Рабочая программа курса по выбору "Анатомия и физиология человека", для 9 класса.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, развитии навыков здорового образа жизни. Данный учебный курс, являясь одним из звеньев предпрофильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии врача. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboruanatomiya_i_fiziologiya_cheloveka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Выделение медико-биологического профиля в старших классах средних общеобразовательных учреждений соответствует концепции модернизации российского образования и переходу к профильному обучению. В системе современного знания биология человека занимает особое место в связи с уникальностью человека как объекта изучения. Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, развитии навыков здорового образа жизни. Данный учебный курс, являясь одним из звеньев предпрофильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии врача.

Концептуальной основой содержания программы является неразрывная связь особенностей строения организма человека с функциями и процессами, протекающими в нем как результат эволюции человека как биосоциального вида.

Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы , включая тканевый уровень.

Количество часов на учебный курс. Программа рассчитанана 17 аудиторных часа, из них 11 часов теоретических занятий, и 6 часов - практические занятия.

Целевая аудитория : учащиеся 9 класса, углубленно изучающих предметы медико-биологического цикла на естественнонаучном профиле..

Цель курса: формирование у учащихся научных представлений о строении и жизнедеятельности организма человека и месте человека в единой системе органического мира, компетентности в законах, закономерностях и механизмах протекающих физиологических процессов, экологической грамотности и ответственной гражданской позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи курса:

знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;

особенности человека как вида животного царства;

изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;

формирование системы общебиологических понятий;

знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;

освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы;

знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни;

расширение экологических знаний учащихся, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Программа использует в качестве учебного материала для учащихся электронное пособие «Анатомия и физиология человека», выполненное в виде сайта. Для работы с пособием необходимо наличие операционной системы Windows 98/ XP и браузера.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.:История анатомии и физологии.

          .Теория 1 час.

2..Ткани тела , их происхождение в онтогенезе .        

Теория-.1 час         

3.Скелет , характеристика отдельных костей человека.

Теория  1 час,практика 1 час

4  Работы И.П. Павлова по изучению пищеварительных процессов.

Теория 1 час.

5. Верхние и нижние дыхательные пути.        

Теория 1 час

6.Сердце,методы исследования работы сердца.

Теория 1 час , практика 1 час.

7.Анализ крови

Теория 1 час., практика 1 час.

8 Дерматоглифика, ее значение в постановке некоторых диагнозов.

Теория 1 час ,практика1час.

9 Гипо –и – гиперфункции эндокринных желез..

Теория 1 час.

10 Работы И.П. Павлова по изучению деятельности  нервной системы...

11Анализаторы в жизни человека.

 Теория 1 час, практика 1 час.        

12.Онтогенез человека и среда

ИТОГО         

!7часов(теория-12часов,практика-5 часов)

ПРОГРАММА КУРСА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

1.Введение. Организм человека как единая целостная живая система. Положение человека как биологического вида в системе животного царства. Понятие о тканях, органах, системах органов. Организм и среда. Анатомия и физиология человека - науки, изучающие внешнее и внутреннее строение, функции и процессы жизнедеятельности организма человека. Предмет анатомии и физиологии, методы и основные направления. Значение анатомии и физиологии для медицины и биологии. Краткая история анатомии и физиологии.

2. Ткани организма человека. Понятие о тканях. Классификация тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань, их строение, многообразие, функции, местоположение в организме, происхождение в онтогенезе.

3. Аппарат движения, его состав и значение.

3.1. Пассивная часть двигательного аппарата - скелет. Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Соединения костей. Непрерывные, полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета. Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика.

3.2. Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные закономерности работы мышц. Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Сократительные белки, мышечное сокращение, мышечный тонус, утомление мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека. Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических тренировок.

3.3. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника.

Практическая работа № 1.Изучение и оценка состояния своей стопы.

4. Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение, желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки. Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Большие пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах пищеварения. Симбиотическое пищеварение в толстом кишечнике и его значение для здоровья человека. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения.

5. Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Голосовой аппарат человека, звуко- и голосообразование. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.

6. Сердечно - сосудистая система, ее состав и функции.

6.1. Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца.

Практическая работа № 2. Исследование тонов сердца с помощью фонендоскопа.

6.2. Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота.

6.3. Общая схема кровообращения человека : сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения.

Практическая работа № 3. Способы остановки кровотечения.

6.4. Лимфатическая система: ее строение и функции. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение.

7. Кровь. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Иммунитет, его виды. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика.

8. Система органов выделения.. Роль выделительных процессов для нормальной жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон - структурная и функциональная структура почек. Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования. Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний.

. Кожа. Значение и функции. Строение кожи. Кожные производные - роговые образования и железы. Дерматоглифика, ее значение в постановке некоторых диагнозов. Гигиена кожи и профилактика кожных заболеваний.

Практическая работа № 4. Изучение кожного пальцевого рисунка.

9.. Система желез внутренней секреции. Общие понятия о регуляции функций. Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах, их значение в организме. Обзор эндокринной системы. Функции отдельных желез внутренней секреции, их гипо- и гиперфункции.

10. Нервная система, ее состав и значение. Подразделение нервной системы на отделы. нервная ткань. Строение и функции нейронов. Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов. Работы И.П. Павлова.

10.1. Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий. Особенности головного мозга человека. Периферическая нервная система: спинномозговые и черепно-мозговые нервы.

10.2. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы.

10.3. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление, сознание.

11. Сенсорные системы. Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой. Понятие об анализаторах.

11.1. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы. Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения.

Практическая работа № 5. Иллюзии зрения.

11.2. Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение кортиева органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха.

11.3. Вестибулярный анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата.

11.4. Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции.

12. Индивидуальное развитие человека. Внутриутробный период: эмбриональная и плодная стадия. Критические периоды внутриутробного развития человека. Влияние неблагоприятных факторов на развитие плода. Внеутробный период, его периодизация. Значение здорового образа жизни для правильного развития человека.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ходе изучения курса в соответствии с данной программой и тематическим планом учащиеся в качестве основного учебного материала используют электронное пособие «Анатомия и физиология человека», созданное в виде сайта.

Электронное пособие может использоваться непосредственно на уроке для организации фронтальной, групповой или индивидуальной работы учащихся. Электронное пособие также используется как источника учебной информации для самостоятельной домашней подготовки учащихся. Усвоению учебного материала способствуют иллюстрации, приведенные в пособии, а также аппарат закрепления знаний, представленный в виде вопросов для самоконтроля.

Рассмотрение каждой системы органов включает вначале общие анатомические данные и сведения о значении, основных функциях системы. Затем дается описание строения отделов, органов, тканей. На основе сформированности представлений о строении излагается материал о функциях, физиологических процессах и механизмах их протекания. Характеризуя каждую систему органов и физиологический процесс, необходимо обращать внимание на методы изучения процессов жизнедеятельности и функций. Важным экологическим аспектом курса является акцентирование внимания учащихся на гигиенические условия нормального развития оргнизма и протекания процессов жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни.

Самостоятельно выполняемые практические работы расширяют знания учащихся о методах изучения явлений в живом организме, являются средством овладения методами, правилами и приемами экспериментальной работы, развития наблюдательности, исследовательского интереса и повышения мотивации к изучению предмета. Тематика практических и лабораторных работ определена содержанием программы, а также наличием и доступностью оборудования и материалов. Каждая практическая работа может выполняться индивидуально или группой учащихся.

Основные образовательные результаты:

в результате реализации программы учащиеся

должнызнать и понимать:

предмет, объект, задачи, этапы развития и современное состояние анатомии и физиологии человека как науки;

принципы строения и функционирования отдельных систем органов человека и всего организма в целом;

условия правильного, гармоничного развития организма человека, влияние негативных факторов на здоровье;

основные закономерности физиологических процессов и их механизмы;

взаимообусловленность и неразрывную связь между строением и функцией;

значение регуляции функций как условие физиологического равновесия организма.

должны уметь:

составлять логический план ответа при изложении изученного материала;

выявлять главные особенности строения, обеспечивающие специфические физиологические процессы и механизмы;

определять местоположение и взаиморасположение органов в организме;

выявлять определенные черты строения и жизнедеятельности в связи с особенностями существования человека;

применять анатомические и физиологические знания в жизни, в том числе в качестве профилактики различных заболеваний;

пользоваться лабораторным оборудованием: микроскопом, различными приборами для измерения физиологических параметров;

делать рисунки и правильно оформлять практические и лабораторные работы;

проектировать и проводить простые эксперименты по изучению работы отдельных органов и систем органов;

пользоваться наглядными пособиями, дополнительной литературой по предмету и составлять самостоятельные литературные обзоры по конкретному вопросу;

экологически правильно вести себя в различных ситуациях с целью сохранения здоровья.

Литература:

Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М., Просвещение, 1997.

Билич Г.Л. Биология. Цитология. Гистология. Анатомия человека. С-Пб., издательство «Союз», 2001.

Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология человека. М., Медицина, 1975.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека по специальности лечебное дело (фельдшер).

Образовательная программа учебной дисциплины  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    лечебное дело...

Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя по теме Кости мозгового отдела черепа

Данная методическая разработка  для преподавателей  СПО медицинского направления . Она  используется  на практической работе по теме "Кости лицевого отдела".    в ней ест...

«Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине “Анатомия и физиология человека” »

Особое место в системе занятий, на которых студенты плодотворно овладевают опытом самостоятельной учебно-познавательной деятельности, являются семинары и консультации. Самостоятельную работу необ...

Сборник латинских терминов по дисциплине ОП.02 "Анатомия и физиология человека"

Здесь Вы найдете часто используемые латинские термины по дисциплине....

Методический доклад «Особенности методики преподавания анатомии и физиологии человека».

В основании большинства наук, предметом изучения которых является человек, лежит анатомия – наука о строении человеческого организма и его частей. В рамках изучения анатомии как предмета учебной прогр...

Доклад по теме: "Особенности методики преподавания анатомии и физиологии человека"

Предлагаю Вам методический доклад об особенностях преподавания дисциплины ОП.03 Анатомия и физиология человека в медицинских колледжах. Данный материал может быть использован преподавателями в своей п...

Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо

Кроссворд по теме "Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо"...