Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»
рабочая программа (5 класс) по теме

Пужайкина Наталья Ильинична

 

Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_5_klass_dom_kotorom_ya_zhivu.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Молоковская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы

_________/Трещалина Г.И./

«____» __________2011г.

Программа внеурочной деятельности

«Дом, в котором я живу»

5 класс

(художественно-эстетическое направление)

                                                                                 

  Составитель:

Учитель английского языка

МОУ Молоковской СОШ

Пужайкина Наталья Ильинична

                                                                   

                                 

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  •  ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  •  ценностного отношения к природе, окружающей среде (бережное отношение к окружающей среде);
  •  ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, картинки, выкройки, макеты). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

5 класс

«Дом, в котором я живу» - 17 часов

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

Введение     (1час)

1

1.

Дом, в котором я живу

1

  1. Мой дом (3 часа)

3

2.

Мой дом

1

3.

Дом, где мы живём

0,5

0,5

4.

Проект «Дом моей мечты»

1

  1. Я и мое окружение  (6)      

6

5.

Мой класс

0,5

0,5

6.

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1

7.

Комнатные растения в квартире, в классе

1

8.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

9.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

10.

Рассказы, стихи о семье, доме

1

  1. Гигиена моего дома (7 часов)

7

11.

Гигиена класса

1

12.

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

13.

Бытовые приборы в квартире

1

14.

Экскурсия в школьную кухню

1

15.

Наша одежда и обувь

1

16.

Русская народная одежда

1

17.

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1

«ВВЕДЕНИЕ»  (1 час)

Тема 1. Дом, в котором я живу (1час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Лекция.

 Раздел 1.       «МОЙ ДОМ» (3 часов)

Тема 2. Мой дом  (1час)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.  Дома в деревне и в городе, в нашей стране и в других странах. Фронтальная беседа. Презентация.

Тема 3. Дом, где мы живем (1час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме, в школе (в школьном дворе). Фронтальная беседа. Экскурсия.

Тема 4. Проект «Дом моей мечты»  (1 час)

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Изготовление объекта демонстрации (коллективная работа).

 Раздел 2.    « Я   И    МОЁ  ОКРУЖЕНИЕ» (6 часов)

Тема 5. Мой  класс   (1 час)

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Изучить обязанности дежурного. Фронтальная беседа, лекция, практика.

Тема 6. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»   (1 час)

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.

Тема 7. Комнатные растения в квартире, в классе  (1 час)

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки  комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Фронтальная беседа, лекция.

Тема 8. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»  (1 час)

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Тема 9. Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»  (1 час)

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Тема 10. Рассказы, стихи о семье, доме    (1 час)

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

                     Раздел  3.   «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» (7 часов)

Тема 11. Гигиена квартиры, класса (1 час)

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка класса. Дежурство. Уход за домашними животными. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Фронтальная беседа, лекция.

Тема 12. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены.

Тема 13. Бытовые приборы в квартире (1 час)

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации. Лекция.

Тема 14. Экскурсия в школьную кухню (1 час)

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов. Экскурсия.

Тема 15. Наша одежда и обувь (1 час)

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Фронтальная беседа, лекция.

Тема 16. Русская народная одежда (1 час)

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Лекция. Презентация.

Тема 17. Практическое занятие «Русская национальная одежда»  (1 час)

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю  одежду?

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым способам самовыражения;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  •  выраженной познавательной мотивации;
  •  устойчивого интереса к новым способам познания;
  •  адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  •  учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  •  планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  •  адекватно воспринимать оценку учителя;
  •  различать способ и результат действия;
  •  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  •  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. проявлять познавательную инициативу;
  2.  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  3.  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  4.  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  •  учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению;
  •  соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  •  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  владеть монологической и диалогической формой речи.
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
  •  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  •  высказываться в устной и письменной форме;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  •  осуществлять синтез (целое из частей);
  • строить рассуждение об объекте;
  • обобщать;
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  •  Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  •  Сформировать навыки работы с информацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Внеурочная деятельность школьников./Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011
  2.  Программы внеурочной деятельности./Д.В. Григорьев, Б. В. Купринов. - М.: Просвещение, 2011
  3. Программа «Художественное творчество»/ Т.Н. Проснякова

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

Учителей гуманитарного цикла от (число)

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_____________/Грязнова Л.А./

(число)

Изготовление старинного замка (коллективная работа)

Складывание с последующим вырезанием

Художественное конструирование из бумаги. Динамическая открытка

Реалистическая лепка.

Оригами из пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом в котором я живу"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:·         Сформировать экологическ...

Программа внеурочной деятельности "Общество, в котором я живу". Направление: социальное.

  Курс внеурочной деятельности «Общество, в котором я живу» представляет собой комплекс знаний, отражающих ос­новные объекты изучения: общество и его основные сферы, положе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 классов Направление – духовно-нравственное

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности«Мир, в котором мы живем»для учащихся 6 классовНаправление – духовно-нравственное...

Программа курса внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живем"

Программа направлена на развитие экологической культуры учащихся с использованием элементов технологии кейсстади во внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся решают кейсы с экологическим содерж...