Конспект открытого урока по теме: Повторение и обобщение "Класс Насекомые" .
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Полянская Ольга Сергеевна

Конспект  открытого урока  + презентация для учащихся  7ых классов. по теме "Насекомые повторение и обобщение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nasekomye.docx39.65 КБ
Файл povtorenie_klass_nasekomy.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛИЦЕЙ 1451

Конспект открытого урока в 7 А классе. Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме «Класс Насекомые»

Учитель биологии Полянская О.С.

Москва2014


1.Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

1 мин

2.     Актуализация урока

Сегодняшний урок мы посвятим повторению и обобщению знаний о насекомых. На протяжении нескольких занятий мы говорили об этих уникальных животных, подробно их изучая по отрядам. Данный урок покажет насколько вы хорошо усвоили материал. И начнем мы, пожалуй, с известного всем стихотворения  К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Но прочитаем мы его не просто четко и выразительно, а просистематизируем всех животных, о которых говорится в данном стихотворении. После каждого упоминания какого- либо животного, вы говорите, к какому типу , классу и отряду оно относится.  Итак, начнем!

Внимательно слушают учителя. Приготавливаются к выполнению задания.

2 мин

3. Проверка знаний

  1. Задание Проверка номенклатуры класса Насекомые

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо! (Тип Членистоногие, Класс Насекомые, отряд Двукрылые)

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

“Приходите, тараканы, (Тип Членистоногие, Класс Насекомые, Отряд Таракановые)
Я вас чаем угощу!

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки – (такого насекомого не существует, общее бытовое название всех насекомых)
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приходили к Мухе блошки, (Тип Членистоногие. Класс Насекомые, отряд Блохи)
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела, (Тип Членистоногие, класс Насекомые, отряд Перепончатокрылые)
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла...

“Бабочка-красавица, (Тип Членис-е, класс Насекомые, отряд Чешуекрылые (или Бабочки)
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?”

Вдруг какой-то старичок
Паучок  (тип Членистоногие, класс Паукообразные, отряд Пауки - это не насекомое)
Нашу Муху в уголок
Поволок, -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

“Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!”

Но жуки-червяки (Тип членистоногие, класс Насекомые, отряд Жесткокрылые или Жуки)
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:

Тараканы
Под диваны,
А козявочки (бытовое название насекомых)
Под лавочки
А букашки под кровать -
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай.
Именинница!

А кузнечик, а кузнечик! (Тип Членист-е, класс Насек-е, отряд Прямокрылые)
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!

2 Задание «Верно ли суждение»

  1. Тело насекомого разделено на три отдела?
  2. Ротовой аппарат у жука колюще- сосущий
  3. У бабочки ротовой аппарат сосущий .
  4. У кузнечика передние ноги копательные?
  5. Жуки умеют плавать ?
  6. У майского жука полное превращение?
  7. Верно ли, что оводы наносят вред животным ?
  8. Верно ли, что комары могут являться  переносчиками опасного заболевания
  9. Верно ли, что пауки относятся к классу насекомых?
  10. Верно ли, что бабочка – капустница питается листьями картофеля?

3. Задание «Третий лишний» 
1.  Паук-крестовик, бабочка махаон, жук-плавунец;

2. Рак-отшельник, блоха человеческая, рыжий муравей;

3. Пчела медоносная, скорпион, комар-пискун

4. Майский жук, дафния, кузнечик зеленый;

5. Тарантул, капустная белянка, колорадский жук;

6. Дождевой червь, саранча, слепень

4.Задание: Соотнеси отряд и насекомое, понятие и определение

Учащимся раздаются карточки с заданиями.

Смотреть таблицы ниже в приложение.

5. Задание: Проверка признаков насекомых.

Учащимся предлагается пройти тест для окончательной систематизации знаний.

1. Органами осязания у большинства насекомых являются:

А) ротовые органы     Б) крылья     В) усики и ножки        

Г) только ножки

2.Сколько отделов  в теле насекомого?

А) три   Б) два   В) один   Г) четыре

3.Дыхальца насекомого расположены:

А) на голове   Б) только на груди   В) на груди и брюшке

Г) на голове, груди, брюшке

4.Сосущий ротовой аппарат относится к …

А) жуку   Б) бабочке   В) стрекозе     Г) комару

         5. Ротовой аппарат грызущего типа у:

А) мухи   Б) бабочки   В) стрекозы   4) комара

6. Комнатная муха является переносчиком..

А) молярии   Б) чумы  В) дизентерии   Г) чесотки

      7.Блохи являются переносчиками

А) молярии   Б) чумы  В) дизентерии   Г) чесотки

Учащиеся читают стихотворение. Находят знакомых им насекомых. И определяют к какому отряду они относятся.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо
! (Тип Членистоногие, Класс Насекомые, отряд Двукрылые)

Приходите, тараканы, (Тип Членистоногие, Класс Насекомые, Отряд Таракановые)

Приходили к Мухе блошки, (Тип Членистоногие. Класс Насекомые, отряд Блохи)

Бабушка-пчела, (Тип Членистоногие, класс Насекомые, отряд Перепончатокрылые)

Бабочка-красавица, (Тип Членис-е, класс Насекомые, отряд Чешуекрылые (или Бабочки)


Паучок  (тип Членистоногие, класс Паукообразные, отряд Пауки - это не насекомое)

Но жуки-червяки (Тип членистоногие, класс Насекомые, отряд Жесткокрылые или Жуки)


А кузнечик, а кузнечик! (Тип Членист-е, класс Насек-е, отряд Прямокрылые)

Учащиеся читают суждения и отвечают, комментируя свой ответ.

  1. ( да. Голова грудь. брюшко)
  2. ( нет. Грызущий)
  3. ( да)
  4. ( нет. Передние ноги копательные у жука навозника)
  5. ( да. Жук плавунец. Передние ноги выполняют плавательную функцию
  6. ( да. Яйцо, личинка, куколка, врозлое насекомое)
  7. ( да)
  8. ( да, малярийный комар возбудитель заболевания- малярия)
  9. ( нет, они относятся к тип членистоногие. Класс паукообразные)
  10. ( нет, листьями картофеля питается колорадский жук)

Учащиеся читают задание, определяют кто из перечисленных представителей не относится к насекомым.


1.  паук- крестовик, тип членистоногие , класс паукообразные

2.  рак- отшельник, тип членистоногие, класс ракообразные

3. скорпион, тип членистоногие, класс паукообразные

4. дафния, тип членистоногие, класс ракообразные

5. тарантул, тип членистоногие, класс паукообразные

6.  дождевой червь,  тип кольчатые черви

Учащиеся работая попарно заполняют карточки.

Учащиеся читают вопросы  и из четырёх предложенных ответов выбирают  только один правильный

  1. В) усики и ножки       
  2. А) три   
  3. В) на груди и брюшке
  4. Б) бабочке   
  5. В) стрекозы   
  6. В) дизентерии   
  7. Б) чумы 

25 мин

4. Подведение итогов

Мы сегодня ещё раз убедились, что насекомые самые многочисленные животные на Земле . Они освоили водную, наземную, почвенную, воздушные среды. Среди них немало прекрасных летунов, пловцов, бегунов, землекопов и др. специалистов. Есть общественные, одиночные, хищные и паразитические. Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям, несмотря на то, что они имеют непостоянную температуру тела.

Учащиеся слушают и вместе с учителем подводят итоги уроки.

2 мин

5. Домашнее задание

Подготовка к контрольной работе по теме : «Насекомые»

Учащиеся записывают домашнее задание

1 мин

Приложение.

Карточки с заданиями для номера 4.

Бабочка- капустница, кузнечик, оса, комар-пискун, колорадский жук, майский жук, саранча, кузнечик,  медоносная пчела,  муха комнатная, махаон. 

Отряды насекомых

Представители класса Насекомых

Чешуекрылые

Перепончатокрылые

Прямокрылые

Двукрылые

Жесткокрылые

Понятие

Определение

трахеи

1.Неподвижная стадия в развитии

личинка

2.Дыхательные отверстия

мальпигиевы сосуды

3.Первая стадия в развитии насекомого

хоботок

4.Превращение

яйцо

5.Вторая стадия развития насекомого

дыхальце

6.Орган выделения

куколка

7.Органы дыхания насекомых

метаморфоз

8.Сосущий или колюще-сосущий ротовой аппарат

Список используемой литературы :

Учебник по биологии 7 класс Никишов А.И.

Стихотворение  К.Чуковского «Муха-Цокотуха»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель биологии ГБОУ Лицей № 1451 Г. Москва Рощинский 5-й пр -д, 4 7 класс (12-13 лет) Биология Повторение и обобщение знаний по теме: «Класс Насекомые». Полянская Ольга Сергеевна

Слайд 2

Повторение и обобщение знаний по теме «Класс Насекомые» Повторение и обобщение знаний по теме «Класс Насекомые»

Слайд 3

Задание 1. Проверка номенклатуры класса Насекомые. Чуковский Корней Иванович «Муха-Цокотуха».

Слайд 4

Задание 2. «Верно ли суждение»

Слайд 5

1.Тело насекомого разделено на три отдела

Слайд 6

2.Ротовой аппарат у жука колюще- сосущий

Слайд 7

3.У бабочки ротовой аппарат сосущий

Слайд 8

4.У кузнечика передние ноги копательные

Слайд 9

5.Жуки умеют плавать

Слайд 10

6.У майского жука полное превращение

Слайд 11

7. О воды наносят вред животным

Слайд 12

8. Комары могут являться переносчиками опасного заболевания

Слайд 13

9. П ауки относятся к классу насекомых

Слайд 14

10. Бабочка – капустница питается листьями картофеля

Слайд 15

Задание 3. « Третий лишний»

Слайд 16

Паук-крестовик бабочка махаон жук-плавунец

Слайд 17

Рак-отшельник блоха человеческая рыжий муравей

Слайд 18

Пчела медоносная скорпион комар-пискун

Слайд 19

Майский жук дафния кузнечик зеленый

Слайд 20

Тарантул капустная белянка колорадский жук

Слайд 21

Дождевой червь саранча слепень

Слайд 22

Задание 4. Соотнесите отряд и насекомое, понятие и определение

Слайд 23

Задание 5. Проверка признаков насекомых .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописа...

Открытый урок на тему "Повторение времен"

План проведения урока в 5 классе на тему "Повторение времен" по УМК Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В. (5-6 классы) "Enjoy English"...

План - конспект открытого урока по теме "Интересное о насекомых" 5 класс Spotlight

План - конспект открытого урока по теме "Интересное о насекомых" рассчитан для УМК Spotlight 5 класс. На уроке предполагается обучение поисковому и ознакомительному чтению, развитие 4 -х видов ре...

Конспект открытого урока по теме: " Повторение техники лазанья по канату произвольным способом. Совершенствование лазанья по гимнастической стенке произвольным способом с переходом на гимнастическую скамейку"

Задачи урока: формировать адекватное поведение в сложных двигательных ситуациях, способствовать выработке и совершенствованию координации движения....

Открытый урок по теме "Повторение по теме «Имя существительное»

Цель: обобщение знаний обучающихся об имени существительном как части речи, отработка орфографических и пунктуационных навыков. Задачи: 1) развивать лингвистическ...

Открытый урок по теме "Повторение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение»"

1.Повторение изученного о правописании местоимений, об их образовании и морфологических признаках.2. Расширение кругозора и пополнение словарного запаса учащихся, привитие любви к родному языку, воспи...