Проект "Раз, два, три, четыре, пять - буквы мы идём искать"
проект (5 класс) на тему

Крупина Марина Михайловна

Мы занимаемся  в объединении «Пресс – Центр» журналистикой,   много сочиняем, пишем, работаем с текстами, которые состоят из предложений, предложения из слов, а слова из букв. Нам стало интересно выяснить, где и как  появились наши буквы, а самое главное, кто придумал алфавит. В этом заключается актуальность нашего творческого проекта, который мы назвали «Раз, два, три, четыре, пять, буквы мы идём искать….»

Цель нашего проекта:

Выяснить, как возникла письменность, расширить знания о возникновении письменности.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать информацию в литературных источниках и Интернете о возникновении письма у древних людей, о его развитии,  возникновении письменности на Руси.

2.Провести опрос.

3.Систематизировать собранный материал.

4.Полученные результаты представить в виде сообщения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования  «Центр дополнительного образования»

Тюменская область, Кондинский район, г.п.Междуреченский

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Раз, два, три, четыре, пять

буквы мы идём искать

Авторы: Кузнецова Анастасия,

Тимофеева Дарья, объединение

«Пресс-центр»

Руководитель: М.М.Крупина,

педагог дополнительного образования

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.                                                                                             

Глава 1. Историческая. Появление письменности

1.1. От наскальных рисунков до  современного письма                                                                                                                                                              Глава 2. Познавательная. Создание русского алфавита                                                                                                                        

Глава 3. Вопросительная. Анкетирование                                                                                                                              

Глава 4. Заключительная. Заключение, выводы

Приложение -  фото

Литература

                                                                                                                   

Введение

Мы занимаемся  в объединении «Пресс – Центр» журналистикой,   много сочиняем, пишем, работаем с текстами, которые состоят из предложений, предложения из слов, а слова из букв. Нам стало интересно выяснить, где и как  появились наши буквы, а самое главное, кто придумал алфавит. В этом заключается актуальность нашего творческого проекта, который мы назвали «Раз, два, три, четыре, пять, буквы мы идём искать….»

Цель нашего проекта:

Выяснить, как возникла письменность, расширить знания о возникновении письменности.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать информацию в литературных источниках и Интернете о возникновении письма у древних людей, о его развитии,  возникновении письменности на Руси.

2.Провести опрос.

3.Систематизировать собранный материал.

4.Полученные результаты представить в виде сообщения.

ГЛАВА 1.ИСТОРИЧЕСКАЯ. ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

1.1. ОТ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ ДО СОВРЕМЕННОГО ПИСЬМА

Письменность – величайшее достижение человека. Возникновения письма уходит своими корнями в древность. Все вы знаете, что вначале возникла устная речь. При появлении потребности обменяться информацией, древние люди пользовались звуками, которые постепенно, превратились сначала в слова, а потом и в предложения. А как же возникла письменность?

  • Предметное письмо

Рассказ древнегреческого историка Геродота доводит до нас сведения не только об исторических событиях, но и о древнейшем порядке письменности - предметном письме. Когда-то, по крайней мере, 10 тысяч лет назад, началась с него история письменности. Предметы стали своего рода символами, условными значками. На деревьях или бирках делались зарубки, чтобы запомнить какое-нибудь событие, отметить срок. Как извещение об объявлении войны противнику часто отправляли стрелы. Такой способ закрепления значений носит название «предметное письмо». Самым простым его примером является палка, воткнутая в землю у дороги под определенным углом. По ней путник мог определить длину пути и узнать о наличии на нем различных препятствий или опасности.  Вампумы – шнуры или пояса с нанизанными на них разноцветными раковинами – использовались североамериканскими индейскими племенами и некоторыми народами Африки.

  • Нити с узелками

Первыми шагами к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например, узелки на память. Таким способом пользовалось индейское племя инков, живших на территории современного Перу. Нити с узелками назывались «кипу». В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы определяли, о чем идет речь. Так желтая краска означала золото, белая - серебро, красная - воина. Даже сейчас перуанские пастухи пользуются счетными шнурками, чтобы сосчитать быков, коров, телят. Затем на смену узелкового письма, пришло письмо в картинках.

  • Писаницы и петроглифы

Смешение языков вызвало потребность создавать письменную передачу информации для общения между племенами. Рисунки оказались первым естественным решением. Ведь именно это мы делаем, когда разговор с иностранцем заходит в тупик из-за незнания того или иного слова на его языке. Мы рисуем то, что хотим сказать!!!

Хорошо чертить острой палочкой на мокром песке, а можно взять красную глину и рисовать на стенах пещеры. Так появились первые наскальные рисунки. Иногда это впечатления от последней охоты, но иногда необходимая информация: например, на стене пещеры нарисованы несколько человек с луками, дальше - следы, которые ведут к высокому берегу реки, где пасутся бизоны. Можно прочесть: охотники отправились к реке охотиться на бизонов.

До нас дошли первые произведения искусства первобытных людей - примитивные рисунки и наскальные изображения. Их называют писаницы и петроглифы. Писаницы выполнены резьбой или красной охрой, а петроглифы - черной, желтой и белой. Это название происходит от двух греческих слов: «петрос» (камень) и «глифо» (резьба), то есть петроглифы - это изображения на камне.

  • Письмо рисунками

        Предписьменностъю была пиктография (письмо рисунками), т.е. такое письмо, при котором сообщение передается при помощи рисунков. Сначала каждый рисунок обозначал то слово, которое был изображено. Такой способ сообщения был не очень удобным, потому что понять это письмо можно было по–разному. В египетском письме слова не отделялись друг от друга, а потому начало новой фразы писали красной краской. Постепенно рисунки принимали все более символический характер.  Именно из таких рисунков в будущем родилась письменность.

  • Иероглифы

        В развитии письма этап идеографии пришел на смену этапу пиктографии. Идеограммы, они же идеографы, отличались от пиктографических значков тем, что могли передавать отвлеченные понятия. Самыми известными идеограммами являются иероглифы. Плюсы идеографического письма - передает практически любую мысль. Минусы – огромное количество иероглифов.

        Иероглифы придумали древние египтяне. Их насчитывалось около 750. Сначала каждый иероглиф обозначал определенное слово или его часть.  Количество слов все время увеличивалось, и иероглифов не хватало. Тогда египтяне стали использовать значки для обозначения отдельных звуков. А так как они писали только согласные, то, для того чтобы понять значение слова, рядом ставился специальный значок-определитель.

Такое письмо было очень трудным, и пользоваться им могли лишь немногие грамотные люди. А выучить египетские иероглифы торговцу из другой страны было просто невозможно.

        В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иероглифы родились в глубокой древности. Они произошли от рисунков.

Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой посередине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.

Иероглиф для китайца - не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.

  • Клинопись

Иероглифы не единственный вид письменности, которую знал Древний Восток. В Двуречье, что было расположено между реками Тигр и Ефрат, родилась клинопись. Там, на каменных утесах, не растет папирус, зато много глины. Ее использовали как самый удобный и дешевый материал. Из нее лепили таблички. Писали на них треугольными палочками, выдавливая ими знаки. От нажима палочки получались знаки, похожие на клинья, поэтому и письмо получило название клинопись.

ГЛАВА 2.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, СОЗДАНИЕ РУССКОГО АЛФАВИТА

Как же появилась и развивалась письменная культура Древней Руси?

        Алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке, является предшественником нашего современного алфавита. Славянскую азбуку называют глаголица и кириллица. Многие ученые считают, что первой была создана глаголица. Сначала их использовали параллельно, потом кириллица вытеснила глаголицу.

Кирилл (его настоящее имя - Константин) родился в 827 году в городе Солоники (Солуни). Мефодий был его старшим братом. Оба получили хорошее образование. Константина за обширные знания часто называли Константин-философ. Какой же азбукой пользовались Кирилл и Мефодий? Это была или глаголица, или кириллица. Точнее на поставленный вопрос ответить нельзя: до нас не дошли рукописи того времени, когда жили Кирилл и Мефодий.

        Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, единый, понятный всем славянам книжный язык, который называется старославянским. Переведенные на старославянский язык духовные книги стали орудием распространения на Руси  христианской религии, а с нею и письменности.  

Братья создали славянскую азбуку, их было две: кириллица и глаголица. (  от слова говорить) Глаголица, как полагают ученые, является более древней. Глаголица не прижилась на Руси, хотя и была известна. Полагают, что Кирилл создал именно глаголицу, а кириллическая азбука, которой мы пользуемся по сей день, была создана одним из учеников Кирилла Климентом. Климент назвал ее кириллицей в честь своего учителя. В кириллице 43 буквы, часть которых имела и числовое значение, т.е. буквы обозначали числа.

Кириллица постепенно изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание. Из алфавита были устранены юсы (большой и малый), кси, пси, фита, ижица, зело, ять, но ввели в алфавит буквы э, й, я. Постепенно создавалась русская азбука.  В настоящее время в нашем алфавите насчитывается 33 буквы (из них 10 гласных звуков, 21 - согласных и 2 знака - ъ и ь). азвание «глаголица» образовано от глаголъ — «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. 
ГЛАВА 3.ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ. АНКЕТИРОВАНИЕ

У своих одноклассников мы спросили, знают ли они о возникновении письменности. Оказалось, что у них мало информации об этом, знания разрознены и поверхностны. Поэтому со ввоей работой мы можем выступить перед одноклассниками и обучающимися объединения «Пресс-центр». работа будет интересна не только мне, но и другим учащимся.

Анализ анкеты.  

1.Знаете ли вы, сколько букв в алфавите?

Да – 21             нет – ни одного ответа

2.Как вы думаете, чем отличается азбука от алфавита?

Не знаю – 7    произношением – 6   написанием – 8

3.Как называлась первая азбука?

Кириллица – 11     не знаю – 3   аз – 7    

4.Кто создал первую азбуку?

Кирилл и Мефодий – 15    не знаю – 6

5.Зачем нужно знать буквы?

Чтобы писать – 11   читать – 10  

ГЛАВА 4.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ

Сейчас сложно представить себе, что когда-то очень давно письменности не было, не было  книг, писем, газет. Возникновение письменности имеет очень большое значение для нас всех. В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая,  во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. 

В 1992 г в такой праздник - День славянской письменности и культуры в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию.  Это официальная, всем известная, одобренная на государственном уровне история возникновения славянской письменности.

Памятник Кириллу и Мефодию есть и в столице нашего Округа – городе Ханты-Мансийске.

Хотелось бы закончить выступление такими стихами:

Славянскую письменность

Нам принесли
Святые Кирилл и Мефодий,
Славянской культуре мы день посвятим,
Пусть будет он чтим в народе.
Культуру родную знать и беречь
Мы всем в этот день пожелаем,
Веками проверенные письмена
К единству славян призывают.

ЛИТЕРАТУРА

Сайты Интернета:

Печатные издания:

  1. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Велесова книга. Славянские веды. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  2. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка» М: «Педагогика – пресс», 1993г.
  3. Г. Шалаева.  Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем», М: Компания «Ключ – С» Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ 1994г.
  4.  Граник Г.Г. Секреты орфографии: Книга для учащихся. - М.:
  5. Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по презентации "Раз,два,три,четыре,пять в школу будем мы играть"

Данный проект указывает на требованиянеобходимые для  развития дошкольников. К числу этих требований относятся:- развитиеэстетического  вкуса, который развивается в процессе привлечения вним...

проект по презентации "Раз,два,три,четыре,пять в школу будем мы играть"

Данный проект указывает на требованиянеобходимые для  развития дошкольников. К числу этих требований относятся:- развитиеэстетического  вкуса, который развивается в процессе привлечения вним...

Один, два, три, четыре, пять! Будешь, друг, числительное знать!

Цели урока:·        образовательные – обобщить сведения об имени числительном как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением числительного, привес...

Проект "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"

Вашему вниманию представлен педагогический проект, направленный на организацию сотрудничества с родителями по  созданию предметно-развивающей среды ,  способствующей комплексной  коррек...

Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"

Презентация к проекту "Раз, два, три, четыре, пять - будут пальчики шагать"...

Мастер-класс "Раз-два-три-четыре-пять, будем песню сочинять"

В дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые попытки самостоятельного сочинения. наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка - словесное творчество.  Игры...