Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
статья по биологии (11 класс) на тему

Чумакова Татьяна Николаевна

Любому обществу нужны одаренные люди. Задача общества состоит в том, чтобы развивать способности всех его представителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

  Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы развить способности всех его представителей. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

    Работы с одарёнными детьми – одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и самореализацию является актуальной в современной школе.

   К сожалению, не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. О людях, которые обладают исключительной успешностью освоения, и выполнения какой-либо деятельности говорят, что они одаренные или иначе талантливы.

    Главная задача учителя для развития ребенка в этом направлении заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации, т.е. дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей.

   Учебный предмет биология, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одарённых детей.

   В своей работе я придерживаюсь следующей системы.

Первым этапом является выявление одаренных и талантливых детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, конечно, их доля намного выше в начальной школе. Поэтому с одаренным ребенком необходимо начинать работу с раннего детства и не потерять цепочку преемственности в среднем и старшем звене школы. Так на неделях химии, биологии, географии учащиеся среднего звена демонстрируют занимательные опыты и выступают с презентациями своих проектных работ младшим школьникам. Так во внеурочной деятельности по биологии в классах ФГОС 5-7 в этом году разрабатывали исследовательские проекты 56 учащихся, на разные темы как самостоятельно, так и в группах.

   Следующим этапом является помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Я убеждена, что только широкое вовлечение ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих уроках максимально стараюсь учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Результатами такого подхода являются выступления на научно-практических конференциях учащихся, олимпиадах, конкурсах.

  Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Велика роль учителя в работе с одарёнными и талантливыми детьми. Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Важно педагогу тоже идти в ногу со временем и совершенствовать себя профессионально. С этой целью систематично участвую в различных профессиональных конкурсах, публикую методические разработки на образовательных сайтах.

   Одним из самых значимых направлений своей деятельности считаю организация проектной, научно-исследовательской деятельности обучающихся по  предмету. Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию детской одарённости, т.к. направлена на реализацию общего развития детей и обеспечение их разнообразной деятельностью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

     Благодаря высокому интересу обучающихся к проблемам окружающей среды, своему здоровью, мои ученики активно вовлекаются в разработку своих проектов.

     В проектно-исследовательскую работу учащиеся вовлекаются последовательно:

1. Учебно-исследовательская деятельность на уроках;

2. Внеурочная работа в кружках, факультативах, элективных курсах;

3. Самостоятельная исследовательская работа.

     Моя цель: развитие способности и стремления школьников к самосовершенствованию, создание условий для самоопределения и самореализации.

     Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:

-сформировать у обучающихся интерес к научному познанию мира;

-развивать умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.

     Проектная деятельность даёт возможность школьникам представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов.

 На протяжении последних лет прослеживается положительная динамика результативности качества творческих работ по предмету. Ежегодно школьники принимают участие в городских, региональных и всероссийских  конференциях и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер.

   

За учебный год мы участвовали в 1. Олимпиадах 2 призера по биологии и 1 по экологии, 1 всероссийская межпредметная олимпиада лучший результат на муниципальном уровне,

1 всероссийской нпк исследовательских работ в Чебоксарах Мир юными глазами, 2 республик НПК образование в 21 веке экологический контекст в Нурлатах диплом 2 и 3 степени, межрегиональной нпк Гиматдиновские чтения в осиново 1 и 2 вторых места, Республиканской нп экологическая конференция им Мариновича 1,2,2 место, Респ. конкурс Сохраним природу Татарстан Сертификат,

     Творческих работ обучающихся являются частью учебно-методического комплекса кабинета биологии, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности, обучающихся на уроках и во внеклассной работе.

     Выполненные работы развивают следующие исследовательские компетентности обучающихся:

-умения умственной деятельности (сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, конкретизация);

-умения творческой деятельности (умение мобилизовать имеющиеся знания, включать их в анализ новых ситуаций, предвидеть последствия решения проблемы, преобразовать информацию, видеть проблему,  выбрать рациональный способ решения проблемы);

-технические умения (умение поиска, переработки, хранения информации, правильного оформления результатов исследования);

-умения управлять своей исследовательской деятельностью (умение анализировать противоречия, ставить цель, прогнозировать, планировать, организовывать, корректировать свою исследовательскую деятельность, оценивать промежуточные и конечные результаты);

-умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

     Свои достижения, как научного руководителя и достижения своих обучающихся обосновываю тем, что веду целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию исследовательских умений, как на уроках биологии, так и во внеклассной и внеурочной  работе по предмету.

            Но всесторонне развивая способности одарённого ребёнка, нельзя забывать, что развитие одарённости – не самоцель. Заботясь о развитии одарённости, нельзя упускать из виду важнейшую способность – способность при всех обстоятельствах быть человеком.

Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, само увлечённости. Детей, которые сами рождают идеи должны учить такие же люди, мы должны не только транслировать знания, но и говорить о самом процессе создания знания. Сделать это конечно очень сложно при нашей общей занятости.

Выберите из предложенных вам качеств ваших учеников те, которые вам больше нравятся.

  1. Дисциплинированный
  2. Неровно успевающий
  3. Организованный
  4. Выбивающий из общего темпа
  5. Эрудированный
  6. Странный в поведении, непонятный
  7. Умеющий поддержать общее дело, коллективист
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
  9. Стабильно успевающий
  10. Занятый своими делами, индивидуалист
  11. Быстро, «на лету» схватывающий
  12. Конфликтный
  13. Легкий в общении
  14. Иногда не может понять очевидного
  15. Ясно выражающий свои мысли
  16. Не всегда подчиняется большинству

Если четных положительных ответов больше, то Вы нестандартный педагог и уже готовы к работе с одаренными детьми.

Так в этом году ЕГЭ здавали 6 учащихся, 2 мед в Казань бюджет, 1 Йошкар ола, 1казань ветеринарная академия, психология. В этом году у нас в школе открыли 10 класс химико-биологического профиля, собеседование проводили педагоги мед. училища. Где 3 час биологии в 10 классе и 4 в 11.

   Таким образом, виды деятельности по развитию одаренности довольно разнообразны. И задача педагога направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные её виды, для развития высокого потенциала, одаренности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

Проблема работы с одарёнными детьми - одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования. Главная з...

"Формы и методы работы с одарёнными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности"

Данная статья отражает опыт работы с одаренными учащимися по истории и обществоведческим дисциплинам: основные формы, методы, приёмы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной и во внеурочной деятельности

Данная статья будет интересна учителям английского языка при совершенствовании работы с одарёнными детьми....

Статья на тему "Работа с одарёнными детьми на уроках технологии и внеурочной деятельности"

В статье представлены формы и методы работы с одарёнными детьми....

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ ...