Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова
занимательные факты (литература, 10 класс) по теме

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  разработки  к  урокам  литературы  в старших  классах  по биографии  и  творчеству А.П.Чехова

                                                                         Малинина Нина Фёдоровна,

                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                         МОБУ «Горняцкая СОШ»

                                                                         Вышневолоцкого района

                                                                         Тверской области

А.П.Чехов – последний  русский  классик  19 века, проживший  недолгую  жизнь. Но  качество  человеческой  жизни, как  правило, определяется  не  ее  продолжительностью,  а  ее  духовной  наполненностью. Жизнь  Чехова – великого  русского  писателя  и  замечательного  человека – была  именно  такой  жизнью.

Чем  ярче  ученик  представит  себе  личность  писателя, тем  глубже  и  эмоциональнее         воспримет  его  творения. Дать  школьникам  почувствовать  писателя  как  живого  человека, во  всем  богатстве  и  благородстве  его  духовного  мира  с  его  любовью  и ненавистью, скорбью  и  радостью , исканиями  и  сомнениями- едва  ли не  самое  главное  при  изложении  биографического  материала.

Жизнь  Чехова  не  менее  интересна, чем  его  творчество. Чувство  собственного  достоинства, независимость, целеустремленность,забота о других, доброта  были  у него  очень  велики.

Когда  родился А.П.Чехов, его  дед  Егор  Михайлович  Чехов  прислал  поздравительное  письмо  сыну  и  его  жене: «… изъявляю  сердечную  радость  о  новорожденном  третьем  нашем  внуке  Антонии Великом…» Случайные  слова  стали  пророчеством.          

По воспоминаниям  тетки  Антонины  Павловны, М. Морозовой, Чехов   и  мальчик  был  довольно  выдающийся. Он  был  всегда  здоров, весел, но  к  детским  играм  и  развлечениям  его  никогда  не  тянуло. Больше  он  сидел  где-нибудь  в  стороне  и  читал. Детской  подвижности  и  резвости  в  нем  совсем  не  было. Любил  он  также  вслушиваться  в  старших. Роль пушкинской  Арины  Родионовны  играла  для  Чехова  умелая  рассказчица-няня  Агафья  Кумская.

Мастерицами  рассказывать  были  и  мать  писателя  и  тетка. В  детстве  Чехов  был пухленьким, большеголовым, с ямочками  на  щеках  и  слегка  выпяченным  брюшком,  которое  часто  бывало  объектом  шутки.

По  обычаю, существующему всюду в  школах, товарищи  прозвали  Антона  Чехова «головастиком». За  большую  голову, почти  не  соответствующую  его небольшой  фигуре, иногда звали  его «Бомбой». Звали, наконец, « Чехонью»          ( местная рыба ), вышучивая  фамилию.

С  годами  из  тяжеловатого  и  малообщительного  мальчика  Антон  Павлович  Чехов  превращается  в  юношу, веселого  и  шутливого. Живой  родник  юмора  был  в  душе его. Острое  словечко, сказанное  Антоном  Павловичем, подхватили  товарищи, и  это становилось  источником  веселья  и  смеха. Но  сам  Чехов  никогда  не  смеялся. Он  только давал  материал  для  смеха  другим.

Чехов  имел прекрасные  актерские  способности.  Однажды  он  нарядился  нищим и, написав  просительное  письмо, через весь  город, в костюме, отправился  к  дяде  и  подал ему это  письмо. Дядя  не  узнал  его, подал  ему 3копейки. Вообще  Антон  Павлович любил, когда  веселились  другие.

Один  из  друзей  молодости  Чехова, Зембулатов,  сохранил  забавный  рассказ  из  времени  пребывания  Антона  Павловича  у  него  в  имении,  недалеко  от  Таганрога,  уже  по  получении  аттестата  зрелости.

Как  известно,  Чехов  был  страстный  рыболов.  За  неимением  благоустроенной  лодки  Чехов  с  товарищем  плавали  по  реке  в  большом  корыте. Мать  Зембулатова  пожелала  пошутить  над  ними. Она  неслышно  подошла  к  берегу  и  перевернула  корыто, когда  друзья  внимательно  наблюдали  за  поплавками.  Антон Павлович  и  товарищ очутились по грудь  в  воде. Антон  Павлович не  остался  в  долгу. Он  вылез из речки  и  как  был  мокр  и  грязен – оправился  в  дом и лег  в  гостиной  на  мягкий, дорогой  диван.  Увидев  эту  картину,  мать  товарища  чуть  не  упала  в  обморок, -  до  того  было  уязвлено  ее  чувство  хозяйки.

После  окончания  гимназии  Чехов  приехал  в  Москву, где  уже  жила  его  семья. 1879 год. Все  члены  семьи  сплотились  вокруг  одного  центра, Антона. «Что  скажет  Антон?», «Что  подумает  Антон?», «Как  к этому  отнесется  Антон?»- стало  девизом  для  всей  семьи. Младший  брат Антона  пишет: «Личность отца  отошла на задний план, Антон  Павлович заменил  собой  и  хозяина  дома, и  отца».

Антон  потребовал, чтобы семья  в 13 раз  сменила  квартиру. Собрав  пожитки, Чеховы покинули темный и сырой  подвал.

Глядя, как  оба старших брата  постепенно  опускаются  все  ниже,  Антон  испытывал  сильное  желание  пробудить в  них  мужество  и  достоинство.  Чехов  изо  всех  сил  старался  убедить  братьев  в  том,  что они «настоящие  люди». Чехов  признавал за  каждой  личностью  неотъемлемую, человеческую, почти  божественную  ценность.

Семья камнем  висела  у  Чехова  на  шее.  Но  и  представить  себе  жизнь  без  нее  он  не  мог. Чехов  был  одинок.  Он  запрещал  себе  личную  жизнь, потому  что  верил,  будто  она  отнимает  у  творца  слишком  много  сил  и  внимания.

1898 год. Москва. Встреча  Антона  Павловича Чехова  с  Ольгой  Леонардовной  Книппер,  красота  которой  и  тонкое  проникновение  в   роль  Аркадиной  произвели  на  него  весьма  сильное  впечатление. Это  была  молодая  женщина  28 лет, с  широким  лицом, сверкающими  умом  глазами  и  густыми  черными  волосами.  Едва  увидев  Чехова, она  поняла,  что  это  не  простая  встреча, ее  охватило  волнующее  предчувствие.

А  брату  Михаилу, который  снова  стал  приставать  к  Антону  Павловичу  с  женитьбой,  он  отвечает  предельно  ясно,  расставив  все  точки  над  и: «Что  касается  женитьбы, на  которой  ты  настаиваешь,  то-как  тебе  сказать?  Жениться  интересно  только  по  любви;  женится  же  на  девушке  только  потому, что  симпатичная, это  все  равно, что  купить  себе  на  базаре  ненужную  вещь  только  потому, что она  хороша. В  семейной  жизни  самый  важный  винт -  это  любовь, половое  влечение, едина  плоть, все  же  остальное  не  надежно  и  скучно, как  бы  умно  мы  ни  рассчитывали. Стало  быть.  Дело  не  в  симпатичной  девушке,  а  в  любимой, остановка,  как  видишь, за  малым».

Однако  такой  любимой  девушки  он  еще  не  нашел,  да  и  побаивался, видимо, что  найдет. Сколько  это  принесет  осложнений!  Впрочем,  способен ли  еще  он  сам  на  любовь?  Измученный  болезнью,  он   добровольно  отдаляется  от  мира.  Все  самые  бурные  эмоции  шли  теперь  через  почту. Но  и  в  состоянии  крайней  усталости  он был  способен  на  внезапные  взрывы  желания:  построить  новый  дом,  написать  роман, который  стал  бы  лучще  всего  им  уже  написанного, быть любимым  нежной,  веселой  и  умной  женщиной – такой, как  эта  Ольга  Книппер  которая  играла  в  его «Чайке».

В  отсутствие  Чехова  его  сестра  очень  подружилась  с  Ольгой  Книппер. «Я  тебе  советую  поухаживать за Книппер. По-моему, она  очень  интересна»,- шутливо  писала  Мария  брату, зная  еще,  чем  обернётся  эта  шутка. Ольга, дочь  инженера, немца  по  происхождению,  получила  обычное  для  девушки  ее  круга  воспитание:  с обязательными  уроками  музыки, рисования, иностранных  языков. Мечтала  о  сцене, приехав  в Москву. Окончила  трехгодичные  курсы  драматического  искусства, которыми  руководил  Немирович-Данченко. Впервые  увидев  Чехова, молодая  женщина  сразу  поняла: чтобы  ему  понравиться, вовсе  не  надо  строить из  себя чахнущую  над  книгами  интеллектуалку…   И  оказалась  права. Она  показалась  Антону  Павловичу  символом  обновления  бытия.  Он  был  всего  на 10лет  старше, но, истерзанный  болезнью, смотрел  на  нее  растроганным  взглядом  дедушки.

7мая 1899 года пригласил  Ольгу  в  Мелихово, где  ей  все  понравилось: гостеприимство  хозяина, доброта  матери  Антона  Павловича. Затем  было  свидание  в  Новороссийске (18 июля 1899года).

В это время им  написаны  рассказы «Дама  с  собачкой» и «В овраге».

Разве  не  о  себе  самом  думал  он,  когда  писал  в «Даме  с  собачкой»: «Голова  его  уже  начинала  седеть.  И  ему  показалось  странным,  что  он  так  постарел  за  последние  годы,  так  подурнел…» Время  шло, он  знакомился, сходился, расставался, но  ни  разу  не  любил; было все, что  угодно, но  только  не  любовь.

И  только  теперь, когда  у  него  стала  седой, он  полюбил  как  следует, по-настоящему – первый  раз  в  жизни.

Живя  в Ялте,  Чехов  затеял  кампанию  милосердия – строительство  санатория  для  неимущих.

Но  странное  дело:  заботясь  о  том, чтобы  открыть  санаторий  других,  Чехов  ни  на  секунду не  задумался  о возможности  полечиться  самому  в  заведении  такого  рода.  Сознавая,  насколько  тяжело  он  болен,  Антон  Павлович   тем  не  менее,  не  мог  вынести  мысли  о  том, чтобы  добровольно  запереть  себя  в  четырех  стенах  медицинского  учреждения  и  ждать  там  смерти.

Чтобы  развеять  тоску, Чехов  занимался  садоводством.  Сам  писатель с  гордостью  говорил, что  не  будь  он  писателем,  мог  бы  стать  садовником.

Кроме  того,  Антон  Павлович  очень  любил  всех  животных,  за  исключением,  впрочем, кошек, к  которым  он  питал  непреодолимое  отвращение. О  собаках  он  говорил: «Славный  народ – собаки!»

С  приближением  весны  Чехов  снова  затосковал по  своей  милой  актрисе – ох, как  не  терпелось  увидеться  с  ней!  На  предложенный  проект  гастрольного  турне  по  Крыму  сразу  не  смог  приехать  из-за  болезни.

После  посещения  Кавказа  Антон  Павлович  и  Ольга  встречаются  второй  раз в  Ялте. Их  отношения  становятся  близкими. Чехов был  счастлив как  никогда.

Не  торопился  жениться,  объясняя: «Если  мы  теперь  не  вместе,  то  виноваты  в  этом  не  я  и  не  ты, а  бес,  вложивший  в  меня  бациля,  а  в  тебя  любовь к  искусству». Отвлекал  Ольгу  работой  над  новой  пьесой «Три  сестры», где  для  нее  создается  специально  персонаж. Тяжелая  болезнь  вызывала  желания  строить  далеко  идущие  планы. Ему  надо  было  просто  жить  изо  дня  в  день,  разумно  экономя  силы, сдерживая  сердечные  порывы.

25мая 1901года – день венчания  в  маленькой  церкви. Нижний  Новгород.  Свадебное  путешествие, где А.П.Чехов хотел  повидаться  с Горьким. Путешествие  по  Волге. Любовь  по  почте.

Жена Чехова, Ольга Книппер, сделала  блестящую  театральную  карьеру.  Больше  не  вышла  замуж  и  скончалась  в  1959году на 89 году жизни.  

Литература:

  1. Анри  Труайя. Антон Чехов. М., «ЭКСМО», 2004 г.
  2. А.А. Измайлов. Чехов. Биография. Москва, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...