Рабочая программа по биологии 6 класс к УМК под руководством В.В.Пасечника
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Евсеенко Инна Сергеевна

Рабочая программа по биологии составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника М.: Дрофа, 2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabocha_programma_po_biologii_6_klass.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

   «Утверждаю»                              «Согласовано»                        «Рассмотрено»

директор школы                               зам. по УВР                       руководитель ШМО

  Зубкова И.В.                               Дедушкина Е.М.                        Лебедько И.Н.

_____________                             _______________                    

                                                                                                протокол от                     №_

Рабочая программа по биологии

 6 класс

на 2013/2014 учебный год

Учитель: Евсеенко Инна Сергеевна

Пояснительная записка

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта. Стандарт основного общего образования по биологии.-М.: Дрофа, 2004

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   программы основного общего образования по биологии. Авторы:   В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Рабочая программа по биологии составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника М.: Дрофа, 2009

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

1.Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма;

2.Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

     3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

     4.Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

     5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения: В связи с невозможностью продемонстрировать выращивание растений в условиях защищенного грунта (нет теплиц и парников) проводится виртуальная экскурсия по данной теме. Данный курс интегрируется с курсом ОБЖ, в него включены следующие темы: «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», «Опасные ситуации в природных условиях», «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека», «Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека и их профилактика». Резерв времени – 2 часа отведены на проведение итоговой контрольной работы по технологии ГИА.                     Количество часов по программе: 70. Фактически планируется провести за 68 ч, т.к. 1 день совпал с праздничным днем (9 мая). Сокращение часов программы произведено за счет объединения тем 8 раздела.     I полугодие:  _32ч__                        II полугодие: _36_ч_            Часов в неделю: 2

Плановых контрольных работ:__4 _

                   лабораторных работ: 19

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен:

знать/понимать

• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция  жизнедеятельности организма.

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Содержание курса

Введение (2 часа)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

  • Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

  • Лабораторные работы

1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

            2. Ведение дневника наблюдений.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (5 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

-  Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

  • Лабораторные работы

3. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

             4. Рассматривание клеток    с помощью лупы.

             5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. 

Раздел 3. Царство Грибы (4 часа)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

- Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика,    ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

  • Лабораторные работы

6. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом

7. Изучение строения тел шляпочных грибов.

Раздел 3. Царство Растения (8 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

   - Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

  • Лабораторные работы

8. Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

9. Изучение строения мха.

10. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 час)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

       - Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек(вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле, строения листа, макро- и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

  • Лабораторные работы

11. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

12. Виды корней,  стержневые и мочковатые корневые системы.

13. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

14. Изучение строения цветка.

Раздел 6. Жизнь растений (15 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание  проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

- Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих  поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу..

  • Лабораторные и практические работы

15. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

16. Вегетативное размножение комнатных растений.

17. Определение всхожести семян и их посев

  • Экскурсия

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 7. Классификация растений (7 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение

  • Лабораторная работа

18. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

Раздел 8. Природные сообщества (6 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

- Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных   экологических групп.

  • Лабораторная работа

           19. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

  • Экскурсия

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Раздел 9. Развитие растительного мира (2 часа)

 Многообразие  растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

- Демонстрация отпечатков ископаемых растений.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ блока

Дата

ТЕМА УРОКА

Способы деятельности

Формы и средства контроля

ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)

1

6

Биология – наука о живой природе

Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений. Приводить примеры значения биологических знаний.
Давать определение термину «биология»
Наблюдать за сезонными изменениями растений .

 Давать определение терминам «экология» и «фенология»

Лаб.раб. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

Наблюдать за сезонными изменениями растений
Давать определение терминам «экология» и «фенология»

Лаб.раб.№2 «Ведение дневника наблюдений»

Тип урока: практический. Д.З. отчет об экскурсии

Опасные ситуации в природных условиях (ОБЖ)

РАЗДЕЛ 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ч.)

2

13

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества.

Знать: устройство лупы, микроскопа, правила пользования оптическими приборами; строение растительной клетки. Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их, находить нужные части клетки на микропрепарате, понимать значение слов: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив, микропрепарат

Лаб.раб. №3. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними

Называть клеточные структуры и их значения
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа
Знать: элементарное строение растительной клетки, значение частей клетки, их названия, Уметь: готовить микропрепараты, находить изучаемые органоиды.

3

20

Клетка и её строение: Пластиды оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Жизнедеятельность клетки. Ткань

Называть клеточные структуры и их значение, распознавать и описывать клеточное строение мякоти листа. Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

Лаб.раб. №4. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки. Отличать старую клетку от молодой клетки

Давать определение термину – «ткань» .Приводить примеры разных видов тканей.
Распознавать и описывать строение тканей растения Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани
 Лаб.раб. №5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

4

4

Деление клетки

Называть: структуры клетки, участвующие в делении,  роль хромосом . Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки . Отличать старую клетку от молодой клетки

Раздел  2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (3 ч.)

4

4

Роль бактерий в природе и жизни человека

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человек
Выделять отличительные особенности бактерий. Объяснять, что бактерии живые организмы. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

5

11

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Распознавать и описывать по рисунку строение бактериальной клетки.

 Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий

Раздел 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 ч.)

6

17

Общая характеристика грибов.

Шляпочные грибы.

Давать определение терминам: сапрофиты, паразиты. Выделять признаки царства грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека
Сравнивать грибы с растениями и животными.

Давать определение терминам «мицелий», «микориза», «паразиты»
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Татарстане
Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов и описывать строение шляпочных грибов. Различать ядовитые и съедобные грибы.

Лаб.раб. №6. Изучение строения тел шляпочных грибов.

7

23

Плесневые грибы и дрожжи.

Грибы – паразиты.

Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла. Объяснять пути заражения грибами-паразитами. Выявлять влияние грибов –паразитов на растения.

Лаб. Раб. №7. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов; представителей грибов – паразитов растения и животных, заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами. Уметь различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений

Раздел  4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (8 ч.)

8

30

Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений

Одноклеточные водоросли

Давать определение термину «ботаника». Перечислять основные группы растений приводить примеры основных групп растений. Выделять особенности строения низших и высших растений

Знать: что водоросли –самые древние растения на Земле; водоросли – низшие растения; особенности строения и способы размножения одноклеточных водорослей; значение одноклеточных водорослей в природе и хоз.деятельности человека

Лаб.раб. №8. Знакомство со строением зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

9

15

Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания

Знать : строение многоклеточных зеленых водорослей; способы питания, размножения, среду обитания. Условия существования бурых водорослей; особенности строения и жизнедеятельности красных водорослей; значение водорослей в природе; их роль в жизни и деятельности человека.

Уметь: различать зеленые, бурые и красные водоросли; называть признаки, характерные для водорослей; определять отличия между ними.

Знать: строение слоевища лишайника, что лишайник – симбиоз водоросли и гриба; способы размножения лишайников, значение их в природе и использование человеком;

Уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза.

10

22

Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов, их значение

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Давать определение термину «низшие» и «высшие» растения».Распознавать и описывать внешнее строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

Лаб.раб №9. Изучение внешнего строения мхов

Распознавать растения отдела Папоротникообразные: хвощи, плауны.
Распознавать и описывать внешнее строение папоротников , хвоща, плауна.
Выделять общие черты строения высших споровых растений
Объяснять роль папоротников  хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Лаб.раб. №10. Изучение внешнего строения папоротников.

11

29

Голосеменные. Покрытосеменные. Их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека

Контрольная работа 1 по темам: «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство растения»

Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Распознавать и описывать наиболее представителей голосеменных . Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

Знать: что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных, что семена защищены плодом, органы – корень, побег, цветок, плод; приспособительные признаки; наличие вегетативного способа размножения; значение в природе и жизни человека; способы защиты и охраны цветковых растений, различия между культурными и дикорастущими растениями

Контроль ЗУН учащихся.

Раздел  5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (16 ч.)

12

2  (6)

Анализ контрольной работы

Строение семян двудольных растений

Строение семян однодольных растений.

Знать: роль семян в жизни растений; значение слов: семядоля, микропиле, рубчик; где находятся питательные вещества в семенах. Уметь: находить в тексте учебника необходимую информацию, проводить наблюдения и делать по ним выводы

Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений. Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка

Лаб.раб.№11. Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

13

9(13)

Виды корней и типы корневых систем.

Зоны корня.

Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными., особенности стержневой и мочковатой корневых систем, значение окучивания для культурных растений.

Лаб.раб№12. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией.
Распознавать и описывать зоны корня. Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями. Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

14

16 (20)

Видоизменения корней.

http://jonius.ru/bio/kon/bio_9_k/urok21.php

Побег и почки. Строение почек Листорасположение

Знать: зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и др. абиотических факторов; растения с корневыми клубнями, корнеплоды; корни-прицепки, значение воздушных и дыхательных корней.Уметь: различать корневые клубни и дыхательные корни; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни.

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки
Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги
Объяснять, что почка – видоизмененный побег

15

23 (27)

Внешнее строение листа. Жилкование

Клеточное строение листа.

Знать: функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черешковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев.

Уметь: различать сидячие и черещковые листья, находить на листе листовую пластинку и черешок; определять виды простых и сложных листьев; называть и определять признаки однодольных о двудольных растений.

Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа. Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок . Распознавать и описывать строение листа. Знать значение слов: кожица листа, устьица, столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки, мякоть листа, осмос,  транспирация.

16

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля.

Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений , знать признаки листьев растений различных мест обитания; уметь: отличать световые листья от теневых.

Приводить примеры тканей, расположенных в стебле. Называть функции слоев стебля. Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля. Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину

17

Видоизменения побегов.

Цветок и его строение.

Знать: функции видоизмененных побегов, растения имеющие корневища, клубневые растения, роль вегетативного способа размножения побегами, использование человеком видоизмененных побегов.

Лаб.раб№13. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Знать: что цветок-видоизмененный побег, строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков, строение тычинок и пестиков; обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения; значение терминов: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь. Семезачаток.

Уметь: узнавать и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки, отличать обоеполые о раздельнополые цветки; выделять из знакомых растений однодомные о двудомные.

Лаб.раб.№14. Изучение строения цветка.

18

Соцветия.

Плоды и их классификация

.

Знать: определения соцветий; биологическое значение соцветий; часто встречающиеся соцветия.

Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия; называть растения

Называть функции плодов. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов

19

Распространение плодов и семян

Контрольная работа 2 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Выделять приспособления к распространению плодов и семян

Контроль ЗУН учащихся.

Раздел 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (15 ч.)  

20

Анализ контрольной работы

Химический состав растений.

Минеральное питание растений.

Знать: вещества органические; как опытным путем определять воду, минеральные вещества, жиры. Белки, углеводы (крахмал); растения, богатые жирами, углеводами, белками.

Уметь : пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы в результате наблюдений; отличать минеральные и органические вещества.

Знать: способы поглощения питательных веществ растениями; вещества, необходимые для роста и развития растений; что называется почвой; плодородием; органические и минеральные удобрения; способы внесения удобрений в почву.

21

Фотосинтез.

Дыхание растений

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений

Выделять приспособления растений для дыхания
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

22

Испарение воды листьями. Листопад.

Передвижение воды и минеральных

 веществ в растении.

Знать: роль воды в жизни растений; что транспирация – регулируемый физиологический  процесс; роль устьиц в транспирации; зависимость испарения воды от условий среды и состояний устьиц; значение испарения воды в жизни растений.

Знать: что сосудистые пучки соединяют корневую систему с листьями;

О роли корневого давления и испарения воды листьями в передвижении воды по стеблю.

Лаб.раб.№15. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

23

Передвижение органических веществ по стеблю.

Прорастание семян.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений

Знать: условия хранения семян; причины гибели зародыша семени; признаки прорастания семян; условия, необходимые для прорастания семян; особенности роста и питания проростка.

24

Растительный организм как единое

 целое.

 Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека (ОБЖ).

Знать: о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; что главный признак живого организма – обмен веществ; какие процессы обуславливают рост растения; фазы развития злаков; особенности однолетних, двулетних и многолетних растений.

Уметь самостоятельно проводить наблюдения в природе, анализировать, делать выводы.

25

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

Размножение голосеменных растений

Знать: что размножение – обязательное свойство любого живого организма; отличительные признаки растений, размножающихся спорами; особенности вегетативного размножения растений; значение слов гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота. Уметь: различать половое и бесполое размножение.

Лаб.раб. №16. Определение всхожести семян растений и их посев.

Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка». Объяснять условия размножения

26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов.

Давать определение терминам: «половое размножение», «опыление», «оплодотворение». Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в  связи с условиями жизни.

Знать: значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой ткани; растения, которые размножаются вегетативным способом

Лаб.раб.№17. Вегетативное размножение комнатных растений.

27

Опыление. способы опыления у цветковых.

Знать: роль цветка в половом размножении покрытосеменных растений; процессы формирования пыльцевых зерен и зародышевого мешка; последовательность процессов двойного оплодотворения; процесс образования семян  и плодов. Знать:-опыление – обязательное условие для оплодотворения; отличие перекрестного опыления от самоопыления; признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, искусственное опыление, его значение в с/х; термины. Уметь: различать насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения

Раздел  7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (7 ч.)

27

Основы систематики растений.

Знать: что такое вид; основные таксономические единицы; принцип, по которому образованы двойные названия видов; значение бинарной номенклатуры; значение латинских названий.

28

 Деление покрытосеменных

растений на классы и семейства.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека (ОБЖ)

Класс двудольные. Семейство крестоцветные.

Знать: признаки двудольных и однодольных растений; принципы распределения

растений по семействам.

Уметь: различать растения однодольные и двудольные; давать морфолого-биологическую характеристику растений

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

29

Семейства Розоцветные и Пасленовые.

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные.

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Лаб.раб.№18. Выявление признаков семейств  по внешнему строению растений.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

30

Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.

Контрольная работа 3 по темам «Жизнь растений» и «Классификация растений»

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека.

Контроль ЗУН учащихся.

Раздел  8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.( 6 ч.)

31

Анализ контрольной работы

Основные экологические факторы

Характеристика основных экологических групп растений.

Знать: факторы живой и неживой природы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения; влияние живых организмов на растения; значение деятельности человека на растения.

Понимать значение терминов.

Знать: приспособленность растений  к условиям обитания, признаки тенелюбивых растений, засухоустойчивых.

Уметь: узнавать и различать растения разных экологических групп; определять и называть признаки растений всех экологических групп.

Лаб.раб. №19. Особенности строения растений разных экологических групп.

32

Растительные сообщества

Взаимосвязи растений в

 сообществе.

Приводить примеры растительных сообществ
Описывать видовой состав растений лесного сообщества
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества

Знать: значение ярусности; растения, расположенные в ярусах сообщества; причины смены растительных сообществ.

33

Экскурсия «Влияние деятельности  человека на природные сообщества».

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (ОБЖ).

Знать и понимать  все основные понятия темы. Д.З – подготовить отчет об экскурсии

Раздел 9. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2 ч.)

34

Многообразие растений и их происхождение.Основные этапы развития растительного мира.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Знать: что изучает палеоботаника, методы изучения вымерших древних растений; причины изменений растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями.

Уметь: называть признаки растений отделов.

Определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим

Знать: основные этапы развития растительного мира; что одноклеточные водоросли – родоначальники зеленых растений; причины выхода растений на сушу; происхождение высших споровых растений; происхождение семенных растений.

Знать: факторы, влияющие на развитие растительного мира; приспособленность растений к природным условиям; роль растений в жизни человека; влияние деятельности человека на растит.мир; влияние вредных факторов на растения; способы охраны и защиты растений, Особенности заповедников, заказников и др.

35

Итоговая контрольная работа по технологии ГИА


Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта. Стандарт основного общего образования по биологии.-М.: Дрофа, 2004

Рабочая программа по биологии составлена на основе программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.-М.: Дрофа, 2009

1. Библиотечный фонд

Учебник: Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2007.

Дидактические материалы

 1. Галушкова Н.И.. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007

2.Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007

3.Рабочая тетрадь: Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко.- М.: «Дрофа», 2007 4. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ   «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004

2. Печатные пособия

Таблицы по изучаемым темам курса

          3.ЦОР

1. Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии

2. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности   (текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных)

3. Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (построитель определителей, виртуальные лаборатории)

     4. Технические средства обучения

-компьютер

-проектор

5. Учебно-лабораторное оборудование

- Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

-лупа ручная

-микроскоп школьный ув.300-500

-комплект реактивов для базового уровня

6. Модели

-модели цветков различных семейств

-набор моделей по анатомии растений

-муляжи

7. Натуральные объекты

-гербарии

-набор микропрепаратов по ботанике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  В  УМК входит:учебник «Введение в общую био...

Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии 10-11 кл. к учебнику В.В. Пасечника

Рабочая программа по биологии 10-11 классы составлена в соответствии с ФГОС (2004) на основе авторской программы В.В. Пасечника М-Дрофа -2014...