Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"
методическая разработка на тему

Светлана Владимировна Сумникова

 Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относиться к окружающей природной среде, припятствуя ее дальнейшему разрушению и загрязнению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Более 100 лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам природы, а природа, в свою очередь, включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания.

Томас Хаксли остроумно замечает, что если бы будущее благополучие ребёнка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили, чтобы ребёнок вырос, так и не умея отличить пешку от слона. Метафора Хаксли вполне приемлема к современным требованиям в образовании, где основное правило – научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Другими словами, образование должно быть аутентичным, т.е. «естественным». Под аутентичностью образования следует понимать не только и не столько использование аутентичных тестов на уроке, сколько аутентичность всего содержания образования. Проблемы, обсуждаемые на уроке, вся содержательная часть урока должны быть близки и понятны учащимся. Иначе, не имея возможности использовать полученные знания по предмету вне класса, в реальной жизни, учащиеся теряют интерес к изучению предмета, в данном случае, иностранного языка.

Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относиться к окружающей природной среде, препятствуя её дальнейшему загрязнению и разрушению. Экологическое воспитание школьников на уроках и во внеклассной деятельности ставит своими задачами:

- дать основы знаний о регионе проживания;

- раскрыть значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека;

- побудить познавательный интерес к родному краю;

- сформировать адаптивный тип жизнедеятельности.

        Экологическое воспитание выполняет следующие дидактические функции:

- является средством нравственного и патриотического воспитания;

- знакомит с методами и приёмами научного познания, развивает исследовательские навыки и умения:

- способствует адаптации к окружающей природной среде;

- является средством поддержания мотивации;

- создаёт содержательную основу обучения иностранному языку.

        Этому могут служить учебные занятия разного типа с использованием самых разнообразных форм и методов их проведения. Это могут быть круглые столы, викторины, уроки – командные соревнования, заочные экскурсии по музеям-заповедникам, проекты по теме.

        Хочется отметить, что очень широкие возможности для использования проектной методики представляет УМК М. З. Биболетовой для 7 класса. Учебник объединён единым сюжетом – это воображаемое международное соревнование – телеконференция по Интернету «Мы живём на одной планете», где подростки обсуждают самые важные для них проблемы, в том числе и проблемы на экологическую тематику. Так вот, заключительным этапом прохождения данной темы является составление и защита проекта на тему «Какой я вижу свою планету через 10 лет», «Как и какие жизненно важные экологические проблемы могут решать подростки XXI века», написание эссе на тему «Самый экологичный вид транспорта XXI века».

        Вашему вниманию представляется разработка урока, проведённого в 10 классе на тему «Наша земля в опасности». По типу это -  урок систематизации  и комплексного применения ЗУН по теме, с использованием технологии модульного обучения. Цель урока – обогатить свои знания и расширить свой кругозор по теме «Защита окружающей среды», обсудить причины загрязнения окружающей среды и способы решения этих проблем.

 

        Цели урока:

- практическая: обогатить свои знания и расширить свой кругозор по теме «Защита окружающей среды»;

 обсудить причины загрязнения окружающей среды и способы решения этих проблем;

- образовательная: знать активную тематическую лексику и применять её в устной и письменной речи;

 знать правила употребления времён английского глагола в активном залоге;

 знать правила употребления модальных глаголов;

- развивающая: развивать способность к логическому мышлению, умение сравнивать, анализировать, воображать;

- воспитательная: воспитывать чувство патриотизма к своей стране, мотивировать учащихся на более бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

                                                 

                                                      Этапы урока:

1.0. Активизация Л.Е. по теме.

1.1. Согласиться и не согласиться с утверждениями учителя.

1.2. Ответить на вопросы, используя речевые клише.

2.0. Применение ЗУН на конструктивном уровне. 

2.1. Решить кроссворд и соединить дефиниции с полученными в кроссворде словами.

2.2. Составить свои собственные предложения со славами активного запаса

3.0. Обобщение и систематизация ЗУН и контроль уровня обученности по теме.

3.1. Прослушать текст и графически его изобразить.

3.2. Проверить себя по ключам.

3.4. Работая в группах, подготовить сообщение по теме.                                                                                                                                                

4.0. Комплексное применения ЗУН в изменённой ситуации на творческом уровне.

4.1. Работая в парах, прочитать текст и составить вопросы.

4.2. Ответить на вопросы учителя и пересказать текст.

4.3. Обобщив всё услышанное и прочитанное на уроке, работая в группах, назвать причины загрязнения окружающей среды, способы и пути их решения; оформить плакат, придумать эмблему и лозунг для защиты своего проекта.

        Домашнее задание по выбору:

                                               Сочинение  

  «Будущее моей планеты»         «Экологическая ситуация в моем посёлке».

        Воспитательная работа является составной частью учебной деятельности. Экологическое воспитание можно продолжать в форме турнира знатоков природы «На лесных тропинках».

   1. Командная игра с конкурсами:

- «Наши пернатые друзья»

- «Узнайте растение»

- «Зелёная аптека в форме рекламы лекарственных растений»

  1. Игра со зрителями:

- «Цветочный запах»

- «Аукцион песен об окружающей природе»

- «В лес за грибами и ягодами», где проверяются знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.

- Опытный путешественник»

- «Аукцион книг о природе»

- «Вернисаж»

  1. Подведение итогов: что значит любить природу и как её беречь?

Брифинг «Сохранить природу – сохранить жизнь».

     Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

     Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

        В брифинге принимают участие:

 - эколог

 - представитель комитета по охране природы

 - мед. работник

 - экономист

        В роли специалистов выступают учащиеся 9-11 классов, подготовившие свои сообщения заранее по рекомендованной учителем литературе.

        Классный час «Слово о родном крае» (6-7 класс).

        Оформляется выставка рисунков и книг, фотографий и сочинений о природе, портреты знаменитых людей – уроженцев родного края.

В ходе классного часа проводится викторина:

1) Что вы знаете об истории своего родного края? (Показываются фотографии из прошлого города, села)

2) Эти портреты изображают наших знаменитых земляков. Кто изображён на них, кто их написал?

3) Кто больше назовёт растений из красной книги, которые сохранились в родном крае?

4) Назовите наиболее значительные памятники вашего родного края? Какие события они отражают?

Итогом является проведение конкурса проектов по экологической защите города или области.

        «Экологическая тропа» (5-6 класс) в форме заочной экскурсии по музеям-заповедникам.

        Команды проводят турнир и в конце каждая команда должна изобразить на листе ватмана завод будущего, который не отравляет окружающую среду, защитить свой проект с доказательностью полной экологической чистоты завода.

          И в заключении, хотелось бы обратить внимание на следующее:

1. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.

2. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

3.  Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интересен для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

4. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету изучения.

Использованная литература:

  1. Журнал «ИЯШ», №4, 2015.
  2. Журнал «Speak Out», №2 2014.
  3. Методическая мозаика к журналу «ИЯШ», №12, 2015.
  4. Разработка урока по теме «Наша земля в опасности».
  5. «50 сценариев классных часов». Москва. Центр «Педагогический поиск», 2000.
  6. «Классные часы. 7-8 классы». Изд. «Учитель». Волгоград. 2007.

                                           

 

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему; Нравственное воспитание учащихся. Типы уроков и виды внеурочной деятельности

На уроках "Духовное краеведение Подмосковья" обучающиеся работают над своей душой. Данный предмет помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысл жизни на примере жизнеописания святых и г...

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

"Формы и методы работы с одарёнными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности"

Данная статья отражает опыт работы с одаренными учащимися по истории и обществоведческим дисциплинам: основные формы, методы, приёмы....

Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Экологическое воспитание школьников на уроках географии и внеурочной деятельности

Основные направления и результат работы с обучающимися по экологическому воспитанию....

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческого потенциала личности через приобщение к искусству – неотъемлемая сторона подготовки современного успешного человека. Интерес, вовлеченность в культуру своего региона, своей н...