Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»
методическая разработка по биологии (11 класс)
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала, конспект лекции.
Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.
Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию.
Материалы о медико-генетической консультации могут быть использованы для санитарного просвещения населения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ
«Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Тема занятия:
«НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»
Специальность: сестринское дело
Кыштым
2022
Методическое пояснение
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала, конспект лекции.
Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.
Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию.
Материалы о медико-генетической консультации могут быть использованы для санитарного просвещения населения.
Мотивация темы
Генетика и проблемы здоровья тесно связаны между собой. Почему одни люди подвержены различным заболеваниям, а другие, находясь даже в худших условиях, — здоровы? Выяснено, что в основном это связано с наследственностью каждого человека.
Достижения медицинской генетики эффективно внедряются во все разделы медицинской помощи и здравоохранения (больничная, поликлиническая, диспансерная службы). Наследственные заболевания занимают существенное место в работе каждого врача и медицинской сестры в связи с их частотой и тяжестью.
Наследственная патология может «преследовать» человека на всех этапах его жизни: от зарождения до старости. Следовательно, медицинская помощь и психологическая поддержка должны оказываться не только больному, но и его семье. В этом очень важном деле неоценима роль медицинской сестры, фельдшера.
Сложилась целая система профилактики наследственных болезней: медико-генетическое консультирование, пренатальная диагностика, массовая диагностика у новорожденных болезней обмена, поддающихся диетической и лекарственной коррекции, диспансеризация больных и членов их семей. Внедрение этой системы обеспечивает снижение частоты рождения детей с врожденными пороками развития и наследственными болезнями на 60-70%.
Медицинская сестра и фельдшер могут активно участвовать в реализации достижений медицинской генетики на практике ради счастливой семьи со здоровым потомством.
Высокий уровень подготовки специалистов в медицинских колледжах предполагает теперь и хорошее знание генетики человека с основами медицинской генетики.
Методическая цель занятия: формирование общих компетенций на уроках генетики человека с основами медицинской генетики.
Цели занятия
- Дидактические:
1 – уровень усвоения:
— Дача понятия о наследственных болезнях и врожденных пороках; разграничить эти понятия. ОК 1, ПК 1.1, 2.1
2 – уровень усвоения:
— Повторение и закрепление знаний об особенностях наследования групп крови по системе АВО и резус – фактора;
ОК 1, 2, 3, 6, 7, ПК 2.1
— Повторение и закрепление знаний о мутациях, классификации мутаций; ОК 1, 10, ПК 2.1
— Изучение наиболее часто встречающихся хромосомных болезней, их причин, основных симптомов. ОК 1, 2, 12
3 – уровень усвоения:
— Применение знаний о мутациях для понимания причин хромосомной патологии. ОК 1, 4, 7
- Развивающие:
— Развитие умения вести конспекты лекций, выделять главное;
ОК 12, 2
— Способствование развитию мышления; ОК 3, ПК 2.1
— Развитие представлений о взаимосвязях понятий «здоровье» и «окружающая среда». ОК 1, 2, 4, 6, 10.
- Воспитательные:
— Способствование воспитанию стремлений хорошо учиться; воспитанию ответственности, самостоятельности; ОК 10
— Способствование воспитанию стремлений ответственно относиться к своему здоровью; сострадать больным с наследственными заболеваниями. ОК 7, ПК 1.1, 2.1
Место проведения занятия: кабинет №407 «Генетики человека с основами медицинской генетики»
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОПД 03 Биология | Основы генетики. Наследственность и изменчивость человека. | |
ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии | Возбудители вирусных инфекций | ||
Сопутствующие | ОП.05 Гигиена и экология человека | Здоровый образ жизни. Санитарно-просветительная работа. | |
ОП.12 Биомедицинская этика | Этико-правовые проблемы медицинской генетики и этики. | ||
Последующие | ПМ.00 Профессиональные модули ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий | МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение | Роль семьи в жизни человека. Понятие о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. |
МДК.01.02. Основы профилактики | Технологии профилактики заболеваний. |
Внутридисциплинарные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | Урок №3. Наследственные свойства крови. Виды изменчивости. | |
Уроки №5. Генные болезни. | ||
Последующие | Практические занятия №5, 6. Цитогенетический метод антропогенетики. | |
Практическое занятие №9. Методы пренатальной диагностики. | ||
Урок №9. Дифференцированный зачёт. |
Оснащение: учебные пособия (смотри список литературы), методическая разработка для преподавателя.
Методы обучения:
1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, лекция, беседа);
Наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов);
2, 3 уровни: М – репродуктивный;
МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;
М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
Студент должен уметь:
— Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;
— проводить беседы по профилактике наследственных болезней.
Студент должен знать:
— Понятия «наследственные болезни» и «врождённые болезни»;
— Классификацию мутаций;
— Виды хромосомных болезней, причины, симптомы и т.д.
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Изучение основной и дополнительной литературы. Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины. Подготовка реферативных сообщений. | 1 1 | Найдите данные темы в учебных пособиях, интернете; познакомьтесь, подготовьте презентацию или сообщение. | Более глубокое изучение, расширение кругозора. |
Литература
Основная:
1. Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017.
Дополнительная:
1. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск, «Вышейшая школа», 1999.
2. Медицинская генетика, под редакцией Бочкова Н.П. , М; «Мастерство», 2002.
Хронологическая карта занятия 90 мин.
Этап | Время | Содержание | Цель | Методы и средства | Реализация ОК , ПК | Приложения | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | ||||||
Орг. момент. | 2 | Приветствует студентов, проверяет готовность аудитории и группы к занятию. | Встают, молча, приветствуют преподавателя. | Установка на работу | словесные | 12 | |
Цели и план занятия | 3 | Знакомит студентов с планом и целями занятия, просит напомнить тему домашнего задания. Направляет студентов к мотивации темы урока, вместе с ними определяет важность изучаемой темы для медицинского работника (мотивацию смотри выше). | Слушают преподавателя. Принимают участие в мотивации темы урока. Называют тему домашнего задания. | Организация обратной связи, настройка на работу на занятии. | Словесные методы: беседа | 1, 6, 10 | |
Проверка знаний студентов | 20 | Проводит проверку знаний: — устно: 1. Расскажите об особенностях наследования резус-фактора. Слушает ответ студента, просит других студентов исправить ошибки, дополнить ответ (если в этом будет необходимость). Оценивает работу студентов. — письменно: Раздаёт варианты тестов, поясняет задания. 2 варианта тестов (выберите 1 правильный ответ). | Один студент отвечает на вопрос, остальные слушают и дополняют ответ. Письменно выполняют тестовые задания, сдают работы | Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций. Способствование развитию мышления. | Словесные методы: устный опрос. | 1, 6, 7, 10, 12, 2.1 | Приложение №1 |
Изложение нового материала | 60 | Излагает материал согласно плану, делает необходимые пояснения, отвечает на возможные вопросы студентов, выясняет исходные знания, личный опыт. План: 1. Понятие наследственных болезней и врожденных пороков. 2. Классификация наследственных болезней. 3. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа половых хромосом. 4. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа аутосом. 5. Хромосомные болезни, связанные с хромосомными перестройками. | Слушают преподавателя, конспектируют материал, возможно, задают вопросы. | Реализация дидактических целей урока (смотри выше) | Словесные: лекция с элементами беседы. | 1, 12, 1.1 | Приложение №2 |
Закрепление материала | 3 | Проводится по ходу изучения материала (или, если останется время в конце занятия):
9. Какова продолжительность жизни у детей с синдромом Патау? | Студенты отвечают на вопросы, дополняют друг друга. | Проверка усвоения материала. Осуществление обратной связи. | Словесные методы: беседа. | 2, 3, 6, 7, 2.1 | |
Задание на дом | 2 | Задаю домашнее задание: Рубан Э.Д. стр.180-208, конспект лекции; или Бочков Н.П. с. 93, 109 — 123 , конспект лекции. Орехова В.А. с.73 -79. Задание для самоподготовки (смотри выше). | Студенты записывают домашнее задание. | Закрепление материала, более прочное его усвоение, осмысливание, формирование общих компетенций. | Словесные: беседа. | 4 | |
Рефлексия | Проводится при наличии времени | Преподаватель выясняет у студентов: — Что понравилось на уроке? — Какая часть была наиболее интересной? — Что не понравилось? — Как вам кажется, пригодятся ли эти знания в работе? | Студенты отвечают на вопросы? Высказывают свое мнение об уроке. | Осуществление обратной связи. | 1, 6 | ||
Приложение №1
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ. ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
1 ВАРИАНТ
Выберите один правильный ответ
1. Определите, какие группы крови возможны у детей, если у матери – 1 группа, а у отца – 3 группа крови:
1) 1 и 2 группы;
2) 2 и 3 группы;
3) 1 и 3 группы;
4) 2 и 4 группы.
2. К какому типу мутаций относится кратное геному увеличение числа хромосом в генотипе (3n, 4n, 5n)?
1) полиплоидия;
2) моносомия;
3) трисомия;
4) полисомия.
3. Известно, что у бегунов на длинные дистанции масса сердца значительно увеличивается, это пример … изменчивости
1) мутационной;
2) модификационной;
3) соотносительной;
4) комбинативной.
4. Мутации, происходящие в клетках тела, называются
1) генеративные;
2) вегетативные;
3) соматические;
4) спонтанные.
5. Изменение последовательности нуклеотидов внутри отдельных генов хромосом клеток организмов относятся к мутациям
1) генным;
2) геномным;
3) хромосомным;
4) хромосомным и геномным.
6. Полиплоидия – это пример мутации
1) геномной;
2) генной;
3) точковой;
4) хромосомной.
7. К какому типу мутаций относится приобретение лишней хромосомы в генотипе (2n+1)?
1) полиплоидия;
2) моносомия;
3) трисомия;
4) тетрасомия.
8. Мутации, происходящие в половых клетках, называются
1) генеративные;
2) вегетативные;
3) соматические;
4) спонтанные.
9. Как называется изменчивость, связанная с изменением генотипа?
1) определенная;
2) мутационная;
3) фенотипическая;
4) модификационная.
10. Какой брак может привести к развитию резус-конфликта между плодом и будущей матерью:
1) брак между резус-положительной женщиной и резус-отрицательным мужчиной;
2) брак между резус-отрицательной женщиной и резус- положительным мужчиной;
3) в любом случае.
11.Укажите генотип человека, имеющего кровь четвёртой группы резус-отрицательную:
1. JaJbRh+rh-;
2. J0J0rh-rh-;
3. JaJaRh+rh-;
4. JaJbrh-rh-.
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ. ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
2 ВАРИАНТ
Выберите один правильный ответ
1. Определите, какие группы крови возможны у детей, если у матери – 2 группа, а у отца – 1 группа крови:
1) 1 и 2 группы;
2) 2 и 3 группы;
3) 1 и 3 группы;
4) 2 и 4 группы.
2. Источниками комбинативной изменчивости у организмов являются
1) независимое расхождение хромосом в мейозе;
2) случайное сочетание гамет при оплодотворении;
3) кроссинговер между гомологичными хромосомами в мейозе;
4) все верно.
3. Замена гуанина на цитозин в молекуле ДНК – пример … мутации
1) генной;
2) хромосомной;
3) геномной;
4) полиплоидной.
4. Источниками мутационной изменчивости у организмов являются
1) изменения генов, хромосом или всего генотипа;
2) взаимодействие аллельных и неаллельных генов;
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении;
4) независимое расхождение хромосом в мейозе и кроссинговер.
5. Делеции – это хромосомные перестройки, в результате которых участок хромосомы
1) выпадает;
2) удваивается;
3) поворачивается на 180;
4) переносится в другое место генома.
6. Перенос участка хромосомы на другую хромосому, негомологичную ей, называется
1) дупликацией;
2) инверсией;
3) делецией;
4) транслокацией.
7. Если у родителей 4 и 1 группы крови, то вероятность рождения детей со 2 и 3 группами крови, это пример … изменчивости
1) мутационной;
2) модификационной;
3) соотносительной;
4) комбинативной.
8. У резус отрицательной женщины (рецессивный признак) опасным для плода в 100% случаях будет брак с мужчиной по данному аллелю
1) резус-положительным, гомозиготным;
2) резус-положительным, гетерозиготным;
3) резус-отрицательным, гетерозиготным;
4) резус-отрицательным, гомозиготным.
9. К какому типу мутаций относится выпадение одной хромосомы в генотипе (2n-1)?
1) полиплоидия;
2) моносомия;
3) трисомия;
4) полисомия.
10. К генным мутациям относится
1) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК;
2) полиплоидия;
3) делеция;
4) транслокация.
11. Укажите генотип человека, имеющего кровь второй группы резус-положительную:
1. JaJbRh+rh-;
2. J0J0rh-rh-;
3. JaJaRh+rh-;
4. JaJbrh-rh-.
Эталоны ответов
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ. ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
1 вариант | 2 вариант |
1. 3 | 1. 1 |
2. 4 | 2. 4 |
3. 2 | 3. 1 |
4. 3 | 4. 1 |
5. 1 | 5. 1 |
6. 1 | 6. 4 |
7. 3 | 7. 4 |
8. 1 | 8. 1 |
9. 2 | 9. 2 |
10. 2 | 10. 1 |
11. 4 | 11. 3 |
Критерии оценок
Количество ошибок | Оценка |
0 -1 | 5 |
2 -3 | 4 |
4 -5 | 3 |
6 и более | 2 |
Приложение №2
«НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»
Следует уточнить понятия: «врожденные болезни» и «наследственные болезни».
Врожденными болезнями являются все заболевания, с которыми младенец появляется на свет. Но не все врожденные болезни являются наследственными.
Многие врожденные болезни связаны не с генетическими аномалиями; а с токсическими, инфекционными и другими вредными воздействиями на плод во время беременности, а также с родовыми травмами. Факторы, воздействующие на плод во время беременности (приём лекарственных препаратов, перенесенные инфекции и др.), являются тератогенными. Они могут вызвать уродства, которые по наследству не передаются. При устранении внешней причины такие аномалии практически не повторяются в семьях.
Например: талидамид — успокаивающее и противорвотное средство. Назначалось беременным женщинам. Производство талидамида запрещено в 1958г.
В основе наследственных болезней лежат изменения в наследственном материале.
Классификация наследственных болезней
1. Генные болезни
а) Моногенные болезни — причиной их является только один ген (поражение материала на уровне ДНК)
б) Полигенные болезни (мультифакториальные или болезни с наследственным предрасположением). Для их развития требуется влияние определенных факторов внешней среды.
2. Хромосомные болезни могут быть обусловлены количественными аномалиями хромосом (геномные мутации), а также структурными аномалиями хромосом (хромосомные перестройки).
Хромосомные болезни
Клинически почти все хромосомные болезни проявляются:
а) нарушением интеллектуального развития
б) множественными врожденными пороками. Эти нарушения обычно являются тяжелыми.
Синдромы с гегероплоидиями по половым хромосомам
Синдром Шерешевского -Тернера (моносомия X)
В кариотипе 44 аутосомы + X =45.
Масса тела детей при рождении снижена. Характерна крыловидная складка на боковой поверхности шеи (шейный птеригиум).
Для таких женщин характерны патологические изменения телосложения (малый рост, короткая шея, широкая и короткая грудная клетка), своеобразная структура лица (микрогнатия, эпикант, низкорасположенные ушные раковины), нарушения половой системы, недоразвитие вторичных половых признаков. Бесплодие. Психическое развитие страдает в меньшей степени. Средняя продолжительность жизни близка к норме. Встречается примерно 1 случай на 5 тысяч рожденных девочек.
Лечение проводят эндокринологи с целью стимулирования роста до периода полового созревания и уменьшения полового инфантилизма.
Синдром трисомии X
— развивается при увеличении числа Х-хромосом до трёх (впервые синдром описан в 1959 году).
Клиническая картина заболевания очень разнообразна. У таких женщин недоразвиты яичники и матка, примерно 70% из них бесплодны. Довольно часто понижен интеллект, повышена вероятность психозов. Лечение симптоматическое и в первую очередь направлено на устранение дисфункции яичников.
Синдром Клайнфельтера —
увеличение числа Х-хромосом у мужчин. Наблюдается примерно у одного из 500 новорожденных мальчиков.
Клинически синдром начинает проявляться с момента физического созревания. Наблюдаются изменения в строении тела: более узкие плечи, чем таз, оволосение и отложение жира на теле по женскому типу, удлиненные руки и ноги. Нарушен сперматогенез, часто — бесплодие.
Другой вариант синдрома Клайнфельтера — полисомия по Y- хромосоме. Фенотипически это нормальные мужчины высокого роста. В их поведении могут наблюдаться агрессивность, жестокость, немотивированные поступки.
Синдромы с гетероплоидиями по аутосомам
Синдром Дауна (трисомия 21 хромосомы)
Примерно 1 случай на 600 новорожденных.
У ребенка голова меньших размеров, со скошенным затылком. Лицо плоское с косым монголоидным разрезом глаз, широкой переносицей, маленьким носом, рот полуоткрытый (недоразвита верхняя челюсть и выступает нижняя). Подвижность суставов повышена, короткие пальцы. Часто имеются врожденные пороки сердца, нарушения обмена веществ, эндокринные расстройства. Умственное развитие отстает, возможно, развитие тяжелой идиотии.
Риск рождения ребенка с синдромом Дауна возрастает с возрастом матери (в 25 лет — 1: 2000, в 45 лет — 1:40).
Синдром Патау,
вызывается гетероплоидией по 1 из хромосом с 13 по 15 пару.
У детей множество пороков головного мозга, ССС, почек и др. Это приводит к ранней смерти (на 3-4 месяце жизни). Характерен внешний вид больного: окружность черепа уменьшена, низкий лоб, узкие глазные щели, запавшая переносица, полидактилия.
Синдром Эдвардса — трисомия 18 хромосомы.
Множество дефектов жизненноважных органов: головного мозга, сердца, легких, почек. До 1 месяца доживают 70% больных, до 1 года — 7%, до 10
лет—1%.
Заболевания, обусловленные структурными аномалиями хромосом Синдром «крика кошки»,
связан с утратой короткого плеча пятой хромосомы.
Плач новорожденных похож на крик кошки, что связано с аномалиями развития гортани, голосовых связок и нарушением ЦНС. Дети плохо растут, отстают в физическом развитии.
У больных: микроцефалия, микрогнатия, эпикант, короткая шея, уши неправильной формы и низкорасположенные. Возможны пороки развития внутренних органов. У больных понижена сопротивляемость к инфекциям.
Синдром Орбели (хромосомы 13ц синдром) — связан с утратой длинного плеча 13 хромосомы.
Выраженная пренатальная гипотрофия, постнатальная задержка роста и психомоторного развития. Микроцефалия, широкая выступающая переносица, низкорасположенные и деформированные ушные раковины, эпикант, микрофтальм, косоглазие. У 30% больных наблюдаются врождённые пороки сердца. Пороки развития пищеварительной, выделительной, опорно-двигательной систем.
Приложение №3
Словарь генетических терминов
1. Анеуплоидия — измененный набор хромосом, в котором одна или несколько хромосом из обычного набора или отсутствуют, или представлены дополнительными копиями.
2. Анофтальмия — отсутствие одного или обоих глазных яблок.
3. Аутосома — любая неполовая хромосома. У человека имеется 22 пары аутосом.
4. Врождённые болезни — болезни, имеющиеся при рождении.
5. Гетероплоидия — нарушение соотношения хромосом в кариотипе.
6. Делеция — тип хромосомной мутации, при которой утрачивается участок хромосомы.
7. Кариотип — хромосомный набор клетки или организма.
8. Моносомия — состояние клетки, при котором какая-либо хромосома представлена в единственном числе, а не парой гомологичных хромосом.
9. Микрогнатия — малые размеры верхней челюсти.
10. Микроцефалия — малые размеры головного мозга и мозгового черепа.
11. Наследственная болезнь — болезнь, для которой этиологическим фактором является генная, хромосомная или геномная мутация.
12. Полидактилия — увеличенное количество пальцев на руках или стопах.
13. Трисомия — добавочная хромосома в кариотипе диплоидного организма.
14. Хромосомная мутация — изменение в структуре хромосом.
15. Эпикант — вертикальная кожная складка у внутреннего угла глазной щели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине "Биология" по теме: "Постэмбриональное развитие"
Методическая разработка предназначена для подготовки к теоретическому занятию по изложению нового материала, обобщению и систематизации вопросов размножения. Методическая разработка способствует...

Теоретические и практические занятия по генетике человека с основами медицинской генетики
Полная раскладка теоретических и практических занятий...
Фонд оценочных средств по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Комплект контрольно - оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения ОП. 04 «Генетика человека с основами медицинской генетики» по программе подготовки специал...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Биология» Тема занятия: Простейшие — паразиты внутренней среды
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Тема имеет большое значение для понимания вопросов па...
