"Формы и методы работы с одарёнными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности"
статья на тему

Диденко Светлана Николаевна

Данная статья отражает опыт работы с одаренными учащимися по истории и обществоведческим дисциплинам: основные формы, методы, приёмы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_raboty_s_odarennymi_uch-sya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности

В эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Концепция модернизации российского образования определяет условие повышения качества общего образования, его ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.

Таким образом, проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений модернизации общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».

Цели работы:

  • Реализация социального заказа со стороны общества на формирование ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции личности;
  • Поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности.

Задачи, реализуемые в ходе достижения целей:

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей реализацию творческого потенциала ученика;
  • Формирование сообщества учащихся и педагогов на основе исследовательской деятельности.

Принципы педагогической деятельности:

  • разнообразие возможностей;
  • возрастание доли внеурочной деятельности;
  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
  • свобода выбора дополнительных услуг.

Методы и формы работы с одаренными учащимися (в условиях школы речь идет об академической, творческой одаренности) прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой и прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социализации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

В обучении одаренного учащегося может реализоваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Формы  и методы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.

Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения.


Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;

Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);

Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие «Основание греческих колоний» предназначен для учащихся 5-х классов, предполагает объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с включением практической деятельности учащихся);
Урок- конференция.

Урок-викторина.

На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий, как урок-дискуссия (круглый стол), дебаты по заданной проблеме, написание эссе, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при изучении профильных дисциплин.

Одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в работе с одаренными является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся. Поисково-исследовательский метод можно использовать, начиная со среднего звена, где уровень интереса высок в связи с занимательностью содержания учебного материала.

Напомню, что под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусств) и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. Мы сталкиваемся с тем, что на одних и тех же источниках возможно выполнить и реферат, и исследовательскою работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производственных на его основании выводов. Суть реферативной работы – в подборе материалов из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательской компоненты у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Личностно-ориентированный подход, применяемый на уроках, требует не только привлечение субъектного опыта учащихся, но и создания условий, при которых ученик имеет возможность осознанного выбора образовательной траектории. Именно поэтому фактический материал должен быть вариативным, позволяющим использовать его применительно  к позиции каждого отдельного ученика, но не должен выходить за рамки изучаемой системы. Отобранное содержание должно давать возможность полной реализации творческих наклонностей учащихся, быть теоретической основой для организации учебно-исследовательской деятельности, формирования ключевых компетентностей учащихся.

  • При отборе содержания уделяется внимание  формированию понятийного аппарата. При изложении материала обязательно используются научные понятия и термины, разбирается их этимология, узкий и широкий научный смысл.

        Разработка конкретных приёмов производится с целью формирования у учащихся ключевых компетентностей. Указанные формы работы могут применяться на всех типах уроков, но более всего подходит для вводных и повторительно-обобщающих занятий. К таким приёмам можно отнести следующие:

  1. Построение структурно-логических схем;
  2. Многоуровневое межпредметное сравнение фактов, событий и       явлений;
  3. Системно-функциональный анализ объекта;
  4. Локальный анализ текста;
  5. Целостный анализ текста;
  6. Проблемное обсуждение (дискуссия);
  7. Защита практических работ (проектов).

Рассмотрим на конкретном примере использование некоторых форм учебно-исследовательской работы учащихся на уроках обществознания.

 В 11 классе при изучении темы «Разнообразие государственно-политических форм в современном мире» основным видом деятельности учащихся является самостоятельная работа с учебными материалами. Учащимся предлагаются небольшие фрагменты документов, в которых содержится характеристика отдельных сторон политических систем различных стран мира.

После обсуждения результатов работы учащиеся вносят данные, составляя схему «Политическое устройство современных государств».

Далее школьники обращаются к фрагментам Конституции России (оригинал). Задания:

  1. Опираясь на Конституцию РФ, охарактеризуйте форму государства в России, внесите соответствующие записи в таблицу.
  2. Заполните схему «Высшие органы государственной власти России».

Высшие органы государственной власти России

Урок завершается анализом сильных и слабых сторон различных форм государственного устройства.

Анализ текстов является одним из важных видов работы учащихся по формированию исследовательских компетенций. Данный вид работы включает:

- прием информации;

- осмысление прочитанного;

- свертывание текста – такое преобразование текста, при котором он замещается затем на более краткое по объему изложение. При этом в свернутом тексте не допускается смысловое искажение, утрата значимых положений. Свернутое изложение мысли отличается от соответствующего несвернутого способом обозначения объекта: оно не описывает, а лишь указывает на объект.

- переформулирование текста – уменьшение объема информации за счет исключения повторов, подробностей или путем обобщения целого ряда однородных компонентов.

Таким образом, исследовательская работа с текстовыми документами, различными источниками способствует формированию интеллектуальных и социально-личностных компетенций учащихся.

Преимущества дискуссии как средства формирования коммуникативных компетентностей учащихся трудно переоценить. Она позволяет:

- использовать в качестве исходных «дискуссионных текстов» реальные и смоделированные ситуации, не имеющие однозначного решения;

- обращаться к реальным проблемам общественных наук и современной действительности, которые составляют содержание курса;

- активизировать интерес учащихся к так называемым открытым проблемам, обсуждаемым общественными науками;

- проверить уровень владения учащимися приемами научной дискуссии.

Подготовка и защита практических работ (проектов) – вид учебно-исследовательской деятельности, в процессе которой формируются основные виды компетентностей учащихся: исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, организаторская деятельность и сотрудничество. Среди проектов, используемых в обучении обществознанию, можно выделить следующие разновидности:

- прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике конкретной школы). Примером может служить проведение учащимися социологического исследования, обработка данных и анализ полученных результатов (разработка урока «Социальный конфликт», «Семья в современной России», «Многообразие современного мира»);

- информационные (работа с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии). Предполагаются ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Примерами данного вида работы являются компьютерные презентации «Социальный конфликт», «Девиантное поведение личности» (разработки уроков «Социальный конфликт» и «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»);

- исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ответом, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования). Подобные практические работы – исследования учащиеся защищают, выступая на школьных научно-практических конференциях. Наиболее интересными и в полной мере отвечающими предъявляемым требованиям за последние два года были следующие работы учащихся: «Политические воззрения Николло Макиавелли» (Беловолова Анастасия, 11 А класс); «Геостратегические позиции  России в современном мире» (Тенизбаев Никита, 11 А класс).

Также эффективными в работе с одаренными детьми  являются и следующие формы:

  • проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
  • спецкурс в НОУ «Основы исследовательской деятельности»;
  • элективные курсы предпрофильного и профильного обучения. В их основе – работа над исследовательскими проектами;
  • программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы;
  • исследовательский подход применительно к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – изучить что-то конкретное, сделать собственные выводы. Результат оформляется как творческий отчет о работе;
  • научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;

Большие возможности для организации работы с одаренными детьми, организации исследовательской деятельности проявляются во внеурочной сфере.

Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, умение декламировать, эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать оформительские и изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры» (6-9 классы), игры «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы».
В центре педагогического процесса, как правило, разновозрастная группа детей. Это способствует индивидуализации процесса обучения, расширяет социальную практику ребенка, дает дополнительный опыт общения, открывая новые возможности развития учеников путем взаимообучения, при взаимодействии среднего и старшего звена. Пребывание в одной группе детей разного возраста, требует выработки особого стиля взаимоотношений, требовательности к старшим и снисходительности к младшим, сочетание «поисковости» в общении друг с другом. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом и перед учителем, требуют повышенной концентрации внимания и работоспособности. Ребятам приходится работать и с печатными источниками, составлять синквейны, отвечать на вопросы и выполнять различные задания как интеллектуального, так и прикладного содержания, а старшеклассники выступают в роли организаторов при проведении игр и внеклассных мероприятий. Учитель направляет творческую работу учащихся, вводит их в игру, координирует деятельность.

В рамках работы с одаренными учащимися я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

О результативности работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности можно судить по результатам участия в муниципальном и региональном этапах предметных олимпиад по истории и обществознанию, праву,  где учащиеся гимназии на протяжении ряда лет являются победителями и призерами. Так, например, выпускница 2014 года ученица 11 А класса Шахбазян Анна является призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и праву, призером Всероссийской олимпиады школьников «Ломоносов» по истории (диплом III степени), обществознанию (диплом II степени), Всероссийской олимпиады школьников «Покори Воробьёвы горы» по истории (диплом III степени). Сейчас Анна – студентка МГЮА, Институт «Бизнес и право».

Таким образом, любые формы работы: и повторительно-обобщающий урок, и школьная олимпиада или любое внеклассное мероприятие представляют широкое поле для творческой деятельности как учителя, так и ученика. Ведь именно творческая работа обладает широкими возможностями выявления и развития одаренных детей, потому что наколенные знания и умения нужно научиться применять на практике. Творчество же дает детям возможность понять значимость их знаний, умений и навыков.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с предыдущим.
Используя в работе с одарёнными детьми деятельностный подход к обучению на уроках обществознания и истории, мы формируем такие ключевые компетентности, как:

  1. Исследовательские:
  • находить и обрабатывать информацию, использовать различные        источники данных;
  • представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях;
  • работать с документами.

2.Социально-личностные:

  • критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего     общества;
  • находить связи между настоящими и прошлыми событиями;
  • осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций;
  • понимать произведения искусства и литературы;
  • вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

 3. Коммуникативные:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
  • дискутировать и защищать свою точку зрения;
  • выступать публично;
  • литературно выражать свои мысли;
  • читать графики, диаграммы, таблицы данных.

4.Организаторская деятельность и сотрудничество:

  • организовывать личную работу;
  • принимать решения;
  • нести ответственность;
  • устанавливать и поддерживать контакты;
  • справляться с разнообразием мнений и конфликтами;
  • вести переговоры;
  • сотрудничать и работать в команде;

вступать в проект.

Что является необходимым условием для дальнейшей успешной социализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

Проблема работы с одарёнными детьми - одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования. Главная з...

Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относи...

Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...

Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

Любому обществу нужны одаренные люди. Задача общества состоит в том, чтобы развивать способности всех его представителей...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий сборник составлен по материалам регионального семинара «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», состоявшегося в апре...

Статья на тему "Работа с одарёнными детьми на уроках технологии и внеурочной деятельности"

В статье представлены формы и методы работы с одарёнными детьми....

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ ...