Формирование здоровьесберегающей среды в обучении. Из опыта работы.
статья по биологии на тему

Дети наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, поэтому формирование валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения  их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zdrovesberegayushchey_sredy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Иванкова В.И. Формирование здоровьесберегающей среды в обучении

МБОУ «СОШ № 29 с Центральное»

Содержание

                                                                                                                             Стр.

  1. Введение-------------------------------------------------------------------------------------------3
  2. Условия формирования здорового образа жизни.----------------------------------------4

2.1. Санитарно – гигиенический режим.----------------------------------------------------4

2.2. Личностно ориентированный подход  в обучении.----------------------------------5

      3.  Организация деятельности  учащихся по формированию здорового образа

            жизни.-----------------------------------------------------------------------------------------------5

      4. Заключение------------------------------------------------------------------------------------------6

      5.  Литература-----------------------------------------------------------------------------------------7

           

Введение

      На фоне общего снижения уровня здоровья населения страны особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

      Наше здоровье определяется комплексом факторов: наследственностью. Качеством жизни (Степенью удовлетворения потребностей), образом жизни. По мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.

Здоровый образ жизни основан на достаточной двигательной активности, рациональном питании, соблюдении правильного режима дня, отсутствие вредных привычек (схема «Здоровый образ жизни».) Так  молодые люди наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, то формирование у школьников валеологической грамотности (знания научных основ здорового образа жизни, умения и навыки укрепления здоровья), воспитание ценностного отношения к здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения их здоровья. В связи с этим школа, кроме образовательных функций, должна выполнять и социальные, включая обучение основам  здорового образа жизни, формирование основных навыков правильного режима дня школьника, гигиенических навыков. Все это – необходимые элементы для принятия подростками правильных самостоятельных решений в различных ситуациях, касающихся здоровья.

2. Условия формирования здорового образа жизни.

              2.1. Санитарно – гигиенический режим.

      Огромное значение в формировании знаний детей о здоровье и профилактических мерах по его сохранению принадлежит естественнонаучным дисциплинам.С целью сохранения осанки перед началом урока и в конце каждого урока учащиеся принимают положение правильной осанки, стоя около рабочего  места; во время урока обращаю внимание учащихся на их позу за рабочим столом. Создаю санитарно – гигиенический режим перед уроком: обязательное проветривание помещений, подбор цветовой гаммы для окраски парт, стен, доски; озеленение кабинета растениями, наиболее благоприятно влияющих на оздоровление воздуха  (хлорофитум, папоротники, папирус, различные виды бегоний, гераней и др.). После работы с учебником выполнение упражнений для  профилактики зрения. Все это снимает утомляемость и активность учащихся к восприятию и усвоению  нового  материала на уроке.

2.2. Личностно ориентированный подход  в обучении.

      Созданию положительного отношения к учебе способствует личностно ориентированный подход. Все дети в классе разные по уровню развития познавательных процессов. И никому нет дела, откуда взялась слабость – от случайного срыва, от многолетней педагогической запущенности, от семейных неурядиц или учительской черствости. Поэтому каждый этап урока ставит ребят в сложное положение. Сильным тоже не легче. Они ежедневно работают с недогрузом, все больше утверждаясь в своей всесильности и привилегированности.

      Именно поэтому и при объяснении нового материала, и при опросе учащихся необходим личностно ориентированный подход, учитывающий соотношение принципа посильности обучения для каждого  учащегося с обучением на высоком уровне. Чтобы стимулировать интерес к учению, надо создать в учебном процессе ситуацию успеха. Поэтому каждое предлагаемое задание состоит из двух частей: а) задание на уровне базовых знаний; б) задание повышенной сложности. Слабым ученикам дополнительно могут быть даны карточки- консультации или планы предстоящего ответа, которые позволят им справиться с заданием.

      Повышению интереса к учебе, удовлетворенности работой и духовному комфорту, а также формированию навыков социального общения способствуют   методики организации парной работы. Парная работа является эффективным средством развития самостоятельности мышления разных групп детей, как отличающихся высоким уровнем мыслительных операций, так и слабых учеников.

  1. Организация деятельности  учащихся по формированию здорового образа жизни.

      На уроках биологии в 8 классе систематически проводится разъяснительная работа по формированию навыков гигиены и сохранения здоровья, элементарной медицинской грамотности- оказания первой медицинской помощи. В процессе эвристической беседы или выполнения мини-проектов учащиеся понимают роль и  необходимость  сохранения осанки, выполнения  гигиенических правил по уходу за полостью рта, кожей, волосами, правил рационального питания, гигиены питания, роли витаминов, профилактике гельминтозов и др.

      Учащиеся выполняют творческие работы: пишут сообщения, сочинения, изучают научно – популярную литературу, составляют практические рекомендации по сохранению здоровья («Красота и здоровье», «Движение и красота», «Почему мы здоровы», «Советы по рациональному питанию» и др.)

      Организация практической работы по самонаблюдению за своим организмом еще раз убеждает детей в необходимости регулярной двигательной активности, правильном распределении нагрузки на организм. ( Лабораторные работы по теме «Пульс. Влияние физических упражнений на частоту сердечных сокращений.,«Утомляемость. Влияние ритма, нагрузки и двигательной активности»).

      Эффективным и убедительным средством пропаганды здорового образа жизни является эксперимент (например: Доказательства влияния условий на переваривание белков пищи.,  «Влияние низкой  и высокой температуры на активность ферментов» и др.).

      Вредные воздействия алкоголя никотина и наркотиков на состояние органов, систем органов и в целом организма рассматривается не только в 8 классе, а также в 9,10 классах по теме «Размножение  и развитие организма»

      Изучение экономических вопросов в курсах биологии, химии и экологии с акцентом на взаимодействие человека и природы включает рациональное природопользование и разумное преобразование окружающей среды. Всем известно, что изменение состава компонентов окружающей среды приводит к смещению природного равновесия и непосредственно влияет на здоровье и жизнедеятельность человека. Учащиеся знакомятся с факторами загрязнения окружающей среды; основными видами химических веществ, загрязняющих атмосферу, воду, почву; способами их нейтрализации; получают основы экологического мировоззрения, предполагающего гуманного отношения к окружающей среде.

      Логическим продолжением формирования потребностей в здоровом образе жизни, экологического поведения и сознания является внеурочная деятельность. Это традиционные:  

- Дни здоровья,

- экскурсии в природу,

- выпуск информационных листков, беседы и практические занятия для детей начальной школы (Профилактика гельминтозов, Витамины – это чудо вещества, как защитить себя от гриппа.)

  а также: - деловые игры, конференции – «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни», «Курить – здоровью вредить», «Суд над сигаретой»

- анкетирование учащихся –«Твое отношение к природе»,  «Как я питаюсь»

- конкурсы:  сочинений «Как дожить до ста?»; мини – проектов «Мой режим дня», рефератов

- викторины «Мое отношение к косметике», «Свет мой, зеркальце, скажи..»

- исследовательские работы по мониторингу экологического состояния школьных помещений .

      Наиболее активно профилактическая работа по формированию потребностей в здоровом образе жизни осуществляется при проведении экологического, месячника, предметных недель, конференций, практикумов.

      Нельзя надеяться на высокую эффективность данной работы без педагогического просвещения родителей  и в индивидуальных беседах, а также привлекая их в проведение общешкольных дел.

  1. Заключение

         Современная образовательная система требует создания благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды на уроках и во внеурочное время для профилактики  и сохранения здоровья обучающихся. Использование информационных технологий, визуальных материалов, разнообразных обучающих программ, тренингов, практикумов, увеличение двигательной активности  только  способствуют  повышению интереса школьников к учению и результатам своего труда, а вместе с тем и сохранению здоровью.

5.  Литература

1. Андреева Е.А. Формирование здоровьесберегающей среды // Биология. Приложение к газете Первое сентября. №25-26, 2004,с.15

2. Балабанова В.В., Максимцева Г.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Изд. «Учитель» Волгоград. 2001.

3. Зорова Г.П. Работа в парах на уроках биологии. // Биология. Приложение к газете Первое сентября №35,2004.с.31

4. Павловская С.М., Косогорова С.Ю. Что такое старение. Можно ли продлить молодость? // Биология. Приложение к газете Первое сентября № 30, 2004.с.8

5. Самкова В.С., Прутченков А.С. Экологический бумеранг. Практические занятия для учащихся Х –Х1 классов.  «Новая школа» М. 1996.