Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Ондар Алдынай Николаевна

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009//

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БАЙ-ХААК ТАНДИНСКОГО КОЖУУНА (МБОУ СОШ с. Бай-Хаак)

         «Рассмотрено» на заседании                                                               «Согласовано»                                                     «Утверждаю»

            Руководитель  ШМО:                                                      Заместитель директора  по УМР:                                    Директор школы:

           __________/_________/                                                      _____________/Ховалыг У.М./                                       ________/Кыргыс С.Б. /

           Протокол №1                                                                                                                                                                Приказ №____

            « 30 » августа 2014г                                                            « 30 » августа 2014г                                                     « 01 » сентября 2014г  

   

Рабочая программа по биологии 7 класс

Составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакулова.

                                                                  

                       

                                                                                                                                                               Всего часов на изучение программы: _68__

                                                                                               Количество часов в неделю: __2__

Образовательная область: естественнонаучная

Разработчик:  Ондар А.Н.

                                                                                                       Педагогический стаж: 10 лет.

                                                                                                                           Категория: вторая

         

с. Бай-Хаак 2014 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования  к уровню подготовки обучающихся.  Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии  в объёме 2 часа в неделю (68 часов).

      В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

     Рабочая программа для 7-ого класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

     Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим  при организации учебно-позновательной  предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010.

   Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2009. - 304с: ил.

 

Общая характеристика учебного предмета.

Биология изучает живой мир нашей планеты. Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Она изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связей друг с другом и с неживой природой. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из рядя самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных - зоология, анатомо-физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д. Современная зоология – система наук о животных. Среди них – морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология рассматривает ископаемых животных и их изменение в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. Знание биологии очень важно для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережение природных ресурсов и обеспечение устойчивого развития природы и общества. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.

Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Биология 7 класс» на базовом уровне в 7 классе:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; о методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными; биологических экспериментов; работы с различными источниками информации.

-воспитание позитивного целостного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному здоровью, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в природе, норм здорового образа жизни.

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

Разделы

Кол-во часов

Введение. Общие сведения о животном мире

2

Многообразие животных. Простейшие

2

 Многообразие животных.

23

Многоклеточные организмы. Хордовые.

20

Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие.

13

 Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

4

Биоценозы

2

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

2

Итого

68

Содержание курса

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1.Многообразие животных. Простейшие (2 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа      Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных

2. Многообразие животных. Беспозвоночные (23ч)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа     Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа        Изучение представителей отрядов насекомых.

3.Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов)

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа     Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.          Лабораторная работа     Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (13 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Индивидуальное развитие животных (4ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.Демонстрация палеонтологических доказательств эволюцииСпособы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

6. Биоценозы (2ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.


Тематическое планирование курса «Биология. Животные» 7 класс

№ урока

Дата

Наименование  темы урока

  Требования к уровню подготовки учащихся

Контрольные мероприятия (практ/р, лаб/р, с/р,
и т.п.).

Материал учебника

Оснащение

по плану

По факту

Введение (2 часа)

1

История развития зоологии.

Называть:

  • Предмет изучения зоологии
  • Систематические категории

Описывать: методы изучения животных

Объяснять: значение классификации животных

Характеризовать этапы развития зоологии

§1

Учебник, таблица «Эволюция органического мира»

2

Современная зоология

Называть области применения зоологических знаний

Отличать животных от растений

§2

Учебник

Тема 1. Многообразие животных. Простейшие (2 часа)

3

Общая характеристика простейших

Определять принадлежность организмов к простейшим.

Характеризовать типы простейших

Лабораторная работа №1

 «Знакомство  с многообразием водных простейших».

§3

Учебник, таблицы

4

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать органоиды передвижения простейших.

Объяснять общность происхождения животных и растений.

Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности.

§4

Учебник, таблицы

Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (23 часа)

5

Губки. Строение, роль в природе и жизни человека

Называть способы защиты от врагов

Распознавать и описывать строение слоев губок

Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими

Доказывать, что губки- многоклеточные организмы.

Характеризовать значение губок

§5

Учебник, таблицы

6

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

Распознавать и описывать строение кишечнополостных

Объяснять значение термина «кишечнополостные».

Выделять сходства между губками и кишечнополостными

§6 до класса гидроидные

7

Многообразие кишечнополостных

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать представителей кишечнополостных.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу

§6 до конца

Видеозапись движения гидры, таблицы

8

Тип Плоские черви. Белая планария.

Давать определение основным понятиям.

Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви

Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей..

§7 (стр.31-33)

таблицы

9

Многообразие плоских червей. Паразитические плоские черви.

Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека

§7 до конца

Иллюстрации с изображением  гельминтозов

10

Тип Круглые Черви. Образ жизни, значение

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Выделять особенности строения.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

§8

Таблицы

11

Тип Кольчатые черви. Полихеты.

Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

§9

Таблицы.

12

Тип кольчатых червей. Олигохеты.

Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании..

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

§10

Учебник, таблицы

13

Тип Моллюски.

Распознавать и описывать животных типа Моллюски.

Выделять особенности внешнего строения моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

§11

Таблицы, раковины моллюсков.

14

Многообразие моллюсков.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания.

Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

§12

таблицы

15

Тип Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности.

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать строение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

§13

Морские звезды, таблицы

16

Тип Членистоногие. Ракообразные, их  строение.

Распознавать животных типа Членистоногих, класса ракообразных

Распознавать и описывать внешнее строение членистоногих класса ракообразных

Выделять особенности строения ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека 

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни..

Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных

§14

(стр.56-58 до паукообразных)

Таблицы, коллекции членистоногих, живые  дафнии, циклопы

17

Класс паукообразные, их  строение. Клещи.

Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие 

Определять принадлежность членистоногих к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

Сравнивать по плану членистоногих разных классов.

§14

(стр.59-62 )

Коллекции членистоногих разных классов. Иллюстрации с изображениями паукообразных.

18

Обобщение по классу ракообразные, паукообразные.

Распознавать животных класса ракообразных, паукообразные

Распознавать и описывать внешнее строение ракообразных. паукообразные

Выделять особенности строения ракообразных. паукообразные

Объяснять роль ракообразных и паукообразные в природе и в жизни человека 

..

Коллекции членистоногих разных классов. Иллюстрации с изображениями паукообразных, ракообразных

19

Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.

Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие 

Определять принадлежность членистоногих к классам.

Объяснять значение в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

Сравнивать по плану членистоногих разных классов.

Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомыхч»

§15

Коллекции насекомых разных отрядов

20

Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые.,

Распознавать и описывать представителей отрядов таракановые. прямокрылые..

Определять принадлежность к отряду, классу, типу

 Объяснять название «прямокрылые», «таракановые».

Характеризовать роль в природе и жизни человека..

§16 до уховёрток

Коллекции насекомых отряда таракановые, прямокрылые.

21

Отряды насекомых. Уховёртки, подёнки.

Распознавать и описывать представителей отрядов уховёртки, подёнки..»

Определять принадлежность к отряду, классу, типу

 Объяснять название «уховёртки, подёнки..»

Характеризовать роль в природе и жизни человека.

§16 до конца

Коллекции насекомых отряда уховёртки, подёнки.

22

Отряды насекомых. Стрекозы, клопы.

Распознавать и описывать представителей отряда стрекозы, клопы.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых класса и описывать меры по их охране.

Объяснять название «стрекозы, клопы.».

Характеризовать роль в природе и жизни человека.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

§17 (стр.70-72 до жуков)

Таблицы, коллекции стрекоз, клопов

23

Отряды насекомых. Жуки, вши.

Распознавать и описывать представителей отряда жуков, вшей.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.

Объяснять название «жесткокрылые».

Характеризовать роль в природе и жизни человека.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

§17  до конца

Коллекции насекомых отряда жуки, вши.

24

Отряды насекомых. Бабочки.

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

§18 (стр.77-81 до равно-крылых)

Коллекции. Таблицы

25

Отряды насекомых. Равнокрылые, двукрылые, блохи.

Распознавать и описывать представителей отрядов.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Предлагать меры борьбы с насекомыми- вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

§18

до конца

Коллекции. Таблицы

26

Отряды насекомых. Перепончатокрылые насекомые. Муравьи, пчёлы.

Определять принадлежать к отряду, классу, типу.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по  их охране.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми.

§19

Коллекции. Таблицы

27

Обобщение по теме «Членистоногие»

Определять принадлежать к  типу членистоногих.

Приводить примеры редких и охраняемых видов членистоногих  и описывать меры по  их охране.

Объяснять роль  в природе и жизни человека.

Повторить особеннос-ти членисто-ногих

Коллекции членистоногих. Таблицы

Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов)

28

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.

Распознать животных типа Хордовых.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

§20 до подтипа бесчерепных

Изображения ланцетника, таблицы.

29

Подтип черепные или позвоночные. Класс круглоротые.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения.

Выделять особенности строения круглоротых.

§20 до конца

30

Позвоночные. Классы рыбы.

 Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Распознавать и описывать внешне строение и особенности передвижения.

Выделять особенности строения рыб.

§21

Таблицы рыбы.

31

Класс хрящевые рыбы.

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб

§22

Таблицы хрящевые рыбы.

32

Многообразие костных рыб

Распознавать и описывать представителей костных рыб.

Приводить примеры видов рыб, обитающих в Красноярском крае.

Характеризовать по плану отряды костных рыб.

Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

§23

 Таблицы костные рыбы

33

Класс Земноводные. Места обитания. Особенности  строение

Распознавать и описывать внешнее строение Земноводных.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

 Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

Объяснять:

  • Роль  в природе и жизни человека
  • Происхождение земноводных.

§24 до безногих

Живые лягушки, тритоны, таблицы., влажные препараты развитие земноводных.

34

Многообразие земноводных.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

§24 до конца

Таблицы

35

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространённых представителей класса.

Выявлять особенности строения пресмыкающихся.

Доказывать:

  • Что пресмыкающиеся – более высокоорганизоыанрные животные по сравнению с земноводными
  • Происхождение пресмыкающихся от земноводных.

§25 до чешуйчатых

Таблицы.  

36

Отряды пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся

Распознавать и описывать представителей класса Пресмыкающиеся.

Определять принадлежность рептилий к определённым отрядам.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

§25 до конца

Таблицы. Влажные препараты ужа и гадюки. Скелеты черепахи и ящерицы.

37

Класс Птицы. Общая характеристика класса

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полёту.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями..

Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся.

Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

§27

Наборы перьев птиц. Чучело птицы

38

Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.

Распознавать и описывать представителей отрядов птиц, обитающих в Красноярском крае.

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Необходимость защиты гусеобразных.

§28

Таблицы, иллюстрации

39

Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

Распознавать и описывать наиболее распространённых представителей класса птиц, домашних птиц

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Необходимость защиты

§29

Таблицы, иллюстрации, перья

40

Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые.

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц.

Определять принадлежность птиц к определённым отрядам.

Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

§30

Таблицы, иллюстрации, перья

41

Класс Млекопитающие, или Звери

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.

Выявлять  приспособления  во внешнем строении млекопитающих к среде обитания.

§31 до стр.160 (до насекомоядных)

Изображение радиальной адаптации млекопитающих., фото сумчатых

42

Отряды млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и зайцеобразные

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

§31 до конца, §32

Таблицы, иллюстрации, живой хомяк и ёж

43

Отряды Ластоногие, китообразные. Признаки отрядов

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры охраны

Выявлять  приспособления  во внешнем строении к среде обитания.

§33 до хищных

Таблицы, иллюстрации

44

Отряд Хищные. Признаки отряда.

Определять принадлежность млекопитающих к определённому отряду

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять:

  • Роль в природе и жизни человека
  • Меры по охране

§33 до конца стр.175-177

Таблицы, иллюстрации

45

Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные.

Определять принадлежность млекопитающих к определённым отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса млекопитающих

Объяснять роль в природе и жизни человека

§34

Таблицы, иллюстрации

46

Отряды Млекопитающих. Приматы.

Определять принадлежность млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять родство человека с приматами.

§35

Таблицы, иллюстрации, демонстрирующие признаки сходства человека с человекообразными обезьянами.

47

Обобщение по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые»

Тестирование

 Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие.(13 часов)

48

Покровы тела. Функции покровов.

Называть функции покровов тела.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих.

Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания.

Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

§36

Таблицы, обитатели живого уголка

49

Опорно - двигательная система.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС

Называть функции ОДС, типы скелетов

Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих.

§37

Скелеты позвоночных, микропрепараты, дождевые черви, моллюски

50

Способы передвижения. Полости тела.

Приводить примеры животных, имеющие разные полости тела.

Давать определения терминам: полость тела, первичная полость тела, вторичная полость тела.

Распознавать и описывать способы передвижения животных.

Выявлять приспособления организмов к передвижению.

§38

Таблицы, видеофрагменты, демонстрирующие способы передвижения

51

Органы дыхания и газообмена.

Называть пути поступления кислорода в организм животных.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов дыхания.

§39

таблица «Основные ароморфозы»

52

Органы пищеварения. Обмен веществ и  превращение энергии

Называть функции органов пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения

Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Объяснять взаимосвязь  строения органов пищеварения и их функций.

§40

Таблицы

53

 Кровеносная система. Кровь.

Называть функции кровеносной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы.

Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов.

§41

Таблицы, таблица «Основные ароморфозы, микроскопы, микропрепараты крови, модель сердца

54

Органы выделения. Строение. Функции.

Называть функции выделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

§42

Таблицы, строение почки

55

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Называть функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах  и рисунках органы нервной системы и поведение животных.

Давать определение терминам: нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, инстинкт и др.

Сравнивать строение органов нервной системы.

Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы.

Выявлять приспособления с строении органов нервной системы к среде обитания.

Наблюдать за поведением животных.

§43

Таблицы, модели головного мозга животныз разных классов.

56

Органы чувств. Регуляция деятельности.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Сравнивать строение органов чувств.

§44

Таблицы, живые организмы

57

Продление рода. Органы размножения.

Называть функции органов размножения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения.

Приводить примеры животных с различным типом размножения.

§45

Таблицы

58

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Приводить примеры:

  • Животных с различными видами бесполого размножения
  • Животных  с внешним и внутренним оплодотворением.

Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания

§46

Видеофрагменты, иллюстрирующие размножение разных групп животных

59

Развитие животных с превращением и без превращения.

Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза..

Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза.

§47

Иллюстрации

60

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Называть периоды в жизни животных 

Характеризовать возрастные периоды домашних животных.

§48

Таблицы «продолжительность жизни животных»

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4 часа)

61

Доказательства эволюции животных.

Давать определение термину эволюция

Называть доказательства эволюции,  факторы эволюции

Приводить доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции

§49

Таблицы, доказательства эволюции, скелеты животных

62

Чарльз Дарвин о причинах эволюции

Давать определение наследственности, измен-чивости, борьбы за существоваие, отбор.

Называтьпричины эволюции

 Приводить примеры причин  эволюции

§50

Таблицы, портрет Ч.Дарвина, рудименты, атавизмы

63

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Называть основные этапы развития животного мира на Земле

Выделять приспособления  в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

§51

Таблица «Система органического мира»

64

Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных.

Называть причины миграций.

Приводить примеры мигрирующих животных.

Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

§52

Зоогеографическая карта мира

Тема 6. Биоценозы . (2 часа)

65

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды.

Давать определение понятию биоценоз.

Приводить примеры биоценозов

Распознавать и описывать компоненты биоценоза.

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания..

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных.

§53, 54

Таблицы

66

Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Давать определению понятиям цепь  питания, пищевые связи

Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза

§55, 56

Схемы пищевых цепей, таблицы

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека . (3 часа)

67

Воздействие человека и его деятельности на животных.

Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду.

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

Распознавать и описывать домашних животных.

Приводить примеры промысловых животных.

§57, 58

Таблицы, фотографии пород домашних животных.

68

Законы России об охране животного мира. Сохранение и рациональное использование видов животных.

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных 

Выделять основные признаки животных разных систематических групп.

§59,60

Красная книга, открытки, иллюстрации

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен:

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
  • Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
  • Распознавать и описывать: на таблицах основные  части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных  отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
  • Выявлять изменчивость  организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • Определять принадлежность  животных определенной систематической группе (классификация)
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • Оказания первой помощи при укусах животных
  • Соблюдения правил поведения в окружающей среде
  • Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методическая литература для учителя:

1) Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина,  В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2008

2) Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2001.- 192 с.

Дополнительная литература для учащихся;

1.  Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся УП-УШ классов.  В 2 ч. - М.: МИРОС, 1997. - 432 с: ил.

2.  Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. - СПб.: Специальная литература, 1996. -240 с: ил.

3.  Животные ( пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с: ил.

4.  Красная книга Республики Татарстан - Казань Издательство «Идел-Пресс», 2006. - 832 с.

5.  Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с: ил.

6. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998. - 88 с.

7. Секреты природы / пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432 с.

8. Сладкое, Н. Покажите мне их! Зоология для детей / худож. Р. Варшамов. - М.: РОСМЭН, 1994.-183 с: с ил.

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

  1. http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых
  2. http://zooclub.farpost.com -  - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****
  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...