Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gogol._chest_kazaka._7_kl..doc22 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект заключительного урока по литературе в системе уроков по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.

Тема урока: Честь «козака».

Учитель: Куликовская Е.А.

Эпиграфы:

...исполняйте то, что сами знаете:

сами знаете, что велит козацкая честь.

Н.В.Гоголь.

Честь — это твоё достоинство,

как ты его понимаешь... И если ты видишь

неуважение своего достоинства,

то это надобно пресечь.

Н.Соротокина.

Цели урока: 1) обучение сравнительной характеристике персонажей; 2) выявление героического содержания повести; 3) формирование понятия чести вообще и осознание этого понятие в разные исторические эпохи.

Ход урока:

1). Слово учителя (постановка задачи: учитель напоминает о прочитанных ранее произведениях о чести и бесчестии, о славном купце Калашникове, о трусливом Гаруне и др.; вместе с ребятами рассуждаем о том, какие поступки и в какие времена считались достойными и недостойными, о том, что неизменно во времени...)

-Что же такое честь? (Возвращение к прежде написанным сочинениям)

-Как понимают своё достоинство казаки в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?

2). Работа по таблице (дома составляли таблицу для характеристики персонажей по данным учителем вопросам).

Вопрос.

Тарас.

Остап.

Андрий.

1. Место, занимаемое героем в повести.

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живёт.

3. Внешность, манера держаться, особенности костюма.

4. Речь героя.

5. Поступки, влияние на окружающих

6. Понимание героем целей жизни.

7. Чувства героя.

8. Отношение других действующих лиц к герою.

9. Отношение автора к герою.

Вспомогательные материалы.

-Тарас и Остап как представители идей казачества, Андрий как человек будущей новой эпохи.

-Почему честь казака = воля? (Воля — степь, воля — море, воля — птица) — Вспомнить (!) историю казачества.

-Словарь (составленный по повести учащимися на предыдущих уроков лексический словарик повести: бурса — духовное училище; схоластика — 1. средневековая философия, 2. знания, оторванные от жизни и т.д.)

3). Выводы.

-Что же такое честь казака?

-Что такое достоинство казака?

-Какие правила складываются воедино, образуя это понятие — честь «козака»? (За обиду не посмотрю и не уважу никого (Остап). Ваша нежба — чистое поле да добрый конь (Тарас) и т.д.)

4). Домашнее задание.

Оформить выводы в виде «Свода правил «козацкой» чести».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....

Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе: «Подведем итоги изученного раздела «Я и мое детство».

Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа 2100". Посредством литературы форм...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...