Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»
методическая разработка по биологии
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.
Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.
Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию, так как на уроках теории эта тема не изучается. А также — практические задания.
Материалы об особенностях наследования генных болезней могут быть использованы для санитарного просвещения населения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ
«Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Тема занятия:
«ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»
Специальность: сестринское дело
Кыштым
2024
Методическое пояснение
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.
Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.
Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию, так как на уроках теории эта тема не изучается. А также — практические задания.
Материалы об особенностях наследования генных болезней могут быть использованы для санитарного просвещения населения.
Мотивация темы
Генетика и проблемы здоровья тесно связаны между собой. Почему одни люди подвержены различным заболеваниям, а другие, находясь даже в худших условиях, — здоровы?
Генеалогический метод – это метод изучения родословных, с помощью которого прослеживается распределение болезни в семье или в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной.
Генеалогический метод относится к наиболее универсальным методам в медицинской генетике. Этот метод часто называют клинико-генеалогическим, поскольку речь идёт об изучении патологических признаков (болезней) в семье с привлечением приёмов клинического обследования. Он широко применяется при решении теоретических и прикладных проблем.
Особое место метод занимает при медико-генетическом консультировании, являясь подчас решающим или единственным.
Наследственная патология может «преследовать» человека на всех этапах его жизни: от зарождения до старости. Следовательно, медицинская помощь и психологическая поддержка должны оказываться не только больному, но и его семье. В этом очень важном деле неоценима роль медицинской сестры, фельдшера.
Методическая цель занятия: формирование общих компетенций на уроках генетики человека с основами медицинской генетики.
Цели занятия
- Дидактические:
1 – уровень усвоения:
— Ознакомление с основными принципами составления родословных.
— Ознакомление с символами, используемыми при составлении родословных. ОК 1, ПК 1.1, 2.1
2 – уровень усвоения:
— Повторение и закрепление знаний о цитогенетическом методе антропогенетики.
— Изучение особенностей основных типов наследования признаков. ОК 1, 2, 3, 6, 7, ПК 2.1
3 – уровень усвоения:
— Применение знаний о генных болезнях при изучении основных типов наследования признаков. ОК 1, 4, 7
- Развивающие:
— Развитие способностей анализировать, обобщать, делать выводы.
ОК 12, 2
— Способствование развитию мышления; ОК 3, ПК 2.1
— Развитие представлений о взаимосвязях понятий «здоровье» и «окружающая среда». ОК 1, 2, 4, 6, 10.
- Воспитательные:
— Способствование воспитанию стремлений хорошо учиться; воспитанию ответственности, самостоятельности; ОК 10
— Способствование воспитанию стремлений ответственно относиться к своему здоровью; сострадать больным с наследственными заболеваниями. ОК 7, ПК 1.1, 2.1
Место проведения занятия: кабинет №407 «Генетики человека с основами медицинской генетики»
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОПД 03 Биология | Основы генетики. Наследственность и изменчивость человека. | |
Сопутствующие | ОП.05 Гигиена и экология человека | Здоровый образ жизни. Санитарно-просветительная работа. | |
ОП.12 Биомедицинская этика | Этико-правовые проблемы медицинской генетики и этики. | ||
Последующие | ПМ.00 Профессиональные модули ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий | МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение | Роль семьи в жизни человека. Понятие о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. |
МДК.01.02. Основы профилактики | Технологии профилактики заболеваний. |
Внутридисциплинарные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | Практическое занятие №6. Цитогенетический метод антропогенетики | |
Теоретические занятия №5, №6. Генные болезни. | ||
Последующие | Практическое занятие № 8. Генеалогический метод антропогенетики. | |
Практическое занятие №9. Методы пренатальной диагностики. | ||
Теоретическое занятие №9. Дифференцированный зачёт. |
Оснащение: учебные пособия (смотри список литературы), методическая разработка для преподавателя.
Методы обучения:
1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, беседа);
Наглядные (иллюстрация, демонстрация таблиц «Клинико-генеалогический метод»);
2, 3 уровни: М – репродуктивный, изучение темы по методическим указаниям;
МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;
М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
Студент должен уметь:
— Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;
— проводить беседы по профилактике наследственных болезней.
Студент должен знать:
— Генные болезни, причины, симптомы и т.д.
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Изучение основной и дополнительной литературы. Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины. Подготовка реферативных сообщений. | 1 1 | Найдите данные темы в учебных пособиях, интернете; познакомьтесь, подготовьте презентацию или сообщение. | Более глубокое изучение, расширение кругозора. |
Литература
Основная:
1. Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2018.
Дополнительная:
1. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск, «Вышейшая школа», 1999.
2. Медицинская генетика, под редакцией Бочкова Н.П., М; «Мастерство», 2002.
Хронологическая карта занятия 90 мин.
Этап | Время | Содержание | Цель | Методы и средства | Реализация ОК , ПК | Приложения | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | ||||||
Орг. момент. | 2 | Приветствует студентов, проверяет готовность аудитории и группы к занятию. | Встают, молча, приветствуют преподавателя. | Установка на работу | словесные | 12 | |
Цели и план занятия | 3 | Знакомит студентов с целями и планом занятия, проводит мотивацию к изучению темы. Выдаёт методические указания для студентов. Обращает внимание на то, что тема очень важная, изучается только на практическом занятии, необходимо делать подробные записи. Знания пригодятся при изучении других тем. | Слушают преподавателя. Принимают участие в мотивации темы урока. | Организация обратной связи, настройка на работу на занятии. | Словесные методы: беседа | 1, 6, 10 | |
Проверка знаний студентов | 20 | Проверка знаний производится по теме «Цитогенетический метод антропогенетики. Метод определения полового хроматина» письменно по вариантам. Составлено 4 варианта заданий, в каждом из которых 4 вопроса | Письменно выполняют задания по полученным вариантам, сдают работы. | Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций. Способствование развитию мышления. | Словесные методы: письменная работа. | 1, 6, 7, 10, 12, 2.1 | Приложение №1 |
Самостоятельная работа студентов | 60 | Происходит по методическим указаниям к практическому занятию для студентов. 1. Изучение символов, используемых при составлении родословных, основных принципов составления родословных 2. Изучение особенностей разных типов наследования признаков (примеры родословных) | Выполняют задания по методическим указаниям под руководством преподавателя. | Реализация дидактических целей урока (смотри выше) | Словесные: работа по методическим указаниям. | 1, 12, 1.1 | Приложение №2, приложение №3 |
Подведение итогов | 3 | Преподаватель делает обобщение изученного на уроке, отвечает на возможные вопросы, обращает внимание на наиболее важные моменты. Оценки на этом уроке не выставляются. Письменные работы преподаватель проверяет позднее. | Студенты слушают преподавателя, при необходимости задают вопросы. | Проверка усвоения материала. Осуществление обратной связи. | Словесные методы: беседа. | 2, 3, 6, 7, 2.1 | |
Задание на дом | 2 | Повторить пройденное на уроке. Выучить особенности основных типов наследования признаков. Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики. Стр. 143-156. | Студенты записывают домашнее задание. | Закрепление материала, более прочное его усвоение, осмысливание, формирование общих компетенций. | Словесные: беседа. | 4 | |
Рефлексия | Проводится при наличии времени | Преподаватель выясняет у студентов: — Что понравилось на уроке? — Какая часть была наиболее интересной? — Что не понравилось? — Как вам кажется, пригодятся ли эти знания в работе? | Студенты отвечают на вопросы? Высказывают свое мнение об уроке. | Осуществление обратной связи. | 1, 6 | ||
Приложение №1
I ВАРИАНТ
1. Что такое тельце Барра? Как оно образуется?
2. Дайте заключение о состоянии здоровья женщины, если в её клетках обнаружено 2 тельца Барра. Заключение поясните.
3. Мужчина страдает синдромом Клайфельтера. Какой результат получим при выявлении в его клетках полового хроматина? Ответ поясните.
4. В клетках слизистой оболочки полости рта не обнаружен половой хроматин. Какому человеку (мужчине или женщине, больному и ли здоровому) могут принадлежать эти клетки?
II ВАРИАНТ
1. С какой целью используют метод выявления полового хроматина?
2. Дайте заключение о состоянии здоровья женщины, если в её клетках отсутствует половой хроматин. Заключение поясните.
3. Женщина страдает трисомией Х. Какой результат получим при выявлении в ее клетках полового хроматина? Ответ поясните.
4. В клетках слизистой оболочки полости рта обнаружено одно тельце полового хроматина. Какому человеку (мужчине или женщине, больному и ли здоровому) могут принадлежать эти клетки?
III ВАРИАНТ
1. Что такое тельце Барра? Как оно образуется?
2. Дайте заключение о состоянии здоровья мужчины, если в его клетках обнаружено одно тельце Барра. Заключение поясните.
3. Женщина страдает моносомией Х. Какой результат получим при выявлении в ее клетках полового хроматина? Ответ поясните.
4. В клетках слизистой оболочки полости рта обнаружено два тельца Барра. Какому человеку (мужчине или женщине, больному и ли здоровому) могут принадлежать эти клетки?
IV ВАРИАНТ
1. С какой целью используют метод выявления полового хроматина?
2. Дайте заключение о состоянии здоровья мужчины, если в его клетках отсутствует половой хроматин. Заключение поясните.
3. Женщина страдает трисомией Х. Какой результат получим при выявлении в ее клетках полового хроматина? Ответ поясните.
4. В клетках слизистой оболочки полости рта обнаружено три тельца Барра. Какому человеку (мужчине или женщине, больному и ли здоровому) могут принадлежать эти клетки?
Приложение №2
Символы, используемые при составлении родословных
Принципы составления родословной
а) все индивиды одного поколения должны располагаться в один ряд;
б) поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз. Последнее поколение предков получает обозначение I поколения (самого старшего);
в) арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (весь ряд) слева направо последовательно;
г) братья и сестры располагаются в родословной в порядке рождения (от старших к младшим).
Таким образом, каждый член родословной имеет свой шифр. Например, II – 4, III – 5.
Приложение №3
Особенности типов наследования признаков
I Аутосомно-доминантный тип наследования:
1. Одинаково часто поражаются мальчики и девочки.
2. Больные дети рождаются, если хотя бы один из родителей болен.
3. Больные имеются в каждом поколении (наследование по вертикали).
4. Патологические признаки проявляются, как правило, у гетерозигот, так как гомозиготы представляют редкость и обычно летальны.
5. Наиболее частый брак Аа ×аа (вероятность больного ребёнка равна 50%). Но возможен брак типа Аа×Аа (расщепление будет: 25% АА летально + 50% Аа больные + 25% аа здоровые).
II Аутосомно-рецессивный тип наследования:
1. Одинаково часто болеют мальчики и девочки.
2. Часто больной ребёнок рождается у клинически здоровых родителей.
3. Болеют сибсы, то есть братья и сестры (наследование по горизонтали).
4. Наиболее частый тип браков — брак между гетерозиготными носителями, Аа × Аа, при этом в следующем поколении теоретически можно ожидать: 75% здоровых детей (25% АА и 50% Аа) и 25% больных детей (аа).
5. При вступлении в брак больного с рецессивной наследственной патологией (тип брака АА × аа), все дети будут здоровы (Аа), но являться носителями мутантного гена.
6. Вероятность рождения больных детей возрастает при кровнородственных браках.
III Х-сцепленный доминантный тип наследования:
1. Чаще болеют девочки.
2. Заболевание фиксируется в каждом поколении.
3.Отцы передают признак всем своим дочерям, а матери — половине детей вне зависимости от пола.
IV Х-сцепленный рецессивный тип наследования:
1. Чаще болеют мальчики.
2. Родители пробанда здоровы (часто).
3. Больной мужчина не передаёт заболевание, но все его дочери являются носительницами патологического гена.
4. Болезнь передаётся от деда к внуку через практически здоровую мать (женщина — носительница).
Наследование дальтонизма.
V Y-сцепленный тип наследования:
1. Болеют только мужчины и обязательно все мужчины в родословной (без пропусков поколений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по генетике человека с основами медицинской генетики
Поурочные планы по теории и практике...
Фонд оценочных средств по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Комплект контрольно - оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения ОП. 04 «Генетика человека с основами медицинской генетики» по программе подготовки специал...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине ОДП 03 Биология Тема: «ПОТОК ЭНЕРГИИ И ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Эта тема занимает очень важное место в курсе экологии....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Биология» Тема занятия: Простейшие — паразиты внутренней среды
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Тема имеет большое значение для понимания вопросов па...







