Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»
методическая разработка по биологии (11 класс)

Зорина Татьяна Федоровна

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала, конспект лекции.

Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.

Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию.

Материалы о медико-генетической консультации могут быть использованы для санитарного просвещения населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_2022_kl-ya_nasl.b._hromosomnye_bol._.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ

«Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики»

Тема занятия:

«НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»

Специальность: сестринское дело

Кыштым

2022

Методическое пояснение

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала, конспект лекции.

Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.

Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию.

Материалы о медико-генетической консультации могут быть использованы для санитарного просвещения населения.

Мотивация темы

Генетика и проблемы здоровья тесно связаны между собой. Почему одни люди подвержены различным заболеваниям, а другие, находясь даже в худших условиях, — здоровы? Выяснено, что в основном это связано с наследственностью каждого человека.

Достижения медицинской генетики эффективно внедряются во все разделы медицинской помощи и здравоохранения (больничная, поликлиническая, диспансерная службы). Наследственные заболевания занимают существенное место в работе каждого врача и медицинской сестры в связи с их частотой и тяжестью.

Наследственная патология может «преследовать» человека на всех этапах его жизни: от зарождения до старости. Следовательно, медицинская помощь и психологическая поддержка должны оказываться не только больному, но и его семье. В этом очень важном деле неоценима роль медицинской сестры, фельдшера.

Сложилась целая система профилактики наследственных болезней: медико-генетическое консультирование, пренатальная диагностика, массовая диагностика у новорожденных болезней обмена, поддающихся диетической и лекарственной коррекции, диспансеризация больных и членов их семей. Внедрение этой системы обеспечивает снижение частоты рождения детей с врожденными пороками развития и наследственными болезнями на 60-70%.

Медицинская сестра и фельдшер могут активно участвовать в реализации достижений медицинской генетики на практике ради счастливой семьи со здоровым потомством.

Высокий уровень подготовки специалистов в медицинских колледжах предполагает теперь и хорошее знание генетики человека с основами медицинской генетики.

Методическая цель занятия: формирование общих компетенций на уроках генетики человека с основами медицинской генетики. 

Цели занятия

  • Дидактические:

1 – уровень усвоения:

        — Дача понятия о наследственных болезнях и врожденных    пороках; разграничить эти понятия. ОК 1, ПК 1.1, 2.1

2 – уровень усвоения:

— Повторение и закрепление знаний об особенностях наследования групп крови по системе АВО и резус – фактора;

ОК 1, 2, 3, 6, 7, ПК 2.1

— Повторение и закрепление знаний о мутациях, классификации мутаций; ОК 1, 10, ПК 2.1

— Изучение наиболее часто встречающихся хромосомных болезней, их причин, основных симптомов. ОК 1, 2, 12

3 – уровень усвоения:

— Применение знаний о мутациях для понимания причин хромосомной патологии. ОК 1, 4, 7

  • Развивающие:

Развитие умения вести конспекты лекций, выделять главное;

ОК 12, 2

 Способствование развитию мышления; ОК 3, ПК 2.1

Развитие представлений о взаимосвязях понятий «здоровье» и «окружающая среда». ОК 1, 2, 4, 6, 10.

  • Воспитательные:

— Способствование воспитанию стремлений хорошо учиться; воспитанию ответственности, самостоятельности; ОК 10

 — Способствование воспитанию стремлений ответственно относиться к своему здоровью; сострадать больным с наследственными заболеваниями. ОК 7, ПК 1.1, 2.1

Место проведения занятия: кабинет №407 «Генетики человека с основами медицинской генетики»

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОПД 03 Биология

Основы генетики. Наследственность и изменчивость человека.

ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

Возбудители вирусных инфекций

Сопутствующие

ОП.05 Гигиена и экология человека

Здоровый образ жизни.

Санитарно-просветительная работа.

ОП.12 Биомедицинская этика

Этико-правовые проблемы медицинской генетики и этики.

Последующие

ПМ.00 Профессиональные модули

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение

Роль семьи в жизни человека.

Понятие о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье.

МДК.01.02. Основы профилактики

Технологии профилактики заболеваний.

Внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

Урок №3. Наследственные свойства крови. Виды изменчивости.

Уроки №5.  Генные болезни.                          

Последующие

Практические занятия №5, 6.  Цитогенетический метод антропогенетики.

Практическое занятие №9. Методы пренатальной диагностики.

Урок №9. Дифференцированный зачёт.

Оснащение: учебные пособия (смотри список литературы), методическая разработка для преподавателя.

Методы обучения:

1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, лекция, беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов);

2, 3 уровни: М – репродуктивный;

МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;  

М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность,  выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

 ОК 12.  Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Студент должен уметь:

 Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной  патологии;

— проводить беседы по профилактике наследственных болезней.

        Студент должен знать:

                        — Понятия «наследственные болезни» и «врождённые болезни»;

                        —  Классификацию мутаций;

                        — Виды хромосомных болезней, причины, симптомы и т.д.

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Изучение основной и дополнительной литературы.

Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины.

Подготовка реферативных сообщений.

1

1

Найдите данные темы в учебных пособиях, интернете; познакомьтесь, подготовьте презентацию или сообщение.

Более глубокое изучение, расширение кругозора.

Литература

Основная:

1. Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017.

Дополнительная:

1. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск, «Вышейшая школа», 1999.

2. Медицинская генетика, под редакцией Бочкова Н.П. , М; «Мастерство», 2002.

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Этап

Время

Содержание

Цель

Методы и средства

Реализация

ОК , ПК

Приложения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Орг. момент.

2

Приветствует студентов, проверяет готовность аудитории и группы к занятию.

Встают, молча, приветствуют преподавателя.

Установка на работу

словесные

12

Цели и план занятия

3

Знакомит студентов с планом и целями занятия, просит напомнить тему домашнего задания. Направляет студентов к мотивации темы урока, вместе с ними определяет важность изучаемой темы для медицинского работника (мотивацию смотри выше).

Слушают преподавателя. Принимают участие в мотивации темы урока. Называют тему домашнего задания.

Организация обратной связи, настройка на работу на занятии.

Словесные методы: беседа

1, 6, 10

Проверка знаний студентов                        

20

Проводит проверку знаний:

— устно:

1. Расскажите об особенностях наследования резус-фактора.

Слушает ответ студента, просит других студентов исправить ошибки, дополнить ответ (если в этом будет необходимость). Оценивает работу студентов.

— письменно:

Раздаёт варианты  тестов, поясняет задания. 2 варианта тестов (выберите 1 правильный ответ).

Один студент отвечает на вопрос, остальные слушают и дополняют ответ.

Письменно выполняют тестовые задания, сдают работы

Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций.

Способствование развитию мышления.

Словесные методы: устный опрос.

1, 6, 7, 10, 12, 2.1

Приложение №1

Изложение нового материала        

60

Излагает материал согласно плану, делает необходимые пояснения, отвечает на возможные вопросы студентов, выясняет исходные знания, личный опыт.

План:

1. Понятие наследственных болезней и врожденных пороков.

2. Классификация наследственных болезней.

3. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа половых хромосом.

4. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа аутосом.

5. Хромосомные болезни, связанные с хромосомными перестройками.

Слушают преподавателя, конспектируют материал, возможно, задают вопросы.

Реализация дидактических целей урока (смотри выше)

Словесные: лекция с элементами беседы.

1, 12, 1.1

Приложение №2

Закрепление материала                  

3

Проводится по ходу изучения материала (или, если останется время в конце занятия):

  1. Какая патология называется наследственной?
  2. На какие группы можно разделить все наследственные заболевания?
  3. Назовите болезни, относящиеся к количественным аномалиям гетерохромосом?
  4. Назовите болезни, относящиеся к количественным аномалиям аутосом?

  1. Какова причина синдрома Шерешевского-Тернера?
  2. Назовите основные симптомы синдрома Клайнфельтера?
  3. С какой частотой рождаются дети с синдромом Дауна?
  4. Что является причинами возникновения трисомий?

9. Какова продолжительность жизни у детей с синдромом Патау?

Студенты отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Проверка усвоения материала.

Осуществление обратной связи.

Словесные методы: беседа.

2, 3, 6, 7, 2.1

Задание на дом                                  

2

Задаю домашнее задание: Рубан Э.Д.       стр.180-208, конспект лекции; 

или Бочков Н.П. с. 93, 109 — 123 , конспект лекции.

Орехова В.А. с.73 -79.

Задание для самоподготовки (смотри выше).

Студенты записывают домашнее задание.

Закрепление материала, более прочное его усвоение, осмысливание, формирование общих компетенций.

Словесные: беседа.

4

Рефлексия

Проводится при наличии времени

Преподаватель выясняет у студентов:

— Что понравилось на уроке?

— Какая часть была наиболее интересной?

— Что не понравилось?

— Как вам кажется, пригодятся ли эти знания в работе?

Студенты отвечают на вопросы? Высказывают свое мнение об уроке.

Осуществление обратной связи.

1, 6

Приложение №1

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ. ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

1 ВАРИАНТ

Выберите один правильный ответ

1. Определите, какие группы крови возможны у детей, если у матери – 1 группа, а у отца – 3 группа крови:

1) 1 и 2 группы;

2) 2 и 3 группы;

3) 1 и 3 группы;

4) 2 и 4 группы.

2. К какому типу мутаций относится кратное геному увеличение числа хромосом в генотипе (3n, 4n, 5n)?

1) полиплоидия;

2) моносомия;

3) трисомия;

4) полисомия.

3. Известно, что у бегунов на длинные дистанции масса сердца значительно увеличивается, это пример … изменчивости

1) мутационной;

2) модификационной;

3) соотносительной;

4) комбинативной.

4. Мутации, происходящие в клетках тела, называются

1) генеративные;

2) вегетативные;

3) соматические;

4) спонтанные.

5. Изменение последовательности нуклеотидов внутри отдельных генов хромосом клеток организмов относятся к мутациям

1) генным;

2) геномным;

3) хромосомным;

4) хромосомным и геномным.

6. Полиплоидия – это пример мутации

1) геномной;

2) генной;

3) точковой;

4) хромосомной.

7. К какому типу мутаций относится приобретение лишней хромосомы в генотипе (2n+1)?

1) полиплоидия;

2) моносомия;

3) трисомия;

4) тетрасомия.

8. Мутации, происходящие в половых клетках, называются

1) генеративные;

2) вегетативные;

3) соматические;

4) спонтанные.

9. Как называется изменчивость, связанная с изменением генотипа?

1) определенная;

2) мутационная;

3) фенотипическая;

4) модификационная.

10. Какой брак может привести к развитию резус-конфликта между плодом и будущей матерью:

1) брак между резус-положительной женщиной и резус-отрицательным мужчиной;

2) брак между резус-отрицательной женщиной и резус- положительным мужчиной;

3) в любом случае.

11.Укажите генотип человека, имеющего кровь четвёртой группы резус-отрицательную:

1. JaJbRh+rh-;

2. J0J0rh-rh-;

3. JaJaRh+rh-;

4. JaJbrh-rh-.

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ. ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

2 ВАРИАНТ

Выберите один правильный ответ

1. Определите, какие группы крови возможны у детей, если у матери – 2 группа, а у отца – 1 группа крови:

1) 1 и 2 группы;

2) 2 и 3 группы;

3) 1 и 3 группы;

4) 2 и 4 группы.

2.  Источниками комбинативной изменчивости у организмов являются

1) независимое расхождение хромосом в мейозе;

2) случайное сочетание гамет при оплодотворении;

3) кроссинговер между гомологичными хромосомами в мейозе;

4) все верно.

3. Замена гуанина на цитозин в молекуле ДНК – пример … мутации

1) генной;

2) хромосомной;

3) геномной;

4) полиплоидной.

4. Источниками мутационной изменчивости у организмов являются

1) изменения генов, хромосом или всего генотипа;

2) взаимодействие аллельных и неаллельных генов;

3) случайное сочетание гамет при оплодотворении;

4) независимое расхождение хромосом в мейозе и кроссинговер.

5. Делеции – это хромосомные перестройки, в результате которых участок хромосомы

1) выпадает;

2) удваивается;

3) поворачивается на 180;

4) переносится в другое место генома.

6.  Перенос участка хромосомы на другую хромосому, негомологичную ей, называется

1) дупликацией;

2) инверсией;

3) делецией;

4) транслокацией.

7. Если у родителей 4 и 1 группы крови, то вероятность рождения детей со 2 и 3 группами крови, это пример … изменчивости

1) мутационной;

2) модификационной;

3) соотносительной;

4) комбинативной.

8. У резус отрицательной женщины (рецессивный признак) опасным для плода в 100% случаях будет брак с мужчиной по данному аллелю

1) резус-положительным, гомозиготным;

2) резус-положительным, гетерозиготным;

3) резус-отрицательным, гетерозиготным;

4) резус-отрицательным, гомозиготным.

9. К какому типу мутаций относится выпадение одной хромосомы в генотипе (2n-1)?

1) полиплоидия;

2) моносомия;

3) трисомия;        

4) полисомия.

10. К генным мутациям относится

1) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК;

2) полиплоидия;

3) делеция;

4) транслокация.

11. Укажите генотип человека, имеющего кровь второй группы резус-положительную:

1. JaJbRh+rh-;

2. J0J0rh-rh-;

3. JaJaRh+rh-;

4. JaJbrh-rh-.

Эталоны ответов        

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ. ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

1 вариант

2 вариант

1. 3

1. 1

2. 4

2. 4

3. 2

3. 1

4. 3

4. 1

5. 1

5. 1

6. 1

6. 4

7. 3

7. 4

8. 1

8. 1

9. 2

9. 2

10. 2

10. 1

11. 4

11. 3

Критерии оценок

Количество ошибок

Оценка

0 -1

5

2 -3

4

4 -5

3

6 и более

2

Приложение №2

«НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»

Следует уточнить понятия: «врожденные болезни» и «наследственные болезни».

Врожденными болезнями являются все заболевания, с которыми младенец появляется на свет. Но не все врожденные болезни являются наследственными.

Многие врожденные болезни связаны не с генетическими аномалиями; а с токсическими, инфекционными и другими вредными воздействиями на плод во время беременности, а также с родовыми травмами. Факторы, воздействующие на плод во время беременности (приём лекарственных препаратов, перенесенные инфекции и др.), являются тератогенными. Они могут вызвать уродства, которые по наследству не передаются. При устранении внешней причины такие аномалии практически не повторяются в семьях.

Например: талидамид — успокаивающее и противорвотное средство. Назначалось беременным женщинам. Производство талидамида запрещено в 1958г.

В основе наследственных болезней лежат изменения в наследственном материале.

Классификация наследственных болезней

1.        Генные болезни

а) Моногенные болезни — причиной их является только один ген (поражение материала на уровне ДНК)

б) Полигенные болезни (мультифакториальные или болезни с наследственным предрасположением). Для их развития требуется влияние определенных факторов внешней среды.

2.        Хромосомные болезни могут быть обусловлены количественными аномалиями хромосом (геномные мутации), а также структурными аномалиями хромосом (хромосомные перестройки).

Хромосомные болезни        

Клинически почти все хромосомные болезни проявляются:

а)        нарушением интеллектуального развития

б)        множественными врожденными пороками. Эти нарушения обычно являются тяжелыми.

Синдромы с гегероплоидиями по половым хромосомам

Синдром Шерешевского -Тернера (моносомия X)

В кариотипе 44 аутосомы + X =45.

Масса тела детей при рождении снижена. Характерна крыловидная складка на боковой поверхности шеи (шейный птеригиум).

Для таких женщин характерны патологические изменения телосложения (малый рост, короткая шея, широкая и короткая грудная клетка), своеобразная структура лица (микрогнатия, эпикант, низкорасположенные ушные раковины), нарушения половой системы, недоразвитие вторичных половых признаков. Бесплодие. Психическое развитие страдает в меньшей степени. Средняя продолжительность жизни близка к норме. Встречается примерно 1 случай на 5 тысяч рожденных девочек.

Лечение проводят эндокринологи с целью стимулирования роста до периода полового созревания и уменьшения полового инфантилизма.

Синдром трисомии X

— развивается при увеличении числа Х-хромосом до трёх (впервые синдром описан в 1959 году).

Клиническая картина заболевания очень разнообразна. У таких женщин недоразвиты яичники и матка, примерно 70% из них бесплодны. Довольно часто понижен интеллект, повышена вероятность психозов. Лечение симптоматическое и в первую очередь направлено на устранение дисфункции яичников.

Синдром Клайнфельтера —        

увеличение числа Х-хромосом у мужчин. Наблюдается примерно у одного из 500 новорожденных мальчиков.

Клинически синдром начинает проявляться с момента физического созревания. Наблюдаются изменения в строении тела: более узкие плечи, чем таз, оволосение и отложение жира на теле по женскому типу, удлиненные руки и ноги. Нарушен сперматогенез, часто — бесплодие.

Другой вариант синдрома Клайнфельтера — полисомия по Y- хромосоме. Фенотипически это нормальные мужчины высокого роста. В их поведении могут наблюдаться агрессивность, жестокость, немотивированные поступки.

Синдромы с гетероплоидиями по аутосомам

Синдром Дауна (трисомия 21 хромосомы)

Примерно 1 случай на 600 новорожденных.

У ребенка голова меньших размеров, со скошенным затылком. Лицо плоское с косым монголоидным разрезом глаз, широкой переносицей, маленьким носом, рот полуоткрытый (недоразвита верхняя челюсть и выступает нижняя). Подвижность суставов повышена, короткие пальцы. Часто имеются врожденные пороки сердца, нарушения обмена веществ, эндокринные расстройства. Умственное развитие отстает, возможно, развитие тяжелой идиотии.

Риск рождения ребенка с синдромом Дауна возрастает с возрастом матери (в 25 лет — 1: 2000, в 45 лет — 1:40).

Синдром Патау,

вызывается гетероплоидией по 1 из хромосом с 13 по 15 пару.

У детей множество пороков головного мозга, ССС, почек и др. Это приводит к ранней смерти (на 3-4 месяце жизни). Характерен внешний вид больного: окружность черепа уменьшена, низкий лоб, узкие глазные щели, запавшая переносица, полидактилия.

Синдром Эдвардса —  трисомия 18 хромосомы.

Множество дефектов жизненноважных органов: головного мозга, сердца, легких, почек. До 1 месяца доживают 70% больных, до 1 года — 7%, до 10

лет—1%.

Заболевания, обусловленные структурными аномалиями хромосом Синдром «крика кошки»,

связан с утратой короткого плеча пятой хромосомы.        

Плач новорожденных похож на крик кошки, что связано с аномалиями развития гортани, голосовых связок и нарушением ЦНС. Дети плохо растут, отстают в физическом развитии.

У больных: микроцефалия, микрогнатия, эпикант, короткая шея, уши неправильной формы и низкорасположенные. Возможны пороки развития внутренних органов. У больных понижена сопротивляемость к инфекциям.

Синдром Орбели (хромосомы 13ц синдром) — связан с утратой длинного плеча 13 хромосомы.

Выраженная пренатальная гипотрофия, постнатальная задержка роста и психомоторного развития. Микроцефалия, широкая выступающая переносица, низкорасположенные и деформированные ушные раковины, эпикант, микрофтальм, косоглазие. У 30% больных наблюдаются врождённые пороки сердца. Пороки развития пищеварительной, выделительной, опорно-двигательной систем.

        

        

        Приложение №3

Словарь генетических терминов

1. Анеуплоидия — измененный набор хромосом, в котором одна или несколько хромосом из обычного набора или отсутствуют, или представлены дополнительными копиями.

2. Анофтальмия — отсутствие одного или обоих глазных яблок.

3. Аутосома — любая неполовая хромосома. У человека имеется 22 пары аутосом.

4. Врождённые болезни — болезни, имеющиеся при рождении.

5. Гетероплоидия — нарушение соотношения хромосом в кариотипе.

6. Делеция — тип хромосомной мутации, при которой утрачивается участок хромосомы.

7. Кариотип — хромосомный набор клетки или организма.        

8. Моносомия — состояние клетки, при котором какая-либо хромосома представлена в единственном числе, а не парой гомологичных хромосом.

9. Микрогнатия — малые размеры верхней челюсти.        

10. Микроцефалия — малые размеры головного мозга и мозгового черепа.

11. Наследственная болезнь — болезнь, для которой этиологическим фактором является генная, хромосомная или геномная мутация.

12. Полидактилия — увеличенное количество пальцев на руках или стопах.

13. Трисомия  — добавочная хромосома в кариотипе диплоидного организма.

14. Хромосомная мутация —  изменение в структуре хромосом.

15. Эпикант — вертикальная кожная складка у внутреннего угла глазной щели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине "Биология" по теме: "Постэмбриональное развитие"

Методическая разработка  предназначена для подготовки к теоретическому занятию по изложению нового материала, обобщению и систематизации вопросов размножения. Методическая разработка способствует...

Фонд оценочных средств по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Комплект контрольно - оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения ОП. 04  «Генетика человека с основами медицинской ге­нетики» по программе подготовки специал...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Биология» Тема занятия: Простейшие — паразиты внутренней среды

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Тема имеет большое значение для понимания вопросов па...