Виды работ по формированию устойчивого интереса к предмету на уроках биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Дубовцева Татьяна Дмитриевна

Данная работа содержит примеры опыта работы по формированию устойчивого интереса к предмету: ролевая игра на уроке зоологии в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Виды работ по формированию устойчивого интереса к предмету на уроках биологии.

                                                             Дубовцева Т.Д. –учитель биологии,

                                                                                 МБОУ «Гимназия №11 имени С.П.Дягилева»

    На современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности у учащихся приобретает  особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро  ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно без стереотипов.

 Познавательный интерес – это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок, а потому что он увлечен    учебой, стремится к совершенству.

 Биология- изучает живые объекты, которые надо видеть и ощущать, поэтому главный принцип организации учебного процесса – принцип наглядности. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Средства наглядности используем при изложении учебного материала, в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению и формированию умений и навыков, при контроле и за усвоением материала. Например, в 6 классе во время изучения растительных тканей проводим практическую работу «Определение типов тканей у растительных объектов». Изучая микропрепараты поперечных срезов корня и листьев, учащиеся определяют, какие ткани образуют лист и корень растения, сравнивают, находят черты сходства и различия. Лабораторные и практические работы с использованием микроскопа вызывают особый интерес и стремление   к исследовательской деятельности. Любое открытие начинается с удивления. Дети удивляются какому – либо факту, экспонату, явлению  и у них появляется желание погрузиться в тему, понять, как это работает. А здесь важно, чтобы они научились планировать  и ставить эксперименты.

 Изучая, процесс фотосинтеза берем  рассказ опыта Джозефа Пристли (мышка под колпаком) и сразу возникает вопрос: Почему мышка не  погибает когда под колпаком стоит зеленое растение? Учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают, как это можно доказать. Каково удивление и радость, когда учитель сообщает, что их выводы более доказательны, чем выводы ученого 17 века.   Этот факт придает значимость знаниям  и легче усваивается сложный для 6 – классников материал.  Эксперимент  обязательная составляющая познавательной деятельности, позволяющая формировать умение планировать,  реализовывать  и проверять достоверность полученных знаний.  Например: в ходе изучения химического состава семян учащиеся определяют наличие белков, жиров, углеводов в семенах разных растений и предполагают, как человек может их использовать в своей жизни.

         Исследование – длительный процесс изучения и наблюдения за растительными объектами, где учащиеся самостоятельно применяют знания, полученные на уроке.  Наблюдение за прорастанием семян, ростом и развитием проростков, вегетативное размножение комнатных растений формирует у учащихся чувство ответственности за результат своей деятельности и вовлекает ученика в активный познавательный процесс.  При дальнейшем изучении предмета данные виды работ усложняются и углубляются.    Теоретические знания, подкрепленные практикой, становятся более прочными и осознанными,  а у интересующихся предметом учащихся вытекают в научные исследования, которые представляются на научных конференциях  различного уровня.

       На уроке не всегда можно предоставить живые объекты, здесь на помощь приходят информационные технологии в форме мультимедийных презентаций. Современные дети владеют созданием  мультимедийных презентаций, нахождение информации в сети интернет, начиная с начальной школы, и активно участвуют в их создании. В старших классах учащиеся могут  использовать эти знания и умения  на уроках – семинарах, практикумах, научных дискуссиях, конференциях для представления и аргументации своих точек зрения.  

                На уроках для развития познавательного интереса к предмету использую следующие приемы:

        1. Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных                                   фактов, сведений, исторических событий.

        2.  Прием значимости изучаемого материала, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащегося.

        3. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, которые способствуют появлению у учащихся удивления, озадаченности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом.

        4. Использование натуральных объектов в заданиях,  как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.

        5. Игровая деятельность.      

        Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательного процесса.  В игре содержатся  конкретные события и явления, подлежащие моделированию. Как правило, деловая игра – это модель отрезка будущей профессиональной деятельности учащихся. В завершении изучения темы « тип Плоские черви, тип Круглые черви» в 7 классе проводим ролевую игру «Паразитические черви и методы борьбы с ними». На предыдущем уроке учащиеся по желанию объединяются в  группы: врачи-гельминтологи, санитарные врачи, журналисты, художники, ученые биологи. Каждая группа получает конверт с заданиями:

 Врачи – гельминтологи изучают заболевания, вызываемые  паразитическими червями и пути заражения  человека.

Санитарные врачи- методы борьбы с паразитическими червями и  профилактику гельминтозов человека.

Журналисты  изучают осведомленность учащихся гимназии о вреде паразитических червей для   здоровья человека.

Ученые биологи  выясняют, какие приспособления к паразитизму у червей и как можно использовать эти знания для защиты от заражения паразитическими червями.

Художники  создают печатную продукцию- плакат «Что нужно делать, чтобы не заразиться паразитическими червями?»

Жюри- эксперты  готовят конкурсы для команд и оценивают их.

  Игра начинается с представления команд.

1 конкурс: разминка (команды по очереди отвечают на вопросы экспертов)

 Задания содержат вопросы о многообразии  червей, особенностях строения и жизнедеятельности червей (работа с терминами, третий - лишний, закончить фразу).

2 конкурс:  команды представляют домашнее задание в виде презентаций.

3 конкурс:  каждая команда  создает листовку «Пути заражения паразитическими червями и меры борьбы с ними».

 Заключительный этап:  во время рефлексии учащиеся оценивают свою работу в группе и определяют значимость полученных на уроке знаний для сохранения здоровья человека.

 В последнее время биологические знания приобретают все большее значение в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки, способствуя их развитию познавательного и творческого потенциала.