Программа экологического кружка "Росток"
рабочая программа по теме

Дэр Валентина Павловна

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rostok.rar36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «СОШ им. Г.И. Успенского»,

д. Сябреницы

Рассмотрена на педагогическом                                         УТВЕРЖДАЮ

совете «________»                                                                Директор МОУ СОШ

(протокол № от г.)                                                                «______»

                                                                        __________

        1 сентября 200__ года

                                                                        

        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Росток»

Возраст обучающихся:  12-14 лет

Срок реализации программы: 2 года

Педагог дополнительного образования:

Дэр Валентина Павловна

Чудово

2011 год

Пояснительная записка

Когда человечество поймёт, что есть пространство,

насыщенное следствиями человеческих деяний,

можно будет лечить планету…

Е. Рерих.

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в творческом объединении «Экология» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ им. Г.И. Успенского».

Педагогическая целесообразность.

        Педагогическая целесообразность программы заключается в дополнении и расширении знаний по экологии, полученных в школе и формирование элементарных навыков изучения природы, через проектную деятельность. При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В.А. Березина), концепция развития дополнительного образования в общеобразовательной учреждении (Е.Б. Евладова), концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе (Н.Ю. Синягина), идеи формирование  у школьников ответственного отношения к природной среде (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина), совокупность идей об единстве учебной и неучебной деятельности в подготовке детей безопасному поведению в природной среде (А.Г. Маслов), совокупность идей о развитии дополнительного образования в России (А.В. Егорова), концепция государственного управления развитием системы образования (Н.И. Булаев).

Актуальность.

          Актуальность программы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь  людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Метод проектов как технология прекрасно решает многие  задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.

Цель:

- формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности. 

Задачи:

Образовательные

  1. формировать знания о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об  экологических   проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;
  2. использовать возможности проектной теологии для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;
  3. формировать исследовательские навыки;
  4. научить ребенка умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения;
  5. обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Развивающие

  1. способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей;
  2. развивать способности к причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
  3. развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
  4. формировать умения публичных выступлений;
  5. развивать  критическое мышление;
  6. способствовать  развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
  7. развивать нравственные и эстетические чувства;
  8. способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;
  9. способствовать  расширению кругозора, принимая участие в творческих компьютерных программах и конкурсах «Портфолио».

Воспитательные

  1. воспитывать экологически направленных ценностных ориентации личности, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
  2. совершенствовать способность к самообразованию;
  3. формировать стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;
  4. способствовать развитию духовной потребности в общении с природой;
  5. воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающего его мира;
  6. способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;
  7. создавать условий для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению,   самовоспитанию, самосовершенствованию  умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения;
  8. проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, свой образ жизни.

Отличительной особенностью данной программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.  

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы12-14лет.

 Сроки реализации образовательной программы – 2 года обучения.  Каждый год обучения -   2 раза в неделю по 2 академических часа - 144 часа в год. Количество обучающихся в группе -12 человек. Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам:

* учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

* смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

 Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.

   Формы и методы.

 С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

  1. стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
  2. способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
  3. обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений;
  4. вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции и пр.);
  1.  контрольно-диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;
  2. интерактивные методы, т.е. обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры);

Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративные
  2. Репродуктивные
  3. Методы проектного обучения
  4. Методы проблемного обучения:
  5. Проблемное изложение
  6. Частично-поисковые, или эвристические
  7. исследовательские
  8. Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования.

Ожидаемый результат и способы определения  его результативности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

•  мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

•  информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

•  инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной  деятельности);

•  деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.

Ожидаемый результат.

  1. Повышение уровня экологической грамотности;
  2. Развитие творческих способностей учащихся;
  3. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения обучающихся;
  4. Практические мероприятия: участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, акциях и пр.

Первый год обучения

Обучающийся должен знать:

  1. систему элементарных экологических знаний;
  2. первоначальные умения и навыки  экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Обучающийся должен уметь:

  1. применять полученные знания и умения при выполнении проектной деятельности;
  2. оформлять результаты и делать выводы из исследования;
  3. самостоятельно (или под руководством педагога) разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций;

Второй год обучения:

Обучающийся должен знать:

  1. разнообразие экосистем своей местности;
  2. об экологической проблеме как проблеме нарушения естественных связей в природе;
  3. основные  методы  изучения  природы;
  4. об основных экологических проблемах своей местности, района, области и в масштабах государства.

Обучающийся должен уметь:

  1. оценивать   влияние  антропогенного  фактора  на  виды,  экосистемы  и  принимать  решения   по  их  охране;
  2. применять  знания  для  составления  экологических  прогнозов  и  оценки  деятельности  человека;
  3. представлять  результаты  исследовательской  и  проектной  деятельности;
  4. использовать  знания  в  решении  экологических  проблем  и  в  природоохранной  деятельности.

По окончании обучения обучающиеся должны:

Знать:

  1. основные экологические понятия и термины;
  2. особенности геоэколоческого положения, природы, населения области;
  3. природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем области; особо охраняемые природные  территории своего края;
  4. объекты историко-культурного наследия.
  5. знать назначение и основные характеристики устройств компьютера.
  6. о роли Интернет в современном обществе;
  1. использовать антивирусные программы;
  2. возможности программ по созданию презентаций, создавать презентации;
  3. возможности пакета офисных программ и использовать программы пакета для решения прикладных задач;
  4. выполнять основные операции с файлами, папками, ярлыками (создание, копирование, переименование, удаление);
  5. о принципах функционирования, иметь представления о механизмах обработки и вывода информации посредством прикладных программ;

Уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки экологических объектов и явлений;
  2. находить в разных источниках информацию;
  3. анализировать информацию, необходимую для изучения географических, исторических, этнографических, экологических объектов и явлений;
  4. приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию своей области; формирования отраслей хозяйства;
  5. составлять краткую историко-географическую,  эколого-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической, исторической, статистической  информации, форм ее представления, собственных наблюдений; представлять результаты своей работы в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
  6. знать требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
  7. приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  8. работать с файловой системой;
  9. применять прикладные программы (работа с текстовой, графической информацией) для решения практических задач;
  10. работать с оргтехникой (сканер, принтер, ксерокс);
  11. ориентироваться в изученных программных средствах, понимать назначение отдел уметь самостоятельно выбрать и применить изученные методы и приемы, для самостоятельно разрабатывать проекты;
  12. реализовать проект с собственной сюжетной линией, оформлением;
  13. работать с графическими, мультимедийными программами для обработки информации;
  14. анализировать и изучать готовые проекты;
  15. самостоятельно осуществлять поиск нужной информации по заданной тематике.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

1. Основные виды диагностики результата:

 входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

  текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

 промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;

 итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: фестиваль «Калейдоскоп проектов».

2. В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося 1-2 годов обучения по определенным критериям:

  1. выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
  2. выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
  3. подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  4. система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.
  5. Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.


Диагностика знаний умений и навыков  проводится в начале, середине и конце года

 (вводный, текущий и итоговый)                      

  1-ый год обучения

Вид контроля

Содержание

Методы

Сроки

Вводный

-уровень нравственно-экологической позиции:

  1. негативно-деструктивная;
  2. равнодушно-созерцательная;
  3. пассивно-сочувственная;
  4. активно-добротворческая.

-сформированность  общеучебных  умений

-опыт взаимодействия с природой

-отношение к учению

Беседа,

Тест «Определение нравственно-экологической позиции»

Наблюдение

Тест

Анкетирование

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь-май

Текущий

-освоение учебного материала по теме;

-творческий потенциал обучающихся;

-оценка самостоятельности, возможностей спланировать работу

Опросы (устные, письменные), тестирование, викторины;

Самостоятельные, творческие работы;

Практические занятия

сентябрь-май

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Итоговые тесты, отчеты

Апрель-май

Диагностика знаний умений и навыков  проводится в начале, середине и конце года

(вводный, текущий и итоговый)

  2-ой год обучения

Вид контроля

Содержание

Методы

Сроки

Вводный

-уровень нравственно-экологической позиции:

  1. негативно-деструктивная;
  2. равнодушно-созерцательная;
  3. пассивно-сочувственная;

            -   активно-добротворческая.

Тест «Определение нравственно-экологической позиции»

Сентябрь

-уровень начальных знаний

Тест «Проект и я»

Сентябрь

Текущий

-освоение учебного материала по теме;

-творческий потенциал обучающихся;

-оценка самостоятельности, возможностей спланировать работу;

Опросы (устные, письменные), тестирование, викторины;

Самостоятельные, творческие работы;

Практическая работа;

Сентябрь-май

Итоговый

- уровень знаний по программному материалу

Контроль  ожидаемых результатов

Тест «………………..»

Апрель-май


Тематическое  планирование.

I год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Вводное тестирование.

2

2

-

2

Экология как наука. Современные проблемы экологии.

6

6

-

3

Метод проектов.

6

5

1

4

Проблемные ситуации и подходы к их решению.

6

2

4

5

Поиск информации.

6

3

3

6

Технология выполнения группового и индивидуального проектов.

8

2

6

7

Индивидуальный проект.

27

6

21

8

Проект в мини-группе или в группе.

27

6

21

9

Анализ результатов и качества выполнения проекта.

2

1

1

10

Земля как планета. Понятие о биосфере. Глобальные проблемы человечества.

7

3

4

11

Гидросфера. Охрана водных объектов.

10

3

7

12

Охрана атмосферы.

10

3

7

13

Охрана животного мира.

10

3

7

14

Охрана растительного мира.

10

3

7

15

Фестиваль «Калейдоскоп проектов».

4

-

4

16

Итоговое занятие.

3

3

-

Итого:

144

51

93

СОДЕРЖАНИЕ

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие (2часа)

Теория: Цели и задачи объединения. Планирование работы на год. Инструктаж по технике   безопасности. Вводное тестирование.

Тема 2. Экология как наука. (6 часов) 

Теория:  Современные проблемы экологии. Введение понятий «экология», «экосистема». Биоценоз. Типичные биоценозы.

   Тест « Соотнеси термин и определение».

Тема 3. Метод проектов. (6часов)

Теория: Ознакомление с проектной деятельностью. Её история. Виды деятельности при погружении в метод проектов. Методы творчества, применяемые при проектировании. Типология проектов.

Практическое задание: «Учимся проектировать» - мозговая атака».

Тема 4. Экологические проблемы. (6 часов)

Теория. Выдвижение гипотез.  Проблема последовательных действий (мозаичная). Проблема, имеющая множество вариантов решения. Проблемы творческие, продуктивные по сути. Проблема многослойная (когда решается каждая её часть).

Практические задания.

Составление алгоритма действий, существенных с точки зрения решения этой проблемы.

Разработка учебных экологических проектов на темы:

  1. «Хочу, чтобы речка Кересть стала чище».
  2. Чистая деревня.

Тема 5. Информация, её поиск, сбор,  систематика, анализ.   (6 часов)

Теория. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная). Ознакомление с методами поиска, изучение литературы, работа с литературными источниками.

Практические задания. Социологический опрос. Сбор, систематизация и анализ данных. Оформление библиографического списка; представление иллюстративного материала.

Тема 6. Технология выполнения проекта. (8 часов).

Теория.  Ознакомление с технологией выполнения группового или самостоятельного проекта, обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и задач, выбор методов работы, формулирование выводов, оценка полученных результатов.

Практические задания.  Типология проектов. Тренинг «Распределение обязанностей в группе», практическая работа: «Разработка плана действий». Деловая игра «Я выбираю».

Тема 7. Мой индивидуальный проект. (27 часов).

Теория. Индивидуальный проект (монопроект).

Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.

Практическое задание. Работа над проектом.

Тема 8. Проект в минигруппе и группе. (27 часов)

Теория.   Проект в минигруппе и группе.

Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. Функциональные обязанности.

Практическое задание. Работа над групповым проектом. Практикум в технике «зигзаг»

Тема 9. Анализ результатов и качества выполнения проекта. (2 часа).

Теория. Анализ результатов и качества выполнения проектов. Критерии внешней оценки проекта.  

Практическое задание. Оценка продвижения в рамках проекта и оценка продукта. Критерии. Самооценка.  Паспорт проекта. Тренинг «Мои чувства и эмоции. Учимся презентации».

Тема 10. Земля как планета. Понятие о биосфере. Глобальные проблемы человечества. (7 часов).

Теория. Земля как планета. Понятие о биосфере. Глобальные проблемы человечества.

 «Грозит ли землянам глобальное потепление?»

Практическое задание.

Защита проектов: «Каковы масштабы экологического загрязнения планеты?»

Тема 11. Гидросфера. Охрана водных объектов.  (10 часов).

Теория. Понятие гидросферы.

 Распределение воды и суши на земном шаре. Океаны. Моря. Круговорот воды в природе. Вода в жидком, твердом и газообразном состоянии. Присутствие воды в биосфере. Запасы воды на Земле. Реки и их притоки. Речная сеть родного края. Ее прошлое. Настоящее и будущее. Значение водных объектов в народном хозяйстве. Потребности человечества в пресной воде.

Практическое задание.

«Ходит капелька по кругу» - познавательная игра. Защита проектов: «Вода, ты жизнь».

Тема 12. Охрана атмосферы. (10 часов)

Теория.

Атмосфера. Чистый воздух - необходимое условие нормальной жизнедеятельности людей. Современное состояние и охрана атмосферы. Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Химический состав выбросов. Бурная автомобилизация - активный источник загрязнения воздуха. Кислотный дождь и его последствия. Смог - серьезная угроза для здоровья человека и состояния окружающей природной среды. Озоновые дыры. Охрана атмосферного воздуха.

Практическое задание. Практикум  «Чистый воздух». Защита проектов: «Чистый океан воздуха!»

Тема 13. Охрана растительного мира.  (10 часов)

Теория. Мир растений – источник жизни на Земле. Зеленый океан – поставщик атмосферного кислорода. Многообразие растений. Леса – одно из важнейших звеньев в природной    цепи круговорота веществ. Основные древесные породы области. Лес - экологическая система.  Значение леса. Лишайники, мхи и папоротники наших лесов. Грибы – чудо природы. Лесная аптека. Закон об охране лесного богатства.

Практическое задание. Защита проектов: «Спасем это мир».

Тема 14. Охрана животного мира. (10 часов)

Теория. Охрана животного мира.

Животный мир Земли. Многообразие животного мира. Обзор животного мира родного края. Любой вид животного - неповторимое явление природы. Пигмеи и гиганты среди животных. Редкие и исчезающие животные. Занимательное из жизни животных. Охрана животных.

Практическое задание. Защита проектов: «Моё любимое животное».

Тема 15. Фестиваль «Калейдоскоп проектов». (4 часа)

Практическое занятие. Мой самый удачный проект.

Тема 16.    Итоговое занятие. Планирование на новый учебный год. (3 часа)

Тематическое  планирование.

II год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Вводное тестирование.

2

2

-

2

Природа и человек. Природоохранная деятельность человека.

20

6

14

3

Окружающая среда и здоровье человека.

23

6

17

4

Гигиена питания. Экология жилища.

24

9

15

5

Мир природы в мире человека.

11

2

9

6

Город как среда обитания человека.

12

3

9

7

Наш край. Проблемы региона.

30

12

18

8

Основные экологические исследования.

16

8

8

9

Природоохранные организации.

1

1

-

10

Фестиваль «Калейдоскоп проектов».

3

-

3

11

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого:

144

51

93


Содержание программы

(II год обучения)

Тема 1. Вводное занятие (2часа)

Теория: Цели и задачи объединения. Планирование работы на год. Инструктаж по технике   безопасности. Вводное тестирование.

Тема 2. Природа и человек. Природоохранная деятельность человека. (20часов) 

Теория:  Природный комплекс и его компоненты. Что такое окружающая среда. Связь человека с окружающей средой. Дары природы. Разумное использование природных ресурсов. Проблемы природопользования. Антропогенная деятельность.

Практика. Подготовка и показ экологической игры «Этика экологических отношений».

Итоговое занятие: деловая игра «Человек и природа».

Тема 3. Окружающая среда и здоровье человека. (23часа)

Теория: Действие загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Понятие о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Закаливание и его роль в укреплении здоровья.

Практическое задание: Моно - проекты: «Советы бывалого», «Закаляйся как сталь», «Движение – твоё лекарство», «Обойдёмся без докторов», «…И глаза «скажут» спасибо».

Защита проектов: «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра!».

Тема 4.  Гигиена питания. Экология жилища. (23 часа)

Теория. Гигиена питания. Экология жилища. Изба, юрта, чум – дом человека. Понятие «правильное питание». Роль витаминов в нашем организме. Экологические аспекты жилища и учебного заведения.

Практические задания. Анкетирование «Режим и правильное питание». «Мой дом – моя крепость» - ролевая игра, «Растения лечат». Защита проектов: «Учитесь быть здоровыми».

Тема 5. Мир природы в мире человека.  (11 часов)

Теория. Гуманитарная экология. Экологическая этика. Понятие «природная среда», «мир природы», «общение с природой». Восприятие человеком красоты и гармонии природы. Историко-культурная ценность живой природы.

Практические задания. Сообщения на тему: Отражение красоты природы в живописи, скульптуре, литературе, музыке, фольклоре. «Природа славян», «Перед ликом священной природы…». Защита проектов: «И красотой природы дышим…»

Тема 6. Город как среда обитания человека. (12 часов)

Теория.  Влияние урбанизации на окружающую среду. Градообразующие экологические факторы. Городская флора и фауна как компонент территории

Практические задания.  Экологическая обстановка в городе. Город и ТБО.Практическая работа: «Транспортная нагрузка в городе». Итоговое занятие: сюжетно-ролевая игра «Это мой город»

Тема 7.  Наш край. Проблемы региона. (30 часов).

Теория. Особенности географического положения и природы своего края. История заселения. Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта. Проблемы региона

Практическое задание. Хозяйственная деятельность населения. Изменение экосистем под влиянием деятельности человека. Охраняемые территории. Практическая работа «Составление плана - схемы с нанесением природных и антропогенных памятников». Экскурсия в краеведческий музей. Итоговое занятие: познавательная игра «Мой край любимый»

Тема 8.  Основные экологические исследования. (16 часов)

Теория.   Экологический мониторинг. Методы исследования природной среды.

Практическое задание. Правила ведения дневников наблюдений.  Растения биоиндикаторы. Животные – биоиндикаторы. Итоговое занятие:  практическая работа «Исследование состояния учебного кабинета».

Тема 9. Природоохранные организации. (1 час).

Теория. Природоохранные организации. Законодательные акты по охране природы в России. Право на экологическую информацию. Структура средозащитных мероприятий. МСОП – Международный союз охраны природы.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Всемирная хартия охраны природы. ГРИНПИС.

Тема 10. Фестиваль «Калейдоскоп проектов». (3 часа)

Практическое задание: сюжетно – ролевая игра «Я – защитник природы».

Защита проектов: «Каковы масштабы экологического загрязнения планеты?»

Тема 11. Итоговое занятие. (2 часа)

Практическое задание. Подведение итогов работы за два года. Контроль  ожидаемых результатов.

Методическое и техническое обеспечение образовательной программы:

Учебно-методический комплекс:

  1. учебно-методические пособия (см. Литература);
  2. Материал из опыта педагога:

 - методический и инструктивный материал к проектным исследовательским и видам деятельности;  

- дидактический материал

- методические разработки (конспекты занятий, компьютерные презентации, памятки и т.д.);

 3) методическое психолого-педагогическое сопровождение личности обучающегося (тесты, анкеты, опросник);    

4)   Материалы  здоровьесберегающего комплекса:

  1. комплексы упражнений для глаз;
  2. упражнений для снятия общего утомления;
  3. упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
  4. упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;
  5. дыхательная гимнастика;
  6. комплекс упражнений, направляющий энергию на использование потенциала мозга без напряжения;
  7. релаксационные комплексы.

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

  1. Столы – _12  штук;
  2. Стулья – 24 штуки;

Список литературы для педагога

  1. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.
  2. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002, - 112 с.
  3. Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2001.-112с
  4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2006.-64с.
  5. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2000.
  6. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2009.-142 с.
  7. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук» // Волгоград: Учитель, 2007.-154
  8. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды. Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005, 64 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Научно-популярная:

1. Беме, Р.Л. и др. Птицы разных материков.

2. Второв, П.П. Определитель птиц.

3. Голованов, Э.Н. С фотоаппаратом за синей птицей.

4. Дольник, В.Р. Таинственные перелеты.

5. Любительская охота.

6. Митурин, М. Командорские острова

7. Спангенберг, Е.П. Птицы,зайцы,лисицы и прочие 

Периодические издания:

8. Журнал «Мишутка» 
9. Журнал
«Юный натуралист».

10. Журнал «Мир птиц».

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. http://clubs.ya.ru/4611686018427389084/posts.xml?posttype=news
  2. http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=279859&st=15
  3. http://fotoparus.com/blog/2009/12/29/video-pticy-moskvy-v-peredache-v-mire-zhivotnyx/
  4. http://gazeta.aif.ru/_/online/yugra/133/538
  5. http://libsib.ru/etika/etika-delovogo-obscheniya
  6. http://nkama.my1.ru/forum/9-45-1
  7. http://rbcu.ru/campaign/18552/
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотоохота
  9. http://www.astro.spbu.ru/staff/resh/dok/dok.html
  10. http://www.openclass.ru/blogs/195718
  11. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov
  12. http://www.liveinternet.ru/tags/%F2%EE%F2%E5%EC/page2.html
  13. http://www.liveinternet.ru/users/4107155/post144074424/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Природа - наш дом" - программа экологического просвещения

Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий совреме...

Программа экологического лагеря "Ландыш"

   Среди учащихся школы с одной стороны выделяется группа учащихся, увлеченных естественными дисциплинами, с другой стороны имеется группа социально незащищённых детей. Таким об...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...