Рабочая программа по биологии 10 класс.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа по биологии под редакцией Н.И.Сонин. Рабочая программа разработана для учащихся  10 класса  2 часа в неделю. А так же для профильного уровня - 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass_biologiya.doc452 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерская средняя общеобразовательная школа №1.

Утверждаю

Директор МБОУ Краснозерская СОШ№1

(Ф.И.О.)

Приказ №___

От «___»_______ 20___г.

Согласованно

на МС школы.

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МС

(Ф.И.О.)

Рассмотрено на МО учителей  географии, биологии, химии

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МО

(Ф.И.О.)

Рабочая учебная программа по

БИОЛОГИИ

(наименование учебного предмета/курса)

10  КЛАСС  

(степень образования/класс)

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(срок реализации программы)

Программу составил:        Фоменко Анна Николаевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

р.п. Краснозерское 2014 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента   Государственного стандарта 2004г.

 Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова 2007г, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

 Цели и задачи курса:

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание: убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы), собственному здоровью (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

 Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии на профильном уровне отводится в 10А классе – 102ч (3 часа в неделю), 10Б классе – 68ч, 2 часа в неделю (1 час из федерального компонента, 1 час из школьного компонента).

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплексом:  В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биолгия.10 класс». – М. «Дрофа»,2006год.

Тематический план 10б  класс

тема

Количество часов

В том числе

Практические, лабораторные работы

П.Р              Л.Р

Контрольные работы

1

Введение в биологию.

4

1

2

Возникновение жизни на Земле.

3

1

3

- Основы цитологии

             -Метаболизм

             - Строение и функции  

               клеток

            - Итоговая работа за 1

              полугодие

10

6

11

1

1

                 3

2

1

1

1

4

Размножение организмов.

5

4                      1  

1

5

Индивидуальное развитие организмов

3

1

6

Основы генетики.

14

6

1

7

Закономерности изменчивости

4

                     1

1

8

Основы селекции.

4

1

9

Итоговая работа за курс10 класса

1

1

10

Анализ итоговых работ

1

11

Обобщение по курсу 10 класс

1

итого

68 часов

(4 часа

резервное

время)

12                    5

12

Календарно-тематическое планирование 10б класс

п\п

Дата

Тема раздела, темы уроков

Содержание урока

Кол-во часов

Практические,

лабораторные и

самостоятельные

работы

по плану

фактически

1

2

3

Введение. (4ч)

1. Предмет и задачи общей биологии.

2. Развитие биологии как науки.

3.Уровни организации живой материи.

Жизнь. Уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.

4

4

4.Критерии живых систем.

Метаболизм, онтогенез, филогенез, размножение, раздражимость, рефлекс.

5

Возникновение жизни на Земле. (3ч)

1. История представлений о возникновении жизни на Земле.

Абиогенез, биогенез, самозарождение жизни, работы Пастера.

3

6

7

2. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

3. Тест по теме: «Возникновение жизни на Земле»

Кооцерватная гипотеза А.И. Опарина, Холдейна.

«Анализ и оценка различных  гипотез о возникновении жизни на Земле».

Тест

8

  9

Основы цитологии (10ч)

1. Химический состав клетки

2.  Неорганические вещества.

Биоэлементы, микро-, макроэлементы, буферность, полярность воды.

10

10

11

3. Белки - биологические полимеры.

4. Функции белков.

Структура белка: первичная, вторичная, третичная. Пептидная связь. Денатурация. Свойства белков.

«Ферментативная активность каталазы»

12

5. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Моно-, ди-, полисахариды. Свойства углеводов.

13

6. Органические вещества - липиды.

Жиры, липоиды. Терморегуляторная функция, источник эндогенной воды.

14

7. Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотида. Принцип комплементарности.

15

8. Практическая работа №1 «Решение задач по коду ДНК».

Виды РНК: транспортные, информационные, рибосомальные. Генетический код. Триплет.

Решение задач.

16

9. АТФ и другие органические соединения клетки.

Строение молекулы АТФ.

17

10. Обобщение по теме: «Химический состав клетки».

Разноуровневые задания.

Метаболизм - основа существования живых организмов. Анаболизм.

Ассимиляция. Транскрипция, трансляция.

6

18

1.Обмен веществ и энергии в клетке.

Таблицы

19

2. Энергетический обмен в клетке.

Катаболизм, диссимиляция. Глиголиз.

Заполнение таблицы.

20

21

3. Пластический обмен в клетке.

4. Синтез полипептидной цепи на рибосоме.

Автотрофы, фототрофы. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

22

5. Особенности обмена веществ в растительной клетке.

Хемотрофы, гетеротрофы.

23

6. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии»

Тест

24

Строение и функции клеток. 

1. Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Лабораторная работа №1.

Прокариоты, мезосома, кольцевая хромосома, спорообразование

11

Лабораторная работа №1.

25

2.Лабораторная работа №2 « Строение эукариотических и прокариотических клеток».

Строение клеток.

Лабораторная работа №2

26

3. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

27

4. Строение и функции оболочки клетки.

Л.р№3. «Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки»

Эукариоты. Строение мембраны. Пино-, фагоцитоз.

Л.р.3 «Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки»

28

5. Органоиды эукариотической клетки.

Цитоплазма. Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы) органоиды клетки.

29

6. Многообразие органоидов.

Немембранные ( рибосомы, клеточный центр, цитоскелет) органоиды клетки.

30

7. Клеточное ядро.

Кариоплазма, ядрышко, хроматин.

31

Итоговая работа за 1 полугодие.

1

Тест

32

8. Строение и функции хромосом.

Диплоидный и гаплоидный набор. Кариотип, центромера, гомологичные хромосомы.

 «Изучение хромосом на готовых препаратах»

33

9. Неклеточные формы жизни – вирусы.

Вирусы и бактериофаги. Капсид. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп)

34

10. Клеточная теория строения организмов.

М.Шлейден и Т.Шванн. Положения клеточной теории.

35

11. Зачет по теме «Строение клетки».

Самостоятельная работа по карточкам

36

Размножение организмов.

1. Формы размножения организмов.

Практическая работа №2 «Сравнение процессов  бесполого и полового размножения».

Способы бесполого размножения: спорообразование, почкование, деление пополам, митоз.

5

Практическая работа №2

37

2. Митоз.

Лабораторная работа №4 «Изучение фаз митоза в корешках лука».

Партеногенез. Оплодотворение.

Лабораторная работа №4

38

3. Мейоз.

Практическая работа №3 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

Гаплоидный набор хромосом. Коньюгация, кроссинговер.

Практическая работа №3

39

4. «П.р.№4 «Сравнение митоза и мейоза».

П.р. 4 «Сравнение митоза и мейоза, полового и бесполого размножения»

40

5. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Практическая работа №5 «Сравнение процессов  оплодотворения цветковых растений и позвоночных животных».

Вегетативная и генеративная клетка, спермий.

Практическая работа №5

41

Индивидуальное развитие организмов.

1. Эмбриональный период развития.

Эмбриология, дробление, бластула, бластомер.

3

42

2. Постэмбриональный период.

Прямое и непрямое развитие, метаморфоз.

43

3. Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие».

Биогенетический закон.

44

Основы генетики. 1.Основные понятия генетики.

Наследственность и изменчивость. Генотип и фенотип. Гомозигота и гетерозигота. Признаки (рецессивный и доминантный)

14

45

2.Первый закон Менделя.

Практическая работа №6 «Решение задач на

промежуточное наследование признаков».

Гибридизация. Доминирование. Моногибридное скрещивание. Чистые

линия. Закон единообразия.

Практическая работа №6

46

47

3. Второй закон Менделя.

4. Практическая работа №7 « Решение задач на моногибридное скрещивание».

Расщепление по генотипу и фенотипу. Гипотеза чистоты гамет.

Практическая работа №7

48

5. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Независимое комбинирование. Решетка Пенетта.

49

6. П.р.№8 «Решение генетических задач по законам Менделя».

П.р.8

50

7. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование.

Практическое значение анализирующего скрещивания.

51

52

8. Хромосомная теория наследственности (закон Т.Моргана)

9. П.р.№9 «Решение генетических задач на сцепленное наследование».

Группа сцепления, сцепленное наследование.

П.р.№9

53

10. П.р.№10 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное  с полом».

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический. Хромосомные болезни.

П.р.№10

54

55

56

11.Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

12. П.р.№11 «Решение генетических задач на взаимодействие генов».

13. Наследственные заболевания.

Комплементарность, кодоминирование, полимерия, плейотропия, эпистаз.

П.р.№11

57

14.Обобщение по теме «Основы генетики».

Самостоятельная работа по решению задач

58

Закономерности изменчивости. 1.Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Комбинативная изменчивость.

4

59

2. Мутации.

Мутаген, мутагенез. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные; генеративные, соматические.

60

3. Фенотипическая изменчивость.

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости».

Вариационный ряд, модификации, норма реакции.

Лабораторная работа №5

61

4. Обобщение по теме: «Закономерности наследственности и изменчивости».

62

Основы селекции. 

1. Селекция, её задачи.

Одомашнивание. Селекция.

4

63

2. Центры многообразия культурных растений.

64

3. Методы селекции растений и животных.

П.р.№12

« Сравнительная характеристика пород, сортов».

Гетерозис, гибридизация, отбор. Порода, сорт.

П.р.№12

65

4.Селекция микроорганизмов.

Биотехнология, генная инженерия. Геном клонирование.

66

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

1

Тест

67

Анализ контрольной работы.

68

Обобщение по курсу 10 класса.

1

4 часа резервное время

Тематический план 10а класс

тема

Количество часов

В том числе

Практические, лабораторные работы

П.Р              Л. Р

Контрольные работы

1

Введение.

2

1

2

Многообразие живого мира.

4

3

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

10

1

4

Учение о клетке:

- Химическая организация клетки

 -Метаболизм

 - Строение и функции   клеток

 - Итоговая работа за 1 полугодие

9

6

13

1

1

                       3

2

1

1

1

5

Размножение организмов.

6

4                       1          

1

6

Индивидуальное развитие организмов.

7

1

7

Основные понятия генетики.

1

8

Закономерности наследования признаков.

18

6

1

9

Закономерности изменчивости.

8

                     1

1

10

Основы селекции.

10

1

1

10

Итоговое повторение

8

1

итого

103 часов

( 5 часов резервное время)

12                     5

13


Календарно - Тематическое планирование в 10а  классе

п/п

в уч.

году

ТЕМЫ УРОКОВ

Дата

ТИП урока;

МЕТОДЫ, применяемые на уроке;

ФОРМЫ организации учебной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ,

УМЕНИЯ, НАВЫКИ.

Опыты, оборудование

По плану

фактически

1

2

Введение. Биология как наука. Методы научного познания. (2 часа).

1. Введение.

2. Методы исследования в науке.

Вводный, обучающий.

Комбинированный.

Лекция-беседа

Ознакомить с особенностями общебиологических знаний, с их значением для практики; познакомить с методами научного познания живой природы.

Таблица «Науки о природе», портреты ученых-биологов.

3

Глава 1. Многообразие живого мира

(4 часа).

1. Уровни организации живой материи.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Раскрыть отличия живого от неживого; охарактеризовать уровни организации живого; показать их взаимосвязь; сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе.

Таблицы «Уровни организации живой материи», «Строение клетки», «Структура экосистемы», «Биосфера».

4

5

2. Критерии живых систем.

3. Развитие биологии как науки.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Дать представление об основных признаках живого.

6

4. Многообразие живых организмов.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Закрепить знания о методах исследования в биологии, об уровнях организации живой материи, о критериях живых систем.

Таблицы «Уровни организации живой материи», «Строение клетки», «Структура экосистемы», «Биосфера».

7

Раздел I. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Глава 2. Возникновение жизни на Земле

(10 часов).

1. Представления древних философов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Охарактеризовать основные представления древних философов о возникновении жизни на Земле.

Портреты древних философов.

8

2. Работы Л. Пастера о возникновении жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с работами Л. Пастора и их значением.

Портреты Л. Пастора, диафильм «Опыты Л. Пастора».

9

3. Теории вечности жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с теориями вечной жизни.

Портреты ученых.

10

4. Материалистические теории.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с некоторыми материалистическими теориями возникновения жизни на Земле.

Портреты ученых

11

5. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с теорией эволюции химических элементов в космическом пространстве.

Диафильм «Эволюция химических элементов в космическом пространстве».

12

6. Образование планетарных систем.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с теорией образование планетарных систем.

Диафильм «Образование планетарных систем».

13

7. Химические предпосылки возникновения жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с химическими предпосылками возникновения жизни согласно теории образования планетарных систем, с источниками энергии, возрастом Земли и условиями среды на древней Земле.

14

8. Теория происхождения протобиополимеров.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Рассмотреть теорию происхождения протобиополимеров (термическая, низкотемпературная, коацерватная теории и теория адсорбции).

Диафильм «Происхождения протобиополимеров».

15

9. Начальные этапы биологической эволюции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Рассмотреть начальные этапы биологической эволюции.

Диафильм «Начальные этапы биологической эволюции».

16

10. Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить усвоение знаний о представлениях и теориях возникновения жизни на Земле, о химических предпосылках возникновения жизни, об эволюции протобионтов и начальных тапах биологической эволюции.

Тестовые задания на каждого ученика.

17

Раздел II. Учение о клетке.

Глава 3. Химическая организация клетки  (9 часов).

1. Неорганические вещества в составе клетки.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить знания о химическом составе клетки: макро- и микроэлементах, их роли в клетке; углубить знания о химическом составе клетки: неорганических веществах, их роли в клетке; охарактеризовать особенности строения молекулы воды в связи с её важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки; раскрыть значение катионов и анионов в жизнедеятельности клеток; сформировать умение доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном и химическом составе клетки.

Таблицы: «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и свойства молекулы воды»

18

19

2. Биологические полимеры  белки.

3.  Функции белков.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Охарактеризовать особенности строения органических веществ; сформировать представление об уникальных особенностях строения молекул белков; углубить и расширить знания о важнейшей роли белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения свойств и функций белков; сформировать знания о ферментах и их работе; продолжить формирование умения выявлять взаимосвязь строения и функции веществ.

Таблицы «Строение белка, уровни организации белковой молекулы», «Функции белков»; модель «Строение белковой молекулы».

20

4. Углеводы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ; сформировать знания о строении и функциях углеводов, охарактеризовать их многообразие.

Таблицы «Строение и функции углеводов».

21

5. Жиры и липиды.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ на примере молекул жиров и липидов; продолжить формирование умения раскрывать взаимосвязь строения и функций молекул органических веществ.

Таблица «Строение жиров и липидов».

22

23

6. Нуклеиновые кислоты.

7. Практическая работа №1 «Решение генетических задач по коду ДНК».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе  хранении и передаче наследственной информации; охарактеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; раскрыть механизм удвоения ДНК; сформировать умение схематично изображать этот процесс; сформировать знания о строении и функциях молекул РНК и локализации их в клетке; о строении и функциях АТФ в обмене веществ.

Таблицы «Строение ДНК», «Строение РНК», «Строение АТФ»; модель молекулы ДНК

24

8. Аденозинтрифосфорная кислота.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Закрепить знания о роли химических связей в образовании и функционировании молекул белков, нуклеиновых кислот; углубить понимание взаимосвязи строения и функций химических веществ в клетке.

Таблицы, иллюстрирующие строение веществ, входящих в состав клетки; модель белка, модель ДНК.

25

9. Обобщение по теме «Химическая организация клетки».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить усвоение знаний о содержании и роли химических элементов и веществ в клетке.

Тестовые задания на каждого ученика.

26

27

Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов (6 часов).

1. Анаболизм.

2. Биосинтез белка.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить представление о процессе биосинтеза белков; знать определения «анаболизм», «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.; сформировать умение объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.

Таблицы, иллюстрирующие схему анаболизма, биосинтеза белка.

28

3. Пластический обмен в клетке.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях; знать определения «энергетический обмен», «хемосинтез», «фотосинтез», «фотолиз» и др.; сформировать умение объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма; сформировать знания о взаимосвязи энергетического и пластического обмена.

Таблицы, иллюстрирующие схему катаболизма

29

4. Особенности обмена веществ в растительной клетке.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Продолжить углубление знаний о метаболизме на основе изучения способов питания организмов; сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать световую фазу фотосинтеза; охарактеризовать темновую фазу фотосинтеза, обосновать космическую роль зеленых растений, показать особенности фотосинтеза у прокариот; сформировать представление о хемосинтезе.

Таблицы «Процесс фотосинтеза», «Реакции хемосинтеза».

30

5. Повторение по теме:

« Обмен веществ в клетке».

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Систематизировать знания о процессах жизнедеятельности клеток, закрепить знания о ведущей роли ферментов во всех процессах жизнедеятельности клеток и организмов.

Таблица «Метаболизм», таблицы с изображением реакций фотосинтеза, хемосинтеза, этапов энергетического обмена.

31

6. Обобщение по теме: «Обмен веществ в клетке».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить понимание учащимися сущности важнейшего процесса - метаболизма как единства процессов анаболизма и катаболизма; проверить знания о фотосинтезе и хемосинтезе, этапах энергетического обмена.

Тестовые задания на каждого ученика.

32

Глава 5. Строение и функции клеток

 (13 часов).

1. Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Лабораторная работа №1 «Строение эукариотических и прокариотических клеток».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Называть уровни клеточной организации, описывать строение прокариотической клетки, выделять особенности размножения бактериальной клетки, характеризовать процесс спорообразования. Объяснять причины быстрой реализации наследственной информации в бактериальной клетке, обосновывать значение прокариот в биоценозе. Знать их отличие от эукариотической, уметь сравнивать их.

Таблица «Строение прокариотической клетки».

33

2. Лабораторная работа №2 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; сформировать знания о строении и функциях мембраны и цитоплазмы.

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки; модель «Строение клетки»; модель-аппликация «Разнообразие клеток живых организмов»; микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, соль, фильтровальная бумага, лук репчатый.

34

35

36

3. Строение и функции оболочки клетки.

4. Органоиды цитоплазмы.

5. Многообразие органоидов цитоплазмы. Лаб. Работа №3 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Обобщить и углубить знания о строении эукариотической клетки; продолжить формирование знаний об особенностях строения и функциях органоидов клетки; раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотических клеток растений и животных.

37

38

39

6. Включения цитоплазмы.

7. Клеточное ядро.  

8. Хромосомный набор клетки.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава; сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.

Таблицы, иллюстрирующие строение клетки, микроскопы, готовые микропрепараты для изучения хромосом.

40

9. История изучения клетки.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза; знать понятия: «митоз», «стадии митоза», «цитокинез», «жизненный цикл клетки».

Таблицы, иллюстрирующие митотическое деление клеток, жизненный цикл клетки.

41

42

10. Неклеточные формы жизни -  вирусы.

11. Вирусные болезни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Познакомить учащихся с вирусологией, жизнью вирусов в природе и ролью в жизни людей; сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой; дать представление о вирусных заболеваниях, встречающихся у человека, об опасности заражения вирусом СПИДа.

Таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, их взаимодействие с клеткой; видеоэнциклопедия

для народного образования: Анатомия и физиология человека, выпуск 1, фрагмент «Кровь».

43

12. Повторение по теме: «Строение клетки».

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Закрепить знания о строении и функционировании клетки, взаимосвязях органоидов клетки на основе её целостности.

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотических и прокариотических клеток.

44

13. Обобщение  по теме «Строение и функции клеток».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить усвоение знаний о строении и функционировании клетки, взаимосвязях органоидов клетки на основе её целостности.

Тестовые задания на каждого ученика.

45

Итоговая работа за 1 полугодие.

46

Раздел III. Размножение и развитие организмов.

Глава 6. Размножение организмов

 (6  часов).

1. Формы размножения организмов.

Практ. Работа №2 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого размножения; охарактеризовать способы бесполого размножения, практическое значение этого способов.

Таблицы, иллюстрирующие способы бесполого размножения организмов; комнатные астения, размножающиеся вегетативно.

47

48

49

50

51

2. Митоз.

Лабор. Работа №4 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».

3. Половое размножение.

Практ.раб. №3 «Сравнения процессов развития половых клеток у растений и животных».

4. Мейоз.

5. Практ. раб. №4 «Сравнение процессов митоза и мейоза». 

6. Оплодотворение.

Практ. раб. №5 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Расширить и углубить знания о размножении на примере полового размножения; охарактеризовать способы полового размножения, практическое значение этого из способов; сформировать знания о механизмах мейоза, его биологической роли; раскрыть особенности протекания каждой фазы мейоза; раскрыть механизм обмена генами между гомологичными хромосомами; выявить сходство и различие митоза и делений мейоза, их биологической сущности.

сформировать знания об образовании гамет (половых клеток), раскрыть особенности созревания гамет в результате мейоза, познакомить со спецификой половых клеток (гамет).

сформировать знания о сущности оплодотворения, об особенностях оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; формировать умение делать вывод о материальном единстве живой природы.

Таблицы, иллюстрирующие способы полового размножения организмов, митоз и мейоз, схемы гаметогенеза, процесс оплодотворения у растений и животных; таблица с изображением строения цветка, с изображением двойного оплодотворения у цветковых растений; модель-аппликация «Деление клетки. Митоз и мейоз», модель-аппликация «Гаметогенез у животных»; модель цветка.

52

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов

 (7 часов).

1. Онтогинез.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

53

2. Эмбриональный период развития.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Познакомить с историей учения об онтогенезе сформировать знания об онтогенезе, его цитологических основах, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии организмов, изучить стадии дробления и гаструляции, познакомить учащихся с закономерностями органогенеза и проявлением эмбриональной индукции.

Таблицы «Стадии онтогенеза хордовых», «Эмбриональная индукция».

54

3. Постэмбриональное развитие.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Раскрыть закономерности постэмбрионального периода развития организмов; сформировать знания о двух типах постэмбрионального развития: прямом и непрямом; познакомить с особенностями онтогенеза у растений.

Таблицы, иллюстрирующие прямое и непрямое развитие у животных, стадии развития растений.

55

4. Биогенетический закон.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Продолжить формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии, сформировать знания о сущности и проявлениях биогенетического закона; познакомить с историей открытия биогенетического закона; продолжить углубление знаний о материальном единстве живой природы.

Таблицы «Стадии онтогенеза хордовых»; «Зародыши позвоночных».

56

5. Развитие организмов и окружающая среда.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Доказать зависимость развития организмов от факторов окружающей среды.

57

6. Повторение по теме: «Индивидуальное развитие организма».

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Закрепить знания об особенностях развития организмов: эмбрионального, постэмбрионального; формировать гигиенические навыки учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя и других наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Таблицы, иллюстрирующие эмбриональное развитие организмов; таблица, иллюстрирующая биогенетический закон.

58

7. Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие организмов».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить усвоение знаний о сущности размножения, его биологической роли, знание форм размножения, цитологических основ бесполого и полового размножения, проверить умение раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в материнских и дочерних клетках, у родителей и потомства.

Тестовые задания на каждого ученика.

59

Раздел IV. Основы генетики и селекции.

Глава 8. Основные понятия генетики (1 час).

1. Основные понятия генетики

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Познакомить обучающихся с краткой историей генетики, предметом изучения этой науки  наследственностью и изменчивостью, методами и задачами генетики; начать формирование основных понятий генетики.

Портреты ученых-генетиков.

60

Глава 9. Закономерности наследования признаков

(18 часов).

1. Гибридологический метод изучения наследования признаков.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Раскрыть сущность основного метода генетики  гибридологического.

61

2. Первый закон Менделя.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Познакомить учащихся с опытами Г.Менделя, сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом законе Г. Менделя; раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого поколения; формировать умение пользоваться генетической символикой.

Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы».

62

3. Второй закон Менделя.

Практ. раб. №6 «Решение задач на моногибридное скрещивание».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Продолжить знакомство учащихся с опытами Г.Менделя, сформировать знания о втором законе Г. Менделя; раскрыть формулировку закона расщепления; продолжить формировать умение пользоваться генетической символикой.

Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя.

63

4. Цитологические основы законов Менделя.

Практ. раб. №7 «Решение задач на промежуточное наследование признаков».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о цитологических основах законов Г. Менделя, раскрыть сущность гипотезы чистоты гамет; продолжить углубление знаний основных понятий генетики, формировать умения пользоваться генетической символикой.

Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы».

64

5. Анализирующее скрещивание.

65

66

67

6. Дигибридное скрещивание.

7. Третий закон Менделя.

Практ. раб. №8 «Решение задач по законам Менделя».

8. Кодоминирование.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности; показать на примере ди- и полигибридного скрещивания проявление третьего закона Менделя; раскрыть цитологические основы закона независимого комбинирования признаков; раскрыть статистическую природу закона независимого наследования признаков, доказать статистический характер явления расщепления признаков; охарактеризовать анализирующее скрещивание и убедить учащихся в его практическом значении; сформировать знания о промежуточном наследовании, о явлении неполного доминирования.

Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя, законы наследственности; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы», модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов».

68

69

70

9. Хромосомная теория наследственности.

10. Сцепленное наследование генов.

11. Практ. раб. №9 «Решение задач на сцепленное наследование генов».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить знания о локализации генов в хромосомах; сформировать знания об основных положениях хромосомной теории наследственности; раскрыть сущность явления сцепленного наследования  закона Моргана; сформировать знания о группах сцепления и генетических картах.

Таблица, иллюстрирующая расположение генов в хромосомах, модель-аппликация «Перекрест хромосом».

71

12. Генетика пола.

Практ. раб. № 10 «Решение задач на наследование признаков, связанных с полом».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола; об особенностях половых хромосом, аутосом; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, гены которых расположены в половых хромосомах.

Таблицы, иллюстрирующие наследование признаков, сцепленных с полом, модель-аппликация.

72

13. Генотип как целостная система.

Практ. раб. № 11 «решение задач на взаимодействие аллельных генов».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе; раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков.

Таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия генов; модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов», модель-аппликация «Генетика групп крови».

73

14. Взаимодействие неаллельных генов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Обобщить и углубить знания о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов, о множественном действии генов.

Таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия неаллельных генов, модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов».

74

75

15. Решение задач по схемам.

16. Повторение материала по генетике.

Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

Лекция с элементами бесед, решение задач.

Закрепить знание сущности первого, второго и третьего законов Менделя, гипотезы чистоты гамет, о локализации генов в хромосомах, о сущности явления сцепленного наследования  законе Моргана, о группах сцепления и генетических картах, о локализации генов в хромосомах, о хромосомном механизме определения пола, о причинах возникновения некоторых генетических болезней, гены которые расположены в половых хромосомах, о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов; сформировать навыки решения задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование, на дигибридное скрещивание, на количественные закономерности при полигибридном скрещивании, на отклонения от статистических закономерностей, на наследование при сцеплении и кроссинговере, на наследование признаков, сцепленных с полом, на взаимодействие генов; умение работать с генетической символикой..

Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы»; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы»; модель-аппликация «Перекрест хромосом», модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов», тексты с условиями задач.

76

77

17. Обобщение по теме: «Закономерности наследования признаков». ТЕСТ

18. . Обобщение по теме: «Решение генетических задач».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить прочность знаний генетических терминов (наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, анализирующее скрещивание, доминантность, рецессивность, моно-, ди- и полигибридное скрещивания), законов Менделя, закона Моргана; хромосомной теории наследственности, целостности генотипа.

Тестовые задания на каждого ученика.

78

79

Глава 10. Закономерности изменчивости

(8  часов).

1. Наследственная изменчивость.

2. Классификации мутаций.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания об изменчивости, типах изменчивости, причинах и закономерностях её проявления, о различных видах мутаций и причинах, их вызывающих, о геномных мутациях; познакомить учащихся со способами и приемами получения мутации; раскрыть сущность наследственной изменчивости: комбинативной и мутационной, опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Таблицы, иллюстрирующие виды  изменчивости, фотографии, гербарные экземпляры с измененными признаками.

модель-аппликация «Перекрест хромосом»; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы».

80

81

3. Фенотипическая изменчивость.

4. Характеристика нормы реакции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о фенотипической (модификационной) изменчивости и причинах её проявления, ненаследственном, приспособительном характере модификаций, норме реакции.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.

82

5. Лабораторная работа №5 «Описание фенотипа комнатных растений».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.

Углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом характере закономерностей фенотипической (модификационной) изменчивости, о вариационном ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

На каждый стол наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, клубни картофеля, листья яблони, робинии или караганы (не менее 100 экземпляров одного вида).

83

6. Изучение изменчивости растений и животных.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить знания о приспособительных реакциях организмов, об изменчивости растений и животных.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.

84

7. Генетика человека.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Углубить знания о наследственной и стенотипической изменчивости; закрепить знания о роли фенотипической изменчивости в управлении развитием организма.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости, фотографии, гербарные экземпляры с измененными признаками.

85

8. Обобщение по теме: «Закономерности изменчивости».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить прочность знаний о наследственной и фенотипической изменчивости.

Тестовые задания на каждого ученика.

86

Глава 11. Основы селекции

(10 часов).

1. Селекция, её задачи.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить знание таких понятий, как сорт, порода; сформировать знания об основных методах селекции: отборе и гибридизации.

Диафильмы «Селекция растений», «Генетика в животноводстве», гербарные экземпляры культурных растений; муляжи гибридных полиплоидных растений; фотографии сортовых растений и элитных животных.

87

2. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Раскрыть значение учения Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции.

Диафильм «Учение академика П. И. Вавилова»

88

3. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Раскрыть сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытого Н. И. Вавиловым.

Диафильм «Учение академика Н. И. Вавилова»; таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

89

90

91

4. Методы селекции растений.

5. Методы селекции животных.

6. Практ. раб. №12 «Сравнительная характеристика сортов, пород».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о методах селекции растений и животных, о достижениях селекции растений и животных; углубить знания о материальных основах наследственности.

Диафильм «Селекция растений», диафильм «Генетика в животноводстве»; таблицы, иллюстрирующие методы селекции растений, муляжи: «Дикая форма и культурные сорта томатов», «Дикая форма и культурные сорта яблони», коллекции и наборы плодов сортов растений одного вида; карточки с рисунками их дикорастущих предков.

92

7. Селекция микроорганизмов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о селекции микроорганизмов, низших грибов, о достижениях селекции микроорганизмов, о направлениях биотехнологии; рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии.

Таблицы, иллюстрирующие разнообразие микроорганизмов и методы селекционной работы с ними.

93

8. Достижения и основные направления современной селекции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о достижения и основные направления современной селекции растений, животных, микроорганизмов.

Диафильм «Достижения и основные направления современной селекции».

94

9. Повторение по теме: «Основы селекции».

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа

Закрепить знания о селекции, её задачах, об исходном селекционном материале, о центрах многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, об основных методах селекции, о формах искусственного отбора, о видах и формах гибридизации, о полиплоидии и гетерозисе.

95

10. Обобщение по теме: «Основы селекции».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить знания о селекции, её задачах, об исходном селекционном материале, о центрах многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, об основных методах селекции, о формах искусственного отбора, о видах и формах гибридизации, о полиплоидии и гетерозисе.

Тестовые задания на каждого ученика.

96

Раздел V. Итоговое повторение

 (8 часов).

1. Основные свойства живой материи

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.

97

2. Возникновение жизни на Земле.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.

98

3. Химическая организация клетки.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.

99

4. Строение и функции клетки.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.

100

5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.

101

6. Генетика.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.

102

7. Селекция.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.

103

8. Итоговая работа за курс 10 класса.

Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа

Обобщить вопросы изученного курса биологии.

104-

108

Резервное время

5часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема I. Введение в биологию.

   Краткая история развития биологии. Система биологических наук

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты учёных. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

   Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы.1 основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Тема II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Тема III. Учение о клетке.

   История изучения клетки. Клеточная теория

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория Р. Шлейдена  и Т.Шванна. основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

    Химический состав клетки

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические

вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация. Диаграммы: «Распространение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

    . Строение эукариотической и прокариотической клеток

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы).*

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

    Реализация наследственной информации в клетке

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка». 

   Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

   Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

   Обмен веществ и превращение энергии

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Тема IV. Размножение и развитие организмов.

   Размножение .Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

   Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Тема V. Основы генетики и селекции.

Закономерности наследования признаков. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
  • Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
  • Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Селекция растений, животных и микроорганизмов

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Формы контроля:

устные ответы

  • тематические сообщения
  • самостоятельные работы
  • контрольные работы
  • тесты
  • зачётно - обобщающие урок.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
  • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система . В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Кимы

методической литературы для учителя:

1. М. М. Гуменюк Биология 10 класс. Поурочные планы к учебнику.

2. Л. В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику.

3. С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. Тестовые задания к учебнику 10 класс.

4. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ.

5. Интернет ресурсы.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
  2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
  7. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  9. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
  10. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  11. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
  16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Мультимедийные пособия:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...