Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
статья по биологии по теме

Проблема работы с одарёнными детьми - одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования. Главная задача учителя в этом направлении заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рау А.А., учитель биологии БОУ г. Омска «СОШ № 118»

Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

     Проблема работы с одарёнными обучающимися – одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

    Главная задача учителя в этом направлении заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации, т.е. дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей.

   Наш учебный предмет биология, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одарённых детей.

   Одним из самых значимых направлений инновационной деятельности современного педагога является организация проектной, научно-исследовательской деятельности обучающихся по своему предмету. Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию детской одарённости, т.к. направлена на реализацию общего развития детей и обеспечение их разнообразной деятельностью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

     Благодаря высокому интересу обучающихся к проблемам окружающей среды, желанию улучшить сложившуюся экологическую обстановку в городе и регионе, мои ученики активно вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность.

     В проектно-исследовательскую работу я вовлекаю учеников последовательно, поэтапно:

1. Учебно-исследовательская деятельность на уроках;

2. Внеурочная работа в кружках, факультативах, элективных курсах;

3. Самостоятельная исследовательская работа.

     Моя цель: развитие способности и стремления школьников к самосовершенствованию, создание условий для самоопределения и самореализации.

     Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:

-сформировать у обучающихся интерес к научному познанию мира;

-развивать умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.

     Проектная и исследовательская деятельность даёт возможность школьникам представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.

 На протяжении последних лет прослеживается положительная динамика результативности качества творческих работ по предмету. Ежегодно школьники принимают участие в городских, региональных и всероссийских  конференциях  и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер.

    Так, например, в 2006 году, обучающиеся 11-1 класса, подготовили проект «Загрязнение атмосферы и шум как факторы, влияющие на здоровье человека». Выбранная школьниками тема очень актуальна, так как в настоящее время человечество живет в условиях экологического кризиса. В 2007 году, обучающиеся 9/4 класса, выступили с проектом «Грибы-макромицеты школьной территории». В 2008 году, ребята 112 класса, подготовили проект «Влияние экологических факторов на здоровье человека (на примере МОУ «СОШ №118»)», а обучающиеся 111 и 102 классов, проект «Грибы – макромицеты парка «30-лет ВЛКСМ». В 2009 году ученики 91 класса выступили с проектом «Изучение и охрана лугов природного парка «Птичья гавань» г. Омска». В 2010 году обучающиеся 11/1 и 11/2 классов подготовили проект «Высшие сосудистые растения школьной территории». В 2011 году обучающаяся 8/2 класса подготовила и представила проект «Грибы вокруг нас» на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку», а в 2012 году ученики 9/2 класса проект «Особенности биоразнообразия высших сосудистых растений школьной территории».

     Все эти проекты были отмечены Дипломами лауреатов на городских, региональных и всероссийских конференциях.

     В ходе выполнения работы ребята занималась не только получением новой информации, но и учились сравнивать, анализировать различные точки зрения и источники, получили навыки самостоятельной исследовательской работы. Результаты исследований ими были представлены в виде схем и таблиц, к которым даны пояснения, соответствующий анализ и выводы, подготовили мультимедийные презентации своих исследовательских работ.

     Качество данных творческих работ обучающихся соответствует требованиям, предъявляемым разработчиками конкурсов, содержат научный подход и исследовательский характер. Они являются частью учебно-методического комплекса кабинета биологии, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе. Хочется отметить, что такое участие ребят в исследовательской работе помогает им шагать от открытого к неизвестному, изведать ни с чем несравнимую радость познания, радость творческого труда.

     Выполненные работы развивают следующие исследовательские компетентности обучающихся:

-умения умственной деятельности (сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, конкретизация);

-умения творческой деятельности (умение мобилизовать имеющиеся знания, включать их в анализ новых ситуаций, предвидеть последствия решения проблемы, преобразовать информацию, видеть проблему,  выбрать рациональный способ решения проблемы);

-технические умения (умение поиска, переработки, хранения информации, правильного оформления результатов исследования);

-умения управлять своей исследовательской деятельностью (умение анализировать противоречия, ставить цель, прогнозировать, планировать, организовывать, корректировать свою исследовательскую деятельность, оценивать промежуточные и конечные результаты);

-умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

     Свои достижения, как научного руководителя и достижения своих обучающихся обосновываю тем, что веду целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию исследовательских умений как на уроках биологии, так и во внеклассной и внеурочной  работе по предмету.

     В практике своей работы использую поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Формирование исследовательских умений выстраиваю на базе универсальных учебных действий и начинаю с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности. С целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся, веду их отслеживание. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдений, срезовых работ, таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делаю вывод о готовности обучающихся участвовать в исследовательской и проектной деятельности. На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности обучающихся. Планирую дальнейшую работу. Дифференцирую задания на уроке для коррекции и развития определённых умений. Знакомлю школьников с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. После этого ученики создают небольшие тренировачные проекты.

     Дальнейшая работа зависит от уровня самостоятельности обучающихся:

-ученики выполняют исследовательскую работу в рамках внеклассной работы по биологии под моим руководством на конкретном материале. Проект не содержит глубоких исследований;

-школьники самостоятельно изучают материал. Тема исследовательской работы совпадает с тематикой учебной деятельности, но материал выходит за рамки учебника. Растёт уровень самостоятельности обучающихся;

-обучающиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе. На этом этапе определяю учеников, которые способны самостоятельно выполнить исследовательскую работу по биологии. Проекты представляются на конференциях, фестивалях разного уровня.

     Сформированные исследовательские компетентности не только помогают школьникам лучше выполнять требования программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности, что способствует достижению высоких и стабильных результатов в обучении.                        Но всесторонне развивая способности одарённого ребёнка, нельзя забывать, что развитие одарённости – не самоцель. Заботясь о развитии одарённости, нельзя упускать из виду важнейшую способность – способность при всех обстоятельствах быть человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы с одарёнными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности"

Данная статья отражает опыт работы с одаренными учащимися по истории и обществоведческим дисциплинам: основные формы, методы, приёмы....

Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

Любому обществу нужны одаренные люди. Задача общества состоит в том, чтобы развивать способности всех его представителей...

Система работы с одарёнными детьми в урочной и во внеурочной деятельности

Данная статья будет интересна учителям английского языка при совершенствовании работы с одарёнными детьми....

Статья на тему "Работа с одарёнными детьми на уроках технологии и внеурочной деятельности"

В статье представлены формы и методы работы с одарёнными детьми....

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ ...