Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»
методическая разработка по биологии

Зорина Татьяна Федоровна

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.

Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.

Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию, так как на уроках теории эта тема не изучается. А также — практические задания.

Материалы об особенностях наследования генных болезней могут быть использованы для санитарного просвещения населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_2024_genealogicheskiy_metod.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ

«Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики»

Тема занятия:

«ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»

Специальность: сестринское дело

Кыштым

2024

Методическое пояснение

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.

Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.

Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию, так как на уроках теории эта тема не изучается. А также — практические задания.

Материалы об особенностях наследования генных болезней могут быть использованы для санитарного просвещения населения.

Мотивация темы

Генетика и проблемы здоровья тесно связаны между собой. Почему одни люди подвержены различным заболеваниям, а другие, находясь даже в худших условиях, — здоровы?

Генеалогический метод – это метод изучения родословных, с помощью которого прослеживается распределение болезни в семье или в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной.

Генеалогический метод относится к наиболее универсальным методам в медицинской генетике. Этот метод часто называют клинико-генеалогическим, поскольку речь идёт об изучении патологических признаков (болезней) в семье с привлечением приёмов клинического обследования. Он широко применяется при решении теоретических и прикладных проблем.

Особое место метод занимает при медико-генетическом консультировании, являясь подчас решающим или единственным.

Наследственная патология может «преследовать» человека на всех этапах его жизни: от зарождения до старости. Следовательно, медицинская помощь и психологическая поддержка должны оказываться не только больному, но и его семье. В этом очень важном деле неоценима роль медицинской сестры, фельдшера.

Методическая цель занятия: формирование общих компетенций на уроках генетики человека с основами медицинской генетики. 

Цели занятия

  • Дидактические:

1 – уровень усвоения:

        — Ознакомление с основными принципами составления родословных.

— Ознакомление с символами, используемыми при составлении родословных.                                                                                             ОК 1, ПК 1.1, 2.1

2 – уровень усвоения:

— Повторение и закрепление знаний о цитогенетическом методе антропогенетики.  

— Изучение особенностей основных типов наследования признаков.                                                                             ОК 1, 2, 3, 6, 7, ПК 2.1

3 – уровень усвоения:

— Применение знаний о генных болезнях при изучении основных типов наследования признаков.                 ОК 1, 4, 7

  • Развивающие:

               — Развитие способностей анализировать, обобщать, делать выводы.

                                                                                                 ОК 12, 2

 Способствование развитию мышления; ОК 3, ПК 2.1

Развитие представлений о взаимосвязях понятий «здоровье» и «окружающая среда». ОК 1, 2, 4, 6, 10.

  • Воспитательные:

— Способствование воспитанию стремлений хорошо учиться; воспитанию ответственности, самостоятельности;                        ОК 10

 — Способствование воспитанию стремлений ответственно относиться к своему здоровью; сострадать больным с наследственными заболеваниями. ОК 7, ПК 1.1, 2.1

Место проведения занятия: кабинет №407 «Генетики человека с основами медицинской генетики»

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОПД 03 Биология

Основы генетики. Наследственность и изменчивость человека.

Сопутствующие

ОП.05 Гигиена и экология человека

Здоровый образ жизни.

Санитарно-просветительная работа.

ОП.12 Биомедицинская этика

Этико-правовые проблемы медицинской генетики и этики.

Последующие

ПМ.00 Профессиональные модули

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение

Роль семьи в жизни человека.

Понятие о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье.

МДК.01.02. Основы профилактики

Технологии профилактики заболеваний.

Внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

Практическое занятие №6. Цитогенетический метод антропогенетики

Теоретические занятия №5, №6.  Генные болезни.                          

Последующие

Практическое занятие № 8.  Генеалогический метод антропогенетики.

Практическое занятие №9. Методы пренатальной диагностики.

Теоретическое занятие №9. Дифференцированный зачёт.

Оснащение: учебные пособия (смотри список литературы), методическая разработка для преподавателя.

Методы обучения:

1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация таблиц «Клинико-генеалогический метод»);

2, 3 уровни: М – репродуктивный, изучение темы по методическим указаниям;

МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;  

М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

 ОК 12.  Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Студент должен уметь:

 Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;

— проводить беседы по профилактике наследственных болезней.

        Студент должен знать:

                        — Генные болезни, причины, симптомы и т.д.

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Изучение основной и дополнительной литературы.

Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины.

Подготовка реферативных сообщений.

1

1

Найдите данные темы в учебных пособиях, интернете; познакомьтесь, подготовьте презентацию или сообщение.

Более глубокое изучение, расширение кругозора.

Литература

Основная:

1. Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2018.

Дополнительная:

1. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск, «Вышейшая школа», 1999.

2. Медицинская генетика, под редакцией Бочкова Н.П., М; «Мастерство», 2002.

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Этап

Время

Содержание

Цель

Методы и средства

Реализация

ОК , ПК

Приложения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Орг. момент.

2

Приветствует студентов, проверяет готовность аудитории и группы к занятию.

Встают, молча, приветствуют преподавателя.

Установка на работу

словесные

12

Цели и план занятия

3

Знакомит студентов с целями и планом занятия, проводит мотивацию к изучению темы. Выдаёт методические указания для студентов. Обращает внимание на то, что тема очень важная, изучается только на практическом занятии, необходимо делать подробные записи. Знания пригодятся при изучении других тем.

Слушают преподавателя. Принимают участие в мотивации темы урока.

Организация обратной связи, настройка на работу на занятии.

Словесные методы: беседа

1, 6, 10

Проверка знаний студентов                        

20

Проверка знаний производится по теме «Цитогенетический метод антропогенетики. Метод определения полового хроматина» письменно по вариантам. Составлено 4 варианта заданий, в каждом из которых 4 вопроса

Письменно выполняют задания по полученным вариантам, сдают работы.

Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций.

Способствование развитию мышления.

Словесные методы: письменная работа.

1, 6, 7, 10, 12, 2.1

Приложение №1

Самостоятельная работа студентов

60

Происходит по методическим указаниям к практическому занятию для студентов.

1. Изучение символов, используемых при составлении родословных, основных принципов составления родословных

2. Изучение особенностей разных типов наследования признаков (примеры родословных)

Выполняют задания по методическим указаниям под руководством преподавателя.

Реализация дидактических целей урока (смотри выше)

Словесные: работа по методическим указаниям.

1, 12, 1.1

Приложение №2, приложение №3

Подведение итогов

3

Преподаватель делает обобщение изученного на уроке, отвечает на возможные вопросы, обращает внимание на наиболее важные моменты.  Оценки на этом уроке не выставляются.

Письменные работы преподаватель проверяет позднее.

Студенты слушают преподавателя, при необходимости задают вопросы.

Проверка усвоения материала.

Осуществление обратной связи.

Словесные методы: беседа.

2, 3, 6, 7, 2.1

Задание на дом                                  

2

Повторить пройденное на уроке. Выучить особенности основных типов наследования признаков.

Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики. Стр. 143-156.

Студенты записывают домашнее задание.

Закрепление материала, более прочное его усвоение, осмысливание, формирование общих компетенций.

Словесные: беседа.

4

Рефлексия

Проводится при наличии времени

Преподаватель выясняет у студентов:

— Что понравилось на уроке?

— Какая часть была наиболее интересной?

— Что не понравилось?

— Как вам кажется, пригодятся ли эти знания в работе?

Студенты отвечают на вопросы? Высказывают свое мнение об уроке.

Осуществление обратной связи.

1, 6

Приложение №1

I ВАРИАНТ

1. Что такое тельце Барра? Как оно образуется?

2. Дайте заключение о состоянии здоровья женщины, если в её клетках обнаружено 2 тельца Барра. Заключение поясните.

3. Мужчина страдает синдромом Клайфельтера. Какой результат получим при выявлении в его клетках полового хроматина? Ответ поясните.

4. В клетках слизистой оболочки полости рта не обнаружен половой хроматин. Какому человеку (мужчине или женщине, больному и ли здоровому) могут принадлежать эти клетки?

II ВАРИАНТ

1. С какой целью используют метод выявления полового хроматина?

2. Дайте заключение о состоянии здоровья женщины, если в её клетках отсутствует половой хроматин. Заключение поясните.

3. Женщина страдает трисомией Х. Какой результат получим при выявлении в ее клетках полового хроматина? Ответ поясните.

4. В клетках слизистой оболочки полости рта обнаружено одно тельце  полового хроматина. Какому человеку (мужчине или женщине, больному и ли здоровому) могут принадлежать эти клетки?

III ВАРИАНТ

1. Что такое тельце Барра? Как оно образуется?

2. Дайте заключение о состоянии здоровья мужчины, если в его клетках обнаружено одно тельце Барра. Заключение поясните.

3. Женщина страдает моносомией Х. Какой результат получим при выявлении в ее клетках полового хроматина? Ответ поясните.

4. В клетках слизистой оболочки полости рта обнаружено два тельца Барра. Какому человеку (мужчине или женщине, больному и ли здоровому) могут принадлежать эти клетки?

IV ВАРИАНТ

1. С какой целью используют метод выявления полового хроматина?

2. Дайте заключение о состоянии здоровья мужчины, если в его клетках отсутствует половой хроматин. Заключение поясните.

3. Женщина страдает трисомией Х. Какой результат получим при выявлении в ее клетках полового хроматина? Ответ поясните.

4. В клетках слизистой оболочки полости рта обнаружено три тельца Барра. Какому человеку (мужчине или женщине, больному и ли здоровому) могут принадлежать эти клетки?

Приложение №2

Символы, используемые при составлении родословных

Принципы составления родословной

а) все индивиды одного поколения должны располагаться в один ряд;

б) поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз. Последнее поколение предков получает обозначение I поколения (самого старшего);

в) арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (весь ряд) слева направо последовательно;

г) братья и сестры располагаются в родословной в порядке рождения (от старших к младшим).

        Таким образом, каждый член родословной имеет свой шифр. Например, II – 4, III – 5.

Приложение №3

Особенности типов наследования признаков

I Аутосомно-доминантный тип наследования:

1. Одинаково часто поражаются мальчики и девочки.

2. Больные дети рождаются, если хотя бы один из родителей болен.

3. Больные имеются в каждом поколении (наследование по вертикали).

4. Патологические признаки проявляются, как правило, у гетерозигот, так как гомозиготы представляют редкость и обычно летальны.

5. Наиболее частый брак Аа ×аа (вероятность больного ребёнка равна 50%). Но возможен брак типа Аа×Аа (расщепление будет: 25%  АА летально + 50% Аа больные + 25% аа здоровые).

II Аутосомно-рецессивный тип наследования:

1. Одинаково часто болеют мальчики и девочки.

2. Часто больной ребёнок рождается у клинически здоровых родителей.

3. Болеют сибсы, то есть братья и сестры (наследование по горизонтали).

4. Наиболее частый тип браков — брак между гетерозиготными носителями, Аа × Аа, при этом в следующем поколении теоретически можно ожидать: 75% здоровых детей (25% АА и 50% Аа) и 25% больных детей (аа).

5. При вступлении в брак больного с рецессивной наследственной патологией (тип брака АА × аа), все дети будут здоровы (Аа), но являться носителями мутантного гена.

6.  Вероятность рождения больных детей возрастает при кровнородственных браках.

38. Изучение наследственности и изменчивости человека

МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА, КЛИНИКО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД (МЕТОД РОДОСЛОВНЫХ)  - Генетика человека с основами медицинской генетики

III Х-сцепленный доминантный тип наследования:

1. Чаще  болеют девочки.

2. Заболевание фиксируется в каждом поколении.

3.Отцы передают признак всем своим дочерям, а матери — половине детей вне зависимости от пола.

МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ | Ткачук | Байкальский медицинский журнал

IV Х-сцепленный рецессивный тип наследования:

1. Чаще болеют мальчики.

2. Родители пробанда здоровы (часто).

3. Больной мужчина не передаёт заболевание, но все его дочери являются носительницами патологического гена.

4. Болезнь передаётся от деда к внуку через практически здоровую мать (женщина — носительница).

Наследование дальтонизма.

        V Y-сцепленный тип наследования:

1. Болеют только мужчины и обязательно все мужчины в родословной (без пропусков поколений).

Особенности и методы изучения наследственности человека. Генеалогический и  близнецовый методы

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Комплект контрольно - оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения ОП. 04  «Генетика человека с основами медицинской ге­нетики» по программе подготовки специал...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине ОДП 03 Биология Тема: «ПОТОК ЭНЕРГИИ И ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Эта тема занимает очень важное место в курсе экологии....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Биология» Тема занятия: Простейшие — паразиты внутренней среды

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Тема имеет большое значение для понимания вопросов па...