Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Белова Елена Степановна

Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы, проведенное в дни науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologii_i_okhrane_prirody.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по экологии, обществознанию  и охране природы.

День Земли

 Внеклассное мероприятие

 

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Форма проведения: устный журнал.

            «Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».

            Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.

            Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

            От кого мы охраняем природу?  - От человека.

            В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.

            За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями. Глобальную систему жизни называют биосферой («био» - «жизнь», «сфера» - «оболочка»). Биосфера и есть наш общий дом.  Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

            Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

            В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

            У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней, засух, морозов, ураганов. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы. Разрушения продолжаются, и не только  стихийные. Их наносит человек.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

 

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

                                                                Роберт Рождественский

            Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли.

            22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция  стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

            Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.

В. Гёте

Страница 1.  «Что имеем не храним…»

 Всё имеется у нас на потом и на сейчас:

 Реки, горы и леса, голубые небеса,

 Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!

 Всё она отдать нам рада,

 Только жадничать не надо!

 И останется тогда всё для всех и навсегда!

                                                                                В.Орлов

Только факты.

·                    Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.

·                     Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.

·                    Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные  в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.

Всё, что несёшь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди,

Чтоб только – пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

                                                                      И.Дружинин

 

 Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства?

Была над рекою чаща – березнячок  молодой.

Стрекозы, глаза тараща, планировали над водой.

Кувшинки цвели местами, лилии и трава.

Под свесившимися кустами разгуливала плотва.

В июле, когда повсюду царил нестерпимый зной,

В речушке – какое чудо! – вода бала ледяной.

Мальчишки бросались в воду с бревенчатого моста…

Приехал  я через годы – и не узнал места.

Здесь побывали лесорубы, куда теперь ни взгляни, -

Торчат, как гнилые зубы, невыкорчеванные пни.

И выбрав на речке место, которое погрязней,

Барахтается семейство блаженствующих свиней.

И душно от испарений, от пыли луга седы.

Хотя бы полметра тени, хотя бы глоток воды!

Не выйти к речным излукам и тело не освежить…

А здесь сыновьям и внукам, и правнукам нашим жить.

                                                                         Н. Старшинов

            Здесь жить и «Братьям нашим меньшим», то есть животным. Как обстоит с ними дело?

 

Диких животных надо беречь так же, как мы бережём картины Рафаэля, Кёльнский собор, индийские храмы.

Б.Гржимек

В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там всё служит друг другу и взаимно приспособлено.

Г.Морозов

Суд над лягушкой и волком

Судья. Встать, суд идёт. Ведите подсудимую! (Входит лягушка) Как твоё имя?

Лягушка. Ква-ква… Лягушка!

Судья. Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное создание!

Лягушка. Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не привлекают птиц.

Судья. Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.

Лягушка. Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?

Судья. Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!

Лягушка.  Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.

Судья. Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.

Лягушка. Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака.

(за сценой слышится кваканье лягушек)

 Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)

Судья. Кто следующий? (Вводят волка)о тебе говорят: «Стареет, но не добреет; линяет, но права своего не меняет». Ты и зайца у охотника из-под носа унесёшь, и жирным барсуком полакомишься, и кроликом не побрезгуешь, и птичьи гнёзда разоряешь! Да и характер скверный: расчетливый, трусливый, хитрый.

Волк. Как посмотришь на некоторых людей, у них характер не лучше! В сущности, единственные мои враги – вы, люди. Беспощадно истребляя нас, человек, вместе с тем, сочиняет про нас небылицы.

Судья. Ну, хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка верна. Ты уничтожаешь дичь, режешь домашний скот, разносишь бешенство. Приговор один: повинен в смерти волк, объявляется ему всеобщая война.

Волк. Гражданин судья! Газеты надо читать! Нынче такие призывы звучат странно, даже дико. Разбойник и убийца – верно, но вместе с тем и превосходный певец. (Скулит: у-у-у-у).

 В тундре, где нас извели, стали гибнуть олени. Они всегда держались плотными стадами, теперь, не видя нас, стали разбредаться. Заметно увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких ослабших оленей.

 И ещё, ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида виновен человек. Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких-либо хищников. А со мной, по вашей милости, чуть это не произошло. Я теперь под охраной. Читайте! (Достает газету, протягивает её судье и убегает)

Судья. Ну и грамотные волки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой! Надул меня серый! Отстреливать вас можно и нужно. Только нужно строго регулировать отстрел, не дать исчезнуть целому виду.

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!..  Но считанные птицы

Над считанными рощами летят,

Дрожит камыш на считанных озёрах

И считанные рыбы живут в реке.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?!

                                                                      Р.Рождественский

Страница 2. «… потерявши – плачем», или Они жили на Земле

…Как ни изобретателен человек, он не в силах ни сотворить новый вид животного, ни воссоздать уничтоженный вид.

Дж. Даррелл

 

            Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у неё!

 Океан седой гремит набатно,

 Он таит обиду в глубине,

 Черные раскачивая пятна

 На крутой разгневанной волне.

 Стали люди сильными, как боги,

 И судьба Земли у них в руках,

 Но темнеют страшные ожоги

 У Земного шара на боках.

 Мы давно освоили планету,

 Широко шагает новый век.

 На Земле уж белых пятен нету,

 Черные сотрёшь ли, человек?

            Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты изменяется. За последние350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

            Новокаледонский  попугай лори истреблён в 1860 г.

            Попугай с острова Лорда Хоу истреблён в 1869 г.

            Таитянский длиннохвостый попугай истреблён примерно в 1850 г.

            Коричневоголовый попугай истреблён в 1773 г.

            Кубинский красный попугай ара истреблён в 1885 г.

            Каролинский длиннохвостый попугай истреблён в 1914 г.

             Степная куропатка истреблена в 1932 г.

Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).

            Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».

            Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез.  Португальцы называли этих птиц «додо».

            В музеях сохранились лишь несколько сушёных лапок, пара голов  и множество костей этой птицы. Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикий и изображён на гербе этой страны.

            Бескрылая гагарка, очень крупная нелетающая птица, населяла берега Исландии, Скандинавии, Англии и Лабрадора. Эти птицы не умели летать, но отлично плавали, охотясь за различной рыбой. Гнездились эти птицы на скалах, образуя колонии. Острова, на которых жили гагарки, часто посещали рыбаки, которые легко добывали не умеющих летать птиц, собирали их яйца. В результате подобной бесконтрольной охоты бескрылые гагарки постепенно исчезли  с лица Земли. Последняя размножающаяся колония этого вида существовала примерно до 1840 г., а последняя особь бескрылой гагарки была встречена у острова Ньюфаундленд в 1852 г. К настоящему времени всё, что сталось от бескрылой гагарки, это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира.

            Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга  - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.

            Тур – дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627 г. это красивое животное было прекрасным объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до второй мировой войны попытались заново «собрать воедино» разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И это им удалось – было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не «настоящий»  дикий тур, а лишь порода домашнего скота.

            Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам.

            Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания-Нова, был убит последний тарпан.

Зебра квагга.  Степные зебры бродили по равнинам Южной Африки огромными стадами. Когда белые поселенцы добрались туда, они начали истреблять этих животных ради их мяса и шкуры. К 1883 г. квагги были истреблены окончательно. Последнее животное умерло в зоопарке Амстердама в 1883 г.

            Для естественного эволюционного процесса характерно, когда одни виды исчезают, вытесняемые другими. Но то, что происходит в нашем жестоком мире, не имеет ничего общего с естественным ходом эволюции. Большинство вымерших видов птиц – птицы, жившие на островах и не знавшие необходимости защиты от человека; не встречали они также и хищных спутников человека – кошек, собак и крыс.  И  по мере того, как человек захватывает всё новые и новые территории, процесс вымирания живых существ не прекращается.

            Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».

            И пусть биологический вид Человек разумный  станет действительно разумным, а не очередной тупиковой ветвью Природы.

                                                              В музее естествознания

 До теперешней нашей Земли,

 До её снегов и метелей

 Бронтозавры не доползли,

 Птеродактили не долетели.

 Это личная их беда,

 За неё никто не в ответе.

 Заблудились, пошли не туда.

 Смерть нашли  в тупиковой ветви.

 Древо жизни листвой шелестит,

 Ветвь – направо и ветвь – налево.

 «Человек разумный» сидит

 На вершине этого древа.

 А над ним проносится век.

 Повороты. Круговороты.

 Да неужто и человек –

 Тупиковая ветвь природы?!

                                                                    Р.Рождественский

 

Страница 3. По страницам Красной книги

 Охраняется Красною книгой

 Столько редких животных и птиц,

 Чтобы выжил простор многоликий

 Ради света грядущих зарниц.

 Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

 Чтобы души не стали пусты,

 Охраняются звери, охраняются змеи,

 Охраняются даже цветы.

Звучит фонограмма "Голоса леса".

         Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по следам Красной книги, узнаем о редких, исчезающих растениях и животных.

         Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...

          Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

      Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

        Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление  редких.      

 Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Послушайте рассказ о редких и исчезающих видах животных и растений, которые ещё сохранились на нашей земле.

 

Рассказ о растениях и животных Красной книги.

 Люблю мой край. Как странно слышать,

 Ведь каждый человек свой любит край!

 Но небо здесь синее, солнце выше!

 И в цвет сирени здесь окрашен май.

 Дождём и сеном пахнет лето,

 Зовёт прохладою река...

 А осень золотом одета,

 Плывут клочками облака,

 Лыжнею манит вдаль зима,

 Морозным утром снег хрустит,

 И выйдет с берегов река в апреле.

 И лес весной шумит,

 Люблю мой край! Я много мест видала,

 И можно хоть полмира обойти,

 Но ближе и родней родного края,

 Я думаю, мне больше не найти.

Конкурс "По страницам Красной книги"

1 тур. "Встреча с Красной книгой"

 1. Когда вышел первый том Красной книги Земли?  (1963-1965 г.)

 2. Из скольких томов состоит Красная книга?  (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

 3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР?  (1978 г.)

4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных?  (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

 5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли. )

 

2 тур. "Они исчезли навсегда"

 1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

 2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

 3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году.  (Странствующий голубь).

 4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.

(Зебра-квагга).

3 тур. "В мире птиц"

 1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу СССР? (80 видов).

 2 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).

 3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).  

 4.У какой птицы язык покрыт шипами?  (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

 

4 тур. "Негромкая музыка цветов"

 1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

 2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

 3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.

(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

 4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

(Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).

5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

                                     Монолог царя зверей

 В катакомбах музея пылится пастушья свирель,

 Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки…

 Человек! Ты послушай царя терпеливых зверей.

 И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.

 Я – последний из львов. Но пускай за меня говорят –

 Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.

 И дельфинья семья, за которой неделю подряд

 С вертолёта охотился ты, чтоб развеяться малость.

 Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,

 Муравейник сожжённый, разрытые норы барсучьи,

 Оглушенная сёмга, дрожащий от страха жираф,

 И подстреленный лебедь, и чайки – по горло в мазуте.

 Пусть они голосят, вопрошая карающий век.

 Пусть они стороною обходят любую машину…

 Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат, человек.

 Только где и когда ты встречал без подножья вершину?

 Ты командуешь миром. Пророчишь. Стоишь у руля.

 Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.

 Но без нас – ты представь! – разве будет землею земля?

 Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем?

 Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки.

                  Океан разольется огромной протухшею лужей!

 Я тебя не пугаю. Но очень уж сети крепки.

 И растет скорострельность твоих замечательных ружей.

 Все твоё на планете! А нашего – нет ничего.

 Так устроена жизнь. Мы уже лишь на чучела сгожи.

 Зоопарки твои превосходны. Но жаль одного:

 Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи…

 Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.

 Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.

 Мы уходим в историю этой печальной земли.

 Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут…

 Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверьё.

 Может, правда, что день ото дня мир становится злее?..

 Вот глядит на тебя поредевшее царство моё.

 Не мигая глядит. И почти ни о чем не жалея.

 И совсем ничего не прося. Ни за что не коря.

 Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается…

 Я с седеющей гривы срываю корону Царя

 И реву от бессилья… А что мне ещё остается?

                     Р.Рождественский

Страница 4. Путешествие в будущее

 Дорогие товарищи экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры и фауны XX века. Мы с гордостью говорим, что сотрудникам нашего музея удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает большая, кропотливая работа.

 До нас дошли записи песни, которую мы не можем полностью расшифровать. Так, известная в своём веке певица Людмила Зыкина поёт песню «Посею лебеду на берегу». Что она сеет, нам не удалось выяснить. Лебеда, видимо, было какое-то экзотическое растение, которое высевали по склонам, чтобы услаждать взор проплывающих мимо путешественников.

 Правда, людям в соё время тоже пришлось поломать голову над одним растением, которое знал ещё Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его – полба.

 Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Я прошу взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими сейчас.

 Фауна в нашем музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошёл единственный экземпляр, т.к. люди были беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно.

 Вот другой экспонат – свинья-копилка. Люди относились  к ней любовно, но уже к концу XX в. свиней становилось всё меньше и меньше. Посмотрите на этих забавных заводных лягушку, медведя и зайца. Прошу бережно обращаться с заводом, надо думать о наших потомках; им и этого может не достаться.

 Что касается птиц, то из уцелевших письменных источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем показать только чучело вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то населяли Землю.

 Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.

 Когда мы любуемся со вкусом собранным букетом, редко кому придёт в голову, что это уже умирающие, оторванные от корней растения. Цветов становится всё меньше, а отдыхающих на лоне природы всё больше и больше.  И каждый стремится вернуться в город с букетом. Но…

 Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

 Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –

 Опустеют все поляны и не будет красоты!

                       Т. Собакина

Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды.

В. Песков

Капля воды дороже алмаза.

Д.И.Менделеев

Голос за кадром: (на фоне "Unreal Tournament - Main Theme") 2053 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 10 раз. В связи с этим Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами был вынужден ввести нормированное распределение воды среди жителей планеты. Были созданы специальные отряды полиции для поддержания порядка на пунктах раздачи воды. Каждый житель Земли получил специальную магнитную карточку, по которой он мог получить свою суточную норму - 200 мл воды.

На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции (юноша и девушка). Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому две карточки.

 Полицейский проверяет карточки.

Юноша-полицейский (обращаясь к раздатчику): 400 миллилитров.

Раздатчик отмеряет воду в емкость женщины. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.

Мальчик: Мама, ты не ушиблась?

Мама: Это не важно, но я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?

Мальчик: Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально.

Они снова подходят к пункту раздачи воды.

Мама (обращаясь к полицейскому): Сэр, нельзя ли нам снова получить воду, я упала и всё разлила.

Юноша-полицейский: Я видел, мэм, но ничем помочь не могу. Свою норму сегодня вы уже получили. Сожалею.

Мама: Неужели ничего нельзя сделать? Как нам с сыном пережить сегодняшний день? У меня нет денег на синтезированную воду.

Юноша-полицейский: Я вам искренне сочувствую, мэм, но порядок один для всех. Прошу вас, отойдите, не мешайте остальным.

Женщина садиться у края сцены и плачет.

Мальчик (обращаясь к девушке-полицейскому): Простите, мисс, а почему мы не можем получить ещё воды?

Девушка-полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.

Девушка-полицейский: Так действительно когда-то было.

Мальчик: Так что же произошло?

Девушка-полицейский: Если хочешь, я могу рассказать.

На сцене остаются только мальчик и девушка-полицейский. На середине сцены - ширма, на ней - рисунок озера с чистой водой.

Девушка-полицейский: (на фоне "Dune - Chani's Eyes"). Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться.

 Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь её так много на планете -    площади. Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и закрашивает часть воды озера краской.

 На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды озера краской.

Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и закрашивает часть воды озера краской.

Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.

Выходит человек, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.

Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль вокруг.

 И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…

На сцену выходят все участники.

Объявление по радио: Внимание! Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами сообщает, что вынужден в два раза сократить суточную норму выдачи воды.

Немая сцена.

 Вперед выходят два чтеца. На фоне "Rain Symphony"

Первый: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.

Второй: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться нашим будущим.

Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого жидкого минерала.

В. Чивилихин

Страница 5. Что нас ожидает?

Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё  - нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушать людям, убеждать людей – с самого детства! – в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму.

Николай Сладков

                                                               Монолог Природы

 Я – Природа. Я – великий мастер.

 Вечный мастер жизни. Я могу,

 Человек, тебя за соучастье наградить –

 В моей всё это власти! –

 Гриб в лесу, ромашку на лугу,

 Небо в час восхода и заката,

 Иву над рекой… И, наконец,

 Солнцем прокалённый, рыжеватый

 Хлебный колос, как всему венец…

 Только ты мой дар, моё ученье

 Не прими за дань: я не раба.

 Не забудь: ты сам моё творенье!

 И у нас с тобой одна судьба!

 Да, ты вырос. Ты простился с детством.

 Шире – что ни год – твои шаги…

 Но не занимайся самоедством!

 И былинку даже, что в наследство

 Я тебе вручила, береги!

 Даже волка – вдруг да он последний…

 Уничтожишь (зверь не карандаш) –

 С помощью сложнейших вычислений

 И машин новейших не создашь.

 Мы с тобой дорогою одною

 Катимся – ни часу врозь, ни дня…

 И не можешь быть ты надо мною,

 Как не можешь быть и вне меня.

                                                                          С. Викулов

 Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу,

 классика XX столетия.

          Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.

 Ты, человек, любя природу,

 Хоть иногда её жалей;

 В увеселительных походах

 Не растопчи её полей,

 В вокзальной сутолоке века

 Ты оценить её спеши:

 Она – твой давний добрый лекарь,

 Она – союзница души.

 Не жги её напропалую,

 И не исчерпывай до дна,

 И помни истину простую.

 Нас много, а она одна.

 Наша страна произнесла фразу века: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!” Какая красивая была наша мечта и как уродливо исказила её жизнь. Человек загнал себя в пороховую бочку, обрёк всё живое на гибель.

                                                                Давайте сохраним

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природ мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

                                                                                        Н. Старшинов

            Если не провести в жизнь необходимые реформы, нас всех ждёт реальный шанс увидеть сцену, которую описала Гечел Карсон в своей книге «Безмолвная весна»: «Это была весна без птичьих голосов. В лесах, которые некогда наполнялись на заре утренним хором дроздов, пересмешников, голубей, соек, крапивников и десятков других птиц, теперь не было слышно ни звука; над полями, лесами и болотами стояла тишина».

            Каждый живущий на Земле человек должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе всё взаимосвязано.

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

Немудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то Земли не будет у каждого из нас.

                                                                             М. Дудин

 “Отравлен хлеб и воздух выпит...” В отношениях между природой и человеком наступил кризис. Озабочена вся планета.

 Что же натворили мы с природой?

 Как теперь нам ей смотреть в глаза?

 В тёмные отравленные воды,

 В пахнувшие смертью небеса.

 Ты прости нас, бедный колонок.

 Изгнанный, затравленный, убитый.

 На планете, богом позабытой,

 Мир от преступлений изнемог.

 

Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, перепёлки, кукушки; вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где-то в Уссурийской тайге ходит живой, а не плюшевый тигр, - это великая радость жизни. За эту радость надо бороться, пока не поздно…

В.М.Песков

Этот день, в отличие от Дня Земли, проводимого в марте, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды.

Всемирная акция День Земли началась 22 апреля 1970 года. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах и предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли. Целью проведения акции является превращение экологической проблематики в неотъемлемую часть общего образования и культуры.

Первая конференция ООН по проблемам окружающей среды состоялась в 1972 в Стокгольме. Она приобрела политическое звучание, когда премьер-министр Швеции Улоф Пальме обвинил США в использовании дефолиантов во Вьетнаме и потребовал, чтобы «экологическая война была немедленно прекращена». В том же году была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП – UNEP) для контроля за окружающей средой и координации приемлемых мер экологической защиты. В 1987 началась подготовка к конференции «Встреча землян», позже названной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (ЮНКЕД – UNCED).

ЮНКЕД проводилась 3–14 июня 1992 в Рио-де-Жанейро (Бразилия). На этом форуме рассматривались противоречия между странами Северного и Южного полушарий. Развивающиеся страны Юга стремились убедить урбанизированный Север в том, чтобы он признал необходимость стратегий развития, направленных на сохранение ресурсов Земли и защиту суверенитета слабо развитых в промышленном отношении наций. Ключевая связь между природоохранными и социальными проблемами и проблемами развития была постулирована и в окончательной резолюции. Четвертый принцип Декларации Рио гласил, что «защита окружающей среды будет выступать в качестве составной части процесса развития в целом». Конференция призвала все государства и народы к сотрудничеству, чтобы устранить бедность, «уменьшить разрыв в уровнях жизни и повысить внимание к нуждам большинства населения Земли».

Правительства европейских стран и Японии, находившиеся под влиянием движения «зеленых», признали необходимым для промышленных государств сокращение химических производств, наносящих вред окружающей среде, и в первую очередь тех, которые ведут к глобальному потеплению.

Родился праздник Земли в Америке. Здесь он считается государственным, к празднику готовятся все, начиная с президента, обращающегося к гражданам Америки с призывом сохранить Землю обитаемой.

В России этот день считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

Литература

1.      Абраменко О.В. Экологический калейдоскоп. Воронеж: областной молодёжный центр, 2005 – 61 с.

2.      Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето. Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

3.      Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2001. – 128 с.

4.      Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

5.      Скотт М. Природа. Серия «Оксфордская библиотека». М.: РОСМЭН, 1998. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"

Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....

Внеклассное мероприятие по экологии:"Наш дом-природа"

Внеклассное мероприятие по экологии:"Наш дом-природа"...

Внеклассное мероприятие по экологии "Экологический десант в природу: у родника!" 5 класс

Классный час в 5 классе, предполагающий обучение на природе. Содержит: раздаточный материал, презентацию, классный час....

Внеклассное мероприятие по экологии для старших классов по теме "Заповедная природа Приморья"

Данное мероприятие по экологии целесообразно проводить в старших классах, где школьники способны воспринимать большой объем информации....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Чистота вокруг и сохраненная природа, бесценное наследие народа"

Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия в виде создания проектов, с целью ответить на главный проблемный вопрос, поставленный перед участниками в начале...

Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы.

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружа...

Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы "День Земли"

Цель мероприятия познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на ...