Урок - презентация "Ваше здоровье - в ваших руках"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Горовая Светлана Николаевна

Практическая значимость изучаемого материала способствует формированию экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе исследовательской деятельности с включением регионального компонента, в котором предусмотрены программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности и влиянием ее на здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vashe_zdorove_-_v_vashikh_rukakh.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ  НА  КОНКУРС

по номинации:

«За  содействие формированию здоровья школьников

 в процессе обучения».

УРОК  -  ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

«ВАШЕ  ЗДОРОВЬЕ – В  ВАШИХ  РУКАХ».

Горовая Светлана Николаевна

учитель биологии высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Бийск Алтайского края

Презентация «Ваше здоровье – в ваших руках».

Цель: сформировать убеждение в необходимости вести здоровый образ  

            жизни

Задачи: -  изучить влияние факторов окружающей среды микрорайона

                  школы на здоровье  человека;

             -  развивать  творческое  мышление  учащихся  через поисково -  

                исследовательскую работу;

       

             - активизация  познавательной  деятельности  через    

               исследовательскую  работу о здоровом образе жизни.

Ход  урока.

Учитель:

Уважаемые  ребята.  Мы  заканчиваем  изучение  одной из глав  большого  раздела  -  учение  о  клетке.  На  предыдущем  уроке  мы  охарактеризовали  св-ва генетического кода и рассмотрели,  каковы пути  передачи  наследственной  информации  в биологических  системах.  Сегодня  на  уроке  мы углубим  и  проанализируем  изученный  материал  через  исследовательскую  работу   и  тогда,  может  быть,  сформулируем  убеждение,  что  наше  здоровье -   в  наших  руках.  

         Тема  сегодняшнего  урока  очень  злободневна:  «Ваше  здоровье - в  ваших  руках».  

     Число землян превысило 6 миллиардов. Резко возросло влияние человека на биосферу. В итоге, в биосфере начались необратимые изменения, которые могут привести к экологическому кризису. Это вызвало озабоченность мирового сообщества и стало стимулом для рождения концепции устойчивого развития, или экоразвития, где гарантируются благоприятные экологические условия для ныне живущих и будущих поколений землян. Пока эту концепцию ученые будут разрабатывать и претворять в жизнь, наша с вами задача максимально обезопасить себя и делать все возможное для сохранения своего здоровья. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов показали, что влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается:

20-25% всех воздействий

20% - наследственные факторы вызванные генными и хромосомными

           нарушениями

10% - на долю здравоохранения

50-55% - составляет образ жизни человека

Мы загнаны  в лабиринт городских стен, спешим, суетимся и не замечаем, как сами укорачиваем свою жизнь. Человеческие пороки – это те же вредные привычки, которые ведут нас в бездну нездоровья. Вы можете возразить, что здоровье – личное дело каждого. Это не совсем так. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. И во многом наше здоровье зависит от нас самих.

     Первая страница нашей презентации посвящена – ВОЗДУХУ.

 

    Ведущий:

  Загрязнение  окружающей  среды,  которое  с  момента  появления  первых  городов  стало  их  несчастьем,  нашло  отражение  в  средневековом  законодательстве.  Так  в  1832  году  во  Франции  согласно  эдикту  Карла  VI  было  запрещено  выпускать  в  Париже  дым  «тошнотворный  и  дурно  пахнущий».  В   Англии  в  XVII  веке  был  издан  указ,  запрещающий  лондонцам  разжигать  огонь  в  каминах  во  время  сессий    парламента,   чтобы  защитить  парламентариев  от  смога.  Без  пищи  человек  может  прожить  около  50  дней,  без  воды  -  около  5,  а  без  воздуха  - не  более  3  -  4  минут.

     -  А  каким  воздухом  дышим  мы?  

     -  Сейчас  мы  заслушаем докладчика,  он  выступит  с  работой  по  

         анализу  воздуха  в  школе.

 

Практик: 

 Для  выяснения  состава  воздуха  в  школе и  его  чистоты  мы   взяли  пробы  запылённости  в  разных  школьных  помещениях:  коридорах  и  кабинетах  -  как  во  время  уроков,  так  и  во  время  перемен.  Результаты  работы  приведены  на  слайде.

Ведущий:  

  Когда  мы  ходим,  бегаем,  прыгаем,  вся  пыль  поднимается  в  воздух,  а  с  нею  и  болезнетворные  бактерии.  Они оседают  на  пылинках      и  вместе   с  ними   долго   находятся   во  взвешенном  состоянии.   Таким    образом,    распространяются     грипп,  ангина,  ОРЗ,  туберкулез   и  другие    болезни.

- Давайте   послушаем,   как   обстоит  дело   с  инфекционными   болезнями   у  нас    в  школе?

Видеозапись  интервью  со   школьным   врачом.

Учитель:

Какой  вывод   можно   сделать?

  Надо  следить   за  состоянием   воздуха   в  нашей   школе,   чтобы   быть   здоровым:   проветривать   кабинеты   на  переменах,   график   проветривания   имеется   в  каждом   кабинете.

Следующая    страница   посвящена   шуму.

Ведущий:  

                                  Шум.

Человек   внес   в  мир   звуков   речь   и  музыку,   сделал   звук   своим   помощником.    Проходили     века,  человек    трудился,   творил.   Появлялись    все   новые  и новые       источники    шума,  росла   их   сила.

Уровень   шума   измеряется  в    децибелах. На слайде   приведены   примеры  уровней   шума     разной   интенсивности.

Шелест   листвы – 10 ДБ

Шепот   -   20  ДБ

Тиканье   часов – 30 ДБ

Спокойный    разговор – 50 ДБ

 Уличный   шум  - 80 ДБ

Громкая   музыка  - 110ДБ

Реактивный   самолет – 140 ДБ

Динамический  диапазон  человеческого    уха   укладывается   в  140  ДБ.   По   санитарным    нормам   уровень   шума  должен   составлять   для    учебных    кабинетах  45  ДБ,  а  для    коридоров  60  ДБ.  А  у нас?

Аудио запись   шума   в  школьном    коридоре   опыт -  определения  шума.

 Уровень   шума   в   школе определяют шумомером.

Вот его показания:

50 дБ – в учебных кабинетах

110 дБ - в коридоре второго этажа

108 дБ – в коридоре третьего этажа

130 дБ – во дворе школы у автострады

     Как видите, во всех местах измерения уровень шума превышает санитарные нормы.

Ведущий:

 Американский   ученый     Кнудсен     считает,  что  шум – такой   же   медленный   убийца,  как  смог.     Постоянный   шум   является   причиной   многих   болезней.   Под   влиянием    шума   у   человека   изменяется    физиологическое   состояние:    сначала   появляется    угнетение,   его    сменяет    некоторое   возбуждение, и,   наконец,   развивается   подавленное    состояние.

Шумовое  «опьянение» - одно   из  причин   успеха   современной   рок – музыки.   При  ее   исполнении   уровень   шума   превышает     болевой   порог  и   достигает  130  ДБ.  Группа  медиков  обследовала    молодежь,  часто   слушающую   громкую   музыку.   У  20%    юношей    и   девушек  слух   оказался    сниженным  и   соответствовал    слуху 85- летних   стариков.   Уровень   шума  в  40-50  ДБ   нарушает   сон    у  25%   населения;  шум   в  50-55 ДБ – у 50%;   шум  в 70-75  ДБ  - у  95%  населения.   Шумы   природного   происхождения   (шум   морского   прибоя,  дождя,   шелест   листвы,  пение   птиц)  благотворно     влияют    на   организм     человека:   успокаивают,   расслабляют,    снижают   на  организм   стрессы.   А  вот   производственные   шумы,   шум   транспорта   ухудшают   работу   сердца,   повышают    артериальное    давление  и  снижают  производительность    труда:    физического – на  30%,   а   умственного – на 60%.

Учитель: 

 Какой   вывод   можно   сделать?

Учащиеся: 

 Надо   снижать   шум   в  школе.       Этому   помогает   озеленение, т.к.   зеленая     защитная   полоса   вдоль   дороги   снижает   уровень    шума  на  14 ДБ.   Проводить      беседы   о  влиянии    шума  на   организм   человека.

Учитель: 

 Следующая      страничка   нашей презентации  о  вредных   привычках.

Ведущий:

  Все  знают, что    такие    пагубные     привычки   человека,   как  курение,   употребление   алкоголя  и  других    наркотических   веществ,  приводят  к   болезненным   изменениям     в  организме.    Каким   вырастет   человек,   с  детства   привыкший  пить  и  курить?

Табак,  как  известно,    среднедействующий   наркотик.    Гораздо   легче   привыкнуть   к  наркотику,   чем   отвыкнуть   от  него.   Курящие – это  не  «взрослые»,   «самостоятельные»,   «мужественные»   люди,  а  просто  рабы   привычки,   у  которых    недостаточно   развиты    воля   и   самообладание.   Чтобы    бросить   курить,  надо,   прежде   всего,   захотеть   это  сделать,    проявить   силу    воли,   самодисциплину,   упорство   в   достижении   цели.

Основное    действующее   вещество   в  табаке – никотин.   В   одной   сигарете   массой  в  1г.   содержится   10-15мг никотина.  В     чистом   виде – это  маслянистая   жидкость  со жгучим   вкусом.  По   токсичности   он   сравним  с   синильной     кислотой.  Это   сильный  яд,    действующий   на   нервную,   пищеварительную,   дыхательную   и   сердечно-сосудистую     системы.  При   затяжке   табак  выделяет    ядовитые   и  опасные    вещества:  аммиак,   оксид   углерода,   канцерогенные     углеводороды,   радиоактивный   полоний,   синильную   кислоту,    сероводород    и   табачный   деготь.    Сигаретный     фильтр  может   удержать    не   более    20%   этих  веществ.

  Что    ожидает   курильщиков?   Инфаркт    миокарда,    инсульт,   заболевания   сосудов   и    головного   мозга,   эмфизема   и  рак   легких,   гангрена   ног  (облитерирующий   эндартермит),   язва   желудка   и  двенадцатиперстной   кишки,   больное   и  неполноценное   потомство.                              

 

Учитель:

 А  теперь  давайте  поговорим  о  пассивном   курении.

 - Как   вы   думаете,   опасен  ли  никотин   для   окружающих?                    

Учащиеся:

Курение  опасно  не  только  для  самого  курильщика,  но  и  для   людей,  просто   находящихся  с ним    рядом - пассивных  курильщиков.  В результате    вдыхания  табачного  дыма  у  них   нарушается   сон,   аппетит,  работа  желудка  и  кишечника, повышается   раздражимость.  У  школьников  это  проявляется  в  плохой   успеваемости    и  даже  в  отставании  в  физическом  развитии  и   влиянии   на  зубы.

Ведущий: 

 Пристрастие  к  спиртному – алкоголизм – болезнь,   известная   с   древности,  о  ней  упоминал  еще   Аристотель.  Многие  люди   стараются    преодолеть   неприятности  с  помощью   алкоголя.  И, действительно,  одним  он  приносит  облегчение,  у  других   повышает  настроение,  дает   ощущение  раскованности  и  веселья.  Но  так   легко  перешагнуть  черту,  за  которой   опьянение   становится   пагубной  привычкой.  По  данным ВОЗ   на 1  тыс.  человек  приходится  до   100  алкоголиков!

Спиртные   напитки  содержат   не  только   этиловый   спирт,  но  и   различные   примеси,  в  том   числе   ядовитые сивушные    масла,  от  которых  не   избавиться  никакой   очисткой.   Метиловый   спирт – яд,  который   легко  может   вызвать   не  только  сильное   отравление,  слепоту,   но  и  смерть.   Употребление   его    даже   в  малых   количествах   приводит  к  поражению   зрительного   нерва   и  сетчатки  глаза.  А   присутствующие   в  винах   кислоты,  отрицательно   влияют    на  пищеварение,   особенно  на   печень   и  поджелудочную   железу.

   

Учитель:

  А  как  же  пиво?

Ведущий: 

  Его  считают   ценным  продуктом    и даже  называют   «жидким  хлебом».   Но   в  нем   содержится   от  2,8   до 12%  спирта,  присутствуют   различные  вещества,   повышающие   чувствительность   организма   к   алкоголю,   усиливающие  его  всасывание.   Это  тоже    алкогольный   напиток.

Практик:

Алкоголь вызывает    не  только   нарушение   здоровья,    но  и  ведет  к  деградации  личности,   толкает   на     серьезные     преступления.

Статистические    данные:

 Назову   цифры,   которые  отражают    состояние       нашего   общества   г.  Бийска.

  • в вытрезвителе города ежедневно бывает 10 человек
  • в доме ребенка находятся 60 человек
  • количество коррекционных классов в городе 108 (1032 чел)

 

Ведущий: 

Все   это  в   будущем   отразится   на   уровне   культуры,   уровне   преступности,    уровне  заболеваемости    горожан.   Для   государства    должны    быть  важны   здоровье      нации   и   ее  душа.  И   то  и  другое   сейчас    безобразно.    Кто    останется    после   нас?    Нации   слабых   и    безвольных    людей?

Практик:

Анализ опыта:   болезнь  химической      зависимости на примере действия различных растворов на развитие растений / в растворе спирта, в растворе бензина, в растворе карболовой кислоты/, /контроль – чистая вода/ (слайд)

Ведущий: 

 Еще   одна   проблема      современности – наркотики.

Наркотики   вещества       широко     используются   в   медицине    в качестве   снотворных   и   обезболивающих   средств.   Воздействуя    на   центральную   нервную   систему,   они  вызывают,  особое   психическое   состояние – эйфорию.  Все  эти   вещества    ядовиты.  Они  отравляют   организм,   дополняя  нарастающую    психическую   деградацию глубоким   истощением    нервной    системы.   При  привыкании   к  наркотикам      человек   думает   только   об  очередной   его  дозе.   И  вскоре    любое   препятствие   на    этом  пути   вызывает   агрессию   и  может  привести   к  преступлению.

    Каждый   человек   должен  знать,  что   такое   наркомания   и  что  к   ней   может    привести.   Помните,  что  от  нее  очень   сложно,  но  все  же   можно    вылечиться,   было  бы   желание.

Учитель:

 А  как   обстоит   дело   с   вредными   привычками  у  нас  в   школе?

Статистик:

   Опрос   учащихся     в  школе   дал  следующую  картину:

Из 100 опрошенных учеников:

  • пробовали курить 65 человек – 65%
  • среди них из интереса 51 человек – 51%
  • за компанию 19 человек – 19%
  • курят систематически 20 человек – 20%
  • пробовали алкогольные напитки 81 человек – 81%
  • вызвали отвращение 30 человек- 30%
  • выпивают 15 человек –15%
  • выпивают пиво 63 человека – 63%
  • пиво не относят к спиртным напиткам 46 человек – 46%
  • не имеют вредных привычек 33 человека – 33%.

Удручающие  цифры.  Правда   есть,  о  чем   задуматься?   Систематическое      употребление   наркотических     веществ,   в  том   числе   алкоголя,  никотина,  не  только  вызывает   нарушение   во  всех   внутренних   системах   организма, но      и   повреждает    половые  клетки:   все   слабее  и  не полноценнее      будут  следующие     поколения,  если  сейчас  эти    привычки   не  истребить,   не  вести  с  ними   жестокую,  непримиримую    борьбу!

Статистик:

Статистические    данные по Заречью города Бийска за 2005 год:

Общее число родов – 500 новорожденных

Из них:

  • Число родов с патологиями – 2%
  • Детей с синдромом Дауна – очень много
  • Детей с синдромом Тернера – очень редко
  • Детей с патологическим развитием – очень много

   А   цифры     твердят  свое.   Статистика   Бийска   печальна:

Печальный  список   можно   продолжить,  конечно,  пьянство,  всего    лишь   одна   из   причин   таких  нарушений.   Но  стоит   ли   пополнить   собой    группу   риска?  

 

Учитель: 

Известный  хирург   Н. М. Амосов    сказал:  «В  большинстве   болезней  виновата  не  природа,  а  только   сам  человек.    Чаще  всего   он   болеет    от  лени  и     жадности,  но  иногда    от  неразумности».

Главное  в  борьбе     с  вредными   привычками – их  профилактика.

Следующая    страничка  о  правилах   личной   гигиены.

Ведущий:

Рассмотрим   наиболее  важные   вопросы,  касающиеся    здорового    образа   жизни.  Что  можно   сделать   для   сохранения   и  укрепления   здоровья?

     С  самого  раннего    детства  нас   учат  правилам   гигиены.   Все  их  знают.

      Демонстрируется     видеозапись    интервью   школьников   по  вопросам    личной  гигиены.

    «Просто       знать   еще  не все,    знания  нужно   уметь   использовать»,-  так   говорил  Гете.   А   как   мы  их  используем.

Демонстрация    видеозаписи:   ученики   идут   в  столовую.

 К   чему  может   привести  незнание    правил  гигиены?  К   возникновению  глистных   и  инфекционных      заболеваний.   Глистные  заболевания   возникают   при   заражении    яйцами   глистов.    Причины   заражения – употребление   в  сыром   или  плохо  прожаренном   виде   рыбы  или   мяса,   немытых    овощей  и  фруктов,  несоблюдение   правил   личной   гигиены.

     Инфекционные   заболевания   возникают   при  попадании  в  кишечник   возбудителя   заболевания.    Возможна     передача   через   предметы   обихода  и   грязные  руки,  переносчиками   могут   быть   мухи  и  тараканы.

И  так,  надо   не только  знать  правила   личной   гигиены,  но  и  каждый    день   применять  их.

Переходим  к  последней   странице  презентации,  которую   мы  назвали  

«Профилактика».

Ведущий:

  В  нашей   школе    многое   делается    для    сохранения   здоровья   школьников.

Демонстрируется   видеозапись с   голосом  за  кадром:

В   начале учебного   дня     в  начальной    школе   проводится  утренняя     гимнастика.  На  уроках   регулярно   проводятся   физкультминутки,  включающую   дыхательную   гимнастику,  и  упражнения  для  мышц  спины,   рук,   ног  и  профилактический   массаж      биологически     активных       точек.   В  школе   работают   спортивные    секции – баскетбольная,  волейбольная,  карате.

Большое   воспитательное     значение   имеет  наглядная    агитация.  Плакаты,  стенгазеты.

Комнатные   растения  способствуют    созданию   благоприятной,  здоровой  обстановки    в  кабинетах  и  в  коридорах   школы,  на  участке   много  зеленых   насаждений.

Учитель (рефлексия):

 Подводя   итог   сегодняшнему    занятию  на  тему   «Ваше   здоровье – в  ваших  руках»,   мне  хотелось   бы   узнать, насколько ценен был урок для вас. Определим по шкале ценности, которая дана на доске. Если вы почерпнули много интересной информации, оцените 100% и соответственно – ниже – 50% и 30%

Учащиеся (рефлексия):

- Мы     убедились,  что   наше   здоровье   зависит   от  образа   жизни,   который   мы   ведем,   от    состояния    окружающей  среды.

-  Здоровье   человека – в  его  собственных    руках,   надо   лишь   уметь   распорядиться   им   умно.

- Здоровье -  это  дар   природы    и  заботиться     о  нем,   сохранять   его,   беречь   человек   должен  сам.

- Важно,  чтобы   мы   каждый   день    что-то  делали     для   того,  чтобы   дольше   оставаться   здоровыми.

Учитель: 

  В  заключение    нашей презентации  мне   хотелось бы  поблагодарить   всех,   кто  принимал   участие   в  подготовке  материалов  для создания презентации  по итогам вашей посково – исследовательской работы  и   пожелать  вам  в дальнейшем    занимать   активную    позицию   в  борьбе   за   здоровый   образ   жизни.

                       

Приложение:

  1. Презентация к уроку – 33 слайда.
  2. Фотографии начала и заключения урока.

Биология. 10 класс. Учитель: Горовая Светлана Николаевна. МОУ «СОШ №1» города Бийска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Ваше здоровье в ваших руках»

 Здоровье – это главная жизненная ценность, которая во многом определяет будущность страны. Забота о нём – главная забота каждого человека. Но, к сожалению,  порой привычки берут верх. К сожалению, ку...

Круглый стол «Ваше здоровье в ваших руках»

 Здоровье – это главная жизненная ценность, которая во многом определяет будущность страны. Забота о нём – главная забота каждого человека. Но, к сожалению,  порой привычки берут верх. К сожалению, ку...

Проект здоровьесберегающие технологии ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ В ВАШИХ РУКАХ

Проект здоровьесберегающие технологии ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ В ВАШИХ РУКАХ. Комплекс упражнений спиральной гимнастики....

Профилактика курения «Ваше здоровье в ваших руках"

Занятие для  ребят 13-15лет. Раскрывается    информация о табаке, последствиях курения. В ходе общения  дети анализируют о том какое  влияние оказывает  курение на различ...

Ваше здоровье в ваших руках

Тема урока: «Ваше здоровье в ваших руках»Тип урока: комбинированныйВремя урока: 45 минутЦель урока: формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья через использование в питани...

Публикация "Ваше здоровье - в Ваших руках"

Спорт- это основа здоровья. С детского сада нужно привлекать детей к физкультурным занятиям. И только занимаясь физической культурой и спортом, мы вырастим здоровое поколение....

Помните, ваше здоровье - в ваших руках! Классный час на тему «Здоровый образ жизни».

Классный час направлен на формирование здорового образа жизни детей...