Статья : из опыта работы "Воспиттальный потенциал экологического кружка"
статья на тему

Николаева Людмила Евгеньевна

Обобщается опыт работы экологического кружка в школе, раскрывается воспитательный потенциал кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospitatelnyy_potencial_kruzhka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Людмила Евгеньевна , учитель биологии МБОУ « Савинская общеобразовательная средняя школа» Плесецкого района.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА.

Последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос.  Экологические проблемы обостряются , а  у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Именно поэтому, одним из важных направлений  в воспитательной работе с подрастающим поколением является экологическое воспитание.

Его можно реализовать как на уроках естественнонаучного цикла , так и во внеурочной деятельности – в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, детских объединений , кружков и т.д. Кружковая работа  с учащимися направление не новое , но именно сегодня – актуальное и востребованное , заключающее в себе огромный воспитательный потенциал.

Для расширения практической   деятельности  учащихся в 2010 году в нашей школе был создан  школьный  экологический  кружок «Эколог»..  Экологическая работа в школе велась и ранее, но толчком к созданию кружка явилась поездка активных ее участников в летний экологический лагерь Кенозерского национального парка  в августе 2010 года .

Цель создания клуба:  Формирование экологической культуры учащихся 

Программа школьного экологического клуба направлена на: самореализацию учащихся от  расширения кругозора школьников и освоения теоретического материала до

разработки исследовательских работ и создание экологических проектов;

.

Одним из направлений деятельности клуба является пропаганда экологических знаний через классные часы,  театрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет. Для учеников 5-6 классов был проведен фотоконкурс «Мое домашнее животное». Участие в этом конкурсе способствовало  развитию  «ситуации успеха» , так как давало возможность каждому ученику проявить себя , ведь домашнее животное есть практически у всех. Конкурс рисунков «Растения и животные других планет» развивал у учеников фантазию, нестандартное мышление.

Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодёжной субкультуры. Поэтому пропаганда здорового образа жизни, отказ от вредных привычек  сегодня является одной из самых актуальных проблем образования и воспитания.  Экотеатр  , участниками которого были  ученики 10-11 класса, подготовили два театрализованных представления для учащихся 8-11 классов : «Суд над никотином» и «Нет наркотикам». Сюжеты видеороликов, цифры статистики, проникновенные стихи учили  подростков делать самостоятельный выбор.

Печатное издание кружка «Экологический вестник» тоже способствовало  пропаганде здорового образа жизни , так как его выпуски посвящены борьбе со СПИДом, с гиподинамией, с курением ,  способам сохранения здоровья.

Одно  из заседаний клуба было проведено в форме творческой  мастерской  , ученики создавали композиции из природного материала . У ребят  развивались  эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы. Выставка композиций  вызвала у всех учеников школы большой интерес.

Еще одним направлением работы кружка является участие в экологических акциях и проектах. Участие в районной акции «Покорми птиц» прививает чувство доброго и милосердного организован и проведен экологический проект  «Это наш дом» .Он стартовал 22 апреля  во Всемирный экологический праздник «День Земли». Проект был  направлен на формирование экологического восприятия; вовлечение  обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, на общение с социумом. При проведении широко использовались возможности ИКТ. Информационная группа провела социологический опрос местного населения и школьников о чистоте нашего поселка. Отчет группы был представлен в форме диаграмм в школьном издании кружка «Экологический вестник». Исследовательская группа провела исследование экологических проблем нашего поселка . Отчет представила в форме: мультимедийных презентаций ,буклетов ,плакатов , агитационных листовок  , создала фильма «Красота»  о природе родного поселка. Творческая группа изготовила проекты озеленения школы  и  организовала их выставку Проект «Это наш дом» был участником регионального конкурса «Проектная деятельность педагога с применением ИКТ» .

отношения к окружающему нас миру. Также  участниками кружка  был В работе кружка используются  формы, развивающие способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать. Ученики 11 класса стали участниками дебатов на тему « Геномодифицированная пища – это пища будущего или пища «Франкеншейна»?» Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Цель дебатов - научить учащихся высказывать свое мнение, слушать других и уметь вести дискуссию со своим оппонентом в спокойной, доброжелательной манере. Участники должны уметь также приводить аргументы за и против обсуждаемой идеи, постараться своими аргументами убедить оппонентов в правильности избранной позиции. Самое главное заключается в том, что умение вести дебаты пригодится в жизни. Дебаты помогут в развитии критического мышления. Научат смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию и убеждать, научат общаться. Все это необходимо человеку в нашем мире.

Следующим  направлением в работе кружка является исследовательская деятельность. Написание разных рефератов — это только первая ступень, это поиск знаний по той или иной экологической проблеме. А самым серьезным является выполнение  школьных научных проектов и исследовательских работ Все это  дает   членам клуба возможность самореализации в рамках клубной и  научно-исследовательской деятельности; умение  выступить с сообщением или докладом перед аудиторией; развивать исследовательские навыки и умения. Члены кружка являются постоянными участниками районного мероприятия Североонежские чтения"Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто. " , которому  два года назад был присужден статус 1этапа Малых Ломоносовских чтений Северного государственного медицинского университета., Исследовательские работы кружковцев постоянно публикуются в печатном издании Североонежских чтений, а победители  участвуют в чтениях Северного государственного медицинского университета.

12 исследовательских работ учащихся с 5 по 11 класс было представлено на школьной конференции в 2010-2011 году  , . Темы исследований самые разные « Исследование влияния музыки на здоровье человека», «Влияние гумата натрия на урожай огурца»,

« Влияние физиологических ритмов на успеваемость учащихся», « Информированность учащихся о влиянии мобильных телефонов на здоровье» ( данная работа заняла 1 место в региональном конкурсе «Юность Поморья») и др.  Три исследовательские работы в 2011 году были представлены на районной конференции «Юность Поморья» и две из них стали победителями.

 

Итогом работы кружка является создание воспитывающей среды, которая  способствует :

  1. развитию активно – деятельной позиции  в противовес пассивному созерцательному восприятию и повышение заинтересованности в изучении естественных дисциплин
  2. активизации исследовательской деятельности учащихся
  3. повышению экологической  грамотности учащихся
  4. созданию условий для развития и реализации творческих способностей учащихся.
  5. профессиональной самореализации учеников

«Дети охотно всегда чем –нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать , но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.»  Я. Коменский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Статья о реализации творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.

Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческ...

Статья "О развитии творческого потенциала учащихся на уроках математики"

Развитие творческих способностей учащихся - важнейшая задача педогога....

Статья на тему: "Здоровьесберегающий потенциал уроков математики"

Материал на тему: "Здоровьесберегающий потенциал уроков математики"...

статья из опыта по танцевальному кружку

В статье описывается работа музыкального руководителя по кружку...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...