Всероссийская олимпиада школьников задания школьного этапа
олимпиадные задания по биологии на тему

Шальнова Ирина Геннадьевна

Задания по биологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vserossiyskaya_olimpiada_shkolnikov_bio_.zip987.68 КБ

Предварительный просмотр:

Биология   10 класс   школьный   этап   Всероссийской   олимпиады   школьников   2013

ЗАДАНИЯ 
школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2013-2014 учебный год  10 класс

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание)

  1. Биология  – это наука, изучающая:
    а) строение объектов живой и неживой природы;
    б) взаимодействие объектов живой и неживой природы;
    в) жизнь во всех ее проявлениях;
    г) рациональные пути использования природных ресурсов.
  1. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют:
    а) атмосферой;   б) гидросферой;
    в) литосферой;  г) биосферой.
  1. Объект биологических исследований, изображенный на рисунке, следует отнести к:
    а) бактериям;
    б) грибам;
     
    в) растениям;
    г) животным.  

4. Органы боковой линии у земноводных

а) отсутствуют                 б) имеются у личинок

в) имеются у взрослых   г) имеются у личинок и взрослых 

5.Плавательный пузырь костных рыб является

а) гидростатическим органом   б) органом равновесия

в) органом дыхания               г) органом передвижения

6.Хрящевые рыбы размножаются

а) откладыванием яиц     б) яйцеживорождением

в) откладыванием яиц и яйцеживорождением    

г) икрометанием

7.Плауны размножаются:
а) только семенами;  б) только спорами;
в) спорами и вегетативно;  г) только вегетативно

8. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей мере, чем остальные: 

а)  строение нервной системы   б) перьевой покров

в)  строение яйца      г)  строение скелета

  1. Могут размножаться спорами:
    а) папоротники и хвойные;  б) хвощи и папоротники;
    в) папоротники и покрытосеменные; г) мхи и хвойные
  1. У сосны от опыления до созревания семян проходит примерно:
    а) неделя; б) месяц;  в) год; г) полтора года.
  1.  На рисунке представлен агротехнический прием:
    а) пасынкование;
    б) мульчирование;
    в) пикировка;
    г) стратификация
    Пикировка

12. Функции, характерные для лейкоцитов:

а) перенос кислорода            

б) фагоцитоз

в) перенос углекислого газа  

г) свертывание крови

13. Вакцина:

а) усиленная культура возбудителей болезни

б) сыворотка крови с антителами  

в) сыворотка крови  г) ослабленная культура возбудителей болезни

14. Выдох осуществляется благодаря:

а) торможению дыхательного центра  

б) расслаблению диафрагмы

в) сокращению диафрагмы                

 г) расслаблению межреберных мышц

15. Во время обеда автомобилиста во дворе сработала  автосигнализация. У хозяина торможение возникло в центре:

       а) зрительном;                б) двигательном;

в) пищеварительном;    г) слуховом.

16.Органами зрения у пауков являются: 
а) 1 пара фасеточных глаз;
б) 4 пары простых глаз
в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз

17. К железам смешанной секреции относится: 

        а) гипофиз; б) поджелудочная железа;

        в) щитовидная железа; г) надпочечники

18. Гормоны — это:

а) белки, катализирующие химические реакции;

б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;  в) соединения белков и витаминов;

г) биологически активные вещества, вырабатываемы
             организмом

19. Действие адреналина на сердечную деятельность сходно с действием:

а) симпатической нервной системы; б) парасимпатической нервной системы;

в) соматической нервной системы; г) обоих отделов вегетативной нервной системы

20.Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
а) всеядности;
б) развитию с метаморфозом;
в) питанию только богатой белками животной пищей;
г) способности к длительному пребыванию под водой

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 16 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

  1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук.  IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
    а) I, II, V;    б) I. III;
    в) I, V;         г) I, III, IV.
     
  1.  Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде?
    I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше. II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде. III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды.
    а) I и II;     б) I и III;
    в) II и III;   г) I, II и III.
     
  1.  Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда. Из перечисленных патологий он точно обнаружит: I. Отсутствие зубца R на кардиограмме. II. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта. III. Повышенный уровень холестерина в крови.
    IV. Пониженное артериальное давление. V. Аритмия сердечных сокращений.
    а) I, II, V;    б) I и II;
    в) II и V;     г) I, II, IV, V.

4. Биологическое значение мейоза заключается в:

 I) поддержании постоянства числа хромосом вида; II) обеспечении процесса роста, развития организмов; III) увеличении изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе I и кроссинговеру, IV) повышении организации живых существ; V) образовании мужских и женских половых клеток;  VI) обеспечении регенерации и бесполого размножения  

   а) I, III, IV;  б) I , II, V;  

   в) I, II, III  г) III, IV, V

5.  Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле заключается в:
 I) улучшении плодородия почв; II) образовании и накоплении нитратов; III) очистке сточных вод (серобактерии); IV) образуют залежи мела и мрамора; V) образовании отложений руд железа и марганца VI) образовании озонового слоя Земли

    а) I, II, III  б) III, IV, V в)   III, V, VI    б) I , II, V

6.  К отряду парнокопытных относятся:

I) лось, II) осел, III) кабан, IV) носорог, V) слон,  VI) северный олень

  а) I, III, VI;  б) I, II, III  г)   III, V, VI  

7.  Ферменты – это вещества, которые

 I) вырабатываются в железах внутренней секреции,

II) являются белками, III) поступают в организм вместе с пищей, IV) являются в организме источником энергии,

 V) ускоряют протекание химических реакций,  

VI) у человека выполняют свои функции при температуре около 36◦С

 а) I, III, IV;  б) I , II, V;  в) II, V ,VI,  г) I, II, III

8. Вирусы, в отличие от прокариот:

I) являются одноклеточными ,

II) всегда паразиты,

III) не имеют клеточного строения,

IV) имеют хлоропласты

V) имеют рибосомы ,

VI) имеют капсид

 а) I, III, IV;  б) I , II, V;  в) II, V ,VI,  г) II, III, VI            

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите  вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание)

1. У птиц плохо развиты органы чувств.

2. Копыта, шерсть, ногти, когти – производные эпидермиса кожи.

3.Позвонок человека состоит из: тела,  дуги, отростков.

4 . Грудная клетка человека образована: грудными позвонками, ребрами.

5.Рибосомы являются одномембранными органоидами.

6. У рыб один круг кровообращения.

7. Кислород выделяется во время фотосинтеза в световой фазе.

8. Вторичную структуру белка образуют пептидные и водородные связи.

9. Мономером инулина является фруктоза.

10. Вирусы – одноклеточные организмы.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7 [1 задание 2 балла; 2 задание 2 балла; 3 задание 3 балла]  

  1. Соотнесите признаки классам ракообразных и паукообразных

Класс

Признаки

  1. Ракообразные

2) Паукообразные

А) Органы выделения – зеленые железы

Б) Органы выделения- мальпигиевы сосуды

В) Органы дыхания – жабры

Г) Органы дыхания – легкие и трахеи

А

Б

В

Г

  1. Соотнесите события в соответствии с фазами клеточного цикла

Фазы митоза

События

А) Профаза

Б) Метафаза

В) Анафаза

Г) Телофаза

1) Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления.

2) Образование новых ядер

3) Расхождение хромосом к полюсам

4) Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны

А

Б

В

Г

  1. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их видом.

Вид клеток

Характеристика  

1) эритроциты
2) лейкоциты

А) транспортируют кислород и углекислый газ
Б) обеспечивают иммунитет организма
В) определяют группу крови
Г) образуют ложноножки
Д) способны к фагоцитозу
Е) в 1 мкл 5миллионов клеток

А

Б

В

Г

Д

Е


ОТВЕТЫ 
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по биологии 2013-2014 учебный год

10 класс

Максимум 53 балла

Задание 1. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

г

в

б

а

в

в

в

б

г

11-20

в

б

г

б

в

б

б

г

а

в

Задание 2. [16 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

1-10

б

г

б

г

а

а

в

г

Задание 3. [10 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правда "ДА"

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Неправда  "Нет"

Х

Х

Х

Х

Задание 4.  [мах. 7 баллов]

1. [мах. 2 балла]

А

Б

В

Г

1

2

1

2

2.  [мах. 2 балла]

А

Б

В

Г

4

1

3

2

3.  [мах. 3 балла]

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

2

1