Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (6 класс)
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Разработка календарно-тематического планирования уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  VIII вида для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 КЛАСС)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Опрос

Домашнее задание

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

I ЧЕТВЕРТЬ (18 часов)

I

Введение

2

1

Живая и неживая природа.

1

Живая

(растения, животные, человек),  неживая

(камни, песок).

Основа на опыт детей, на жизнь. Сравнить на ощупь.

Пронаблюдать, назвать по 5 предметов.

Тела живые и неживые.

2

Для чего изучают неживую природу?

1

Иллюстрации древних людей,

их быт,

современные люди.

Какой бывает природа?

Что называют телами природы?

Назовите и покажите несколько тел неживой природы.

Чем они отличаются друг от друга?

Прочитать, пересказать.

Вопрос № 1.

Найти по 2 предмета живой и неживой природы.  

II

Вода

16

3

Вода в природе.

1

Вода, вода в природе – иллюстрации.

Что такое живая и неживая природа?

Назовите тела неживой природы.

Прочитать, пересказать.

Вопрос № 4.

Назовите источники воды.

Прорастить фасоль.  

1

2

3

4

5

6

7

8

4

Вода – жидкость.

1

Вода, молоко, стаканы,

2 полоски бумаги, ложка.

Рассмотрение фасоли.

Источники воды

Значение воды.

Прочитать, пересказать.

Вопрос № 2,3.

Отличить воду от уксуса.  

Прозрач-ная, безвкус-ная, пресная.

5

Изменение воды при нагревании и охлаждении (опыт).

1

Колба, пробка, металлическая подставка, спиртовка.

Чем вода отличается от твердых тел?

Назовите свойства воды.

Как отличить воду от других жидкостей?

Какого вкуса вода?

Прочитать, пересказать.

Вопрос № 1.

Рассмотреть иллюстрации.

Что происходит с водой при нагревании?  

6

Изменение воды при замерзании.

1

Замерзшая вода (лед) – картинка.

Что происходит с водой при нагревании?

А при охлаждении?

Назовите условия, при которых вода переходит в твердое тело?

Пересказ.

7

Лед – твердое тело.

1

Лед, кусочек стекла, стакан воды, иллюстрации айсбергов.

Назвать условия, при которых вода из жидкого переходит в твердое тело.

Почему бутылка с водой лопается на морозе?

Где мы увидим результаты работы замерзающей воды?

Прочитать, пересказать.

Чем лед отличается от стекла?

(вопрос № 2).

Опыт: Что происходит с водой при нагревании?    

Айсберг.

1

2

3

4

5

6

7

8

8

Вода – растворитель некоторых твердых веществ (опыт).

1

Сахар, соль, вода, стеклянная палочка, фильтр из промокатель-ной бумаги,

2 стакана теплой и горячей воды.

Где в природе мы увидим лед и когда?

Чем похож лед на стекло?

Почему мы по льду катаемся на коньках?

Что происходит с водой при нагревании?

Прочитать, пересказать.

Вопрос 1, 2.

Назвать условия, при которых твердые вещества лучше растворяются в воде.

9

Нерастворимые в воде вещества.

1

Стакан с водой, крахмал, мел, ложка, фильтр, стеклянная воронка.

Почему соль и сахар в воде становятся невидимыми?

Какие вещества называются растворимыми в воде?

Какое влияние оказывает помешивание на растворение сахара в воде?

Прочитать, пересказать.

Ответить на вопросы.

Назвать растворимые и нерастворимые вещества.

10

Чистая и мутная вода (опыт).

1

2 стакана, кусочек земли, палочка, карандаш, воронка, промокательная бумага.

Назвать вещества, которые называются растворимыми?

Что происходит после взбалтывания?

Можно ли освободить воду от нерастворимых в ней веществ?

Прочитать, пересказать.

Вопрос 1, 2.

Дописать предложения.

1

2

3

4

5

6

7

8

11

Водные растворы и их использование.

1

Стакан воды, соль, сахар.

Какая вода называется прозрачной?

Какая вода называется мутной?

Вода – какая она?

Прочитать, пересказать.

Вопрос 1, 2.

Сделать соляной раствор.

12

Водные растворы в природе – минеральная и морская вода.

Питьевая вода.

1

Минеральная вода, штатив, спиртовка, чашка, таблицы, картинки.

Анализ соляного раствора.

Вопросы на стр. 26.

Как люди используют минеральную воду?

Какую воду называют питьевой?

Почему вода в колодцах прозрачная?

Сравнить минеральную и питьевую воду.

13

Температура воды и ее измерение.

Практическая работа.

1

Банка, вода холодная и теплая, термометр, их виды.

Зачем используют минеральную воду?

Какую вы больше любите?

Почему в колодцах вода бывает прозрачной?

Прочитать, пересказать.

Зарисовать термометр.

Различить термометры.

Термометр.

1

2

3

4

5

6

7

8

14

Превращение воды в пар.

1

Влажная губка, жестяная крышка, спиртовка.

Для чего нужен термометр?

Какие они бывают?

Рассмотрите его

Вопросы 5, 6 на

стр. 30.

Прочитать, пересказать.

Вопрос.

Наблюдения в столовой.

15

Кипение воды.

1

Колба, термометр, спиртовка, модель колеса, иллюстрации.

Почему классная доска стала сухой?

Чем отличается водяной пар от воды?

Почему летом вода испаряется быстрее?

Можно доказать, что лед, тоже испаряется?

Прочитать, пересказать.

Вопросы -

По каким признакам можно узнать, что вода кипит?

Сделать модель колеса.

16

Три состояния воды.

1

Иллюстрация – круговорот воды в природе.

Ответы на вопросы.

Для чего необходима нам модель колеса?

Прочитать, ответить на вопросы.

Выучить 3 состояния воды, учиться их распознавать.  

Иней.

17

Использование воды в промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

1

Иллюстрации, таблицы.

Назвать 3 состояния воды.

Откуда берется вода в воздухе?

Куда девается вода после дождя?

Как образуется дождь, снег, туман?

Рассказ по таблице «Круговорот воды в природе?»

Прочитать, пересказать.

Работа с таблицей.

Вопрос 5, стр. 40.

18

Урок-закрепление

«Что мы узнали о воде?»

1

Схемы, таблица, перфокарты, ребусы, загадки, кроссворд, ЛОС, иллюстрации.

Игра «Счастливый случай» - 3 команды.

II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч.)

III

Воздух

15

1

Воздух вокруг нас.

1

Картонка, листочки, сухарь, пипетка, кусочек кирпича, баллон из-под шампуня, пустой стакан.

Загадки о воде, тумане, инее, росе.

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы.

Опыт: накачать колеса, надуть шарик, пронаблюдать за птицами.

2

Воздух занимает место (опыт).

1

Стакан воды, блюдце, чашка, бутылка, воронка.

Вопросы на стр. 45.

Беседа по опыту, проведенному детьми.

Прочитать, пересказать.

Вопросы 1,2.

Провести опыт, стр. 47.

3

Воздух сжимаем и упруг (опыт).

1

Кусок резины, губки, пружина, стеклянная трубка, ластик, стальная линейка, ломтик сырого картофеля, стеклянная трубка, иллюстрации.

Анализ опыта.

Занимает ли воздух место?

Где люди используют это свойство воздуха?

Прочитать, пересказать.

Провести опыт, стр. 49.

Рассказ по иллюстрации.

4

Воздух только проводит тепло (опыт).

1

2 стакана воды, термометр, стеклышки, деревянные брусочки, стеклянный колпак, балка.

Беседа по опытам.

Рассказ по иллюстрации.

Прочитать, пересказать.

Вопросы на

стр. 51.

Заклеить окна.

5

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении (опыт).

1

Колба, пробка, стакан с трубочкой с водой, чернила, тряпочка.

Ответы на вопросы:

- Какую роль играет снег для растений?

- Зачем мы сохраняем тепло в классе?

Прочитать, пересказать.

Рассмотреть иллюстрации.

Ответы на вопросы.

6

Теплый воздух легче холодного.

1

Свеча, ламповое стекло, брусочки, бумага, иллюстрации, бумажная змейка, загадки.

Беседа по иллюстрации.

Фронтальный опрос.

Прочитать, пересказать.

Понаблюдать за ветром.

Выучить загадку о ветре.

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Кислород.

1

Пробирка, марганец, стеклянная трубка,  чашка, штатив, спиртовка.

Загадки о ветре.

Наблюдения за ветром.

Значение ветра в природе.

Использование человеком силы ветра.

Прочитать, пересказать.

Что такое кислород?

Как его получить?

Найти описание опыта в тексте.

8

Значение кислорода в жизни растений, животных и человека.

1

Иллюстрации, таблицы.

Что такое кислород?

Как его получить?

Что вы о нем знаете?

Ребусы, загадки.

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы.

Пронаблюдать за проветренным помещением.

9

Углекислый газ.

1

Мел, пипетка, уксусная кислота, соляная, колба стеклянная, трубка,лучина, стеклянная банка, свечи, иллюстрации.

Фронтальный опрос.

Прочитать, пересказать.

Как получить углекислый газ?

Найти в тексте ответ на вопрос 4.

10

Применение углекислого газа.

1

Газированная вода.

Фронтальный опрос.

Разбор процесса получения углекислого газа.

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы на

стр. 65.

Экскурсия в магазин.

1

2

3

4

5

6

7

8

11

Из чего состоит воздух?

1

Стеклянная чашка, тарелка, известковая вода, деревянный брусок, свечи, бутылка.

Анализ экскурсии:

Что такое сухой лед?

Где используется углекислый газ?

Где применяется?

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы.

Где находится кислород, а где углекислый газ? (опыт).

12

Значение воздуха.

1

Иллюстрации, керосиновая лампа, брусочки, свеча.

Анализ опыта:

Из каких газов состоит воздух?

Какого газа в воздухе больше, а какого меньше?

Какой газ необходим людям, растениям, животным?

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы.

Зачем наполняют воздухом камеры велосипедистов, машин?

Что бы произошло, если бы на земле не было воздуха?

13

Чистый и загрязненный воздух.

1

Иллюстрации.

Опрос по вопросам на стр. 68.

Сколько за сутки пропускает через легкие воздуха человек?

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы на

стр. 70.

Влажная уборка в классе.

1

2

3

4

5

6

7

8

14

Охрана воздуха.

1

Иллюстрации, таблицы, схемы.

Какой воздух чистый?

Какой воздух загрязненный?

Зачем мы делаем влажную уборку?

Зачем проветриваем помещение?

Прочитать, пересказать.

Найти ответы на вопрос № 4 на

стр. 71.

III ЧЕТВЕРТЬ (20 ч.)

1

Что мы знаем о воздухе?

1

Перфокарты, иллюстрации, таблицы, схемы, дидактический материал, ребусы, кроссворды, выставка рисунков.

Игра КВН, работа с таблицами, схемами.

Зарисовать схемы «Что мы знаем о воздухе?»

IV

Полезные ископаемые  

22

2

Что такое полезные ископаемые?

1

Иллюстрации, коллекция полезных ископаемых.

Опрос, рассматривание схем, таблиц, анализ, выставка.

Прочитать, пересказать.

Какие вы знаете полезные ископаемые?

Почему их называют полезными ископаемыми?

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве.

1

Кирпич, цемент, песок, глина, известняк, гранит, ТСО.

Назвать полезные ископаемые.

Показать, где в природе они находятся.

Прочитать, пересказать.

Знать строительные материалы.

Экскурсия на стройку.

4

Гранит.

1

Кусочек гранита, иллюстрации памятников, мостов, ТСО.

Беседа по экскурсии.

Назвать полезные ископаемые, которые нужны для строительства.

Их рассматривание.

Прочитать, пересказать.

Что делает слово «гранит»?

Из чего состоит гранит?

Что делают из гранита?

Экскурсия к памятнику.

5

Известняки.

1

Известняк, мел, мрамор, гранит, уксусная кислота, ТСО.

Что такое гранит?

Из чего он состоит?

Почему его трудно разбить?

Что делают из гранита?

Беседа по экскурсии.

Прочитать, пересказать.

Выучить, что такое мел, мрамор, их использование.

Мрамор, известняк.

6

Песок и глина.

1

Песок, стакан, глина, вода, вата, изделия из глины и  песка, иллюс., стеклянные воронки.

Что такое мел?

Что такое мрамор?

Что в нашей местности сделано из известняка?

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы 1,3

на стр. 86.

Вылепить фигурку из глины.

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Горючие полезные ископаемые.

1

Торф, каменный уголь, ТСО.

Рассматривание работ из глины.

Из чего состоит песок? Из чего состоит глина?

Значение этих полезных ископаемых.

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы на

стр. 87.

Выучить, что такое твердые тела, жидкость, газообразное тело.

8

Торф.

1

Кусочек сухого торфа, лупа, стеклянная банка с водой, иллюстрации, ТСО.

Назвать твердые тела, жидкие, газообразные.

Назначение горючих полезных ископаемых.

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы на

стр. 89.

Рассматривание иллюстраций.  

9

Каменный уголь.

1

Кусочек каменного угля, стакан с водой, иллюстрации, схемы.

Где в природе используется торф?

Из чего образуется?

Как добывают торф?

Как используют в сельском хозяйстве?

Что делают из торфа на заводах?

Прочитать, пересказать.

Выучить, что такое каменный уголь.

Кто добывает каменный уголь?

10

Нефть.

1

Нефть в пробирке, полоска бумаги, иллюстрации, схемы.

Чем отличается каменный уголь от торфа?

Какие виды каменного угля встречаются в природе?

Где в природе встречается каменный уголь?

Как добывают уголь?

Где используется каменный уголь?

Прочитать, пересказать.

Работа по таблице.

11

Природный газ.

1

Иллюстрации, таблицы, ТСО.

Беседа по иллюстрации, таблице.

Чем нефть отличается от каменного угля?

Где в природе находится нефть?

Как добывают нефть?

Что делают из нефти?

Составить рассказ как добывают природный газ.

Прочитать, пересказать «Использование природного газа в быту».

12

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

1

Полезные ископаемые, минеральные удобрения, ТСО.

Рассказ по технологической карте.

Техника безопасности при использовании природного газа.

Что получают из природного газа?

Прочитать, пересказать.

Какие вы знаете полезные ископаемые?

Из чего делают минеральные удобрения?

Узнать, какие минеральные удобрения используют в нашей местности.

1

2

3

4

5

6

7

8

13

Калийная соль.

1

Калийная соль, стакан с водок, технологичес-кая карта, географичес-кая карта.

Какие минеральные удобрения используют в нашей местности?

Каково их значение?

Из чего получают минеральные удобрения?

Прочитать, пересказать.

Ответы на вопросы 1,2 на стр. 100.

Выучить, где находится месторождение калийной соли.

14

Фосфориты.

1

Фосфориты, стакан с водой, технологичес-кая карта, географичес-кая карта.

Где находятся месторождения каменной соли?

Какой внешний вид имеет каменная соль? Назовите свойства, которыми она обладает.

Прочитать, пересказать.

Зачем в почву вносят фосфорные удобрения?

15

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

1

Коллекция полезных ископаемых, географичес-кая карта.

Назвать полезные ископаемые.

Зачем в почву вносят фосфорные удобрения?

Какое вносят чаще?

Как по-другому называют фосфориты?

Почему?

(обоснуйте ответ)

Прочитать, пересказать.

Нарисовать предмет, который делают из железа.

16

Железные руды.

1

Коллекция железных руд, гвоздь, компас, скрепка,

географ.карта.

Какие предметы делают из алюминия? Меди?

Сколько содержится в теле человека железа?

Прочитать, пересказать.

Работать с коллекцией.

Найти на карте, где залегают железные руды.

17

Медная и алюминиевая руды.

1

Коллекция медного колчедана, боксита, геог-рафическая карта.

Найдите на карте, где залегают железные руды?

Какие они встречаются в природе? Как добывают железные руды? Что мы можем определить при помощи компаса и магнитного железняка?

Прочитать, пересказать.

Чем отличается боксит от медного колчедана?

18

Что мы знаем о полезных ископаемых?

1

Коллекция полезных ископаемых, географичес-кая карта, карточки, схемы.

Сравнить медный колчедан и боксит.

Из каких руд выплавляют медь и алюминий?

Прочитать, пересказать.

Разгадать ребусы, кроссворды.

19

Черные металлы.

1

Чугун, магниты, железная пластинка, схема добычи чугуна, иллюстрации, ТСО.

Беседа по коллекции полезных ископаемых.

Какие мы относим к жидким, твердым и газообразным телам?

Выбрать эти полезные ископаемые.

Где их применяют и используют?

Прочитать, пересказать.

Зарисовать предметы, которые делают из чугуна.

1

2

3

4

5

6

7

8

20

Сталь

(практическая работа).

1

Стальная линейка, кусок стальной проволоки, пластинка из железа, батарейка, швейная игла, стакан с водой, лампочка, два проводка.

Из чего и как получают чугун?

Что делают из чугуна?

Рассматривание рисунков.

Практическая работа.

Прочитать, пересказать.

Ответить на вопросы на

стр. 112.

IV ЧЕТВЕРТЬ (16 ч.)

1

Цветные металлы. Алюминий.

1

Коллекция цветных металлов, алюминиевая проволока, гвоздь, магнит.

Ответы на вопросы на стр. 112.

Прочитать, пересказ.

Нарисовать предметы, которые делают из алюминия.

Какие металлы относятся к цветным?

2

Медь и олово.

1

Пластинка из меди и олова, алюминиевая пластинка, магнит, батарейка.

Анализ рисунков.

Найти в коллекции алюминий и рассказать о нем.

Прочитать, пересказ.

Ответить на вопросы на

стр. 115.

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Что мы знаем о металлах?

1

Музей, экскурсия по местности.

Ответы на вопросы на

стр. 116.

V.

Почва

13

4

Что такое почва?

1

Экскурсия.

Анализ экскурсии:

беседа по вопросам

на стр. 116.

Прочитать, пересказ.

Ответить на вопросы 1, 2

на стр. 118.

Зарисовать срез земли.

5

Из чего состоит почва?

1

Комок почвы, лист бумаги, лупа, таблица.

Что называется почвой?

Рассматривание рисунков, анализ, беседа.

Прочитать, пересказ.

Как доказать, что в почве есть вода?

6

Перегной – органическая часть почвы.

1

Стальная пластинка, деревянный зажим, лист растения, спиртовка, ложка, жестяная крышечка, почва, таблица, опыт.

 

Докажите, что в почве есть вода, покажите это на таблице.

Из чего она состоит?

Прочитать, пересказ.

Ответить на вопросы на

стр. 121.

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Песок и глина в почве.

1

Стакан с водой, почва.

Почему почва имеет темный цвет?

Из чего образуется перегной?

Прочитать, пересказ.

Ответить на вопросы на

стр. 122.

8

Минеральные соли в почве.

1

Прокаленная почва, стакан теплой воды, фильтрованная бумага, жестяная крышечка, зажим.

Что останется в почве, если ее прокалить?

Как освободить почву от перегноя?

Как отделить песок от глины?

Прочитать, пересказ.

Как обнаружить минеральные соли?

Из чего они образуются?

9

Что мы узнали о почве?

1

Почва, коллекция полезных ископаемых.

Ответить на вопросы на стр. 123.

Прочитать, пересказ.

Из чего образуется перегной?

10

Различие почв по их составу.

1

Виды почв, таблица.

Что такое перегной?

Что входит в состав почвы?

Из чего образуются в почве минеральные соли?

Прочитать, пересказ.

Уметь различать почвы по их составу.

11

Как проходит вода в разные почвы?

1

Три стеклянные воронки, штатив, вата, песок, почва, глина, вода, технологи-ческая карта.

Какие бывают почвы?

По каким признакам мы их отличаем?

Прочитать, пересказ.

Вопросы 1, 2

на стр. 126.

Бросить набухший водой комочек глинистой почвы в стакан с водой.

12

Испарение воды из почвы.

1

Стеклянная банка, трубочка, вода, марля, почва, палочка, кусочек сахара.  

Анализ опыта:  

ответы на вопросы на стр. 126.

Прочитать, пересказ.

Вопросы 1, 2

на стр. 128.

Прорыхлить цветы в классе.

13

Обработка почвы на небольших участках.

1

ТСО, иллюстрации, картинки.

Какая бывает почва?

Какая почва быстрее высыхает глинистая или песчаная?

Зачем вы рыхлили землю?

Прочитать, пересказ.

Работа по иллюстрациям.

14

Обработка почвы на полях колхозов и совхозов.

1

ТСО, иллюстрации, картинки сельско-хозяйственных растений, техники.

Работа по иллюстрациям.

Как и чем обрабатывают почву на небольших участках?

Прочитать, пересказ.

Обработка почвы весной.

15

Охрана почвы.

1

Иллюстрации.

Назвать, чем мы обрабатываем почву?

Зачем ее нужно обрабатывать осенью?  

Работа по иллюстрациям.

Почему и как нужно охранять почву?

16

Экскурсия

(практическая работа).

1

Лопаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"

Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....

Календарно-тематическое планирование "Биология, 9класс специальной(коррекционной) школы VIII вида".

Практические и лабораторные работы, предусмотренные программой  являются элементами уроков....

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...

Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку для 6 специального (коррекционного) класса VII вида.

Рабочая программа по русскому языку для 6 специального (коррекционного) класса VII вида составлена на основе авторской программы для 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанско...

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для повышения познавательного интереса учащихся к заняти...