Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»
методическая разработка
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала, конспект лекции.
Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.
Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию.
Материалы о генных болезнях могут быть использованы для санитарного просвещения населения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ
«Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Тема занятия:
«ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»
Специальность: сестринское дело
Кыштым
2023
Методическое пояснение
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепления изученного материала, конспект лекции.
Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, что поможет осуществлять интеграцию знаний, будет способствовать формированию общих компетенций.
Подробно описаны цели занятия. В приложениях содержится теоретический материал к занятию.
Материалы о генных болезнях могут быть использованы для санитарного просвещения населения.
Мотивация темы
Генетика и проблемы здоровья тесно связаны между собой. Почему одни люди подвержены различным заболеваниям, а другие, находясь даже в худших условиях, — здоровы? Выяснено, что в основном это связано с наследственностью каждого человека.
Достижения медицинской генетики эффективно внедряются во все разделы медицинской помощи и здравоохранения (больничная, поликлиническая, диспансерная службы). Наследственные заболевания занимают существенное место в работе каждого врача и медицинской сестры в связи с их частотой и тяжестью.
Наследственная патология может «преследовать» человека на всех этапах его жизни: от зарождения до старости. Следовательно, медицинская помощь и психологическая поддержка должны оказываться не только больному, но и его семье. В этом очень важном деле неоценима роль медицинской сестры, фельдшера.
Медицинская сестра и фельдшер могут активно участвовать в реализации достижений медицинской генетики на практике ради счастливой семьи со здоровым потомством.
Высокий уровень подготовки специалистов в медицинских колледжах предполагает теперь и хорошее знание генетики человека с основами медицинской генетики.
Методическая цель занятия: формирование общих компетенций на уроках генетики человека с основами медицинской генетики.
Цели занятия
- Дидактические:
1 – уровень усвоения:
— Дача понятия о профилактике генных болезней. ОК 1, ПК 1.1, 2.1
2 – уровень усвоения:
— Повторение и закрепление знаний наследственных болезнях и их классификации;
ОК 1, 2, 3, 6, 7, ПК 2.1
— Повторение и закрепление знаний о хромосомных болезнях; ОК 1, 10, ПК 2.1
— Изучение генных болезней на которые проводится неонатальный скрининг, их причин, основных симптомов. ОК 1, 2, 12
3 – уровень усвоения:
— Применение знаний о мутациях для понимания причин генных болезней. ОК 1, 4, 7
- Развивающие:
— Развитие умения вести конспекты лекций, выделять главное;
ОК 12, 2
— Способствование развитию мышления; ОК 3, ПК 2.1
— Развитие представлений о взаимосвязях понятий «здоровье» и «окружающая среда». ОК 1, 2, 4, 6, 10.
- Воспитательные:
— Способствование воспитанию стремлений хорошо учиться; воспитанию ответственности, самостоятельности; ОК 10
— Способствование воспитанию стремлений ответственно относиться к своему здоровью; сострадать больным с наследственными заболеваниями. ОК 7, ПК 1.1, 2.1
Место проведения занятия: кабинет №407 «Генетики человека с основами медицинской генетики»
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОПД 03 Биология | Основы генетики. Наследственность и изменчивость человека. | |
ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии | Возбудители вирусных инфекций | ||
Сопутствующие | ОП.05 Гигиена и экология человека | Здоровый образ жизни. Санитарно-просветительная работа. | |
ОП.12 Биомедицинская этика | Этико-правовые проблемы медицинской генетики и этики. | ||
Последующие | ПМ.00 Профессиональные модули ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий | МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение | Роль семьи в жизни человека. Понятие о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. |
МДК.01.02. Основы профилактики | Технологии профилактики заболеваний. |
Внутридисциплинарные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | Урок №4. Наследственные болезни, их классификация. Хромосомные болезни | |
Уроки №6. Генные болезни. | ||
Последующие | Практические занятия №7, 8. Генеалогический метод антропогенетики. | |
Практическое занятие №9. Методы пренатальной диагностики. | ||
Урок №9. Дифференцированный зачёт. |
Оснащение: учебные пособия (смотри список литературы), методическая разработка для преподавателя.
Методы обучения:
1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, лекция, беседа);
Наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов);
2, 3 уровни: М – репродуктивный;
МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;
М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
Студент должен уметь:
— Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;
— проводить беседы по профилактике наследственных болезней.
Студент должен знать:
— Генные болезни, причины, симптомы и т.д.
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Изучение основной и дополнительной литературы. Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины. Подготовка реферативных сообщений. | 1 1 | Найдите данные темы в учебных пособиях, интернете; познакомьтесь, подготовьте презентацию или сообщение. | Более глубокое изучение, расширение кругозора. |
Литература
Основная:
1. Рубан Э.Д. Генетика человека с основами медицинской генетики.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2018.
Дополнительная:
1. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск, «Вышейшая школа», 1999.
2. Медицинская генетика, под редакцией Бочкова Н.П., М; «Мастерство», 2002.
Хронологическая карта занятия 90 мин.
Этап | Время | Содержание | Цель | Методы и средства | Реализация ОК , ПК | Приложения | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | ||||||
Орг. момент. | 2 | Приветствует студентов, проверяет готовность аудитории и группы к занятию. | Встают, молча, приветствуют преподавателя. | Установка на работу | словесные | 12 | |
Цели и план занятия | 3 | Знакомит студентов с планом и целями занятия, просит напомнить тему домашнего задания. Направляет студентов к мотивации темы урока, вместе с ними определяет важность изучаемой темы для медицинского работника (мотивацию смотри выше). | Слушают преподавателя. Принимают участие в мотивации темы урока. Называют тему домашнего задания. | Организация обратной связи, настройка на работу на занятии. | Словесные методы: беседа | 1, 6, 10 | |
Проверка знаний студентов | 20 | Проводит проверку знаний: — устно: 1. Дайте понятие наследственных болезней и врожденных пороков. Почему важно разграничивать эти понятия? Слушает ответ студента, просит других студентов исправить ошибки, дополнить ответ (если в этом будет необходимость). Оценивает работу студентов. — письменно: Раздаёт варианты тестов, поясняет задания. 2 варианта тестов (выберите 1 правильный ответ). | Один студент отвечает на вопрос, остальные слушают и дополняют ответ. Письменно выполняют тестовые задания, сдают работы | Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций. Способствование развитию мышления. | Словесные методы: устный опрос. | 1, 6, 7, 10, 12, 2.1 | Приложение №1 |
Изложение нового материала | 60 | Излагает материал согласно плану, делает необходимые пояснения, отвечает на возможные вопросы студентов, выясняет исходные знания, личный опыт. План: 1. Понятие о наследственных болезнях обмена веществ. 2. Фенилкетонурия. 3. Галактоземия. 4. Синдром Тея-Сакса. | Слушают преподавателя, конспектируют материал, возможно, задают вопросы. | Реализация дидактических целей урока (смотри выше) | Словесные: лекция с элементами беседы. | 1, 12, 1.1 | Приложение №2 |
Закрепление материала | 3 | Проводится по ходу изучения материала (или, если останется время в конце занятия): 1. | Студенты отвечают на вопросы, дополняют друг друга. | Проверка усвоения материала. Осуществление обратной связи. | Словесные методы: беседа. | 2, 3, 6, 7, 2.1 | |
Задание на дом | 2 | Задаю домашнее задание: Рубан Э.Д. стр. 217-220, конспект лекции. Возможна подготовка по другим учебным пособиям. Бочков Н.П. с.103 -106 (ФКУ, адреногенитальный синдром). В.А.Орехова. с. 81-82 (фенилкетонурия), 83- 84 (галактоземия), 85-86 (Тея-Сакса). Задание для самоподготовки (смотри выше). | Студенты записывают домашнее задание. | Закрепление материала, более прочное его усвоение, осмысливание, формирование общих компетенций. | Словесные: беседа. | 4 | |
Рефлексия | Проводится при наличии времени | Преподаватель выясняет у студентов: — Что понравилось на уроке? — Какая часть была наиболее интересной? — Что не понравилось? — Как вам кажется, пригодятся ли эти знания в работе? | Студенты отвечают на вопросы? Высказывают свое мнение об уроке. | Осуществление обратной связи. | 1, 6 | ||
Приложение №1
ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ
1 вариант
1. Синдром Дауна обусловлен мутацией:
1) геномной
2) генной
3) точковой
4) хромосомной
2. Какой кариотип характерен для больного с синдромом Патау:
1) 45, Х0
2) 47, ХY+13
3) 47, ХХ+21
4) 47, ХХY
3. Синдром Клайнфельтера встречается:
1) только у женщин
2) только у мужчин
3) чаще у мужчин, чем у женщин
4) чаще у женщин, чем у мужчин
4. Люди с синдромом Шерешевского-Тернера имеют следующий набор хромосом:
1) 46, ХХ
2) 46, ХY
3) 47, ХХY
4) 45, Х0
5. Для больных с каким синдромом характерен полуоткрытый рот с высунутым языком и выступающей нижней челюстью:
1) синдром Эдвардса
2) трисомия Х
3) синдром Клайнфельтера
4) синдром Дауна
6. Какую хромосомную аномалию можно заподозрить у больной с симптомами: низкий рост, боковые кожные складки на шее, неразвитые вторичные половые признаки:
1) синдром Патау
2) трисомия Х
3) синдром Шерешевского-Тернера
4) синдром Дауна
7. Какой кариотип имеют больные с синдромом Дауна:
1) 45, Х0
2) 47, ХY+13
3) 47, ХY+18
4) 47, ХХ+21
8. Какое хромосомное заболевание можно заподозрить у юноши высокого роста, с женским типом строения скелета, недостаточным оволоснением лобка и подмышечных впадин, умственной отсталостью:
1) синдром ХYYY
2) синдром Клайнфельтера
3) синдром Шерешевского-Тернера
4) трисомия Х
9. Какой кариотип характерен для больного с синдромом Орбели:
1) 46, ХХ 13q-
2) 46, ХХ
3) 46, Х0
4) 47, ХХХ
10. Какую хромосомную аномалию можно заподозрить у ребёнка с симптомами: микроцефалия, лунообразное лицо, микрогнатия, антимонголоидный разрез глаз, умственная отсталость:
1) синдром Патау
2) синдром «кошачьего крика»
3) синдром Шерешевского-Тернера
4) синдром Дауна
11. Какой кариотип характерен для больного с синдромом Эдвардса:
1) 45, Х0
2) 47, ХY+13
3) 47, ХY+18
4) 47, ХХ+21
12. Синдром трисомии Х встречается:
1) только у женщин
2) только у мужчин
3) чаще у мужчин, чем у женщин
4) чаще у женщин, чем у мужчин
ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ
2 вариант
1. Люди с синдромом Шерешевского-Тернера имеют следующий набор хромосом:
1) 46, ХХ
2) 46, ХY
3) 47, ХХY
4) 45, Х0
2. Для больных с каким синдромом характерен полуоткрытый рот с высунутым языком и выступающей нижней челюстью:
1) синдром Эдвардса
2) трисомия Х
3) синдром Клайнфельтера
4) синдром Дауна
3. Какой кариотип характерен для больного с синдромом Эдвардса:
1) 45, Х0
2) 47, ХY+13
3) 47, ХY+18
4) 47, ХХ+21
4. Какой кариотип характерен для больного с синдромом Клайнфельтера:
1) 46, ХY
2) 47, ХYY
3) 47, ХХY
4) 47, ХХХ
5. Какой кариотип имеют больные с синдромом Дауна:
1) 45, Х0
2) 47, ХY+13
3) 47, ХY+18
4) 47, ХХ+21
6. Какое хромосомное заболевание можно заподозрить у юноши высокого роста, с женским типом строения скелета, недостаточным оволоснением лобка и подмышечных впадин, умственной отсталостью:
1) синдром ХYYY
2) синдром Клайнфельтера
3) синдром Шерешевского-Тернера
4) трисомия Х
7. Синдром Дауна обусловлен мутацией:
1) геномной
2) генной
3) точковой
4) хромосомной
8. Какой кариотип характерен для больного с синдромом Патау:
1) 45, Х0
2) 47, ХY+13
3) 47, ХХ+21
4) 47, ХХY
9. Какой кариотип характерен для больного с синдромом «кошачьего крика»:
1) 46, ХХ
2) 46, ХХ 5р-
3) 46, Х0
4) 47, ХХХ
10. Какой кариотип характерен для больного с синдромом Эдвардса:
1) 45, Х0
2) 47, ХY+13
3) 47, ХY+18
4) 47, ХХ+21
11. Какую хромосомную аномалию можно заподозрить у больной с симптомами: низкий рост, боковые кожные складки на шее, неразвитые вторичные половые признаки:
1) синдром Патау
2) трисомия Х
3) синдром Шерешевского-Тернера
4) синдром Дауна
12. К какому типу болезней относится синдром Клайнфельтера:
1) моногенные
2) мультифакториальные
3) хромосомные
4) ненаследственные
ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ
Эталон ответов
1 вариант | 2 вариант |
1. 4 | 1. 1 |
2. 2 | 2. 4 |
3. 2 | 3. 3 |
4. 4 | 4. 3 |
5. 4 | 5. 4 |
6. 3 | 6. 2 |
7. 4 | 7. 4 |
8. 2 | 8. 2 |
9. 1 | 9. 2 |
10. 2 | 10. 3 |
11. 3 | 11. 3 |
12. 1 | 12. 3 |
Критерии оценок
Количество ошибок | Оценка |
0 -1 | 5 |
2 -3 | 4 |
4 -5 | 3 |
6 и более | 2 |
Приложение №2
Энзимопатии —
это болезни обмена веществ. Описано около 600 энзимопатий. По своей природе это генные болезни. Они связаны с мутациями отдельных генов, ответственных за синтез определенных ферментов. Наследуются обычно по аутосомно-рецессивному типу.
В большинстве случаев энзимопатии протекают параллельно с умственной отсталостью. Исключением из правил является альбинизм (отсутствует фермент тиразиназа, превращающая аминокислоту тирозин в пигмент меланин).
1.Фенилкетонурия (ФКУ)
Это тяжелое аутосомно-рецессивное наследственное заболевание, наступающее вследствие врожденного дефекта фермента, обеспечивающего в организме человека нормальный обмен фенилаланина — незаменимой аминокислоты.
У больных резко повышается содержание в крови фенилаланина. Избыток аминокислоты превращается в ряд продуктов, например, в фенилпировиноградную и фенилмолочную кислоты. Эти продукты оказываются крайне токсичными, прежде всего для центральной нервной системы.
У детей наблюдается резко выраженная умственная отсталость. Среди умственно отсталых больные ФКУ составляют 1%. В первые недели жизни больные дети не отличаются от здоровых, но уже на 2 месяце жизни можно заметить посветление волос, радужек глаз, большие прибавки в весе (до 1,5 кг в месяц). Дети остаются рыхлыми, вялыми, часто страдают диатезами, дерматитами. Явные признаки болезни на 4-6 месяце жизни, когда дети перестают реагировать на яркие игрушки, не фиксируют взгляд на предмете. У многих появляются эпилептические приступы (вздрагивание, кивки головы). В 10 лет ребенок может знать всего несколько слов.
(Для диагностики возможно проведение пробы Фелинга. К 3 мл мочи добавляют каплю HCl, встряхивают, прибавляют 6 капель 10% FeCl3. Появление зеленой окраски свидетельствует о болезни).
Единственным лечением, способным предупредить слабоумие является диета, исключающая поступление в организм фенилаланина.
Если женщина страдает фенилкетонурией или даже только гетерозиготная по этому признаку у нее может родиться ребенок больной олигофренией (дебил → имбецил → идиот).
2. Галактоземия
Это заболевание относится к нарушениям углеводного обмена. Нарушается превращение галактозы в глюкозу в связи с недостаточностью ферментов галактоза-1-фосфат-уридилтрансферазы.
Болезнь обнаруживается с 1-х дней после рождения расстройством пищеварения. Характерны рвота, понос, потеря массы тела, причем введение молока обусловливает ухудшение заболевания. Отмечается стойкая желтуха в период новорожденности, увеличение размеров печени, образование катаракты, задержка психомоторного развития, признаки поражения почек, печени.
Дети должны быть переведены на безмолочное вскармливание.
Частота заболевания в Москве 1: 16000, в Израиле 1: 20000, в США 1: 72000.
3.Мукополисахаридозы
Это наследственные заболевания соединительной ткани, связанные с нарушением распада некоторых углеводсодержащих соединений.
Различают 7 типов мукополисахаридов, фенотипически сходных, но различающихся по дефектам разных ферментов.
Новорожденный ребенок в начале не имеет внешних изменений, но со временем черты лица становятся грубыми, характерна запавшая переносица, помутнение роговицы, увеличение печени и селезенки, тугоподвижность суставов, изменения со стороны позвоночника (горб), кожа сухая, грубая, бледная.
Постоянные симптомы на 2 году жизни. Позже появляются признаки поражения сердца, развивается слепота, глухота, замедляется рост. Многие больные умирают в возрасте до 10 лет.
4.Амавротическая идиотия (болезнь Тея-Сакса)
Нарушение обмена липидов. Болезнь связана с недостатком гексозаминидазы А.
С 4-5мес. Дети начинают отставать в психомоторном развитии, становятся апатичными, перестают интересоваться окружающим, фиксировать взгляд. Наблюдается мышечная гипотония. К концу первого года жизни наступает слепота, интеллект снижается до степени идиотии. Постепенно развивается полная обездвиженность, появляются судороги. Смерть наступает обычно в 3-4 года.
Встречается в среднем 1:250.000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине "Биология" по теме: "Постэмбриональное развитие"
Методическая разработка предназначена для подготовки к теоретическому занятию по изложению нового материала, обобщению и систематизации вопросов размножения. Методическая разработка способствует...

Теоретические и практические занятия по генетике человека с основами медицинской генетики
Полная раскладка теоретических и практических занятий...
Фонд оценочных средств по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Комплект контрольно - оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения ОП. 04 «Генетика человека с основами медицинской генетики» по программе подготовки специал...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Освещены междисциплинарные и внутридисциплинарные связ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Биология» Тема занятия: Простейшие — паразиты внутренней среды
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Тема имеет большое значение для понимания вопросов па...
