Из опыта организации экологических проектов в школе.
статья по биологии на тему

Клинцова Любовь Алексеевна

Обзор десятилетнего опыта организации массовых экологических проектов в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_organizatsii_ekologicheskikh_proektov.docx232.08 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта организации экологических проектов.

Почти 10 лет назад, на своей ежегодной 58-й сессии Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила период 2005–2015 годов Международным десятилетием действий «Вода для жизни», который  начался во Всемирный день водных ресурсов 22 марта 2005 года.

   2013 стал для нашей страны Годом Окружающей среды, а 2014 - Годом Финского залива.                  

   Эти значимые для образования и воспитания подрастающего поколения вехи  сподвигли педагогический коллектив  нашей школы на протяжении 5  лет интенсивно заниматься экологическими проектами.

    Возможно, наш опыт покажется интересным для читателей.

    Шлюпочный поход на ялах по Неве и ее притокам в черте города под эгидой организации «Прозрачные воды Невы» в 2005, 2006 годах помог ребятам воочию видеть и мазутные пятна, и бытовые неочищенные выбросы, и загрязненные берега…..                                               Это непарадная Нева кричала о проблемах, которые фиксировались на картах. Карты уходили в экологический комитет города.

     В 2007, 2008 годы запускали проект «Экологический паспорт школы». Эта работа многим читателям знакома, поэтому перейдем к другим проектам.

           Не секрет, что Балтийское море находится уже много столетий под пристальным вниманием политиков, промышленников, экономистов, военных и ученых. Для одних это важный источник ресурсов, для других – область геополитических интересов, для   третьих -  интересный объект исследований. А что знает о Балтике современный школьник?

          Один из проектов  в  2009 - 2010 учебном году  - «День Балтийского моря» - серьезная игра для неравнодушных школьников. За декаду с 11 по 22 марта все учащиеся с 1 по 11 класс со своими кураторами, а вовлечен были весь педагогический коллектив, решали  задания - загадки.

         Ученики 1 -  4 классы знакомились с животными Балтийского моря, посещая музей, зоопарк, экспозиции музея ГУП Водоканала. С эпосом народов Балтики знакомились ученики  5 класса совместно с учителями литературы, немецкого языка.  Политическую карту региона на уроках и вне мастерили шестиклассники. Какая рыба живет и попадает в сети рыбаков, отчего уловы падают, каковы прогнозы на следующие годы узнали семиклассники. А в это время ребята из параллельного класса разбирали старые коллекции раковин моллюсков в кабинете биологии и, пользуясь определителем, доказывали, что «ракушка ракушке – рознь». Какие моллюски гостят в кабинете, попав из далеких морей, а кто хозяйничает на невских берегах по праву.

         На уроках истории восьмиклассники докладывали об эпохальных и исторических вехах в истории России, связанные с Балтийским морем, с защитой права жить на его берегах, пользоваться выгодой близости  акватории…

        Для викторины «Знатоки Балтики» девятиклассники собирали материал,  разыскивая самые интересные факты, истории, сказания…..

        Природные ресурсы и геополитика региона - темы рефератов, исследований десятиклассников, с пищевыми цепями всех экосистем Балтии, с её экологическими проблемами познакомили посетителей выставки  одиннадцатиклассники.

    Школа долго еще жила впечатлениями от совершенной интересной работы. Много детей  вышли на районный и городской уровни – конкурсы, олимпиады со своими рефератами, рисунками, плакатами, новыми знаниями.

  Спустя  год  (после капитального ремонта) старшеклассники устроили  интерактивную игру «Балтийское море – вчера, сегодня, завтра» для 6 - 9 классов.

Вот выдержка отчета из школьной газеты Peremenka.ru

    «21 марта, накануне Дня водных ресурсов и Дня Балтийского моря в нашей школе для учащихся 6-8 классов ученики 10 «А» подготовили и провели интерактивную игру «Балтийское море – вчера, сегодня, завтра».

    В актовом зале школы, на 7 площадках, гостей встречали «вооруженные» заданиями и реквизитом опытные эксперты.

    Станцию 1 -  «Что вы знаете о Балтийском море» возглавляла М. Рита, и спрашивала она о прошлом и настоящем море, его обитателях, «болезнях». Эстафету принимала станция 2: «Одно море – много стран» и ее хозяева Л. Мария и Рамиль М. Сколько стран имеют выход на Балтику, где они на карте, как называются столицы этих государств?..

     Самая загадочная станция 3 - «Зачем надо очищать воду». Надя С. и Ира П. больше всего разрешали «хулиганить» гостям, но и спрашивали с них по- взрослому.

    С нетерпением ждали гостей разработчики 4–ой станции «Как решить проблемы Балтики» Сергей К. и Герман С.. Можно ли уже сегодня, учась в школе, ребенку решать проблемы такой большой экосистемы?

    Среди красивых видовых снимков морей нашей планеты Даша и Зоя Т. и Галя П. предлагали гостям найти виды Балтийского моря. Их станция называлась «Фотовопрос».

    «Как на нас влияет Балтийское море» - так называлась 6-я станция.                                      Севара Х., Лиза А. предлагали игрокам разгадать пиктограммы-символы, подкрепить примерами, научными данными говорящими о длительных и тесных связях человека и моря.

    Подходя к 7-ой станции и видя канат на полу, игроки гадали: «узлы вязать будем, или перетягивать канат как юнги?»   Однако, Никита К. и Кирилл А. предлагали командам на этой «масштабной линейке» показать расход воды  на производство 1 гамбургера, 1 кг муки,1 яблока или 1 машины…

     А вы знаете, что 30 л воды надо, чтобы выпить одну  чашку чая, (250 мл), т.к. из 1 кг свежих чайных листьев, на производство которого уходит 2600 л воды, получается 260 г «заварки» а в чашке чая - 3 г такой заварки. ВОТ ТАК!!!

    Очень старались игроки, слышалось: «сколько вы баллов получили на этой и другой станции», «почему?» Лучшими  оказались 6 «Б» и 7 «А» классы. А среди групп – группы капитанов Ш. Дмитрия, П. Кирилла  (7 «Б») и К. Александра  (6 «Б»).

    Хочу сказать большое спасибо всем ребятам 10 «А». Молодцы! Вы очень старались, действовали слаженно, были ответственными и даже честно признались на подведении итогов: «устали», а значит -  делали свою работу, а не отдыхали…

Отдельное спасибо нашему Сергею К. – куратору мероприятия, воспитаннику Детского экологического центра ГУП «Водоканала».

                                      Классный руководитель 10 «А», учитель биологии Клинцова Л.А.»

   В Рамках празднования Международного Дня Земли в школе 22.04.13. мой 11 «А» класс проводил  интерактивную игру «Твой выбор – твое будущее» для учащихся 7 и 8 классов.

 Суть игры сводилась к созданию ситуации выбора для групп - участников игры. Каков будет ваш выбор при виртуальной покупке машины? Туалетной бумаги или фруктов, или  жилья? Какую упаковку – тару предпочтете? Как вы поступаете, когда не работаете за компьютером минуту, четверть часа, час, часы….

Вам предстоит перемыть посуду, что выделаете?  Какова мощность струи, какие моющие средства? Ваше поведение на улице, на рынке, в магазине – всегда человеку предоставляется выбор, чтобы его экологический след был меньше.

   22.04.14. восьмой «Б» для малышей 3-5 классов подготовил и показал спектакль                    «Жила – была Планета». И исполнители и зрители эмоционально переживали все перипетии событий Земли с момента  ее появления, появления на ней человека до сегодняшнего дня. А потом состоялась беседа «актеров» со зрителями…

   Были проведены экологические акции «Чистый город», «Зеленая школа», «Вторая жизнь бумаги». А на ученической научной конференции старшеклассники выступали со своими сообщениями исследованиями: «Экологическая косметика», «Шум в школе», «Как сделать город чище», «Безопасность ядерных электростанций» и др.

  И в этом учебном  году не упустим шанс запустить новый экопроект.

     D:\MY_DOC\Docs\внеклассная работа\День Балтийского моря 21 03 12\IMG_8562.JPG  D:\MY_DOC\Docs\Междунар. день воды\IMG_8560.JPG

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Экологические праздники в школе"

•Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...

Из опыта организации профильного обучения в школе

В статье изложен опыт работы по организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска, предложены варианты учебных планов, дана подробная характеристика различных направлений предпрофильной подг...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Из опыта работы «Экологический проект: «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаем поиграть!»

Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) и энергосбережения сегодня стоят очень остро для любого города мира, особенно для многомиллионных столиц. В год экологии в России я со своими учащимис...

Организация экологического кружка в школе

Все прекрасное на земле – от солнца и все хорошее – от человекаМ.Пришвин...

Статья «Экологический проект в школе».

В статье описан практический опыт школы в области экологического образования. Статья была представлена на VI Всероссийской конференции по экологическому образованию....

Выступление на Педсовете "Экологический проект в школе"

Выступление на Педсовете "Экологический проект в школе" - подведение итогов экологической деятельности за год....