Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Баженова Елена Менделевна

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приблизить обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. В связи с этим разработана программа научно–исследовательской лаборатории: «Мир, в котором я живу». Она предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, инженерно - технологических и увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности.

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 5 классах,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к окружающему миру. Особое внимание  в программе уделено практической направленности в работе с детьми, привлечение их к исследованию экологических проблем, с использованием лабораторного и полевого оборудования. Ученические исследования по экологии города сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций, круглых столов по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_5_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»

5 класс

Пояснительная записка

                В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приблизить обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, парную, групповую; на развитие творческих способностей, логического мышления, она формирует у детей способности самостоятельно применять знания из разных областей, учебных предметов. 

                Проблемы экологического образования вызывают большой интерес у педагогов, стремящихся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. Какие же мотивы движут исследователями-экологами кроме удовлетворения собственной любознательности? Ответ на этот вопрос прост. Обеспечить общество информацией, необходимой для оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческом обществе.

                Современный город — средоточие экономических, социальных, экологических проблем. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в некоторых технических вузах и университетах России, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в  школе имеет значение не только в плане развития общей экологической культуры, но и в плане подготовки к дальнейшему изучению данной проблемы.

                В связи с этим разработана программа научно–исследовательской лаборатории: «Мир, в котором я живу». Она предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, инженерно - технологических и увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности.

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 5 классах,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к окружающему миру.

                Особое внимание  в программе уделено практической направленности в работе с детьми, привлечение их к исследованию экологических проблем, с использованием лабораторного и полевого оборудования. Ученические исследования по экологии города сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций, круглых столов по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик ученика, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Мир, в котором я живу» максимально приспособлено  к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках научно-исследовательской лаборатории, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся.

Исследовательская деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  11-12 лет.

        Сроки реализации  программы: 1 год

                Предлагаемое распределение учебного времени по темам условно. Целесообразно, чтобы учитель самостоятельно устанавливал периодичность занятий в зависимости от конкретных условий и возможностей школьников.

                Программа рассчитана на 68 часов при еженедельных занятиях – 2 часа

Цель программы:

  • развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем города через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в городе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.

Задачи программы  освоить методики, позволяющие:

  • выявлять наиболее актуальные для города    экологические проблемы;
  • получать качественные и количественные показатели экологического состояния городской среды;
  • использовать полученные данные для прогнозирования дальнейших проблем своего города;
  • сформулировать у учащихся понятия «здоровье человека», «адаптация человека».
  • показать вредное влияние неблагоприятных факторов на  организм человека и необходимость изучения и учета индивидуальных адаптивных возможностей человека.

Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Мир, в котором я живу»

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
  • классификации объектов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • знаково-символические  моделирование и  преобразование модели с целью выявления общих законов;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • выбор эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные аспекты, определяющие условия жизни человека в городской среде;
  • особенности проживания в городской и сельской местности, положительные и отрицательные стороны проживания в городе;
  • влияние природных условий на расселение и занятия людей в городе;
  • экологические проблемы современного города: атмосферные выбросы, городские сточные воды, твердые и концентрированные отходы, энергопотребление и т.д.
  • проблемы безопасности городов, типы популяционного здоровья;
  • перспективы развития города, основные направления  экологизации  городов, поселков.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять экологические проблемы города;
  • оценивать условия жизни в городах, поселках, проводить мониторинги городской среды;
  • строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  • прогнозировать дальнейшие пути изменения городской среды в лучшую или худшую стороны, разрабатывать и находить конкретные меры по ее улучшению;
  • организовывать и проводить комплекс мероприятий  по оздоровлению городской среды и горожан;
  • использовать полученные знания в своей реальной, общественной и практической деятельности;
  • осуществлять поиск информации, ее отбор, анализ и систематизацию, интеграцию новой информации с личным опытом; различение фактов и их интерпретаций в информационном потоке;
  • развивать творческие, исследовательские взаимосвязи с учащимися через моделирование индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: анализ ситуации и выявление проблем,  постановка целей и задач, направленных на их разрешение, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка.

Содержание курса

1. Введение (1 час).  

2. Человек и город (4 часа): взаимообусловленность существования и развития

3. Город как экосистема (6 часов)  

Практические работы:  Изучение восприятия человеком отдельных элементов городского ландшафта, городской среды в целом. Выявление районов города, вызывающих топофильные и топофобные образы. «Красота и индивидуальность нашего города», оценка качеств, определяющих индивидуальность города. «Мой город сегодня и полвека назад», интервью дают старожилы.

4. Городские экосистемы (6 часов): контроль за состоянием и условия сохранения экологического равновесия

Практические работы:  Выявление и паспортизация памятников природы на  территории города.  Разработка проектов озеленение территории школы, дома и т.д.

        Дискуссия «Бездомные животные в городе».

        Деловая игра «Экологический баланс».

5. Проблема  водоснабжения города (6 часов)  

Практические работы: «Изучение качества воды в районе водозабора». Моделирование различных этапов водоочистки. Соцопрос «Экономно ли мы расходуем воду».  Расчет среднесуточного потребления воды нашей семьёй.  

Экскурсия на НФС, ОКК.

6. Город и бытовые отходы (6 часов).

Практические работы: Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производящих одной семьёй за неделю.  Соцопрос «Как сделать наш город чистым?» Оформление фотовыставки «Мусор от А до Я».

Конкурс проектов «Не будем расточительны – не будем нуждаться!»

Деловая игра «Биржа отходов»

7.  Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений (6 часов)

Практические работы: Определение содержания хлоридов в городской почве, свинца в растениях. Анкетирование владельцев легковых автомобилей.  «Транспорт будущего, разработка проектов».

Дискуссия «Автомобиль – «за» и «против».

8.  Производство и потребление электроэнергии в городе (4 часа).

Практические работы: Анкетирование «Экономно ли наша семья расходует электроэнергию».  Соцопрос «Угрожает ли нам энергетический голод». Проекты нетрадиционных методов получения электроэнергии»

Дискуссия «Атомная энергия – неизбежный результат технического прогресса».

9. Здоровье горожанина (12 часов)  

Практические работы.  Тест на индивидуальное восприятие шума. Выявление источников загрязнения (химических и физических). Самоконтроль «Проверьте свой образ жизни».  «Ваше питание» (рацион).

10. Жильё человека в городе (12 часов).  

                Практические работы:  Анализ норм экологической безопасности.  Исследование «Соответствие вашей квартиры.  Проект «Я строю дом».

11. Город будущего – будущее города (4 часа). Соцопрос жителей о перспективах изменения экологической ситуации в городе. Разработка проекта города будущего

12. Итоговое занятие

Материально - техническое обеспечение

образовательного процесса

Литература

  1. Алексеев   СВ.,   Груздева   Н.В.  и др. Практикум по экологии: Учебное пособие /  Под ред. С.В.Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
  2. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007
  3. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.: Просвещение, 2010
  4. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
  5. Вронский  В.А. Экология: Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  6. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010
  7. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. СПб.: Петроградский и К, 1998
  8. Л а п п о  Г. М . География городов. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997
  9. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
  10. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 1.— М.: Прогресс - Пангея, 1993.
  11. журнал «Биология в школе» № 3 2001, № 3 2000,  М.: изд. «Школа-Пресс»
  12. Рабочая концепция одаренности. - М: ИЧП Изд-во Магистр, 1998.
  13. Петров К. М  Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд-  во Саратов. ун-та 1995.
  14. Ревелль   П.,  Ревелль   Ч. Среда нашего обитания. Кн.4. Здоровье и среда, в которой мы живем.  М.: Мир, 1995.
  15. Самкова В.А.,  Прутченков А.С. Экология города // Мое Отечество. — 1997. — №1— 3; 1998.-№1.
  16. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  17. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. – М.: «Знание», 1990.
  18. Экология человека: Словарь-справочник /Под общ. ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: ММП "Эко-центр",    1997.
  19. Яницкий   О.Н. Экологическая перспектива города. — М.: Мысль, 1989

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

           Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии». www.bio.1 september. ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

Технические средства обучения

Персональный компьютер,   мультимедиапроектор, экран

Тематическое планирование

научно-исследовательской лаборатории

на 2013-2014 учебный год

№ занятия

Тема   занятия

1

Введение

2-5

Человек и город: взаимообусловленность существования и развития

6-7

Город как экосистема.  Практические работы:  Изучение восприятия человеком отдельных элементов городского ландшафта, городской среды в целом.

8-9

Город как экосистема.  Практические работы:  «Красота и индивидуальность нашего города», оценка качеств, определяющих индивидуальность города. «Мой город сегодня и полвека назад», интервью дают старожилы.

10-11

Город как экосистема. Определение рейтинга экологических проблем города.

12-13

Городские экосистемы: контроль за состоянием и условия сохранения экологического равновесия. Практические работы:  Выявление и паспортизация памятников природы на  территории

14-15

Городские экосистемы: контроль за состоянием и условия сохранения экологического равновесия. Практические  работы.  Разработка проектов озеленение территории школы, дома и т.д.

16-17

Городские экосистемы: контроль за состоянием и условия сохранения экологического равновесия/ Дискуссия «Бездомные животные в городе». Деловая игра «Экологический баланс».

18-19

Проблема  водоснабжения города. Практическая  работа «Изучение качества воды в районе водозабора»

20-21

Проблема  водоснабжения города. Соцопрос «Экономно ли мы расходуем воду».  Расчет среднесуточного потребления воды нашей семьёй.

22-23

Проблема  водоснабжения города. Экскурсия на НФС

24-25

Город и бытовые отходы. Практическая работа. Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов  

26-27

Город и бытовые отходы. Соцопрос «Как сделать наш город чистым?» Оформление фотовыставки «Мусор от А до Я»

28-29

Город и бытовые отходы. Конкурс проектов «Не будем расточительны – не будем нуждаться!» Деловая игра «Биржа отходов»

30-33

Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений. Практическая работа. Определение содержания хлоридов в городской почве, свинца в растениях. Анкетирование владельцев легковых автомобилей.  «Транспорт будущего, разработка проектов».

34-35

Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений.  Дискуссия «Автомобиль – «за» и «против».

36-37

Производство и потребление электроэнергии в городе. Практическая работа. Анкетирование «Экономно ли наша семья расходует электроэнергию».

38-39

Производство и потребление электроэнергии в городе.  Соцопрос «Угрожает ли нам энергетический голод».

40-41

Производство и потребление электроэнергии в городе.  Проекты нетрадиционных методов получения электроэнергии» Дискуссия «Атомная энергия – неизбежный результат технического прогресса

42-45

Здоровье горожанина.   Практические работы.  Тест на индивидуальное восприятие шума. Выявление источников загрязнения

46-51

 Здоровье горожанина.   Практические работы.  Самоконтроль «Проверьте свой образ жизни».  «Ваше питание». Анализ

статистических данных о воздействии  алкоголя.

52-53

Здоровье горожанина.   Практические работы.   Психологический тренинг «Антистресс»

54-57

 Жильё человека в городе.  Практические работы: Анализ норм экологической безопасности.

58-61

Жильё человека в городе.  Практические работы: Исследование «Соответствие вашей квартиры.

62-63

 Жильё человека в городе.  Проект «Я строю дом».

64-65

Город будущего – будущее города. Разработка проекта города будущего

66-67

 Город будущего – будущее города.  Соцопрос жителей

68

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»

Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом в котором я живу"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:·         Сформировать экологическ...

Программа внеурочной деятельности "Общество, в котором я живу". Направление: социальное.

  Курс внеурочной деятельности «Общество, в котором я живу» представляет собой комплекс знаний, отражающих ос­новные объекты изучения: общество и его основные сферы, положе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 классов Направление – духовно-нравственное

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности«Мир, в котором мы живем»для учащихся 6 классовНаправление – духовно-нравственное...

Программа курса внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живем"

Программа направлена на развитие экологической культуры учащихся с использованием элементов технологии кейсстади во внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся решают кейсы с экологическим содерж...