Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема: «Сущность жизни. Уровни организации жизни».
методическая разработка по биологии на тему

Иванова Ольга Васильевна

Данное пособие для прподавателя медицинского училища по специальности сестринское дело.  Изучаемы материал поделён на учебные элементы, содержит хронокарту, задания для аудиторной  самостоятельной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пособие для преподавателя. 61.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.

Тема:  «Сущность жизни. Уровни организации жизни».

Время: 90 минут

Место проведения: кабинет   биологии

Вид занятия: комбинированный урок.

Оснащение:

  • Методическая разработка для преподавателя.
  • Презентации   «Уровни жизни».

Цель: после изучения темы студенты должны

иметь представление:

  • об уровнях жизни, уметь приводить примеры.

знать:

  • термин «жизнь»
  • уровни организации жизни

Задачи:

Образовательная: Раскрыть сущность жизни. Выявить отличия живого от неживого.

Развивающая: Совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, самостоятельно выбирать нужный материал при составлении сообщений. Продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы. Расширять кругозор и эрудицию.

Воспитательная: сформировать интерес и позитивное отношение к изучению темы,  Воспитывать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме.

Хронокарта проведения теоретического занятия.

Название этапа

Описание

Цель этапа

Время

  1. Организационный момент

Отметка присутствующих . Сообщение темы   и плана урока

План.

  • Биология – комплексная наука о жизни.
  • Современная биология – комплекс наук, изучающих живую природу.
  • Уровни организации жизни.
  • Царства жизни

Подготовка студентов к работе. Мобилизация внимания.

2 минуты

  1. 2.Изучение нового материала

Тема: «Сущность жизни. Уровни организации жизни» 

 Биология – комплексная наука о жизни.

УЭ - 1. Заполнение таблицы «Биологические науки»  слайд№1. Сверьте с классом

Поставьте себе оценку http://festival.1september.ru/articles/557150/img1.gif

(приложение №1)

Уровни организации жизни

Жизнь не заканчивается со смертью отдельной особи, она продолжается в ее потомках. Сохранение своего вида (рода) главнейшая задача всех живых организмов.

Вот мы говорим, что жизнь продолжается, жизнь сохраняется.

А что такое жизнь?

Откуда и как появились первые живые существа на Земле?

На эти вопросы мы и должны сегодня с вами постараться ответить.

Что такое жизнь?

Что такое жизнь? (Вопрос к студентам).

а) Определение жизни по Ф. Энгельсу.  Слайд №2

“ Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”. (запись в тетрадь)

б) Основные признаки живых существ.

Живые существа, – открытые системы – совокупность упорядоченно взаимодействующих структур, образующих единое целое, обменивающаяся с окружающей средой веществом и энергией

По каким признакам мы отличаем живые системы от неживых? (Вопрос к студентам).  После высказываний запись общих выводов в тетрадь.  Слайд №3

  1. Сложность и высокая степень организации.
  2. Любая составная часть имеет свое назначение и функции.
  3. Обмениваются веществом и энергией с окружающей средой.
  4. Специфически реагируют на изменения окружающей среды.
  5. Хорошо приспособлены к среде обитания.
  6. Способны к самовоспроизведению.

в) Современное определение жизни.

Жизнь – особая форма существования белковых тел характеризуемая обменом веществ, раздражимостью, самовоспроизведением, самоуправлением, приспособленностью к среде, саморазвитием и, обычно, движением.  Запись в тетрадь слайд №4.

г) Уровни организации жизни на Земле. (Вопросы к учащимся).

Существует ли жизнь на уровне молекул?

Существует ли жизнь на уровне клеток?

Какие еще уровни жизни можно выделить?

А. Молекулярный.

Б. Клеточный.

В. Организменный.

Г. Популяционно-видовой.

Д. Биоценотический.

Е. Экосистемный

Ж. Биосферный.

УЭ - 2. Пользуясь учебником,   на странице сопоставьте уровни организации жизни и их структурно – функциональные единицы Слайд 5, приложение 2

Ответы сверьте с классом (время на выполнение – 1 минута).слайд 6

Поставьте себе оценку http://festival.1september.ru/articles/557150/img1.gif

УЭ - 3. Вспомнить, по каким признакам растения, животные, грибы и бактерии относятся к разным царствам.

Задание: поставьте плюсы в таблице “сходство и отличие царств живой природы” Таблица “сходство и отличие царств живой природы”. Слайд 7, приложение 3.

Ответы сверьте с классом

Слайд 7

Поставьте себе оценку http://festival.1september.ru/articles/557150/img1.gif

Актуализация знаний о накоплении фактологического материала для создания эволюционных теорий

  1. 1.Запомнить  фамилии учёных в додарвиновский период  развития эволюционных  взглядов.

  1. 2.Знать:
  • термин «эволюция», «трансформизм»,
  • этапы развития эволюции;
  • эволюционные взгляды в  период трансформизма;
  • положительные и отрицательные стороны учения Линнея.  

55минут

5.Контроль конечного уровня знаний.

Задание: выберите один правильный ответ

Тест по теме биологические науки. Уровни организации жизни.

  1. Закрепить изученный материал.
  2. Тренировка мыслительных процессов.
  3. Выявить степень достижения цели.

15минут.

6.Подведение итогов занятия. Рефлексия урока.

Преподаватель подводит итог занятия, ещё раз обосновывает актуальность данной темы. Использование метода  рефлексии «Оцени себя на уроке»  приложение №4

Оценивает работу студентов, выставляет оценки в журнал.

8минут

7.Задание на дом

Даются рекомендации для дальнейшей самостоятельной работы.

Сформировать мотив на самостоятельную работу.

Достичь максимального усвоения темы

Составить кластер по теме «уровни организации жизни"

10минуты.

Приложение №1.

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука

Объект изучения

1

Анатомия

 

2

Биогеоценология

 

3

Биология

 

4

Биофизика

 

5

Биохимия

 

6

Ботаника

 

7

Вирусология

 

8

Генетика

 

9

Зоология

 

10

Микология

 

11

Микробиология

 

12

Молекулярная биология

…………………………………………………………….

13

Морфология

 

14

Палеонтология

 

15

Популяционно – видовая биология

……………………………………………………………

16

Селекция

 

17

Физиология

 

18

Цитология

 

19

Эволюционное учение

……………………………………………………………

20

Экология

 

21

Эмбриология

 

Приложение №2.

Уровни организации жизни и их структурно – функциональные единицы

уровень

Название уровня организации жизни

структурно – функциональная единица

единица

I

Молекулярно – генетический

Вид и популяция

 

II

Органоидно - клеточный

Экосистема, биоценоз

 

III

Организменный

Ген

 

IV

Популяционно - видовой

Клетка

 

V

Биогеоценотический

Биосфера

 

VI

Биосферный

Организм

 

Уровень и его единица:

  1. ________________;
  2. _________________;
  3. _________________;
  4. _________________;
  5. _________________;
  6. _________________.

Приложение №3

Таблица “сходство и отличие царств живой природы”.

Признак

бактерии

грибы

растения

животные

1

Только одноклеточные организмы

 

 

 

 

2

Только многоклеточные организмы

 

 

 

 

3

И одноклеточные и многоклеточные организмы

 

 

 

 

4

В клетке есть ядро (эукариоты)

 

 

 

 

5

В клетке нет ядра (прокариоты)

 

 

 

 

6

Питаются готовыми органическими веществами

 

 

 

 

7

Создают органические вещества

 

 

 

 

8

Способны к фотосинтезу

 

 

 

 

9

Способны к хемосинтезу

 

 

 

 

10

Клеточная стенка содержит целлюлозу

 

 

 

 

11

Клеточная стенка содержит хитин

 

 

 

 

12

Клеточная стенка содержит муреин

 

 

 

 

13

В клетке есть хлоропласты

 

 

 

 

14

В клетке есть вакуоль

 

 

 

 

15

Характерно бесполое размножение

 

 

 

 

16

Характерно половое размножение

 

 

 

 

17

Характерно вегетативное размножение

 

 

 

 

18

Активно передвигаются

 

 

 

 

Приложение №4.

http://volna.org/images/3077/500/29.jpg

Карточка.

Студента _________________________________  группы________

Дисциплина  ОД.11 Биология

Тема: «Сущность жизни. Уровни организации жизни»

Урок

Я на уроке

Итог

  1. Интересно

1.Работал

  1. Понял материал
  1. скучно

2.отдыхал

  1. узнал больше, чем знал
  1. безразлично

3.помогал другим  

       3.не понял

Приложение 5 (тест)

Тест по теме биологические науки. Уровни организации жизни.

  1. К наукам, изучающим живое на клеточном уровне организации, относят:
  • физиологию
  • цитологию
  • генетику
  • ботанику
  1. Ядерная мембрана характерна для клеток:
  • всех организмов
  • эукариот
  • прокариот
  • только растений и животных
  1. Закономерности наследственности и изменчивости организмов изучает наука:
  • морфологию
  • генетику
  • зоологию
  • анатомию
  1. Основная особенность строения прокариотической клетки отсутствие…
  • плазматической мембраны
  • ядра, ограниченного оболочкой
  • клеточной стенки
  • рибосом
  1. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) изучает наука:
  • генетика
  • физиология
  • эмбриология
  • эволюционное учение.
  1. Хлоропласты присутствуют в клетках
  • растений
  • животных
  • грибов
  • бактерий
  1. Структурно – функциональной единицей молекулярно – генетического уровня является:
  • организм
  • клетка
  • вид
  • ген
  1. Самым крупным уровнем организации жизни является:
  • молекулярно – генетический
  • популяционно – видовой
  • биосферный
  • биогеоценотический
  1. Самым маленьким уровнем организации жизни является:
  • молекулярно – генетический
  • популяционно – видовой
  • биосферный
  • биогеоценотический
  1. Наука, изучающая ископаемые остатки
  • физиология
  • палеонтология
  • микология
  • морфология

Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 1 минута)

  1. Поставьте себе оценку http://festival.1september.ru/articles/557150/img1.gif
  2. Ваша итоговая оценка по уроку http://festival.1september.ru/articles/557150/img1.gif
  3. Оценка учителя http://festival.1september.ru/articles/557150/img1.gif

Карточка  учёта работы студента ____________________  на уроке.

Дата_____________

Тема________________________________________

 

УЭ -1

УЭ -2

УЭ -3

УЭ-4(тест)

Итоговая ваша оценка

Оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Железы внутренней секреции»

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Железы внутренней секреции», составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 060501 Сестринское ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема: «Развитие эволюционных взглядов до Дарвина».

Это пособие для преподавателя медицинского училища. Составлена с использование технологии критического мышления   через чтение и письмо....

Методическая разработка теоретического занятия по общеобразовательной дисциплине Математика для студентов первого курса специальностей сестринское дело и лабораторная диагностика

Пояснительная записка. "Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойств...

Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"

Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ОБРАТИМОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ".

Методическая разработка по теме: "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" составлена на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине "Химия&qu...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине "Биология" по теме: "Постэмбриональное развитие"

Методическая разработка  предназначена для подготовки к теоретическому занятию по изложению нового материала, обобщению и систематизации вопросов размножения. Методическая разработка способствует...