Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств»
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Киселёва Юлия Александровна

 

Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств» направлен на повторение и закрепление изученного материала.

Ход урока включает этапы разминки, подготовки и защиты проектов, решение биологических задач на логическое мышление и рефлексии.

Разминка представлена общими вопросами о строении и функциях нервной системы.

Подготовка и защита проектов осуществляется в группах.

Решение биологических задач представлено в виде творческих заданий уровня С ЕГЭ по биологии.

Рефлексия проводится в виде цветовой диагностики. По степени усвоения материала учащимся предлагается выбрать определенный цвет.

Урок позволяет определить степень усвоения учащимися фактических знаний по теме, выяснить степень развития интеллектуальных способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-конференция

по нервной системе «Научная ассамблея молодых специалистов»

Цели урока:

  • Определить степень усвоения учащимися фактических знаний по теме «Строение и функции  нервной системы».
  • Используя задания, требующие от учащихся логического мышления и применения знаний для научного объяснения физиологических явлений, выяснить степень развития интеллектуальных способностей учащихся при изучении темы «Нервная система».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: конференция, смотр знаний.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Учитель напоминает учащимся о том, что на уроке подводятся итоги изучению сложной и важной темы «Нервной системы». Дети распределены на три группы «Топанатомы» - строение нервной системы, «Нейрофизиологи» - работа нервной системы, «Неврологи» - рефлексы, строение рефлекторной дуги.

2. Урок начинается с «разминки» – общих вопросов, являющихся основой для понимания строения и функций нервной системы. Оценивается медалями за каждый правильный ответ.

  1. Какие существуют отделы нервной системы? (центральная и периферическая)
  2. Какие отделы включает в себя центральная нервная система? (головной и спинной мозг)
  3. Из чего состоит периферическая нервная система? (из нервов и нервных узлов)
  4. В чем отличие соматической и вегетативной нервной системы? (соматическая отвечает за произвольные движения тела, а вегетативная – за непроизвольную работу внутренних органов)
  5. Что такое рефлекс? (ответная реакция организма на раздражение при участии и контроле нервной системы)
  6. Какой отдел мозга управляет координацией движений, поддерживает позы и равновесие? (Мозжечок)
  7. Какой отдел мозга обеспечивает мышечный тонус? (Средний мозг)
  8. В каком отделе мозга находятся центры жизненно важных физиологических рефлексов? (Продолговатый мозг)
  9. В каком отделе мозга находятся центры, отвечающие за чёткость зрения и слуха? (Промежуточный мозг)
  10. Какой отдел мозга регулирует обмен веществ, поддерживает гомеостаз? (Промежуточный мозг)
  11. Какой отдел мозга называют «главнокомандующим» всего организма? (Большие полушария головного мозга)

3. Подготовка и защита проектов

1 группа – готовят и защищают творческие проекты по строению головного и спинного мозга по предоставленным схемам.

2 группа – готовят и защищают информационные проекты по функциям отделов головного и спинного мозга.

3 группа – готовят и защищают творческий и информационный проект по строению рефлекторной дуги и соотнесению рефлексов к группе условных или безусловных.

4. Решение биологических задач на логическое мышление

Задача 1.

Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а так же работают внутренние органы.

Ответы учащихся: У человека важнейшим отделом н. с. является головной мозг, покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов во многом зависит от деятельности вегетативной нервной системы (блуждающий нерв). Поэтому  головной мозг может работать автономно – независимо от других отделов нервной системы.

Задача 2

После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у неё удалён?

Ответ учащегося: кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.

5. Рефлексия.

Назовите Факторы укрепляющие здоровье:

  • Четкий режим дня
  • Высокая двигательная активность
  • Сбалансированное питание
  • Постоянное общение с природой

 Итак, одним из факторов вы назвали сбалансированное питание, которое обязательно должно содержать комплекс витаминов, необходимых нам для нормальной жизнедеятельности. На каждом столе вам предоставлен набор витаминов: если вы уходите сегодня с урока с полным пониманием сегодняшней темы – выберите красную витаминку, если еще есть непонятные моменты в изученной теме – желтую, ну а если ваши знания чисты как белый лист – выберите витамин белого цвета.

6. Оценивание знаний

7. Домашнее задание