Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

 

Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа 2100". Посредством литературы формируется понимание что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, и как влияют поступки каждого из нас на судьбу других людей, какова должна быть позиция человека по отношению ко всему человечеству. Изучение литературы развивает самоанализ личности, воспитывает в нем толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ya_i_moyo_detstvo.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Вытовтова Людмила Петровна   222-958-363

МОУ «СОШ №4 им. И.С.Черных», г. Томск.

Пояснительная записка

К уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».

Введение. Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы Школа 2100. Посредством литературы формируется понимание что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, и как влияют поступки каждого из нас на судьбу других людей, какова должна быть позиция человека по отношению ко всему человечеству. Изучение литературы развивает самоанализ личности, воспитывает в нем толерантность.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи:

Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся по данному разделу.

Развивающие: продолжить работу по развитию речевой  культуры учащихся, логического мышления, формировать умения  сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать память, творческие способности обучающихся и коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитывать любовь к литературе через создание ситуации успеха. Воспитание милосердия, доброты, терпимости.

Тип урока: зачет. Урок обобщения и закрепления изученного.

Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Место работы в учебном плане: заключительный, зачетный урок «Я и мое детство».

Подготовительная работа:

Изучение биографии писателей данного раздела, помогающее лучше понять их творческую личность.

Внимательное прочтение дневниковых записей, где автор размышляет над проблемами становления личности,а также чтение прозаических и стихотворных текстов данного раздела, изучение теоретико-литературоведческих и лингвистических понятий.

Оборудование урока: фотографии поэтов и писателей, карточки с заданиями, книжно-иллюстративная выставка произведений авторов, книг, альбомов.Учебник.

Актуальность урока:

Подбор заданий урока – зачета стимулирует самостоятельную мысль, дает возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведении проблемам, выявить уровень сформированности у учащихся основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

По усмотрению учителя, учитывая особенности учащихся, можно предложить работать индивидуально, в парах или в группах. Обучающимся предлагаются 3 варианта зачетной работы, которую они выполняют в течение урока. По окончании проверки работа анализируется.

 Вариант № 1

Задание № 1: Из биографии каких писателей взяты

следующие факты:

  1. Этот человек носил придуманную фамилию, образованную от слова «сердце».
  2. Этот человек открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне.
  3. Этот человек родился в крестьянской семье. Большая часть его творчества посвящена природе и родине.
  4. Этот человек воспитывался в сиротском приюте. Воспоминания об этом легли в основу романа.
  5. Этот человек начал работать в 10 лет. Переменил большое количество профессий. Со временем увлекся литературой и стал известным писателем.

Задание № 2: Укажите автора и название стихотворения.

  1. Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я . Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

  1. Темнеет. Готовятся к чаю…

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой.

      3.   Убить врага из пистолета.

            Догнать, спасти, прижать к груди.

            И счастье было рядом гдето,

            Там, за экраном впереди.

Задание № 3: Распределить данные имена по категориям , которые указаны ниже.

      Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте,Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский , Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.

  1. Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.

Задание № 4: Что обединяет эти строчки из стихотворений разных авторов. Автора и название стихотворения указать

.

1 Как я хочу придумать средство,                        2 Вернуться туда невозможно

   Чтоб счастье было впереди,                                  И рассказать нельзя,

   Чтоб хоть на час вернуться в детство,                 Как был переполнен блаженством

   Догнать, спасти, прижать к груди.                       Этот райский сад.

Задание № 5: Выбери нужный вариант:

1. Агнец – это  а) ягненок, б) огонь, в) ангел

2. Где вам могли встретиться буки? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.

3 Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.

4 Простоволосый- это  а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.

5 Инок живет:  а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.

6 Длань- это:  а) рука, ладонь , б) плащ, в) нога.

7 Перст- это:  а) кольцо, б) палец, в) перчатка.

Задание № 6: Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?

Иленька Грап.

Задание № 7 :  В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?

Гуманизм

Задание № 8:  Из какого произведения взят этот отрывок ? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?

«Наступила пауза, во время которой я почувствовала, что мне уже удается сдержать дрожь, сотрясавшую все мои члены: ведь так или иначе суда не избежать, а испытание нужно вынести с твердостью.

- Дорогие дети! – продолжал с пафосом проповедник.- Это печальный, это горестный случай! Но мой долг предупредить вас, ибо девочка, которая могла бы быть одной из смиренных овец Господних, на самом деле – отверженная, это не член верного стада, она втерлась в него. Она – враг. Берегитесь ее, остерегайтесь следовать ее примеру; если нужно – избегайте ее общества, исключите ее из ваших игр, держитесь от нее подальше. А вы, наставницы, следите за ней: наблюдайте за каждым ее движением, взвешивайте каждое слово, расследуйте каждый поступок, наказывайте плоть, чтобы спасти душу, - если только спасение возможно, ибо это дитя (мой язык едва мне повинуется), этот ребенок, родившийся в христианской стране, хуже любой маленькой язычницы, которая молится Браме и стоит на коленях перед Джаганатом… Эта девочка лгунья!»

Вариант № 2

Задание №1: Из биографии каких писателей взяты следующие факты?

1. Этот человек принадлежал к родовитой дворянской знати. По материнской линии он приходился родственником А.С. Пушкину.

2. Этот человек писал под псевдонимом, который отражал его непростую жизнь.

3.Жизненный принцип этого человека :»быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни   от времени ,ни от среды»

4. Этот человек покончил с собой в 1925 году в Петрограде.

5. Этот человек ,помимо того, что был талантливым писателем, занимался еще     общественной деятельностью,издавал журнал «Полярная звезда»,газету «Колокол»

 Задание № 2: Укажите автора и название стихотворения.

 1  Изба крестьянская ,                                     2  Вернуться туда невозможно

     Хомутный запах дегтя,                                   И рассказать нельзя,

     Божница старая ,                                              Как был переполнен блаженством

     Лампады кроткий свет.                                   Этот райский сад

     Как хорошо,

     Что я  сберег те

     Все ощущенья детских лет.

3  Но в детстве можно все на свете,

И за двугривенный в кино

Я мог,как могут только дети,

Из зала прыгнуть в полотно.

Задание № 3: Распределить данные имена по категориям , которые указаны ниже.

    Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте,Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский , Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.

1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.

 Задание №4 :Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов? Автора и название стихотворения указать.

1 Я помню только то,                                      2  Еще я помню уличных гимнастов,

   Что мужики роптали,                                       Шарманщиков, медведей и цыган

   Бранились в черта,                                           И помню развеселый балаган

   В Бога и в царя.                                                Петрушек голосистых и носатых.

   Но им в ответ

   Лишь улыбались дали

   Да наша жидкая

   Лимонная заря.

Задание № 5: Выбери нужный вариант:

1 Агнец – это  а) ягненок, б) огонь, в) ангел

2 Где вам могли встретиться буки ? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.

3 Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.

4 Простоволосый- это  а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.

5 Инок живет:  а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.

6 Длань- это:  а) рука, ладонь , б) плащ, в) нога.

7 Перст- это:  а) кольцо, б) палец, в) перчатка.

Задание № 6: Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?

Николай 1

Задание7

Объяснить данное понятие. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?

Публицист.

Задание № 8 Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?

«Победу Николая над пятью торжествовали в Москве молебствием. Середь Кремля митрополит Филарет благодарил Бога за убийства. Вся царская фамилия молилась, около нее сенат, министры, а кругом на огромном пространстве стояли густые массы гвардии, коленопреклоненные, без кивера, и тоже молились, пушки гремели с высот Кремля.

Никогда виселицы не имели такого торжества. Николай понял важность победы!

Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я клялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками. Я не отомстил, гвардия и трон, алтарь и пушки – все осталось; но через тридцать лет я стою под тем же знаменем, которого не покидал ни разу».

Вариант 3.                  

Задание №1: Из биографии каких писателей взяты следующие факты?

1 Этот человек родился в образованной и высококультурной семье .Отец-профессор и   искусствовед, мать -пианистка.

2 На жизнь этого человека очень сильно повлияло декабристское восстание и казнь декабристов

3 Этот человек в своем творчестве при создании образов использовал удивительную цветовую гамму,передавал звуки и запахи.

4 Когда ему было 3 года ,он заболел холерой. Заботясь о нем, его отец тоже заболел и умер.Мальчик же выжил.

5 Известнейший роман этого человека назван по имени главной героини,образ которой во   многом автобиографичен

                    Задание№2: Укажите автора и название стихотворения:

1  Из столовой позвали нас к чаю.                           2  Как захожий богомолец

    Клубочком свернувшейся Асе                                 Я смотрю твои поля.

    Я страшную сказку читаю.                                       А у низеньких оконец

                                                                                         Звонко чахнут тополя

3  Повсюду блеск, повсюду яркий свет,                      Пахнет яблоком и медом                                                                                                                        

    Песок как шелк…Прильну к сосне корявой           По церквам твой кроткий спас

    И чувствую: мне только 10 лет,                               И гудит за кослгором

    А ствол – гигант, тяжелый, величавый.                  На лугах веселый пляс.

                                                                                 

Задание № 3: Распределить данные имена по категориям , которые указаны ниже.

      Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте,Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский , Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.

1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.

 Задание №4 :Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов? Автора и название стихотворения указать.

1 Чем жарче, тем сладостней в бору                      2  Никогда я не был

  Дышать сухим смолистым ароматом,                     Счастливей, чем тогда.

  И весело мне было поутру                                        Вернуться туда невозможно

  Бродить по этим солнечным палатам                      И рассказать нельзя…

       

Задание № 5: Выбери нужный вариант:

1 Агнец – это  а) ягненок, б) огонь, в) ангел

2 Где вам могли встретиться буки ? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.

3 Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.

4 Простоволосый - это  а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.

5 Инок живет:  а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.

6 Длань- это:  а) рука, ладонь , б) плащ, в) нога.

7 Перст- это:  а) кольцо, б) палец, в) перчатка.

Задание № 6: Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?

Сережа Ивин.

Задание № 7:  Объяснить данное понятие. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?

Мемуары.

Задание № 8 : Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?

 «Бабушка кинулась ко мне и схватила меня на руки, закричав: - Лексея не дам! Не дам, изверг! Она стала бить ногою в дверь, призывая: - Варя, Варвара!..

Дед бросился к ней, сшиб ее с ног, выхватил меня и понес к лавке. Я бился в руках у него, дергал рыжую бороду, укусил ему палец. Он орал, тискал меня и наконец бросил на лавку, разбив мне лицо. Помню дикий его крик:

- Привязывай! Убью!..

Помню белое лицо матери и ее огромные глаза. Она бегала вдоль лавки и хрипела:

- Папаша, не надо!.. Отдайте…

Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон.

  Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

II  Подведение итогов: выводы по уроку, рефлексия.   

 

Материалы для учителя:

  1. А.А. Волков; Л.А. Смирнова «История русской литературы XX века». М., Просвещение, 1977.
  2. М. Цветаева. Соч. в 2 томах, т.2. М., Художественная литература, 1980.
  3. О. Монахова; М. Стишова. Русская литература XIX века. М; Олма – Пресс, 1999.(Пособие для школьников и поступающих в вузы).
  4. Р.Н. Бунеев; Е.В. Бунеева. Литература. 7 класс. « Путь к станции «Я». Учебник в 2 книгах. Изд.3-е, испр. М., Баласс 2010.

Список литературы для учащихся:

  1. Л.Л. Бельская. Литературные викторины. М., Просвещение, 2005.
  2. А.И. Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М., 1996.
  3. Р.Н. Бунеев; Е.В. Бунеева. Литература. 7 класс. « Путь к станции «Я». Учебник в 2 книгах. Изд.3-е, испр. М., Баласс 2010.

   

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....

Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....

Викторина по литературе 5 класс (по итогам изучения 1 части хрестоматии под ред. Коровиной В.Я.)

Урок закрепления материала по итогам 1 полугодия (2 четверти). Занятие в игровой форме, как правило, заинтересовывает учащихся и способствует лучшему усвоению полученных знаний....

Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств»

Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств» направлен на повторение и закрепление изученного материала.Ход урока включает этапы разминки, под...

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

Методическая разработка занятия по математике на тему: "События", при изучении раздела теория вероятностей.

Методическая разработка предназначена для учащихся кулинарного колледжа, при изучении раздела  математики "Элементы теории вероятностей".Разработка состоит из конспекта урока и презента...