Планирование уроков по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Батодоржиева Баирма Николаевна

Аналитическая матрица к рабочей программе по биологии и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_matritsa_5_klass.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

   Характеристика содержания курса 5 класса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

Предметная цель: Сформировать у учащихся представления об отличительных особенностях царств живой природы.

Основное содержание

Понятийные средства

Характеристика деятельности учащихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

I.Введение. Биология наука о жизни.

(2ч)

Предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками. Значение биологии. Разнообразие  живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Объяснять роль   биологии   в    формировании   современной   естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Наблюдать за ростом и развитием растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

II. Клеточное строение организмов.

Устройство увеличительных приборов.

Строение, химический состав  и жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани

Объяснять принцип работы увеличительных приборов. Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки.  Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Сравнивать клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делать выводы на основе сравнения.

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

III. Царство бактерии и грибы.

Система органического мира. Царство бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий в биотехнологии. Роль шляпочных грибов в природе и жизни человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры

профилактики заболеваний.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов. Объяснять роль бактерий, грибов в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания первой при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и грибами.

Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные  точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Реализация установок здорового образа жизни;

  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др); эстетического отношения к живым объектам.

IV. Царство растений

 Разнообразие, распространение, значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений. Распознавать отделы растений, наиболее распространенных в своей местности. Выявлять приспособления у растений к среде обитания. Определять их принадлежность к систематической группе с использованием справочников и определителей.

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

V. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Строение стебля

Видоизменение побегов. Цветок Соцветия. Плоды. Распространения плодов и семян.

Различать на живых объектах и таблицах  органы цветкового растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.  Объяснять роль различных растений в жизни человека.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   УРОКОВ  БИОЛОГИИ   В   5   КЛАССЕ

урока

Тема

Содержание урока

Содержание стандарта и программы

Термины и

понятия

Региональный компонент

КИМы

Введение           7 часов

1

Введение. Биология - наука о живой природе

1.   Биология - наука о жизни. Признаки живого. Биологические дисциплины.

2.   Разнообразие живых организмов. Царства живой природы. Роль живых организмов в природе.

3.   Значение живых организмов в жизни человека.

4.   Взаимосвязь живых организмов между собой и средой обитания. Понятие «Биосфера».

Роль   биологии   в    формировании   современной   естественнонаучной

картины мира, в практической деятельности людей. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных.

биология,  экология,  фенология,  жизнь,

биосфера, царства живой природы.

Гербарий растений, коллекции насекомых, фотографии живых организмов, обитающих на территории Забайкальского края. Подготовка к экскурсии

2

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

1.   Правила поведения в природе.

2.   Виды растений и животных, условия их обитания в экосистеме, типичной для АБАО.

3.   Осенние  явления  в   жизни  растений  (окраска  листьев,  листопад)   и животных (поведение животных).

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в жизни растений и животных; проведение опытов по изучению состава почвы

местообитание, среда обитания, факторы среды.

Экскурсия в экосистему, типичную для АБАО.

Оформление отчёта по экскурсии.

Написать сочинение от имени любого живого существа

( растения, гриба, бактерии или животного) «Осенние явления в жизни растений»

3

Методы исследования в биологии

1.Техника безопасности в кабинете биологии.

2.Методы исследования в биологии.

3. Приборы и инструменты

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения

Задания на соответствие

4

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

1.Царства живых организмов.

2.Отличия живого от неживого.

3. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Царства: бактерии, грибы, растения, животные.

Гербарий растений, коллекции насекомых, фотографии живых организмов, обитающих на территории Забайкальского края.

Задания на соответствие

5

Среды обитания организмов

1. Среда обитания.

Задания на соответствие.

6

Основные экологические факторы и их влияние на живые организмы

1.   Экологические факторы.

2.   Влияние света на жизнь растений.

3.   Влияние температуры на жизнь растений.

4.   Значение воды в жизни растений.

5.   Влияние минеральных веществ на жизнь растений.

6.   Влияние живых организмов на растения (биотический фактор).

7.   Влияние человека на растительный мир (антропогенный фактор).

Влияние экологических факторов на организмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организм

абиотические  факторы,   биотические факторы, антропогенные факторы.

Подготовка сообщения: «Климатические условия

АБАО».

Задания «Эко-логические цепочки»

7

Контрольно-обобщающий урок

Проверочная работа

Тема 1. Клеточное строение организмов.    7  часов

8

Устройство увеличительных приборов

1.   История открытия клеточного строения организмов.

2.   Увеличительные     приборы,     их     использование     в     биологических исследованиях.

3.   Лабораторная работа  «Устройство микроскопа и правила работы с ним».

Принцип работы увеличительных приборов.

клетка - единица строения организмов.

Задачи с немыми рисунками

9

Строение клетки

1.   Строение клеток растений.

2.   Лабораторная работа  «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука».

Клеточное строение, приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.

микропрепарат,  оболочка,  цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл.

лист элодеи, плоды рябины, томата,  шиповника,

листья пеларгонии.

Задачи с немыми рисунками

10

Строение клетки

1.   Строение клеток растений.

2.   Лабораторная работа  «Пластиды в клетках листа элодеи»

Клеточное строение, приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом, выявление приспособлений у растений к среде обитания.

оболочка,  цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл.

лист элодеи, плоды рябины, томата, шиповника,

листья пеларгонии.

Составление кроссвордов по теме

11

Химический состав клетки

1.   Неорганические вещества: вода и мин. соли.

2.  Органические вещества: белки, жиры, углеводы.

3.   Соотношение веществ в разных растениях и их органах.

4.   Лаб. работа  «Химический состав растений».

5.   Роль этих веществ в жизни человека.

Роль растений в жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные растения.

 организм, растение, химический элемент, неорганические и органические вещества (белки, жиры, углеводы).

  Лаб. работа  «Химический состав растений».

12

Жизнедеятельность клетки

1.   Процессы жизнедеятельности клетки и их значение.

2.   Деление клетки.

Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов

деление клеток, хромосомы.

13

Ткани растительного организма

1.   Первоначальное представление о тканях.

2.   Виды тканей и их функции.

Ткани

ткань, образовательная ткань, основная ткань, проводящие ткани, механические ткани, покровные ткани.

Лабораторная работа №6 «Особенности строения  растительных клеток  разных органов цветкового растения»

Установление соответствия между функциями и типами тканей

14

Контрольно-обобщающий по теме: «Клеточное строение организмов»

Проверочная работа

Тема 2.  Царство бактерии   2   часа

15

Строение и жизнедеятельность бактерий

1.   Строение и распространение бактерий.

2.   Форма бактерий.

3.   Питание бактерий.

4.   Размножение бактерий. Образование спор, их роль в жизни бактерий.

Система органического мира. Царство бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

клетка бактерии, сапро-фиты, паразиты, спора, сине-зелёные водоросли, цианобактерии. Процессы жизнедеятельности: ды-хание, питание, рост, размножение, обмен в-в.

Тесты

 Умение распознавать микропрепараты, объекты.

16

Роль бактерий в природе и жизни человека

1.   Роль бактерий в круговороте веществ.

2.   Почвенные бактерии, их роль в природе. Азотфиксирующие бактерии. Симбиоз.

3.   Болезнетворные бактерии.

4.   Роль бактерий в жизни человека.

Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий в биотехнологии.

сапрофиты, паразиты, круговорот веществ, фотосинтез, азотофиксирующие бактерии, симбиоз, молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии, эпидемия.

На уроке используется произведение Г Граубина «Четырехэтажная тайга». Подготовка материала о съедобных и ядовитых грибах, о правилах их сбора.

Тема 3.  Царство грибы   5   часов

17

Царство грибов. Общая характеристика

1.   Отличительные признаки грибов, их строение, питание.

2.   Размножение грибов.

3.   Роль грибов в природе и жизни человека.

Система органического мира. Царство грибов.

круговорот веществ, сапрофиты, паразиты, питание, хитин, грибница, мицелий, размножение бесполое и половое

грибы, встречающиеся на территории  Заб. края, гербарии растений, пораженных спорыньей и головней.

Схемы циклов развития

18

Шляпочные грибы

1.   Особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, их классификация.

2.   Лабораторная работа  «Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы.»

3.   Самостоятельная работа учащихся с текстом «Симбиоз грибов и растений» и рисунком учебника.

4.   Правила сбора грибов. Меры предупреждения отравления ядовитыми грибами, первая помощь при отравлениях.

Роль шляпочных грибов в природе и жизни человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры

профилактики заболеваний.

плодовое тело, грибница, мицелий, микориза,

симбиоз, гетеротрофное питание, пластинчатые и трубчатые грибы.

Сообщения учащихся о съедобных и ядовитых грибах, правилах сбора грибов, технологии их выращивания. Можно использовать отрывки из произведения В. Солоухина «Третья охота».

 Тесты

 Работа с немыми рисунками,  микропрепаратами.

19

Плесневые грибы и дрожжи

1.   Плесневые грибы, среда их жизни, отличия плесневых грибов от шляпочных грибов.

2.   Роль плесневых грибов в разложении органических веществ, в образовании почвы.

3.    Лабораторная работа  «Плесневый гриб  мукор».

4.   Пеницилл, его строение, питание, размножение, сравнение с мукором.

5.   Дрожжи, их строение, питание, размножение.

Роль плесневых грибов в природе, в жизни человека. Использование грибов в биотехнологии. Изучение строения плесневых грибов.

плесневые грибы, дрожжи, сапрофиты, грибница, мицелий, бесполое размножение почкованием, спора.

 Лабораторная работа «Плесневый гриб  мукор».

Модульные задачи

20

Грибы-паразиты.

Роль грибов в природе

1.   Грибы-паразиты.

2.   Меры борьбы с болезнями растений, животных и человека, вызываемых грибами-паразитами.

3.   Использование грибов в народном хозяйстве.

4.   Роль грибов в круговороте веществ в природе.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами у растений животных и человека. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений и  человека.

организмы-паразиты, головня, спорынья, гриб трутовик, облигатные и факультативные паразиты

 Заочная экскурсия «Грибы в лесопарке»

Синквейн

21

Обобщение по теме: « Бактерии. Грибы.»

Проверочная работа.

Тема 4.    Царство растения.    12   часов

22

Разнообразие, значение и распространение растений.

1.   Ботаника - наука о растениях.

2.   Разнообразие растений и мест их обитания.

3.   Значение растений в природе и жизни человека.

Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека.

ботаника,   низшие растения,   высшие

растения.

   Изучение гербарных материалов. Встречи с природой.

23

Водоросли

1.   Общая характеристика водорослей.

2.   Значение водорослей в природе и жизни человека.

3.   Многообразие водорослей.

4.  Лаб.раб. « Строение водорослей».

Главные признаки, изучение внешнего строения водорослей,

Распознавание водорослей,   наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений у растений к среде обитания.

хроматофор, слоевище, таллом, ризоиды.

Лабораторная работа « Изучение строения водорослей».

Установление соответствия отделов царства растений по рисункам.

24

Лишайники

1.   Строение лишайников.

2.   Многообразие лишайников.

3.   Жизнедеятельность лишайников.

4.   Значение в природе и жизни человека.

4.  Лаб. раб. « Строение лишайника».

Роль лишайников в природе и жизни человека, распознавание лишайников, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспо-соблений у лишайников к ср.  обит.

симбиоз

Рассматривание коллекции лишайников

Синквейн

25

Мхи

1.   Общая характеристика мхов.

2.   Многообразие мхов.

3.   Лабораторная работа  «Изучение строения мха».

4.   Значение мхов в природе и жизни человека.

Главные признаки отдела , изучение внешнего строения мхов. Распознавание  наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений к среде обитания.

высшее споровое растение,

яйцеклетка, сперматозоид

Лабораторная работа   «Изучение строения

мха». 

Работа с немыми рисунками,  микропрепаратами.

26

Плауны. Хвощи. Папоротники.

1.   Общая характеристика папоротникообразных растений.

2.   Многообразие папоротникообразных.

3.   Лабораторная работа  «Изучение строения  папоротника».

4.   Значение в природе и жизни человека

Главные признаки папоротников хвощей и плаунов, изучение внеш-него строения папоротника. Распознавание растений папоротникообразных, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений  к среде обитания

вайи, корневище, спорангии.

Лабораторная работа «Изучение строения папоротника».

Установить появление последовательности органов у отделов царства растений.

27

Голосеменные

1.   Общая характеристика голосеменных.

2.   Многообразие представителей голосеменных растений.

3.   Лабораторная работа  «Изучение строения голосеменных».

4.  Значение   в природе и жизни человека.

Главные признаки отдела. Распоз-навание голосеменных растений, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений у растений к среде обитания.

хвоя,

 семя.

Работа с немыми рисунками,  микропрепаратами.

28

Покрытосеменные или Цветковые

1.   Общая характеристика покрытосеменных растений.

2.   Многообразие покрытосеменных растений.

3. Лаб. Работа « Строение цветкового растения»

Главные признаки отдела Изучение органов цветкового растения, строения и многообразия, распознавание покрытосеменных растений, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений у растений к среде обитания, определение их принадлежности к систематической группе с использованием справочников и определителей.

цветок, плод, деревья, кустарники, травы,

однолетние, двулетние, многолетние растения.

Изучение гербарных материалов, коллекций плодов,  красивоцветущих растений. Составление таблицы цветковых растений,

занесенных в Красную книгу  Заб. края

Работа с немыми рисунками,  микропрепаратами.

29

Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений

1.   Значение растений в природе.

2.   Значение растений в жизни человека и собственной деятельности.

3.   Охрана растительного мира.

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Охрана растительного мира.

слоевище, высшее споровое растение, вайи, корневище, спорангии, хвоя, семя, цветок, плод, деревья, кустарники, травы, одно-, дву-, многолетние растения.

Изучение охраняемых растений, занесенных в Красную книгу края. Сочинение: «Что я сделал, чтобы помочь зелёному миру?»

Синквейн

30

Весенняя жизнь растений

1. Экскурсия.

Весенние явления в жизни растений

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира на Земле

1.   Основные этапы развития растительного мира на Земле.

2.   Заполнение таблицы «Развитие растительного мира на Земле».

Усложнение растений в процессе эволюции. Биологическое разно-образие растений как основа устойчивости биосферы и результат эволюции. Проведение простых  биоисследований разных растений

палеонтология, палеоботаника, риниофиты.

Зарисовка окаменевших древних организмов и их отпечатков. Определение их принадлежности древним организмам.

Установление последовательности эволюции растительного мира.

32

Обобщение

33

Урок-КВН : «Царство растений»

Творческие задачи.

34

Итоговый урок.

Практическая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование уроков по биологии 9 класс

Тематическое планирование по биологии 9 класса.№Тема урока   Кол-вочасовТипурокаХарактеристика видов учебнойдеятельностиВидыконтроляизмерителиПланируемые результатыосвоения материалаДом...

Тематическое планирование уроков общей биологии 10 класс

Тематическое планирование уроков общей биологии, 10 класс,68 часов, к учебнику Д.К. Беляева....

Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака)

Разроботанные модули уроков позволяют организовать активную самостоятельную учебно- познавательную деятельность обучающихся...

Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 7 класс

Модульное обучение позволяет решить задачу дифференциации обучения при единообразии содержания и методов обучения...

Модульное обучение. Поурочное планирование уроков по биологии (к УМК под редакцией Д.И. Трайтака) 8 класс

При использовании модулей ученик учится сам, а учитель осуществляет управление его деятельностью...

Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.

Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....

Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (6 класс)

Разработка календарно-тематического планирования уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  VIII вида для 6 класса...