Основные отделы растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок обобщения по теме "Отделы растений". 6 класс. По программе Пономарёвой. Урок проходит в форме игры КВН. Приурочен к Дню водно-болотных угодий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_otdely_rasteniy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок «Основные отделы Царства Растения»

6 класс

Цель: Повторить и обобщить знания об отделах царства Растения.

Задачи:

  1. Повторить характерные особенности растений различных отделов.
  2. Отметить, что 2 февраля – День водно-болотных угодий.
  3. Показать значение болотных растений и болот в целом в жизни природы и человека.

Оборудование: гербарий растений; список и карточка группы; текст диктанта; таблицы с растениями разных отделов; торф; каменный уголь; рисунок хлореллы.

Ход урока.

Вступление (учитель): С 14 марта в нашей школе проходит неделя экологии под девизом: «Судьба природы – наша судьба». Каждый день недели посвящен какому-либо международному дню: птиц; защите животных; окружающей среды…

        Сегодня день посвящен водно-болотным угодиям, мы поговорим о том, какое значение имеют болота в жизни природы и человека, почему их необходимо сохранить на Земле.

        А так как мы только что изучили отделы растений, жизнь которых часто связана с водой или болотами, то речь пойдет именно о них.

Организационный момент:  Класс будет работать по группам, в которых назначен лидер. Лидер отмечает работу каждого члена группы в карточке группы.

1 этап работы. 

А) Фронтально отвечаем на вопросы:

  • Вспомните, что такое систематика? Каковы ее задачи?
  • Какая самая крупная систематическая категория? Самая малая?
  • На какие категории делится Царство Растения?

Б) Задание группам: Распределить предложенные гербарии растений по отделам.

В) Обсуждение ответов.

2 этап работы. 

А) Фронтально отвечаем на вопросы:

  • Какие из предложенных  растений можно встретить на болоте, ламбине или около воды?
  • Почему их жизнь связана с водой?

Б) Задание группам: Отгадать загадки и назвать отдел, которому принадлежит отгаданное растение.

До чего же он велик

Этот водный злак - …. (тростник)

                                                

Растет не на суше,

Голова из плюша.  (камыш)

На речке стоит он зеленой стеной,

И ветер шумит в нем ненастной порой.

Растет он, защита и дом лягушат,

Они в его чаще укрыться спешат.        (камыш)

На болоте у пруда

Её встретите всегда.

Это не лягушка,

Камыша подружка.        (осока)

Есть в лесу трава – краса:

Листья, словно паруса,

А в цвету красу – траву

Не увидишь наяву.        (папоротник)

Я – болотное растенье,

Конопатят мною стены.        (мох)

Вот печальная картина:

Затянула пруд весь …..                (тина)

Эй, брат – комарик, берегись!

На куст ее ты не садись –

Придется с жизнью распрощаться,

Раз сядешь – вновь уж не подняться!        (росянка)

Я – красна, я – кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?   (клюква)

В) Обсуждение ответов. Показ рисунков с отгаданными растениями.

3 этап работы. 

А) Учитель: Осторожно – болото! Эти 2 слова раньше казались неотделимы друг от друга. Болота отталкивали и влекли, как что-то таинственное и страшное. Часто болота отождествлялись с бездонными «чарусами», которые заманивали путника своими неведомыми силами, захватывали его холодными и липкими клещами… Мрачную  славу создавали болотам и другие таинственные явления: бегающие синие огоньки, туманы, одурманивающий запах. Конечно, болота бывают топкие и коварные, но в них много своеобразия, и польза от них уже сегодня очень велика.

Б) Задание группам: Определить, какой экспонат вам дан. Каково его происхождение и значение в жизни человека?

(даны: торф, каменный уголь, рисунок хлореллы)

В) Обсуждение ответов.

4 этап работы.

А) Учитель: Сколько же в Карелии болот? Болота занимают 3,6 млн га, а заболоченные леса – 1,8 млн га. Всё вместе 35% лесопокрытой территории республики.

Б) Задание группам: Постарайтесь обобщить значение болотных растений и болот в целом в жизни природы и человека.

Примерные ответы:

  • Пищевые цепи;
  • Хранилища чистой воды (болота, как губка, впитывают атмосферную влагу с пылью, копотью, вредными газами, а выпускают чистую. Самые величавые реки берут начало из болот)
  • Торф – сырьё химической промышленности; топливо; удобрение;
  • Сфагнум – археологические находки; строительство; бактерицидные свойства;
  • Морошка, клюква – «золотая» валюта; лекарства и витамины.

В) Обсуждение ответов.

5 этап работы.

А) Задание группам: Ответить на вопросы (устно):

  • По какому признаку растения делятся на высшие и низшие?
  • Что такое спора? Какие споровые растения вы знаете?
  • Что такое хроматофор?
  • Что такое спорофит?
  • Что такое гаметофит?
  • Чем представлены спорофит и гаметофит у мхов?
  • Чем представлены спорофит и гаметофит у папоротников?
  • В чем преимущество полового размножения перед бесполым?
  • Почему сфагнум может впитать в себя много воды?
  • Из спор какого растения приготавливается детская присыпка?
  • На огороде появился хвощ, о чем это говорит?
  • У каких отделов растений нет проводящей ткани?
  • Что такое ризоиды?
  • Растения каких отделов образуют семена?
  • Что такое двойное оплодотворение?

6 этап работы.

А) Задание группам: диктант: Какие признаки свойственны покрытосеменным и голосеменным растениям – отметить соответственно (письменно)

  1. образуют семена
  2. есть плоды
  3. есть цветок
  4. в семенах есть эндосперм для питания зародыша
  5. для оплодотворения нужна вода
  6. опыляются только ветром
  7. между опылением и оплодотворением проходит 12 – 14 месяцев
  8. включает 2 класса: двудольные и однодольные
  9. к этому отделу относится национальное дерево России
  10. самый высокоорганизованный отдел растений
  11. происходит двойное оплодотворение
  12. имеются только древесные формы
  13. хвойные растения

Б) Обсуждение ответов

7 этап работы.  Лидеры  подводят результаты работы учащихся в группах. Обсуждение и выставление оценок.

Имя

этап 1

этап 2

этап 3

этап 4

этап 5

этап 6

итог

Карточка группы

Рефлексия: 

  1. Урок понравился
  2. Скучал на уроке
  3. Узнал новое на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Основные отделы царства растений»

Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений». Представлен карточками в 8 вариантах. Разработан к учебнику для общ...

Обобщающий урок по теме: Основные отделы растений

Обобщаюший урок по теме Основные отделы растений в форме игры "Счастливый случай"...

Основные отделы царства растений

Курс «Основные отделы царства растений» содержательный и интересный. Является большим  подспорьем, как для учителя, так и для детей. Помогают в учебном процессе такие формы как входное тестирован...

Урок-игра по ботанике "Основные отделы растений» 7 класс.

Урок-игра по ботанике в 7 классе позволит проверить и оценить знания учащихся в активной игровой форме....

Урок-игра по ботанике "Основные отделы растений» 7 класс.

Урок-игра по ботанике в 7 классе позволит проверить и оценить знания учащихся в активной игровой форме....

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.Вариант можно использовать для подготовки к ЕГЭ по биологии....