Организация экологического кружка в школе
методическая разработка

Монгуш Валентина Базыр-ооловна

Все прекрасное на земле – от солнца

 и все хорошее – от человека

М.Пришвин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_ekologicheskogo_kruzhka_v_shkole.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Организация экологического кружка в школе.

Монгуш В.Б.

МБОУ Ийменская СОШ

Дзун-Хемчикского кожууна.

Все прекрасное на земле – от солнца

 и все хорошее – от человека

М.Пришвин

             Наша школа на протяжении многих лет работает над проблемами формирования экологического сознания. Экологическим воспитанием занимается весь наш коллектив, но особая роль отводится методическому объединению естественно-математического цикла, в составе которого учитель географии.

Моя цель – установить грамотные взаимоотношения с природой, обществом, самим собой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле.

Для решения  этой цели регулярно проводятся научно-исследовательские работы экологической направленности, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, нацеленные на выявление экологических знаний и умений; проводятся анкетирования, тестирования для выяснения уровня сформированности экологического отношения к природе.

           Практически все курсы экологизированы: на уроках в начальной школе, химии, биологии, географии используются тексты, задачи, практические работы, дополнительный материал экологического содержания. Так мы реализуем экологическое воспитание учащихся – одно из приоритетных направлений.

          Но в основном время занятий по экологической грамотности – внеурочное.

        Уделяя внимание внеурочному дополнительному экологическому образованию, участвуя во внеурочных мероприятиях, школьники получают не только теоретические знания, но и практические навыки. Поэтому я проведу  экологический кружок «Юный эколог».

Организация работы кружка строится на трёх важнейших принципах:

Краеведческом, экологическом, практическом.[1] 

    С целью изучения и улучшения экологического состояния территории нашего села участниками кружка « Юный эколог» был создан отряд

« Защитники природы».

    Для начала  организовали и провели общешкольное родительское собрание на тему « Экология  и мы», на котором подняли вопрос об экологических проблемах села. Родителям было предложено заполнить анкету «Основные источники загрязнения села». По результатам анкетирования выяснилось, что 60% загрязнения- бытовой мусор. С целью пропаганды экологической культуры, весной и летом провели конкурс «Самая зеленая улица», «Самый цветочный двор» , которые содержат в чистоте свой дом, двор, приусадебный участок и розданы буклеты  «Чистота – залог здоровья». Конкурсы помогли нашему селу стать чище и красивее.

     Проведены акции «Мы за чистое село», «Поможем зимующим птицам» и организован фотоконкурс «Природа нашего села». Эти акции служат примером для подрастающего поколения и воспитывают патриотические чувства.

      Наше село расположено на предгорно-равнинной зоне и является одним из красивых уголков нашей Тувы. За деревней течет река Хемчик  попадая в горы Хемчикского хребта. Долина реки узкая с отвесными скалами. Леса представлены в основном лиственницей и тополями. Вдоль реки произрастает множество кустарников. Паводок Хемчика происходит летом, с июня по август и является результатом летних осадков в виде дождя. Проведены экскурсии и походы по окрестностям села и результатом работы был исследовательский проект «Фенологические наблюдения  села Ийме».  

          Продолжая исследовать проблему экологии села кружковцы выяснили, что почти все жители села содержат корову и численность крупного рогатого скота с каждым годом растет.

       Выпас большого поголовья крупнорогатого скота в окрестностях села ведет к разрушению поверхностной структуры почвы и исчезновению многих видов растений, а вместе с ними и животных. На сбитых пастбищах травяной покров теряет свои качества. Из травостоя выпадают ценные в кормовом отношении злаки и бобовые. Их место занимают не поедаемые скотом грубые ядовитые травы и сорняки.

  Проводимые учащимися исследования были интересны и посильны. И в ходе исследований воды, почв, воздуха учащиеся выявили, что основной вред причиняет население.

        Проведение кружка экологической направленности способствует формированию экологической культуры и осуществляется через схему: знания о природе и практические умения по её охране. При ведущей роли наглядно – иллюстративного метода особую роль занимают экскурсии и прогулки с заданиями.[2] Приобщение учащихся к исследовательской деятельности в условиях сельской школы решает несколько важных педагогических  проблем:

  • стимулирование интеллектуальной активности обучающихся;
  • приобщение их к самостоятельной творческой деятельности;
  • развитие творческого потенциала личности, реализация потребности в самоутверждении личности;
  • профессиональное самоопределение, подготовка к обучению в высшем учебном заведении.[3]

               Хочется отметить, что в работе по экологическому образованию учащихся, подготовке экологически грамотного поколения основанная роль принадлежит учителю, его личному примеру и его творческой инициативе.

          Мы учим детей и учимся сами понимать экологические проблемы и возможные пути их решения. Путем исследовательской, проектной и практической деятельности ребята учатся применять полученные знаний. И в своей взрослой жизни они тоже будут, мы в этом уверены, охранять природу.[4]

         

Список использованной литературы

  1. Зверев А.Т. ,Ачапкин Л.А. Экология. Практикум 7-9 классы. М.: Оникс, 2007
  2. Никитин Д. П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Высшая школа, 1980.

      3. С. В. Ряжин. Экологический букварь. 1998г

      4. Ю.В. Новиков. Природа и человек. М. Просвещение. 1991г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Программа экологического кружка "Росток"

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...

Статья : из опыта работы "Воспиттальный потенциал экологического кружка"

Обобщается опыт работы экологического кружка в школе, раскрывается воспитательный потенциал кружка....

Программа экологического кружка.

Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...

Программа экологического кружка

Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...

Экологический проект "Экологические праздники в школе"

•Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...

Из опыта организации экологических проектов в школе.

Обзор десятилетнего опыта организации массовых экологических проектов в школе....