Экспериментальная площадка
материал по биологии по теме

Калашникова Наталья Владимировна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_zapolneniya_prilozheniya_.doc133 КБ
Файл otchyot_na_pedsovete.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

В областное государственное автономное

образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

 «Институт развития образования

 Иркутской области»

Заявка

на продление статуса

педагогическая  площадка ОГАОУ ДПО ИРО


Название и адрес органа, организации*

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск,  Чунского района, Иркутской области,  ул. Ленина 14 А, 66550
Электронный адрес органа:
организации Lesogorskschool4@yandex.ru,

 сайт школы www.school4.ru 

Тема проектно-исследовательской деятельности педагогической площадки: «Индивидуальный стиль деятельности субъектов образовательного процесса как основа успеха, развития внутреннего потенциала ученика и повышения качества образования».

Программа (федеральная, целевая ведомственная, долгосрочная, программа развития, образовательная программа), в рамках  которой осуществляется проектно-исследовательская деятельность педагогической площадки:  Программа развития школы «Школа успеха» на 2011-2015 учебный год.

Направление проектно-исследовательской деятельности педагогической площадки:

  1. Создание модели индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса.
  2. Проектирование пространства успеха и выбор модели обучения и воспитания на основе интеграции современных технологий.
  3. Развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива, необходимой для построения индивидуального стиля учебно-воспитательной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
  4. Организация работы творческих лабораторий педагогов по реализации исследования индивидуально-типологических особенностей школьников и построение модели обучения и воспитания.
  5. Реорганизация структуры, содержания и форм методической, психолого – педагогической служб, органов самоуправления,  внутришкольного контроля.

Ответственный исполнитель  педагогической площадки: (ФИО, место работы, должность, контактный телефон): Калашникова Наталья Владимировна, МОУ СОШ № 4 п. Лесогорск, 8 964 103 0016.

Актуальность и новизна проблемы:  данная тема исследования является актуальной, так как в настоящее время педагогика находится в состоянии поиска таких моделей обучения,  которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка  с учетом его индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей, которые  являлись бы  средством повышения качества образования. Содержание образовательного процесса должно быть направлено на учёт реальных и психологических механизмов интеллектуального развития школьников. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности субъектов образовательного процесса  как разработка индивидуальных стратегий развития и обучения  детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование, апробирование педагогических технологий направленных на индивидуализацию обучения, с дальнейшим построением модели обучения.

Новизна  данного исследования состоит в том, что,  рассматриваются возможности формирования индивидуального стиля деятельности обучающихся,  на основе развития и роста внутреннего ресурса школьников, как основы повышения качества образования

Объект исследования: качество образования современных школьников.

 

Предмет исследования: формирование модели индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса, как условие повышения качества образования.


Концепция исследования (основные теоретические  идеи, составляющие основу исследования).

Предлагается  модель  учебно-познавательного процесса и образовательного пространства школы, реализуемая на всех этапах обучения и воспитания, а также направления и план  деятельности методической, психолого-педагогической службы, управления и контроля. 

За основу построения индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности  и выбор модели обучения взяты принципы и идея авторской технологии учёта и развития индивидуального стиля ученика Н.Л. Галеевой. Модели обучения строятся на основе интеграции педагогических технологий, направленные на развитие ресурса ученика и с учётом психологических параметров школьников.


Постановка цели (что будет достигнуто)

Создание пространства успеха, благоприятных условий обучения, воспитания и развития обучающихся через исследование, учёт процессуальных параметров, внутреннего ресурса ученика, построение модели индивидуального стиля деятельности субъектов образовательного процесса, повышение качества образования

Выдвижение гипотезы (что предполагается сделать, чтобы получить результат). Предполагается исследование психологических особенностей учащихся  и развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса, что  позволит  достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного и воспитательного процессов в урочной и внеклассной деятельности, обеспечит  повышение  качества образования школьников.

Основные задачи исследования:

  1. Диагностика исходного и текущего состояния   учащегося, заданного множеством свойств, существенных для процесса обучения, прогнозирование ближайшего     развития.
  2. Построение матрицы индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности как  отражение  внутренних ресурсов учебного успеха,   как модель свойств учащегося, существенных для процесса обучения.
  3. Создание картотеки форм и приемов учебной работы  как ресурса для проектирования  моделей обучения.
  4. Выбор  моделей обучения на основе интеграции педагогических технологий и построение механизма обратной связи, обеспечивающего  взаимодействие  между данными диагностики и выбором модели обучения.
  5. Мониторинг параметров учебного успеха ученика - диагностично и операционально представленный результат обучения.

Тематический календарный план (с указанием этапов, сроков и исполнителей)

Этапы исследования

Подготовительный этап 2011-2012  гг..

Теоретическая и методическая подготовка педагогического коллектива:

- сбор и анализ необходимых источников по выдвинутой теме проекта, изучение возможностей современных технологий по формированию индивидуального стиля деятельности школьников и их интеграции;

– формирование профессиональных компетенций и  компетентностей педагога как средство реализации инновационных процессов;

- подготовка психолого-педагогической службы к исследованию процессуальных параметров ученика: формирование банка диагностик и методических материалов по исследованию индивидуально-типологических особенностей школьника;

Основной этап 2012-2014г.г.

Практико-ориентированная деятельность педагогического коллектива:

- создание опытно–экспериментальных лабораторий по изучению и апробированию технологий, направленных на создание интегративной модели обучения и воспитания по реализации  индивидуального стиля деятельности субъектов образовательного процесса;

- отбор методик диагностики психологических особенностей школьников и составление матрицы успеха ученика;

- создание методических рекомендаций для учителей по проектированию индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности школьников;

- разработка критериев диагностики сформированности ключевых компетенций обучающихся;

- создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории через вариативную модель основного и дополнительного образования, предоставление различных форм образования, оптимизацию методического потенциала кадрового ресурса.

Аналитический этап 2014-2015г.г..

Анализ и мониторинг деятельности педагогического коллектива:

- мониторинг полученных результатов;

-проблемно-ориентированный анализ деятельности участников образовательного процесса.

Перспективный план деятельности (2011-2015 учебный год)

Цель: Исследование и апробирование новых форм организации педагогического процесса, соответствующего цели, новому содержанию обучения, воспитания и развития детей. Освоение диагностических средств, методов, приёмов построения индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, с последующим мониторингом и анализом полученных результатов повышения качества образования.

Основные направления деятельности

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

Констатирующий 2011-2012 учебный год.

1

Утверждение руководителей  творческих лабораторий и состава исследовательских групп педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности

Формирование плана работы.

Проведение консультации по организации деятельности педагогической площадки.

Август

Сентябрь

Калашникова Н.В.

2

Теоретическая подготовка педагогического педагогов:

- сбор и анализ необходимых источников по реализации ИСУПД школьника;

– формирование профессиональной компетентности педагога как средство реализации инновационных процессов;

- изучение, современных технологий направленных на реализацию внутреннего потенциала школьника.

Проведение практико- ориентированных семинаров:

 «Диагностика познавательных возможностей учащихся - основа повышения качества образования»;

«Рабочая система профессиональных компетенций учителя»;

 «Сто приёмов для учебного успеха ученика».

Анализ результатов диагностики и рекомендации по результатам анализа для работы учителей по проектированию ИСУПД.

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Сентябрь

Калашникова Н.В.

Руководители творческих лабораторий.

Калашникова Н.В.

3

Психолого-педагогическое сопровождение.

Консультация по проведению диагностических срезов по методике ИСУД.

Проведение микроисследования: «Обучаемость,  как характеристика зоны ближайшего развития ученика, его учебно-познавательных возможностей».

Отработка технологии микроисследования для диагностики ИСУПД школьника.

Разработка содержания и форм работы на всех этапах обучении, преемственность и система в работе.

Работа учителей по развитию мыслительных навыков учащихся в учебной работе.

Диагностики индивидуальных познавательных особенностей школьников  анализ результатов диагностики

Формирование матрицы ИСУПД  как модель свойств учащегося.

Мониторинг  сформированности ИСУПД школьника,  посредством тестовых заданий по выявлению познавательных умений школьников

Октябрь

Октябрь

В течение года

В течение года

В течение года

Один раз в полугодие.

В течение года

В течение года

Лисунова Н.П.- психолог.

Учителя-предметники, участники исследования.

Учителя-предметники, участники исследования.

Учителя-предметники, участники исследования

Учителя-предметники, участники исследования

Учителя-предметники, участники исследования.

Учителя-предметники

Учителя-предметники

4

Разработка направлений деятельности ВШК.

 

Разработка проекта анализ урока с позиции реализации ИСУПД школьника

Анализ структуры и содержания итоговых контрольных/зачетных работ по предметам на основе ИСУПД

Проектирование учителями контрольно-методических срезов по определению уровня обучаемости и обученности  по предметам.

Сентябрь

Октябрь

По полугодиям

Наумова А.В.-зам. директора по УВР

Учителя-предметники,

руководители лабораторий.

Учителя-предметники,

руководители лабораторий.

Формирующий 2012-2013 гг

1.

Продолжение освоения методик по построению  ИСУПД участниками педагогической площадки.

Микроисследование по мотивации «Мотивация как главный ресурс учебного успеха ученика»

Выработка рекомендаций по результатам анализа процессуальных параметров деятельности школьника.

Формирование матрицы ИСУПД ученика и класса в целом.

Дважды в год

Октябрь

Апрель

Учителя-предметники.

Лисунова Н.П.

Учителя-предметники, классные руководители.

2

Создание методических рекомендаций  для учителей по проектированию ИСУПД школьников:

- разработка критериев диагностики сформированности ключевых компетенций обучающихся;

- создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории через вариативную модель основного и дополнительного образования;

-  представление различных форм образования, оптимизацию методического потенциала кадрового ресурса.

Определение актуального уровня компетентности учителя по использованию внутреннего ресурса ученика для построения модели обучения

Научно-методический семинар с деловой игрой: «Психофизиологические составляющие ресурсов учебного успеха ученика» (память, внимание, функциональное доминирование полушарий, ведущий канал приема информации – модальность).

Организация микроисследований «Работа учителя по развитию информационных (коммуникативных, организационных) навыков учащихся»

Обобщение опыта работы   по отбору педагогической диагностики выбранных параметров ИСУПД и использование педагогических технологий и их интеграция

Анализ результатов диагностики и рекомендации по результатам анализа для работы учителей по развитию выбранных общеучебных  навыков учащихся.

Мониторинг методической работы педагога на основе интеграции компетентностного и нормативно-критериального подходов.

Октябрь

В течение года

Май

В течение года

В течение года

Калашникова Н.В., руководители творческих лабораторий.

Руководители творческих лабораторий.

Руководители творческих лабораторий.

Руководители творческих лабораторий.

Калашникова Н.В.

Наумова А.В.

Обобщающий 2013-2014 г

1

Обобщение результатов деятельности педагогического коллектива

Проведение конференций, семинаров по обмену опытом по теме педагогического исследования.

В течение года

Руководители групп.

2

Представление опыта формированию индивидуального стиля учебной деятельности,  как основы для целенаправленного управления развитием внутренних ресурсов учебного успеха ученика.

Трансляции результатов опыта в образовательное пространство

Проведение творческого семинара «Портрет моих учеников  в дидактическом интерьере»

В течение года

Участники исследований.

Участники исследований.

Аналитический 2014-2015 гг

Проведение проблемно-ориентированного анализа.

Выявление позитивных результатов деятельности педагогического коллектива

Отчёт школы.

Мониторинг процесса проектно-исследовательской работы (система отслеживания хода  проектно-исследовательской работы)

Направления  мониторинга

Возможные формы проведения мониторинга

  1. Качество результатов образовательного процесса как  степень удовлетворения образовательных потребностей ученика

  1. Изучение психологического состояния ученика, удовлетворения его познавательных потребностей; его отношений с учителями, педагогами – воспитателями, родителями, с друзьями

Анкетирование, наблюдения, беседы, диагностика

  1. Динамика изменений в обученности, обучаемости, развитии, воспитанности, готовности к продолжению образования

Тестирование, контрольно-методические срезы знаний, анкетирование, беседы

  1. Изучение состояния здоровья   школьников

Медицинское обследование и наблюдение, анкетирование, самооценка учащихся, беседы с родителями

  1. Уровень качества самого образовательного процесса, его условий и ресурсов на основе ИСД субъектов образовательного процесса

2.1. Качество уроков

ВШК уроков  на основе критериев  ИСУПД

2. 2. Качество внеурочных  внутришкольных и  внешкольных событий

ВШК событий, мероприятий, занятий кружков и т.д.  

2.3. Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя.

Собеседования, анализ уроков, анкетирование

2.4. Оценка учителем и воспитателем  результатов своего труда, удовлетворенность своими результатами, уровнем своего профессионализма, участием в жизни школы

Анкетирование, наблюдения, беседы

2.5. Изучение психологического состояния учителя и воспитателя, их отношения к работе

Анкетирование, консультация

  1. Уровень качества управления

3.1. Качество методической и опытно-исследовательской работы творческих лабораторий педагогов как ресурс управления качеством результатов

Анализ работы, отчётность по полугодиям

3.2. Качество  управленческой деятельности всех субъектов ОП

Самоанализ, мониторинг

3.3.  Качество управления взаимодействием  с  родительской общественностью, социумом

Анкетирование, наблюдения, беседы

 
Научная значимость 

Исследование  носит практико-ориенированный характер, его результаты–прогнозирование повышение качества образования школьников: рост мотивации обучения, успеваемости, успешности учащихся  во всех видах деятельности, рост профессиональной компетентности учителя, создание индивидуальных траекторий обучения, создание модели учебно – воспитательного процесса на основе индивидуального стиля деятельности субъектов образовательного процесса.

Практическая значимость 

Проект призван  стать основой для решения  образовательных задач школы и определения стратегии  и тактики  по созданию  Программы развития школы «Школа развития успеха».



                        

                                                                                                                                Приложение 2.1.

План проектно-исследовательской работы

Направление деятельности педагогической площадки  ОГАОУ ДПО ИРО:

 1. Формирование исследовательских, творческих групп педагогов.

2. Повышение уровня теоретических и практических компетенций в области психологии, педагогики, педагогических технологий через систему организации практико-ориентированных семинаров, консилиумов, консультаций, самообразование.

3. Создание системы взаимного межиндивидуального и группового обмена творческим опытом обучения и воспитания.

4. Организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам проведения эксперимента и проведения микроисследований.

Тема «Индивидуальный стиль деятельности субъектов образовательного процесса как основа успеха, развития внутреннего потенциала ученика и повышения качества образования».

Цель: Исследование и апробирование новых форм организации педагогического процесса, соответствующего цели, новому содержанию обучения, воспитания и развития детей. Освоение диагностических средств, методов, приёмов построения индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, с последующим мониторингом и анализом полученных результатов повышения качества образования.

Этапы деятельности

  • Констатирующий 2011-2012 г.г
  • Формирующий 2012-2013 г.г
  • Обобщающий 2013-2014 г.г
  • Аналитический 2014-2015 г.г

Основные направления деятельности

Наименование

этапа

Ожидаемый научно-методический

и практический результат

(по этапам проектно-исследовательской работы)

База деятельности

Семинары,

совещания

Сроки выполнения этапов

Формы отчетных документов и сроки их представления

(в соответствии с ГОСТ или др. утвержд. докум.)

Констатирующий

Банк информационно-методических  материалов, локальных актов сопровождающих реализацию проекта:

- Программа развития школы «Школа успеха»;

-Программы «Патриот», «Здоровье», «Интеллект», «Скорая помощь»

-Положение о экспериментально-исследовательских лабораториях;

-Положение об учителях исследователях.

.

МОУ СОШ № 4

МОУ СОШ № 4

«Составление индивидуальных планов исследовательской деятельности педагогов».

Семинар

«Профессиональные компетенции учителя в сфере проектирования условий образовательного процесса»

Консультация для психологов по теме «Диагностика исходного и текущего состояния   учащегося, заданного множеством свойств, существенных для процесса обучения, прогнозирование ближайшего     развития»

Педагогический совет «Первые шаги в реализации программы развития школы. Итоги работы педагогической площадки».

В течение 2012-2013 учебного года.

октябрь 2011г.

1

2

3

4

5

6

  1. Оценка качества образования.
  2. Работа с талантливыми и одарёнными детьми.
  3. Организация деятельности в ОУ с ОВЗ.

                                               

Ответственный исполнитель   _______________________________

Научный руководитель             _____________________________  (от ОГАОУ ДПО ИРО)

                                                                                м.п.


Приложение 3

Паспорт

 педагогической площадки  

ОГАОУ ДПО ИРО

  1. Общие сведения

  1. Муниципальное образование Иркутской области, ведомственная принадлежность
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 п. Лесогорск.

1.3. п. Лесогорск, Чунского района, Иркутской области , ул. Ленина 14 А, 665500

1.4. Телефон.

1.5. Факс.

1.6. Электронная почта (lesogorskschool4@yandex.ru).

1.7. Web-сайт.

1.8. Руководитель  органа, организации (ФИО, ученая степень, ученое звание, почетные звания).  

Фадеев Сергей Геннадьевич

1.9.1 Научный руководитель педагогической площадки ОГАОУ ДПО ИРО (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, почетные звания).

1.9.2. Ответственный исполнитель педагогической площадки ОГАОУ ДПО ИРО (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, почетные звания).

Калашникова Наталья Владимировна

1.10. Дата создания педагогической площадки ОГАОУ ДПО ИРО и реквизиты приказа о присвоении статуса педагогической площадки ОГАОУ ДПО ИРО.

2. Сведения о проектно-исследовательской работе

2.1. Тема работы «Индивидуальный стиль деятельности субъектов образовательного процесса как основа успеха, развития внутреннего потенциала ученика и повышения качества образования».

2.2.Актуальность работы. 

Данная тема исследования является актуальной, так как в настоящее время педагогика находится в состоянии поиска таких моделей обучения,  которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка  с учетом его индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей, которые  являлись бы  средством повышения качества образования. Содержание образовательного процесса должно быть направлено на учёт реальных и психологических механизмов интеллектуального развития школьников. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности субъектов образовательного процесса  как разработка индивидуальных стратегий развития и обучения  детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование, апробирование педагогических технологий направленных на индивидуализацию обучения, с дальнейшим построением модели обучения.

  1. Цели и задачи.

Цель: Создание пространства успеха, благоприятных условий обучения, воспитания и развития обучающихся  через исследование, учёт процессуальных параметров, внутреннего ресурса ученика, построение модели индивидуального стиля деятельности субъектов образовательного процесса, повышение качества образования.

Задачи:

  1. Выстроить модели индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности   всех субъектов образовательного процесса.
  2. Проектирование пространства успеха и выбор модели обучения и воспитания на основе интеграции современных технологий
  3. Развитие профессиональной компетентности  педагогического коллектива, необходимой для построения индивидуального стиля учебно-воспитательной деятельности школьников  в соответствии с требованиями ФГОС.
  4. Организовать работу творческих лабораторий педагогов по реализации исследованию индивидуально-типологических особенностей школьников и построению модели обучения и воспитания.
  5. Реорганизовать структуру, содержание и формы методической, психолого – педагогической служб, органов самоуправления,  внутришкольного контроля.
  6. Формирование внеучебной разноуровневой образовательной среды, направленной на  поддержку детей «группы риска», с ОВЗ, талантливых детей, удовлетворение потребностей учащихся, родителей и социума.
  1. Сроки проведения.
  2. Кадровый состав педагогической площадки ОГАОУ ДПО ИРО.

Калашникова Н.В.- зам. директора по УВР, высшая квалификационная категория.

Наумова А.В.- зам. директора по УВР, высшая квалификационная категория.

Валиулина А.В. – зам. директора по ВР – первая квалификационная категория.

Калашникова М.П.- учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Пережогина О.Н. – учитель математики, первая квалификационная категория

Чебунина Н,С. – учитель информатики, первая квалификационная категория

Михалёв В.Ю.- учитель ОБЖ, высшая квалификационная категория

Бакулина Т.В. – учитель физики, первая квалификационная категория

Карапузикова Н.В.- учитель МХК, первая квалификационная категория

Рукосуева М.М.- учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Козаченко Н.В.- учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

2.5. Общая численность-11

Руководитель органа, организации                                 ___________________

                                                                                                       (подпись)

Ответственный исполнитель                                          ____________________

                                                                                                       (подпись)

Научный руководитель

педагогической площадки                                          ___________________

                                                                                                       (подпись)

 Приложение 4



Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме:

«Индивидуальный стиль деятельности как основа успеха субъектов образовательного процесса, развития внутреннего потенциала ученика и повышения качества образования».

Проектирование деятельности педагогического коллектива, исходя из темы школы

«Школа успешной индивидуальности»

        С целью реализации плана школы  на 2011-2012 учебный год и выполнения задач  первого этапа Программы развития школы «Школа успешной индивидуальности»

Цель: Анализ деятельности педагогического коллектива по реализации направлений Программы развития школы, итоги работы педагогической площадки. Презентация проектов деятельности служб школы на следующий учебный год.

         Задачи:

  1. Подвести итоги работы творческих лабораторий, МО, подпрограмм «Здоровье», «Я – патриот», «Талантливые и одарённые дети», «Скорая помощь», «Познай себя», «Программы воспитательной работы» по выполнению целей и задач, поставленных в рамках работы по теме школы: «Школа успешной индивидуальности» «Школа компетентностного подхода.
  2. Рассмотреть и согласовать проекты деятельности на следующий учебный год, исходя из выявленных проблем и задач школы.

Ход педагогического совета

  1. Вступление – Наумова А.В.

 Решение педагогического совета по планированию деятельности на 2011-2012 учебный год (май, август 2011 года и его выполнение) – Наумова А.В. – и.о. директора школы. Цели и задачи первого этапа реализации Программы развитии школы.

На педагогических советах май и август 2011 года были приняты основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность педагогического коллектива и развитие школы:

- Программа развития школы 2011-2015 года «Школа успешной индивидуальности», которая в дальнейшем была рассмотрена на кафедре ИРО,  успешно прошла рецензирование  и является основой выполнение задач педагогической площадки;

- были обозначены цели, задачи, направления деятельности подпрограмм «Талантливые и одарённые дети», «Скорая помощь», «Здоровье»,  «Познай себя», «Я - патриот», «Введение ФГОС», Программа воспитательной работы объединяющая все эти направления, а также Программа комплексного мониторинга Программы развития;

- была утверждена модель методической службы, в состав которой вошли – творческие лаборатории(3), ШМО, экспертная комиссия по рассмотрению программ курсов по выбору;

- утверждено  Положение по новой оплате труда.

Данные программы и документы определяли стиль деятельности всех служб и всех педагогов, в соответствии с требованиями современного образования, поэтому очень важно проследить не только деятельность всего коллектива, но и личный вклад каждого в реализацию Программы развития.

 Заполнение рефлексивных листков индивидуально каждым. Приложение № 1.

Среди основных направлений модернизации современного общего образования обозначены:

  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.

Данные направления обуславливают развитие нашей школы на основе компетентностного подхода, через моделирование результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования (система обеспечения качества), совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Цель  программы: Создание пространства успеха, благоприятных условий, способствующих формированию и развитию ключевых компетентностей обучающихся в рамках построения модели индивидуального стиля деятельности субъектов образовательного процесса

Этапы реализации программы

Подготовительный этап

Теоретическая и методическая подготовка педагогического коллектива:

  • сбор и анализ необходимых источников по выдвинутой теме Программы, изучение возможностей современных технологий по формированию индивидуального стиля деятельности школьников и их интеграция;
  • формирование профессиональных компетенций и  компетентностей педагога как средство реализации инновационных процессов;
  • подготовка психолого-педагогической службы к исследованию процессуальных параметров ученика: формирование банка диагностик и методических материалов по исследованию индивидуально-типологических особенностей школьника.

Основной этап

Практико-ориентированная деятельность педагогического коллектива:

  • создание опытно–экспериментальных лабораторий по изучению и апробированию технологий, направленных на создание интегративной модели обучения и воспитания по реализации  индивидуального стиля деятельности субъектов образовательного процесса;
  • отбор методик диагностики психологических особенностей школьников и составление матрицы успеха ученика;  
  • создание методических рекомендаций для учителей по проектированию индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности школьников;
  • разработка критериев диагностики сформированности ключевых компетенций обучающихся;
  • создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории через вариативную модель основного и дополнительного образования, предоставление различных форм образования, оптимизацию методического потенциала кадрового ресурса

2. Реализация модели инновационного развития школы -  Калашникова Н.В.

В основе нашей  Программы развития «Школа успешной индивидуальности» лежит концепция, которая выдвигает на передний план формирование ключевых компетентностей школьников и формирование профессиональных компетенций педагогов

Основной целью работы творческих лабораторий становится развитие профессиональной компетентности преподавателей до уровня, необходимого образовательному учреждению и позволяющего выполнять новые виды деятельности. Поэтому приобретает актуальность задача формирования преподавателя-исследователя, обладающего инновационным мышлением, владеющего информационными технологиями, деловой инициативой и предприимчивостью, способного обеспечить получение конечного результата. Творческие лаборатории объединяют педагогов, работающих над одной темой,  разных образовательных областей для решения  задач, связанных с инновационной и экспериментально-исследовательской  деятельностью школы. Среди них:

  •  координация и стимулирование поиска эффективных технологий и их интеграция;
  • организация исследовательской работы педагогов, утверждение индивидуальных образовательных программ (опыт их составления и работы имеется достаточно большой);
  • отчёты о самообразовании учителей;
  • оценка эффективности экспериментальной деятельности педагогов.

Лаборатория № 1 учителей-предметников начальных классов работает по теме «Индивидуальный стиль учебно-познавательной деятельности младшего школьника» и обеспечивает реализацию ФГОС на современном уровне, в том числе и преемственность при переходе в среднее звено.

Выступление рук. лаборатории Калашниковой М.П.

Лаборатория № 2 «Интеграция педагогических технологий  и построение модели обучения на основе индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности», ориентирована на решение задач в обучении среднего звена. Целью деятельности является - освоение диагностических средств, методов, приёмов построения индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, с последующим мониторингом и анализом полученных результатов повышения качества образования.

 

Выступление рук. лаборатории Пережогиной О.Н.

Лаборатория № 3 работает по теме «Реализация компетентностного подхода в проектировании индивидуальных траекторий старшеклассников».

Цель: реализация компетентностного подхода как основы апробирования технологий, направленных на создание интегративных моделей обучения и воспитания, обеспечивая предпрофильную и профильную подготовку учащихся.

 

Выступление рук. лаборатории Мелентьева Н.В.

МО осуществляет организационные, образовательные, методические, контролирующие функции, нацеленные на решение задач выстроенных в Программе развития:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • организация повышения квалификации учителей;
  • совершенствование методики проведения различных видов занятий с основой на ИСУПД и их учебно-методического и материально – технического обеспечения;
  • организация открытых уроков по проблемам обучения и их эффективного решения;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения программ на основе образовательных стандартов по предмету и разработанных критериев оценки качества образования;
  • организация и проведение первого этапа предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по предмету;
  • анализ результатов обучения;
  • самоанализ результатов самообразования

МО являются важным связующим звеном между профессиональным ростом уровня компетенций педагога  и  качества образования школьников.

Мониторинг деятельности МО осуществляемых по направлениям:

1.  Работа по совершенствованию педагогических компетенций:

- проведение методических совещаний  внутри МО.

- формирований  профессиональных компетенций через курсы повышения квалификации (учебный год);

- участие педагогов  в семинарах, конференциях различного уровня;

  1. Обобщение и распространение опыта работы (в том числе и открытые уроки и занятия по теме МО, печатные работы (электронные издания).)
  2. Работа по формированию предметных и метапредметных компетенций учащихся.

  • Реализация Программы «Талантливые и одарённые»

  • Организация деятельности МО по Программе «Скорая помощь»

  • Презентация результатов работы МО.

Выступление руководителей программ:

Выступление Валиулиной А.В., Мелентьевой Н.В., Агапитовой Е.Ю.,Лисуновой Н.П.,Фоминой Т.П., Мулиной Г.А., Фадеевой Н.А 

Компетентностный подход в построении воспитательной системы - позитивный опыт, проблемы, планирование дальнейшей работы:

- реализации программы «Талантливые и одарённые»:

- реализация программы «Я-патриот»;

- реализация программы «Познай себя»

- первые шаги в реализации программы «Скорая помощь»;

-  решение проблем здоровьесбережения через программу «Здоровье»

Выступлеие Наумовой А.В.

Образовательная программа как основа для реализации Программы развития школы:

- цели и задачи,   представление проекта учебного плана и  направлений мониторинговых исследований;

- представление рецензий на рабочие программы педагогов.

  Подведение итогов педсовета:

- обсуждение проблем,  внесение предложений,

- принятие решения экспертной комиссией

по итогам педсовета

Выступление членной экспертной группы Будановой Т.В.,Бакулиной Т.В., Помогаева Ю.Н., Чегрецкой Т.Ю., Брюхановой В.К.

Вывод: Членами экспертной группы отмечено, что план по реализации Программы развития на 2011-2012 учебный год в основе своей выполнен.  Руководителями лабораторий, МО, подпрограмм проведена большая работа по выполнению задач школы, отмечен положительный опыт работы педагогов на различных уровнях:

- отмечена  активность, инициатива, творчество, результативность, педагогов по итогам проведённого мониторинга;

- намечены перспективы распространения опыта работы на муниципальном и других уровнях в  различной форме;

-   педагогам, не представившим результаты своей деятельности на отчётном заседании лабораторий, предложено отчитаться по теме самообразования в письменном виде и сдать отчёт курирующему завучу,  руководителю МО (если выбрали индивидуальную работу вне группы).

На основе мониторинга деятельности МО по развитию и совершенствованию педагогических  компетенций был  сделан вывод, что всеми МО план намеченных мероприятий успешно  выполнен:

- в каждом МО прошли, согласно плану методической службы, запланированные мероприятия по УУД и деятельностному  подходу к обучению, по введению ФГОС Задеты теоретические вопросы, представлен позитивный опыт работы.

Членами педагогического коллектива были выбраны кандидаты  в управляющий совет на 2012-2013 учебный год (из  педагогов Бакулиной Т.В., Будановой Т.В.,  Рукосуевой М.М.,  учащихся – Иванова Евгения -10 кл., Фирсова Алексея - 9 кл.)

Выявлены  проблемы:

  1. Недостаточная работа в  организации деятельности по проведению диагностических срезов и организации индивидуализированного обучения, отсюда недостаточный уровень учебной мотивации,  низкий уровень выполнения работ промежуточной аттестации и работ по линии Службы по контролю и надзору в сфере образовании.
  2. Нет системы работы с учащимися с ОВЗ (все МО), кроме единичных случаев по привлечению к мероприятиям.
  3. Работа по изучению и внедрению ФГОС второго поколения начата, но находится  на стадии обсуждения и изучения нормативных документов (кроме МО начальных классов) Необходимо построить активную работу  по реализации переходного периода и соблюдение принципов преемственности.
  4. Не  полностью реализуется работа с одарёнными и талантливыми детьми через ИОП,  дистанционные формы обучения.
  5. Недостаточно активно распространяется опыт работы педагогов на областном и всероссийском уровнях, нет участия в форумах и выхода на педагогические сайты с методическими наработками.

На основе исследования представленных педагогами  материалов    экспертная группа предложила проект решения педагогического совета.

  1. Отметить позитивную деятельность руководителей творческих лабораторий, руководителей МО, руководителей подпрограмм по реализации задач первого этапа Программы развития – Калашникову М.П., Тхорик Л.Г., Климентьеву В.А., Пережогину О.Н., Мелентьеву Н.В., Пьянкову Л.Н., Россолову Е.Д, Гусеву Т.А., Фомину Т.П., Мулину Г.А., Карапузикову Н.В., Агапитову Е.Ю, Лисунову Н.П.

  1. Отметить  положительный опыт работы в реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе:

-  Валиулиной А.В.  по работе с учащимися, обучающимися в дистанционной школе;

- интересные формы организации работы учащихся с публицистическими  произведениями  Белоусовой Т.В.,

- применения эффективных  приёмов активизации  и индивидуализации   деятельности  учащихся на уроках русского языка   Мартусовой И.С.;

- оптимальность решения учебных задач на уроках литературы в старших классах  Чегрецкой Т.Ю.;

- широкое использование приёмов драматизации при изучении программных произведений на уроках литературы и во внеклассной деятельности у Стаецкой И.Г.;

- организацию работы на факультативных занятиях  Пьянковой Л.Н.

- опыт Лазаревой  Г А, Тхорик Л Г, Паращенко К С, Калашниковой  Н В, , Будановой Т В – по применению ИКТ на уроках и внеклассной работе и  работу по -  положительный опыт работы в реализации деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе   учителей Наумовой А.В., Бакулиной Т.В., Климентьевой В.А.

- опыт учителей начальных классов Рукосуевой М.М., Фирсовой Л.Р., Козаченко Н.В., Калашниковой М.П.по ИСУД.

- опыт Фадеевой Н.А., Мулиной Г.А., Мелентьевой Н.В.,  Гусевой Т.А в реализации деятельностного подхода.

3.  Отметить продуктивную деятельность учителей    по реализации внеклассной деятельности  через систему работы по развитию предметных и ключевых компетенций через такие формы как дистанционное обучение, ИОП (проектная, исследовательская, творческая деятельность):

- учителей МО «Окружающий мир»  –Тхорик Л.Г., Калашникову Н.В., Паращенко К.С., Буданову Т.В.;

- точных наук, ИЗО, – Климентьеву В.А., Пережогину О.Н., Кальмус А.А., Зыкову Т.Н., Фомину Т.П;

- учителей МО русского языка – Валиулину А.В.– Черецкую Т.Ю., Пьянкову Л.Н.

- учителей МО  технологии, ОБЖ, физ-ры – Михалёва В.Ю.,  Крестьянинову З.И.- о Мелентьеву Н.В., Помогаева Ю.Н., Мулину Г.А., Фадееву Н.А.

- МО учителей  иностранного языка  - Брюханову В.К., Гусеву Т.А., Сосунову Л.П

- учителей МО начальных классов  Козаченко Н. В.,Панихину Т. В., Пугачеву Н. В., Фирсову  Л. Р., Калашникову М. П.за участие в заочных конкурсах.

4.  Одобрить опыт работы кадетского класса и отметить работу классного руководителя 5 «в» – Жога А.А.

5. Отметить работу   экспертной группы по экспертизе программ курсов по выбору, подготовку рецензий на рабочие программы по предметам на следующий учебный год – руководителя группы Стаецкую И.Г. и членов группы -  Козаченко Н.В., Россолову Е.Д., Климентьеву В.А., Макитра О.И..

6. Отметить  оперативность деятельности, качество работы педагогов по подготовке рабочих программ – Пьянковой Л.Н., Рукосуевой М.М., Панихиной Т.В, Чебунина Р.Ю., Россоловой Е.Д., Паращенко К.С.,  Брюхановой В.К., Зыковой Т.Н.

5. Одобрить работу коллектива в целом по реализации первого этапа Программы развития  «Школа успешной индивидуальности».

Наметить на следующий учебный год ряд мероприятий по решению выявленных проблем:

1.Руководителям МО:

- спланировать деятельность по совершенствованию профессиональных компетенций на основе  результатов мониторинговых исследований  реализации компетентностного подхода;

-  оптимизировать деятельность педагогов (по данным мониторинга) по  развитию  исследовательских, проектных  умений и навыков учащихся через работу по  ИОП, дистанционное обучение;

- включить в план работы мероприятия по активизации деятельности с учащимися группы риска и ОВЗ.

2. Педагогам школы наметить  пути повышения мотивации школьников  на основе исследования психологических особенностей школьников, мониторинга  успешности учащихся; совместно с психологом разработать диагностические тесты по улучшению  внимания, памяти,  развитию мыслительных  ОУУН  самоконтроля учащихся.

3. Учителям МО не прошедшим курсы по введению ФГОС и по предметам (за последних три года), необходимо наметить график повышения квалификации в 2012-2013 учебном году.

4. Школьному психологу включить в план работы коррекционную работу с детьми по итогам диагностики в начальном звене и пятых классах. Предусмотреть группы сменного состава при посещении кружка «Ладошки».

5. Руководителям МО, творческих лабораторий активизировать деятельность по выявлению и  распространению позитивного опыта работы на различных уровнях, в том числе выход на  педагогические сайты  и форумы.

6. Продолжить работу:

- творческих лабораторий по  самообразованию педагогов, включить в общешкольный план работы  творческий отчёт лаборатории №1 - рук. Калашникова М.П.;

- по созданию воспитательных систем классов. Внести в Положение пункт о стимулировании педагогов о поощрении классных руководителей успешно реализующих воспитательные системы классов

7. Наметить план по улучшению материально-технической базы воспитательного процесса,  спортивно - оздоровительного объединения.

8. Организовать работу ДО «культура» как самостоятельный факультет.

9. Создать нормативно - правовую основу фонда «Одарённые и талантливые дети», функционирующего под руководством управляющего совета.

10. Создать условия для занятий учащихся музыкой, вокалом на уроках  и внеклассной деятельности.

11. Организовать деятельность классных руководителей по привлечению учащихся в объединение волонтеров

12.Руководителю программы «Здоровье +» разработать  план по профилактике вредных привычек, исходя из выявленных  проблем.

13. Продолжить реализацию программы «Скорая помощь» и созданию материально-технической базы для эффективной   работы с детьми с ОВЗ.

14. Создать экспертную группу педагогов для проведения мониторинговых исследований и обработки полученных данных.

15. Включить в общешкольный план деятельности на следующий учебный год практико-ориентированные семинары по темам «Развитие толерантного отношения  к учащимся с ОВЗ и группы риска», «Современный урок компетентностного обучения – анализ и  самоанализ урока», «Технология составления, проведения,  анализа диагностических самостоятельных работ учащихся и планирование дальнейшей работы по итогам выявленных проблем.

Рефлексивный листок педагогаФИО_________________________________________________________________

Критерии оценки выполнения задач

Оценка деят-ти  кол-ва - 012345

Личный вклад Самооценка- 012345

Предложения по успешной реализации

1.Организация работы творческих лабораторий педагогов по реализации задач Программы развития

2.Создание моделей обучения на основе ИСУПД,  повышение качества образования,  рост мотивации  на основе работы по теме самообразования.

3.Рост профессиональной компетентности педагогов через МО

4Развитие исследовательских, творческих компетенций учащихся,  мотивационной сферы, внутренней потребности к саморазвитию.

5.Деятельность с трудными детьми и ОВЗ (социализация через урочную и  внеурочную деятельность)

6.Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия во  внеурочной деятельности

7.Повышение активности  учащихся, увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в каком – либо направлении.

8.Индивидуальный стиль деятельности классных коллективов на основе единства требований и установок

9.Модель здоровьесберегающего пространства обучения и воспитания на основе индивидуального стиля деятельности.

10.Организация деятельности по переходу школы на ФГОСТ второго поколения.

11.Развитие детских объединений школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка. Проект "Россия - наш общий дом"

Сценарий презентации детских проектов старшего дошкольного возраста...

Экспериментальная площадка. Проект "На Севере"

Сценарий презентации детских проектов...

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год

 Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Отчет о работе окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор"

Основные итоги экспериментальной деятельности в рамках Окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор """"""""""...

Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"

Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...