Из опыта работы «Экологический проект: «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаем поиграть!»
статья (5 класс)

Людмила Владимировна Соловьева

Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) и энергосбережения сегодня стоят очень остро для любого города мира, особенно для многомиллионных столиц. В год экологии в России я со своими учащимися приняла участие в реализации масштабного авторского проекта своей коллеги Ургард Анны Александровны. Проект «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаем поиграть!» был придуман для того, чтобы через игру и через прикладную деятельность донести информацию о том, что каждый человек может внести свой вклад в решение проблемы твёрдых бытовых отходов, энергосбережения и охраны окружающей среды.

Мы надеемся, что наш опыт будет интересен другим детям и взрослым. В каждом городе, в каждом районе ежедневно появляются ТБО, из которых изготовлен наш игровой проект, а описание этапов работы и фотографии, при желании, помогут любому воплотить в реальность и усовершенствовать наши идеи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Экологический проект:

«Раз, два, три, четыре, пять – приглашаем поиграть!»

Номинация: Экологический ликбез

Автор и руководитель проекта: Ургард Анна Александровна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Соавтор проекта: Соловьева Людмила Владимировна.

Идея проекта: Когда мы вместе, мы можем сохранить нашу планету!

Цель проекта: Создание условий для объединения детей и взрослых для реализации идеи проекта.

Задачи:

- способствовать пробуждению у детей и взрослых к экологическим проблемам

- создать единую воспитательную игровую среду для творческого взаимодействия детей и взрослых, где каждый участник сможет проявить свою фантазию и воображение

- создать условия для положительной мотивации к охране окружающей среды.

        Конечным результатом деятельности участников проекта стала интерактивная игровая экспозиция, масштабный «Игровой домик», который в дальнейшем будет использоваться для информирования  детей и взрослых о проблемах окружающей среды.

Передо мной и моими воспитанниками была поставлена задача: создать одну из интерактивных стен домика целиком и полностью из вторичных ресурсов (ненужная одежда, старые вещи из ткани и т.п.)

Автором проекта были заданы условия:

- на стене должны быть элементы радуги

- через нашу стену обязательно должен быть продуман вход

- на нашей стене должно быть место, где участники игры смогут оставить послание

- на нашей стене должны быть подвижные игровые элементы

- по нашей стене нужно придумать несколько заданий

- на информационной стойке нужно было сделать страничку о нашей части проекта.

Мы с детьми с удовольствием и азартом включились в работу!

Подпроект: Наши руки не для скуки!

Цель: Создание интерактивной стены для игровой экспозиции «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаем поиграть!

Задачи:

- способствовать пробуждению интереса у детей и взрослых к проблемам окружающей среды

- формировать умение работать в команде

- научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда

- развивать навыки проектирования игрушек из вторичных материалов

Этапы проведения проекта:

  1. Придумывание элементов интерактивной стены

На этом этапе был использован мозговой штурм, где каждый ребенок высказывал свои идеи для реализации поставленных перед нами задач. Нами были придуманы: радужные элементы (солнышко с семью лучами всех цветов радуги, кармашки 7 цветов (в каждом кармашке находилась игрушка, выполненная из вторичных ресурсов), два входа: один застегивался на 7 пуговиц, обшитых тканью семи цветов радуги, другой – на молнии и ещё для посланий дети придумали сшить конверт.

Вот какое солнышко получилось!

  1. Сбор материала для изготовления элементов интерактивной стены

На этом этапе каждый участник должен был рассказать как можно большему количеству человек о проекте. Дети рассказали одноклассникам и друзьям. Для распространения информации были использованы социальные сети.

В нашем центре был организован пункт приёма вторичного сырья для всего проекта и для нашей части. В результате сбора у нас появились  старые  шторы, достаточное количество лоскутов одежды всех цветов радуги, а также  некомплектные варежки, перчатки  и детские носочки.

  1. Разработка эскизов и выкроек элементов

На этом этапе дети искали в сети Интернет и в библиотеке информацию о том, как сшить игрушки из материала, который нам удалось собрать (носочки, варежки, перчатки). Мы создали электронный каталог игрушек из вторичных материалов.

  1. Сбор материалов для информационной стойки

На этом этапе дети искали в сети интернет пункты приема вторичного сырья, а также благотворительные сообщества, куда можно было отнести ненужные носильные вещи (так как в результате сбора материала для проекта выяснилось, что у многих людей есть абсолютно новые вещи, которые не нужны и люди принесли эти новые вещи, чтобы мы из разрезали на лоскуты, тогда как их можно было бы отдать нуждающимся)

  1. Изготовление интерактивной стены

На этом этапе каждый ребенок реализовывал свой мини-проект.  Были заданы размеры, а каждый самостоятельно выбирал цвет кармашка, выбирал материал, продумывал, какую игрушку он выполнит. На занятиях творческого объединения каждый реализовывал свой замысел. Отдельным заданием было выполнение солнышка с радужными лучами и конверта. Каждый ребенок научился обтягивать пуговицы тканью. В рамках реализации проекта мы провели несколько мастер-классов.

А так выглядит работа целиком

  1. Изготовление крепежа для интерактивной игровой стены

За основу стены мы взяли старые шторы. Нам было нужно придумать, каким образом сшивная стена будет крепиться к каркасу. Монтаж должен быть несложным и быстрым. В результате была придумана система клапанов на липучках. Для монтажа и демонтажа стены требовалось по пять минут. Это обстоятельство существенно помогло сэкономит время, когда впоследствии мы возили наш проект для экспонирования.

  1. Придумывание игровых заданий

Это был один из самых весёлых и увлекательных этапов. Дети придумывали задания и сами играли.

В маршрутный лист были внесены следующие игровые задания:

1 найди на экспозиции: символ года по китайскому календарю, семью человека, семью зверей, семью насекомых, семью рыбок

2. напиши, какого цвета домики у семей, которые ты нашёл

3. отправь по почте (найди на экспозиции конверт) своё послание неизвестному другу

4. найди на стене как можно большее количество элементов радуги.

  1. Участники реализации проекта

Основным ядром нашего проекта стала инициативная группа, состоящая из 5 человек. Это – старшие воспитанницы 2 года обучения по программе «Шью  сама». Остальные участники – это мои воспитанники творческого объединения «Весёлый лоскуток» 8 человек.

Наземкина Кристина за работой Ð”ухон Лиза и Назёмкина Кристина

  1. Результат

Проект вызвал большой интерес и у детей, и взрослых, и у педагогов разных направленностей. Всего за время экспонирования проекта участниками игровых программ стали  более 500 человек.

У детей и взрослых произошло осмысление своей значимости для решения такой глобальной проблемы для планеты, как проблема переработки и использования вторичных ресурсов. Это побудило детей к дальнейшим действиям  в направлении охраны окружающей среды, у них появилось желание и дальше участвовать в проектах экологической направленности.

У взрослых появился неподдельный интерес к совместным занятиям , что помогает им найти больший контакт в общении со своим ребенком.

  1. Представление проекта

. Проект был представлен:

- в рамках международной программы «Эко-школа\зеленый флаг» (получен Зеленый Флаг);

- на XV Международном детском конкурсе дизайна, изобразительного и прикладного искусства (удостоен первой премии в номинации «Игрушка»);

- на городской выставке детского творчества «Бумажная Вселенная» «ЭКО-БИО» (получен специальный диплом);

- на международном конкурсе проектов «SPARE» (III место в номинации «педагогический проект, методическая разработка»);

- в музее современного искусства Эрарта (получена благодарность);

- на городском научно-практическом семинаре «Современные образовательные технологии в практике дополнительного образования детей» (материал о проекте вошёл в электронную энциклопедию «Современные технологии в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей»).

Фотографии процесса создания проекта по ссылке: http://vk.com/album99290921_155362328 

Фотографии готового проекта: http://vk.com/album99290921_155327869 

Мы рады сотрудничать со всеми, кого заинтересует наш опыт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта организации экологических проектов в школе.

Обзор десятилетнего опыта организации массовых экологических проектов в школе....

Проект "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"

Вашему вниманию представлен педагогический проект, направленный на организацию сотрудничества с родителями по  созданию предметно-развивающей среды ,  способствующей комплексной  коррек...

Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"

Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"...

Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относи...

Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Проект "Раз, два, три, четыре, пять - буквы мы идём искать"

Мы занимаемся  в объединении «Пресс – Центр» журналистикой,   много сочиняем, пишем, работаем с текстами, которые состоят из предложений, предложения из слов, а слова ...