. меня заинтересовало…
  3. мне понравилось…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я приобрел…
  7. я научился…
  8. у меня получилось …
  9. я смог…
  10. я попробую…
  11. меня удивило…..

VIII. Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: п. 22, заполнить таблицу «Внутреннее строение птиц»)

- Спасибо всем за интересную и плодотворную работу, за хорошее настроение.

Благодарю вас за вашу работу! Молодцы, за ваши ответы на уроке я хотела бы оценить следующих учащихся…

Закончить урок я хотела бы следующим: многокрасочный и разноголосый мир пернатых не знает государственных границ. Он является достоянием всех жителей

Приложение №1

Ф.И. ученика         -------------------------------------------------------------------------------------

Выберите номера правильных утверждений и отметьте их знаком +.

1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.

2. Все пресмыкающиеся четвероногие животные.

3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой.

4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.

5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала.

6. У рептилий внутреннее оплодотворение.

7. Пресмыкающиеся дышат через кожу.

8. У всех пресмыкающихся веки не подвижные.

9.  Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды.

10. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное.

11. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.

12. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.

Индивидуальная карта ученика

Ф.И. ученика         -------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Выберите номера правильных утверждений и отметьте их знаком

1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.

2. Все пресмыкающиеся четвероногие животные.

3.Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой.

4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.

5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала.

6. У рептилий внутреннее оплодотворение.

7. Пресмыкающиеся дышат через кожу.

8. У всех пресмыкающихся веки не подвижные.

9.  Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды.

10. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное.

11. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.

12. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.

Задание 2.  Заполните таблицу «Внешнее строение птиц»

Отделы тела

Особенности строения

1.   Голова

   

   

2. Шея  

3. Туловище

4. Конечности

Задание 3.  Изучите строение пера птицы

  1. Рассмотреть строение пера.
  2. Найти основные части пера.

Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала. 

  • Стержень – это длинная, пустая трубка, к которой прикреплены волоски.
  • Опахало – это волосистая часть перьев.
  • Очин – это нижняя неопределённая часть с отверстием на конце.
  1. Зарисуйте строение пера и подпишите его основные части.
  2. Проведите опыты и определите свойства пера:
  • Дуньте на перо. Оно летит- значит…..(?)
  • Опустите    перо в стакан с водой, перо не ……(?)
  • Отрежьте кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри  (?).
  1. На основании изучения внешнего строения птицы и пера отметьте особенности, связанные с полётом. Запишите выводы в тетради.

Задание 4. Составьте синквейн на выбор: ПТИЦА, ПЕРО.  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Приспособления птиц к полету

Методической основой данного урока является технология проблемного обучения, предполагающая включение воспитанников в процесс решения проблем и проблемных задач, организацию  самостоятельно...

Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора

Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора выполнен группой учащихся под руководством учителя....

Конспект занятия по теме: «Удивительные приспособления птиц»

Этот план-конспект занятия по экологии может быть полезен педагогам, обучающим детей младшего школьного возраста....

Урок по окружающему природному миру 1 класс (умеренная умственная отсталость). Тема: «Зимующие птицы, кормление птиц». Обобщающий урок.

Материал урока  предназначен для учащихся 1 класса с умеренной умственной отсталость. На уроке царит не напряженная, интересная , познавательная "экскурсия" в мир природы,создаёт...

Конспект урока мир природы и человека в 3 классе "Птицы. Строение птиц"

Урок рассчитан на детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА БИОЛОГИИ ТЕМА "ПТИЦЫ. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЕТУ"

мАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ....