“ КЛОНИРОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ”
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

ДОРОДНИЦЫНА Лариса Васильевна

внеклассное мероприятие по биологии для 11 классов. Школьный диспут

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_biologii.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ

“ КЛОНИРОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ”.

ШКОЛЬНЫЙ ДИСПУТ

Сценарий диспута

“ Клонирование: за и против”.

     ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА :  Судья, Адвокат, Прокурор, Ученый-генетик, Ученый-скептик, овечка Долли, Хозяин овечки, Бизнесмен, Сомневающийся, 1-й ведущий, 2-й ведущий.

     (На сцену, где заседает суд, выходят ведущие. Звучит музыка. Стихает.)

     1-й ВЕДУЩИЙ.  Мы собрались здесь, чтобы обсудить очень актуальные вопросы:  что такое клонирование и необходимо ли оно современному обществу?

     2-й ВЕДУЩИЙ.  Позвольте представить участников диспута:  на сцене  Судья,  Адвокат,  Прокурор,  Ученый-генетик,  Ученый-скептик. Для ознакомления с проблемой слово имеет Ученый-генетик.

     УЧЕНЫЙ-ГЕНЕТИК.  Термин “клон” означает “веточка”,  “побег”. Клонирование растений, их вегетативное размножение известно человечеству более 4 тыс. лет. Другое дело  -  клонирование животных! Эти работы начались в середине 20 века. Первые опыты проводились на земноводных. Ученые разработали микрохирургический метод пересадки ядер эмбриональных клеток одной лягушки в лишенные ядер яйцеклетки другой. Из зародышей на свет появились нормальные головастики. С 80-х гг. 20 в. проводится клонирование мышей, кроликов, коров и свиней. А в 90-е гг. удалось клонировать овцу, известную теперь как овечка Долли. Она развилась из реконструированной яйцеклетки овцы, донором ядра которой стала клетка молочной железы другой овцы. Долли оказалась точной копией овцы-донора. Я думаю, что скоро очередь дойдет и до человека. Это так здорово!

     УЧЕНЫЙ-СКЕПТИК.  У меня на этот счет другое мнение. Клонирование вредно по своей сути. Послушайте, что я обнаружил, изучая историю вопроса.

     Во-первых, из зародышей головастиков благополучно развивается лишь 80%, остальные гибнут.

     Во-вторых, опыты с мышами себя не оправдали, так как большинство эмбрионов погибали на ранних стадиях.

     В-третьих, лишь 3% кроликов развились в нормальных животных, у других наблюдались отклонения.

     Что касается клонирования человека, то становление его как личности определяется не столько биологической наследственностью, сколько семейной, социальной и культурной средой. И практически все религиозные учения настаивают, что появление человека на свет определяется Богом, и зачатие должно происходить естественным путем! Что если недобросовестные люди захотят клонировать себя?  Что тогда будет?

     

                                                                                -  2  -

     СОМНЕВАЮЩИЙСЯ.  Я думаю, клонирование – это не та проблема, которую следует обсуждать. В мире главное деньги: у кого они есть, тот и прав. Один мой знакомый Бизнесмен заказал себе клона, чтобы передать ему начатое дело. (входит Бизнесмен.)

     БИЗНЕСМЕН.  Какие проблемы?  Мне нужен мой клон. Я уже обо всем договорился и даже внес предоплату! Скоро сделают мою копию и мой бизнес будет процветать всегда.

     СУДЬЯ  (Бизнесмену). Подождите!  Здесь не рекламное агентство! Освободите помещение!  (Бизнесмен уходит.)

     СУДЬЯ.  Позвольте подвести итоги. Прокурор, Вам слово.

     ПРОКУРОР.  (Приводит доводы о недопустимости клонирования вообще и клонирования человека в частности.)

     -  Мы не должны снимать с людей копии, поскольку нам следует относиться к каждому ребенку как к индивиду, а не как к копии другого человека!

     -  Человек  -  товар, торговля людьми  -  криминальная сфера.

     -  Недопустимо лишать человека жизни, следует ввести запрет на эксперименты с человеческими зародышами.

     -  Ученые не должны стремиться к “улучшению”  человеческих генов, поскольку нет критериев “идеального человека”.

     -  Зачем лишать природу генетического разнообразия? Вдруг копия окажется уродом?  Кто будет нести за это ответственность – человечество?

     Считаю недопустимым и безнравственным клонирование вообще и клонирование человека в частности!

     СУДЬЯ.  Слово предоставляется Адвокату.

     АДВОКАТ.  Я должен защитить новейшее направление науки. Обратите внимание на положительные аспекты клонирования.  (Приводит факты о пользе клонирования.)

     -  Терапевтическое клонирование приводит к образованию стволовых клеток зародыша, идентичных клеткам донора, которые можно использовать при лечении многих заболеваний.

     -  Репродуктивное клонирование создает клон донора, что может помочь бесплодным парам родить ребенка – копию одного из родителей.

     -  Производство детей с запланированным генотипом позволяет множить гениальных людей в лаборатории. Примером замечательного результата клонирования животных служит овечка Долли. Ее создали в лаборатории!

     (Звучит песня “Бедная овечка”. Выходит Хозяин овечки Долли с портретом ее матери и ведет за руку странное существо с таким же портретом, согбенное и отрывочно блеющее.)

     ХОЗЯИН ОВЕЧКИ ДОЛЛИ.  Вот моя клонированная овечка! Копия своей первой матери, генетической! А вторая мать, суррогатная, ее родила, однако на нее Долли совсем не похожа. Правда, Долли настоящая красавица?! Она гордость науки!

     ОВЕЧКА ДОЛЛИ.  Бе-е-е, бе-е-е, бе-е-е…  (Уходят.)

     1-й ВЕДУЩИЙ.  Какая милая овечка! Она такая симпатичная!

     2-й ВЕДУЩИЙ.  (Плачет, трет глаза руками.)  Бедная-бедная овечка! Она и не знает, какая трагическая судьба ей уготована!

                                                                              -  3  -

     1-й ВЕДУЩИЙ.  В чем дело?

     2-й ВЕДУЩИЙ.  Говорят, что ее пустили под нож вместе с другими овцами, когда в стране обнаружили ящур.

     1-й ВЕДУЩИЙ.  Какой ужас! А как же наука?

     2-й ВЕДУЩИЙ.  О науке забыли, когда опасность коснулась настоящего.

     СОМНЕВАЮЩИЙСЯ.  Позвольте – позвольте! Как это забыли? Просто спасались от возможного заражения -  ведь ящур опасен для людей!

     1-й ВЕДУЩИЙ.  А при чем здесь Долли?

     2-й ВЕДУЩИЙ. А Долли не при чем!

     УЧЕНЫЙ-СКЕПТИК.  От Долли и ей подобных в будущем можно ждать любой беды. Вспомните “Роковые яйца”  и  “Собачье сердце” Михаила Булгакова. Писатель предупреждал о биоэкологических проблемах еще в прошлом веке! Могут непредсказуемо размножиться монстры!

     УЧЕНЫЙ-ГЕНЕТИК.  Но развитие науки нельзя остановить! Это безнравственно!

     АДВОКАТ.  Я согласен с Ученым-генетиком. Наука идет методом проб и ошибок:  конечно, кто-то пострадает, однако Человечество в целом выиграет! Это доказано всей историей развития цивилизации.

     ПРОКУРОР.  Я не согласен с коллегой:  нельзя сопоставлять несопоставимое!  В истории значима каждая личность!

     СУДЬЯ.  Подведем итоги. Мы стоим на распутье:  надо ли продолжать работы по клонированию или прекратить исследования. Приведу хронологические данные этой проблемы.

     1985 г.  -  рождение ребенка суррогатной, а не генетической матерью, Англия.  Запрет Парламента на эксперименты.

     1987 г.  -  клонирование человеческих зародышей с их последующим уничтожением и запретом администрации США на дальнейшее проведение подобных опытов.

     1997 г.  -  рождение овечки Долли в Великобритании и законопроект в конгрессе США о запрещении создавать человеческие существа путем клонирования.

     1998 г.  -  объявление о создании в Чикаго по просьбам многочисленных потенциальных клиентов лаборатории по клонированию людей.

     2000 г.  -  попытки государственного регулирования процессов.

     Насколько это все эффективно, пусть рассудят зрители.

     ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. А каковы перспективы клонирования человека?

     СУДЬЯ  (заседающим).  Кто из вас ответит на этот вопрос?

     УЧЕНЫЙ-ГЕНЕТИК.  Я отвечу.  Существует опасность,  что беспринципные диктаторы попытаются увековечить власть, клонировав себя и обретя, таким образом, бессмертие. Они могут создать  армию сверхлюдей, представляющих угрозу для общества. Но это же не аргумент для прекращения исследований! Необходимы законы, регулирующие происходящие процеccы.

                                                                                     -  4  -

Кстати, они уже существуют:  во многих странах опыты по клонированию человека приостановлены.  Другое дело, что только запретительными мерами не обойтись!

     ВОПРОС ИЗ ЗАЛА.  А какие законы надо принять?

     СУДЬЯ.  На этот юридический вопрос я отвечу сам.

     -  Клоны людей должны официально иметь те же юридические права, что и любой человек.

     -  Живущего в настоящее время человека нельзя клонировать без его письменного согласия.

     -  Человек может по своему желанию разрешить клонировать себя после смерти.

     -  Клоны человека должны вынашиваться и рождаться только взрослой женщиной, действующей без принуждения, по собственной воле.

     -  Следует запретить клонирование убийц и других жестоких преступников.

     ВОПРОС ИЗ ЗАЛА.  А как можно клонировать умерших:  ведь у них  же нет живых клеток?

     АДВОКАТ.  Это вопрос будущего. Не во всех клетках ДНК разрушается сразу, а именно она несет

Генетическую информацию. Некоторые клетки можно специальным способом заморозить еще при жизни человека.

     ПРОКУРОР.  Это ужасно!

     (Диспут продолжается. Ребята из зала задают вопросы  -  со сцены на них отвечают. Часть вопросов можно подготовить заранее, часть возникает экспромтом, сама собой.)

     2-й ВЕДУЩИЙ.  Подведем итог диспута. По поводу клонирования высказано два противоположных мнения:  “следует запретить клонирование”  и  “бросить все силы на продолжение проекта”.

     1-й ВЕДУЩИЙ.  И только время рассудит, кто окажется прав.  (играет музыка. Заседающие встают и уходят. Зал пустеет.)

               

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клонирование человека

Небольшое эссе, материал для которого взял из сети Интернета и обобщен....

Урок английского языка "Клонирование"

УМК для учащихся 10 класса Rising star...

Дебаты "Клонирование человека: за и против"

Внеклассное мероприятие, 10 класс. Дебаты "Клонирование человека: за и против"....

КЛОНИРОВАНИЕ

виды клонирования. история клонирования...

Есть ли будущее у клонирования?

Разработка урока английского языка в 11 классе с презентацией. УМК М.З. Биболетова...

Проект "Вопросы клонирования" ученика 9 Б класса Садигова Анара

Данная работа освещает некоторые вопросы клонирования, так как это область науки интересует современное поколение....

Клонирование- эссе

Клонирование-эссе...