Формирование здорового образа жизни детей и подростков через содержание курсов биологии
статья по биологии на тему

В одной из своих работ академик Н.К.Амосов писал «добыть и сохранить здоровье может только сам человек». Эти слова мож­но отнести не только к внутренним резервам человеческого ор­ганизма. Люди должны позаботиться, чтобы их продуты питания были экологически чистыми, автомобили не отравляли атмо­сферу выхлопными газами и прочее. Для России является традиционным неумение накапливать, сберегать, в том числе и собственное здоровье. Для нас харак­терно высказывание «что имеем не храним, потерявши плачем». Это можно отнести и к здоровью.

Хотя необходимо отметить одно из важных достоинств отече­ственного здравоохранения, его профилактическую направлен­ность.

Главным путем профилактики является школа - единственный социальный институт, который охватывает всех без исключения граждан. Это не случайно, ведь в школу ребенок приходит в вос­приимчивом к воспитанию возрасте, а длительность его пребыва­ния в школе (10 - 11 лет) вполне достаточна для формирования у него мотивов ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ БИОЛОГИИ

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МБОУ ЗСОШ №1

ПРОНИЧЕВА Т.А.

2012 год

В одной из своих работ академик Н.К.Амосов писал «добыть и сохранить здоровье может только сам человек». Эти слова можно отнести не только к внутренним резервам человеческого организма. Люди должны позаботиться, чтобы их продуты питания были экологически чистыми, автомобили не отравляли атмосферу выхлопными газами и прочее. Для России является традиционным неумение накапливать, сберегать, в том числе и собственное здоровье. Для нас характерно высказывание «что имеем не храним, потерявши плачем». Это можно отнести и к здоровью.

Хотя необходимо отметить одно из важных достоинств отечественного здравоохранения, его профилактическую направленность.

Главным путем профилактики является школа - единственный социальный институт, который охватывает всех без исключения граждан. Это не случайно, ведь в школу ребенок приходит в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность его пребывания в школе (10 - 11 лет) вполне достаточна для формирования у него мотивов ЗОЖ.

Ответственное отношение к здоровью - это достаточно сложное психическое «новообразование». Оно включает: отношение к здоровью как к ценности;

формирование представления о себе как о здоровом человеке; переживание возможности утраты здоровья; мысль об этом должна порождать тревогу;

способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия; конкретные привычки здорового образа жизни.

Система образования может и должна явиться не менее важным фактором здравоохранения, чем медицина, а в плане профилактики так называемых «болезней поведения» - и более важным. Выражением такого понимания и стал принцип - здоровье через образование; возникло новое направление в современной педагогике - валеология (буквально «наука о здоровье»),

В настоящее время валеология пытается подменить собой часть медицины и педагогики. Главное ее системообразующее понятие - здоровье. Но ведь здоровье - цель и основное понятие медицины. Однако в сфере «болезней поведения» она нуждается в помощи со стороны педагогики. Каждый учитель должен быть валеологом, т.е. он должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит и от него. А учителям биологии эта наука, конечно же, ближе всего. Курсы биологии построены таким образом, что мы постоянно сталкиваемся с проблемами здоровья. Особенно это биология 9 кл. Здесь учителю биологии представляется большая возможность профилактической деятельность ЗОЖ детей.

Еще в 6-7 классах при изучении растительного мира мы с ребятами на уроках знакомимся с лекарственными травами, говорим о значении чистого воздуха для человека, для улучшения его жизнедеятельности. Так во время экскурсии на природу я ставила перед ребятами задачу: где нам лучше дышится в лесу или в поселке? Ребята обосновали свои взгляды, именно исходя из роли растительного мира. Здесь же ведется работа по охране растений, исходя из их роли для человека. В 6-х классах я проводила внеклассное мероприятие по теме «Лес и его значение в жизни людей», где была проведена викторина «Знаешь ли ты лекарственные растения леса». Ребята с удовольствием делились знаниями о лекарственных растениях и узнавали о ранее неизвестных.

Большой план работы в этой области отличается при изучении семейств и отделов растений идет разговор о целебных свойствах растений. Ребята готовят сообщения о лекарственных свойствах растений и их применении. Например, на уроке «Капуста - ценная овощная культура, ее лечебные свойства» настолько покорили ребят, что в своих небольших сочинениях об овощах ребята приписывали ей поистине чудодейственные свойства, а на вопрос - «кто теперь не любит капусту?» не поднялось ни одной руки (родители). В 6-ом классе я проводила час занимательной ботаники «Лучший овощевод» и один из туров был «Знаешь ли ты лекарственное значение тех или иных овощей?»

Учитель. Конечно, не хлебом единым жив человек. Издавна, люди использовали растения для различных болезней (фитотерапия) и ухода за своей внешностью (косметология). Попробуем и мы. Играем в «Догонялки»: я буду задавать вопрос о растении, а вы угадывать. Если отгадаете по первому отрывку - 5 баллов; по второму - 3 балла; по третьему отрывку - 1 балл.

  1. й        вопрос. (Чеснок).

Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не заболели. (5 баллов)

В этом растении содержится большое количество фитонцидов, поэтому мы используем его во время эпидемии гриппа.(3 балла).

Родной брат лука. (1 балл).

  1. й        вопрос.(Тыква).

Плоды этого овоща используют в рационе людей, больных сахарным диабетом, с заболеваниями почек и сердца, так как в нем содержится много солей калия.(5 баллов).

Семена этого растения используют как глистогонное средство.(3 балла)

Готовят из нее кашу, варенье и даже цукаты. (1 балл).

  1. й        вопрос. (Огурец)

Русские женщины используют плоды этого растения для ухода за кожей лица - он хорошо дезинфицирует и увлажняет кожу, маски из мякоти устраняют веснушки. (5 баллов)

В плодах этого овоща содержится до 98% воды.(3 балла).

Лежит меж грядок свеж и сладок, на грядке - зеленый, а в кадке-соленый. (1 балл).

  1. й вопрос. (Картофель).

Свежевыжатый сок растения лечит язву желудка. (5 баллов).

Из него можно приготовить первые, вторые блюда и даже десерт; входит во все диеты. (3 балла).

Неказиста, шишковата,

Но придет на стол она -

Скажут весело ребята

«Ой, рассыпчата, вкусна!».(1 балл).

Конечно самое большое поле деятельности по работе над ЗОЖ это 9 класс - не случайно расшифровка «Человека» - анатомия, физиология, гигиена. Здесь при изучении любого органа, систем органов мы обязательно останавливаемся на проблемах здоровья. И дети любят эти уроки по-своему. Даже самый нерадивый ученик желает знать свой организм, знать, зачем ему нужен тот или иной орган. В 9-ом классе у ребят уже много хронических заболеваний и они с повышенным интересом относятся к урокам, где речь идет о здоровье, приводятся примеры из их жизни, речь идет о том, что нужно делать, чтобы избежать тех или иных заболеваний или же избавится от уже имеющихся.

Приведу лишь некоторые примеры.

Опорно-двигательная система - всем известно, что за последние годы в России значительно возросло количество заболеваний опорно-двигательного аппарата: сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие. Из-за подобных заболеваний имеют ограничения в выборе профессии 40% выпускников школ. К 14 - 17 годам у каждой четвертой девушки отмечено нарушение формирования скелета (будущие мамы!). Молодежь недооценивает сложившуюся ситуацию, а учителям биологии при изучении темы можно сыграть значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опорно-двигательного аппарата. С целью активизации интереса школьников к поставленной проблеме, вниманию класса предлагается описанная ситуация, в которой имеются сведения о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата у подростков. К каждой конкретной ситуации предлагается несколько вопросов с вариантами ответов. Учащиеся самостоятельно находят правильные ответы, после чего организуют коллективное обсуждение проблемы с комментариями учителя. Это помогает лучшему усвоению и запоминанию материала, кроме этого в обсуждении принимает участие весь класс, даже те ученики, которые не готовились к уроку, проявляют заинтересованность и читают учебник.

Например, такая ситуация.

В старших классах ученик Т. увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу. Т. последовал его совету.

Вопрос 1. Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

  1. Сутулость.
  2. Лордоз.
  3. Сколиоз.
  4. Нарушение осанки.
  5. Кифоз.

Вопрос 2. Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника такого вида?

  1. Малоподвижный образ жизни.
  2. Нетрадиционное питание,
  3. Неправильная осанка вследствие:

а)        постоянного ношения тяжестей в одной руке;

б)        привычки, стоя, опираться на одну ногу;

в)        укорочения одной из ног.

  1. Переутомление.

Вопрос 3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника?

  1. Длительные пешие прогулки.
  2. Усиленное питание.
  3. Пребывание на свежем воздухе.
  4. Избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела: руку, ногу.
  5. Постоянный контроль за правильностью своей осанки.
  6. Занятия физкультурой:

а)        общеукрепляющей;

б)        специальной для осанки.

  1. Подвижный образ жизни.
  2. Занятия спортом.

Вопрос 4. Что в данном случае может помочь в лечении?

  1. Усиленные самостоятельные занятия физкультурой и спортом.
  2. Различные виды физической работы.
  3. Подвижный образ жизни.
  4. Хождение в туристические походы.
  5. Выполнение рекомендаций врача:

а)        общеукрепляющие воздействия на весь организм;

б)        специальные упражнения, исправляющие форму позвоночника.

(Правильные ответы: вопрос 1 - 3 ; вопрос 2 - За; вопрос 3 - 4,5,66,7,8; вопрос 4 - 5а,б.)

В ходе преподавания можно использовать активные формы обучения: лекции, конференции, деловые игры, дискуссии. Благоприятной является тема «Пищеварение». Здесь дети знакомятся с заболеваниями органов пищеварения: гастрит, ожирение, диабет, язва и т.д., которые во многом обусловлены неправильным питанием и употреблением некачественных продуктов. Рынок наполнен продуктами неизвестного происхождения. Наряду с другими методами профилактики ЗОЖ я разработала и провела урок «деловая игра» - «Экология и питание». Это урок у меня является авторским.

Его цель: 1) Научить распознавать экологически чистые продукты;

2) Познакомить с особенностями питания в районах Сибири.

На уроке был «врач», который комментировал состояние человека при употреблении тех или иных продуктов. Была так же проведена мини конференция «Опасная жвачка». При изучении данной темы дети сами очень интересуются заболеваниями желудочно-кишечного тракта, так как у многих уже имеются хронические заболевания.

Актуальной остается проблема «Курение» и «Алкоголизм и наркомания». Мало просто слушать сообщения учащихся или беседы, проводимые специальными работниками. Большой эффект можно достичь проведением пресс-конференции, на которой рассматриваются заболевания различных органов, связанные с курением или же проведением деловой игры «Опасная сигарета». Во внеклассное время мы проводили КВН между 9-ми классами «Суд над сигаретой».

Тема «Алкоголизм и наркомания» всегда вызывает большой интерес у школьников. Задача учителя состоит в том, чтобы объяснить подросткам, что наркотические вещества вызывают пристрастие, отрицательное влияние на физическое и умственное развитие, вызывает заболевание различных органов. Эти темы проходят красной линией при изучении всех систем органов. Здесь можно провести анонимную анкету, которая дает дополнительную возможность для формирования своей точки зрения по отношению к употреблению наркотиков и алкоголя.

Вот примерные вопросы анкеты: когда впервые вы попробовали спиртные напитки? В какой обстановке это случилось? Как часто вы употребляете спиртные напитки в настоящее время? Как относятся к употреблению вами алкоголя родители? Как часто они сами употребляют алкогольные напитки? Какое это оказывает влияние на отношения в семье? Какими болезнями страдают ваши родители? Можете ли вы связать эти болезни со злоупотреблениями спиртными напитками? Пробовали ли вы наркотические вещества? Если да, то с какой целью? В каких условиях? Оказало ли это помощь в решении ваших проблем или наоборот?

В результате анализа анкет устанавливается следующая закономерность: среди взрослых людей - любителей и злостных пьяниц все жалуются на какие-либо проблемы со здоровьем. Чаще всего это заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой и нервной систем. В подавляющем большинстве случаев систематическое употребление спиртного приводит к большому числу внутрисемейных проблем. Эти факты из жизни близких людей позволяют подросткам более серьезно задумываться над поставленными проблемами и принимать взвешенные, разумные решения.

Можно провести брифинг «Алкоголизм и семья» пресс - конференцию «Наркомания: знак беды», конференцию «За здоровый образ жизни».

10 - 11-й класс «Общая биология».

Хочется отметить, что в этих классах учатся юноши и девушки, которые более осмысленно подходят к такой проблеме, как ЗОЖ. Но и здесь для учителя широкий спектр действий, ведь в этих классах изучаются темы «Генетика», «Клетка», «Размножения организмов», «Экология» и др. Здесь разговор идет о генеративном здоровье подростков. Я хочу поделиться опытом проведения интегрированных уроков географии, биологии. Урок был поведен в форме «круглого стола». Тема «Влияние географической среды на индивидуальное развитие организма».

На уроке было показано как влияют на эмбрион (зародыш человека) факторы внешней среды, курение, алкоголь, а также экологическое загрязнение воздуха. Вывод из урока. Здоровье человека закладывается генетически, при этом учитываются многие факты и, прежде всего, фактор окружающей среды.

Трудно сказать подростку так, чтобы он сразу поверил, они скептически относятся к нашим замечаниям. Но во время проведения таких уроков и его различных форм большинство задумывается, читают дополнительную литературу и убеждаются в правоте наших высказываний. Поэтому останавливать эту работу ни в коем случае нельзя. Учитель - носитель здоровье сберегающего образования для всех и детей, и взрослых. На всех уроках необходимо помнить об этом и обязательно проводить различные валеологические паузы:

  1. Цветовая пауза (экологическая). Лист зеленого цвета, следят глазами за движениями листа.
  2. Релоксация (движения)
  3. Усиление мозгового кровообращения (усиливает умственную деятельность) голову поднять, правую руку на левое плечо, давить, а голову тянуть в обратную сторону и наоборот. Затем руки опустить, плечи вниз, голова в сторону, медленно и аккуратно.
  4. Функционально - физиологические упражнения Шрединге- ра. Встать в позу Шепинга (руки прямо, ладони к телу, ноги на ширине плеч). Вдохнуть через нос закрыть глаза и напрячь все органы руки, ноги и пр. Затем медленно выдыхая через рот расслабиться.

  1. Упражнения «Горилла». Звук «и» тянуть и бить по груди. Можно «з» - профилактика бронхита.
  2. Для зрения. Вытянуть глазами маленький квадрат и вернуть на место подальше затолкать (3 раза). Затем большой также.

Статистика ВОЗ 2001г. Продолжительность жизни (средняя).

  1. Япония 80-82
  2. Канада 78-79
  3. Гонконг 79-80
  4. Швеция 77 - 78
  5. Швейцария 76 - 77 Средняя продолжительность жизни

В мире        ж-70 лет м-62

В России        ж - 72 года м - 58

Иркутская область ж - 60,5 лет м - 54

Биологический возраст 120- 150 лет

7 составляющих здоровья

7 составляющих болезни

  1. Истинная, традиционная духовная ориентация (русский, татарин, бурят и др.).
  2. Отсутствие вредных привычек.
  3. Правильное питание.
  4. Физическая активность (в меру, по индивидуальному статусу).
  5. Хороший психологический климат в семье и на работе.
  6. Внимательное отношение к своему здоровью, знание его статуса и
  1. Ложная экзотическая духовная ориентация и половая.
  2. Наличие зависимости и вредн! привычек , лекарственная завись- мость.
  3. Неправильное питание (неси1 ское).
  4. Дефицит физической активнс гиподинамия, гипердинамия.
  5. Стрессы, неумение им протиЕ стоять.
  6. Безалаберное отношение к сс ственному здоровью.


формы.        VII. Неправильное или аморальн

VII. Направленность на создание и сексуальное поведение. сохранение семьи.