Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир растений"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Загура Татьяна Анатольевна

Целевая аудитория: 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_rasteniy_safonova.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ

Сафонова Татьяна Анатольевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Пугачёва Саратовской области имени Т.Г. Мазура»

 ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ «Путешествие в мир растений»

Целевая аудитория: 6 класс.

Цель мероприятия: привитие интереса к предмету биология.

Задачи:

  • повторение и закрепление изученного материала;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие памяти;
  • развитие коммуникативных навыков при работе в группах;
  • воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего.

Оборудование: ПК,  проектор с экраном,  презентация, гербарии

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Этапы игры:
  • Представление команд.
  • АБВГДейка (В это время игра с болельщиками «Интересные истории»)
  • Формула цветка
  • Угадай мелодию
  • Пропущенные слоги (В это время игра с болельщиками «Имя-цветок»)
  • Черный ящик
  • Кроссворд «На грядке»
  • Стоп-кадр
  • Лекарственные растения (В это время игра с болельщиками «Загадка»)
  • Ошибка
  1. Итоги игры.

Ход мероприятия:

Организационный момент

Приветственное слово преподавателя. 

“Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях.

Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с сокровищами жизни.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину”.

М. Пришвин

Представление жюри.

Этапы игры

  1. Представление команд.

Команда представляет свое название и девиз. Максимально – 5 баллов.

  1. АБВГДейка

Напишите название известных вам цветущих растений, начинающихся с каждой буквы алфавит. Каждая буква – одно очко.

Буква алфавита

Возможный вариант ответа

А

Астра

Б

Бегония

В

Виола

Г

Гладиолус

Д

Дельфиниум

Е

Ежевика

Ж

Жасмин

З

Земляника

И

Ирис

К

Календула

Л

Лилия

М

Мальва

Н

Незабудка

О

Орхидея

П

Петуния

Р

Роза

С

Сенполия

Т

Тюльпан

У

Укроп

Ф

Флокс

Х

Хризантема

Ц

Цинния

Ч

Черемуха

Ш

Шиповник

Э

Эдельвейс

Ю

Юкка

Я

Яблоня

  • Игра с болельщиками «Интересные истории».

За каждый правильный ответ команде 3 балла.

Во время войны за независимость между Англией и США английский шпион, сумевший устроиться поваром у генерала Вашингтона, приготовил ему блюдо с использованием ядовитых, как тогда считалось, плодов. Написав записку об отравлении Вашингтона, он покончил с собой. Эта записка была найдена только через много лет. Каким же овощем пытался отравить Вашингтона британский агент?

Ответ: помидором.

Когда египетская царица Клеопатра устроила пир в честь римского полководца Марка Антония, пол в зале был устлан слоем лепестков толщиной в локоть. Лепестки каких цветов это были?

Ответ: лепестки роз.

Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображен на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А еще из него там готовят салаты и пирожные.

Ответ: хризантема.

Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «… производит мед без помощи пчел…». Назовите это растение.

Ответ: сахарный тростник.

В Древнем Риме их называли «невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки». Карл Линней увековечил «армянское» происхождение этого культурного растения в его названии – армениака вульгарис. Что это за растение?

Ответ: абрикос.

В Италии это растение называли «тартуфоли», во Франции оно получило название «пом де терр». А как его называют у нас?

Ответ: картофель.

Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: «Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов».

Ответ: рис

  1. Формула цветка.

Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. За 3 минуты они должны написать формулу цветка. Каждому дается по 2 цветка.

  1. Лилия.
  2. Картофель.
  3. Яблоня.
  4. Ландыш.
  5. Тюльпан.
  6. Земляника.

  1. Угадай мелодию

Прослушав мелодию, команды должны назвать цветок, о котором идет речь в песне. Кто первый отвечает, тому 5 баллов.

  1. Миллион алых роз – А. Пугачева
  2. Желтые тюльпаны – Н. Королева
  3. Белые розы – Ю. Шатунов
  4. Ландыши – А. Герман
  5. Лаванда – С. Ротару
  6. Маки – Ю.Антонов

  1. Пропущенные слоги

Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Надо угадать слова (названия растений и части цветка) по отдельным слогам. Продолжительность конкурса 5 минут.

Задание  для 1 команды:

ТЫ _ _ _ КА

ОД_ _ _ _ИК

ВА_ С _ _К

П_ ДС_ _ Н_ _ _ _К

ЦВ_ _ _ ЛО _ _

Задание для 2 команды:

РО _ _ _ КА

ЛЕ _ _С _ _ К

Г_ _ _ ГИН

М_ _ _ ЗА

ЦВ_ _ _ НОЖ _ _

Задание для 3 команды.

П_С_ _К

БАК_ _Ж _ _

КР_ К _С

Ш_ _ _ _ НИК

ОК_ _ _ЦВ_ _ _ _К

  • «Имя – цветок» ( игра с болельщиками)

Учитель: Играют команды, называя имена, связанные или созвучные с названиями цветов.

(Например: «Роза», «Василек», «Маргарита» и т.д.)  

  1. «Черный ящик»

В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ: лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.

  1. Кроссворд «На грядке» 

Ведущий:  Каждой команде надо разгадать кроссворд, для этого необходимо разгадать загадки и ответы вписать в соответствующие клетки кроссворда. Продолжительность конкурса – 3 минуты. За правильно разгаданный кроссворд  и быстроту  команда получает 5 баллов.

1. «Семьдесят одёжек, а все без застёжек».
2. «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный».
3. «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей».
4. «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь».
5. «Без рук, без ног, на забор ползет».
6. «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
7. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».
8. «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло».

 Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз.

 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.
По вертикали: 9. Прополка

  1.  «Стоп – кадр»

Ведущий:  Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 3 балла. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда. В случае правильного ответа, учитель дает краткую характеристику лекарственного растения.

  1. Липа. Народная медицина издавна использует липовый цвет при простуде, лихорадочных состояниях, при гриппе и бронхите. В домашних условиях липовый цвет чаще всего применяется как потогонное, мочегонное и отхаркивающее средство в виде горячего напитка, заваренного как чай. Липовый цвет употребляется также в виде настоя для полоскания рта и зева или для примочек.
  2. Боярышник. Из боярышника получают ценное сердечное средство, улучшающее работу мышцы сердца. Препараты боярышника улучшают кровообращение сосудов и мозга, понижают возбудимость центральной нервной системы, усиливают кровообращение в коронарных сосудах, снимают умственную и физическую усталость.
  3. Душица. Растение используется в медицине как обезболивающее, антисептическое, отхаркивающее, желудочное и тонизирующее средство. Эфирные масла используются в ароматерапии. Настойки листьев прописывались при кашле, мигрени, расстройства пищеварения и ревматических болях. Душица входит в состав потогонных сборов и сборов для ванн.
  4. Крапива. Полезные свойства крапивы заключаются в том, что она обладает противовоспалительным эффектом, повышает свертываемость крови, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях печени, мочевого пузыря.
  5. Зверобой. Препараты зверобоя оказывают противомикробное, противовоспалительное, вяжущее, кровоостанавливающее и успокаивающее действие, ускоряют процесс регенерации тканей, усиливают работу сердца, повышают тонус сосудов. Отмечено, что «эта трава от девяносто девяти заболеваний»
  6. Подорожник. Подорожники обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием — известно, что листья этого растения (их необходимо предварительно разжевать или растолочь, чтоб пустили сок) прикладывают к ране для обеззараживания и скорейшего заживления.
  7. Тысячелистник. Фармакологические свойства тысячелистника: кровоостанавливающее, спазмолитическое, противовоспалительное, бактерицидное, вяжущее, противоаллергическое, желчегонное. В листьях и соцветиях содержится эфирное масло. Настой и жидкий экстракт из листьев и соцветий тысячелистника обыкновенного (и близких к нему видов) применяются как кровоостанавливающее средство, а также в составе так называемого аппетитного чая.
  8. Шиповник. Плоды шиповника обладают фитонцидными и мощным бактерицидным свойствами. Содержат большое количество антиоксидантов. Но самое главное — плоды шиповника являются ценным поливитаминным средством. Они использовались в лечебных целях, особенно как антицинготное средство начиная с XVI века, а может быть и раньше, когда на них меняли соболиные и другие ценные меха, бархат и атлас. Витаминные экстракты, сиропы, таблетки, драже и отвары из плодов шиповника используются для лечения и профилактики заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, прежде всего витамина C, при малокровии и истощении.
  9. Пастушья сумка. Используется как кровоостанавливающее средство, но имеет и другие полезные и лечебные свойства, оно оказывает противовоспалительное, ранозаживляющее, кровоочистительное, сосудорасширяющее, вяжущее, мочегонное, противолихорадочное действие на организм, в нем содержится много калия.

9.  «Лекарственные растения» 

Ведущий: Есть много растений. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение лекарственного растения, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить (чистотел, мята, пижма) Кто быстрее. За правильно сложенное изображение и быстроту  команда получает 5 баллов.

Листья перечной мяты используют как средство, рефлекторно улучшающее кровообращение в сосудах мозга и сердца, как спазмолитическое средство при спастических, явлениях в желудочно-кишечном тракте, желчных ходах, протоках поджелудочной железы. Настои из листьев мяты перечной применяют как болеутоляющее средство при невралгиях, зубной боли и как антисептическое средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей и стоматитах.

Чистотел большой - наружно для прижигания бородавок, лечения труднозаживающих ран и туберкулеза кожи, внутрь - при заболеваниях печени, желчного пузыря, язве желудка. Трава чистотела оказывает спазмолитическое, желчегонное и противовоспалительное (бактерицидное) действие, ее применяют только по назначению врача.

Пижма обыкновенная - в медицинской практике настой соцветий пижмы применяется как противоглистное (при аскаридозе и острицах), заболеваниях печени, энтероколитах, гастритах с пониженной секрецией желудочного сока и замедленной эвакуацией.

  • Игра с болельщиками «Загадки»

Учитель: Я вам буду по очереди загадывать загадки.  За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Загадки:

  1. Это зелье ты не тронь: жжется боль как огонь.  (Крапива)

  1. Даже ночью муравьишка  

Не пропустит свой домишко:

Путь – дорожку до зори освещают фонари.

На больших столбах подрят лампы белые висят.  (Ландыш)

  1. Белям шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок – и остался стебелек.  (Одуванчик)

  1. Не огонь – а  жжется, в руки не дается.

Выросла под ивой. Звать ее …  (Крапива)

  1. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

  1. Эй, звоночки, синий цвет,– с язычком, а звону нет. (Колокольчик)

  1. Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

  1.  Стоит он задумчивый

В желтом венце

Темнеют веснушки

На круглом лице.    (Подсолнечник)

  1.  Голова на ножке,

В голове горошки.     (Мак)

10. «Ошибка» 

Ведущий:  Вам нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте внимательны! За этот конкурс  команда получает 5 баллов.

 « В этот яркий июньский день светило солнце, которое отражалось в «ярко-голубых» цветах мать - и – мачехи. Розовые капустницы сливались с цветками клевера, кое-где можно было заметить двухметровые кусты подорожника. Вскоре мы увидели озеро, в котором растут розы, липы и красивоцветущие кактусы».

(Проверка правильность выполнения задания.)

Подведение итогов игры

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Кроме того, отметки получают все учащиеся:

  • по итогам игры с болельщиками,
  • по итогам личного вклада в достижения команд.

Вручение грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Внеклассное мероприятие "Ядовитые растения России".

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8кл., на котором они расширяют свои знания о ядовитых растениях и получают рекомендации по оказанию первой помощи при отравлениях....

Лекарственные растения. Внеклассное мероприятие

Конспект внеклассного  мероприятия "Лекарственные растения Краснодарского края" для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....

Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».

Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается дв...

Внеклассное мероприятие Брейн- ринг "Растения и животные России"

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и географии  проводится  в рамках предметной недели. Цель: систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательн...