Программа по УД "Биология"
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих в пределах реализации ППКРС. Рабочая программа разработана на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины Биология для профессий и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ ФИРО от 2008 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.19 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Краевое государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение №11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Биология»
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих в пределах реализации ППКРС. Рабочая программа разработана на основе ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины Биология для профессий и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ ФИРО от 2008 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Организация-разработчик: КГБ ПОУ № 11 г. Комсомольск-на-Амуре
Разработчик: Петрухненко Галина Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории КГБ ПОУ № 11
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 14 |
| 15 |
| 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»
1.1. Область применения рабочей программы.
Биология является обязательным предметом общеобразовательного цикла федерального компонента.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональном образовательном учреждении № 11, реализующем образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по следующим профессиям:
Технический профиль:
151903.02 «Слесарь», «Слесарь КИПа»
150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
190629.07 «Машинист крана (крановщик)
210801.01 «Оператор связи»
270843.04 «Электромонтажник – наладчик»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины:
Рабочая программа по предмету «Биология» ориентирована на достижение
следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 137 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося 41 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 137 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 96 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 15 |
практические работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
Итоговая аттестация в форме зачёт | |
2.2. Тематический план учебной дисциплины БИОЛОГИЯ.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макс. учебнаянагруз-ка учащегося, час | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа учащего-ся, час | |||
Всего | Теория | Лаб. работы | Практические занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
1. | Учение о клетке | 24 | 18 | 14 | 4 | 6 | |
2. | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 13 | 8 | 7 | 1 | 5 | |
3. | Основы генетики и селекции | 26 | 19 | 13 | 4 | 2 | 7 |
4. | Эволюционное учение | 28 | 20 | 15 | 5 | 8 | |
5. | История развития жизни на Земле | 12 | 6 | 6 | 6 | ||
6. | Экосистема | 24 | 18 | 15 | 1 | 2 | 6 |
7. | Бионика | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Зачет | 3 | 3 | 3 | ||||
Всего за курс обучения | 137 | 96 | 74 | 15 | 7 | 41 |
2.3 Содержание учебной дисциплины Биология
Уровни усвоения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальномуматериально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине:
Таблицы по темам:
«Учение о клетке»- 16 шт.
«Организм. Размножение и индивидуальное развитие»- 12 шт.
«Основы генетики и селекции»- 11 шт.
«Эволюционное учение»- 14 шт.
«История развития жизни на Земле»- 9 шт.
«Основы экологии»- 15 шт.
Коллекции-22
Модели - 4
Динамические модели -14
Портреты учёных -5
Муляжи -3
Макеты -9
Гербарии - 8
Наборы микропрепаратов- 15
Микроскопы -13
Лупа ручная - 13
Комплект для экологических исследований- 3
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ- 13
Комплект реактивов для базового уровня (набор) - 1
Технические средства обучения:
- компьютер мультимедийный преподавателя в составе: монитор, системный блок, клавиатура, манипулятор –« мышь»;
- мультимедийный проектор (с пультом управления);
- мультимедийные аксессуары (акустические колонки, буфер);
- интерактивная доска;
- принтер цветной струйный;
- источник бесперебойного питания;
- сетевой фильтр;
- электронные носители информации:
1С: Школа. Биология. 10 класс (СД- диск), образовательный комплекс, 2009г.
1С репетитор. Биология (СД - диск), электронный учебник.
Общая биология, 10 кл. «1С: Образование», 2010 г. (СД – диск)
Лабораторный практикум. Биология. 6 – 11 кл. – учебное электронное издание. Республиканскиймультимедиацентр. 2009 (2 СД – диска)
Основы общей биологии. 9 кл. «1С: Образование», 2009 (2 СД – диска)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
- Сивоглазов В.И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т.Биология .Общая биология. Базовый уровень: Учебник для 10-11 класса.- М: Дрофа,2011.-368с
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.- М: Дрофа,2008.-367с.
- Криксунов Е.А., Экология. 10 (11) класс: для общеобразоват.учреждений. - М: Дрофа, 2008.-252с.
- Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2011.
- Полянский Ю.М. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.- М: Просвещение, 2010.-286с.
Дополнительные источники:
- Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.-М: Дрофа, 2010.-624с.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2010.
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Учебное пособие для нач. проф. образования.- М: Издательский центр «Академия», 2009.-384с.
Интернет-сайты:
- Федеральный портал "Российское образование". Адрес http:/www.edu.ru
- Естественно-научный образовательный портал: География; биология;Aдрес htth://som.fio.ru
- Сетевое объединение методистов. Адрес http://som.fio.ru Учителю Биологии www.chemnet.ru
- Хабаровская краевая образовательная информационная сеть Адрес: http://edu-net.khb.ru
- Сетевые проекты в среде Хаба-Вики. Адрес: http://resourse.ippk.ru/medeawiki
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать - основные положения биологических теорий и закономерностей клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; - строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; - сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; - вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику. | -устный опрос; - тестовый контроль; терминологический диктант; - биологический кроссворд; - графический диктант; - защита докладов, рефератов и электронных презентаций по заданным темам внеаудиторной самостоятельной работы; - практические работы; - лабораторные работы; - представление результатов изучения биологического материала в формах реферата, электронной Презентации; - тесты на соотнесение теории и её характеристик (положений) и авторов |
уметь: - объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - сравнить биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (искусственный и естественный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; - анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически их оценивать; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | - устный опрос; - составление синхронистической и сравнительной таблиц; - составление конспекта, рецензии биологической литературы; - составление биографической справки учёного- биолога; - тестовый контроль; - тематические контрольные работы; - тестовый контроль на установление причинно- следственных связей; - высказывание личной аргументированной оценки, суждения о биологических явлениях; - поиск информации и её обработка; - работа с хронологической таблицей; - применение биологических закономерностей при объяснении явлений и процессов; - практические работы; - лабораторные работы; - итоговый зачёт |
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование темы и урока | Часы | Средства обучения (схемы, таблицы, динамические пособия, СД) | Виды самостоятельных работ | Межпредметные связи с указанием предмета и темы | Домашнее задание | |||||
т/о | п/о | ||||||||||
1. | Введение. Предмет и задачи общей биологии. | 1 | §1.1 – 1.2 | ||||||||
2. | Основные свойства живого. Многообразие живого мира. | 1 | § 1.3 | ||||||||
I.Учение о клетке –18 часов (из них 4ч. – лабораторные работы) | |||||||||||
3. | Клетка – элементарная живая система. Клеточная теория. | 1 | «Строение клетки» «Строение животной клетки» СД – Основы общей биологии-9 (Глава1 Введение в основы общей биологии) | 1. Составление схемы «Создание клеточной теории» 2. Работа с учебником (стр. 15-19) | §2.1, в.5 | ||||||
4. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. | 1 | «Строение клетки» «Строение животной клетки» СД – Основы общей биологии-9 (Глава1 Введение в основы общей биологии | Составление схемы «Неорганические вещества клетки» | Химия: «Классы неорганических соединений» «Вода- растворитель» | §2.2, презентации | |||||
5. | Органические вещества клетки. Белки. | 1 | «Строение и организация белка» «Крахмал и белки в растительных клетках» Модель – ДНК СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 1. Биохимия клетки 1.1 Химический состав клетки СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §.5 Химический состав клетки | Работа с учебником (стр. 30, стр. 33, стр. 43-44) | Химия: «Белок», «Соли», «Водородный показатель» | §2.5, в.7 | |||||
6. | Углеводы. Липиды. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 1.Биохимия клетки 1.1 Химический состав клетки СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §5 Химический состав клетки. | 1. Работа с учебником (стр. 45- 47) 2. Пополнение словаря. | §2.4, 2.5 | ||||||
7. | Нуклеиновые кислоты. | 1 | «ДНК» «Редупликация молекулы ДНК» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 1.Биохимия клетки 1.1 Химический состав клетки СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §5 Химический состав клетки. §6 Белки и нуклеиновые кислоты» | 1. Составление схем 2. Работа с учебником (стр. 48-51) | Химия: «Аминокислоты», «Рибоза, дезоксирибоза» | §2.6, заполнить таблицу | |||||
8. | Строение и функции клетки. Цитоплазма. Органоиды. | 1 | «Строение клетки» «Строение животной клетки» «Некоторые органоиды клетки» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 2. Структура клетки 2.3 Многообразие растительных клеток 2.4 Строение растительной и животной клеток. 3. Физиология клетки. 3.1 Функции основных органоидов клетки. 3.2 Строение и работа устьиц. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки §8 Органоиды клетки и их функции | 1. Составление таблицы «Структурные компоненты клетки» 2. Работа с учебником (стр. 54-63) | Химия: «Крахмал и целлюлоза» | §2.7 | |||||
9. | Лабораторная работа №1 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках» | 1 | 1. Микроскопы 2. Готовые микропрепараты клеток растений 3. «Строение клетки» 4. «Некоторые органоиды клетки» | Работа по инструктивным карточкам | Повторить §2.7 | ||||||
10. | Строение и функции клетки. Клеточное ядро. Хромосомы. | 1 | Строение клетки» «Строение животной клетки» «Некоторые органоиды клетки» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 2. Структура клетки 2.3 Многообразие растительных клеток 2.4 Строение растительной и животной клеток. 3. Физиология клетки. 3.1 Функции основных органоидов клетки. 3.2 Строение и работа устьиц. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки §8 Органоиды клетки и их функции | 1. Составление таблицы «Структурные компоненты клетки» 2. Работа с учебником (стр. 54-63) | Химия: «Крахмал и целлюлоза» | §2.8, стр. 72, таблица 3 | |||||
11. | Лабораторная работа №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах» | 1 | 1. Микроскопы 2. Готовые микропрепараты клеток растений и животных 3. «Строение клетки» 4. «Строение животной клетки» 5. «Некоторые органоиды клетки» | Работа по инструктивным карточкам | Повторить §2.7, 2.8 | ||||||
12. | Бактерии (Прокариотические) | 1 | «Строение клетки» «Строение бактериальной клетки» СД- Лабораторный практикум(Лаборатория. Классификация и систематика.) 1. Систематика. 1.3 Неклеточные формы жизни 2. Царство бактерий 2.1 Строение, жизнедеятельность бактерий 2.2 Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки (Строение прокариотической клетки) | 1. Работа с учебником (стр. 69-72) 2. Составление схемы строения бактериальной клетки (табл. 3, стр. 72) | §2.9 | ||||||
13. | Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | «Строение клетки» «Строение бактериальной клетки» СД- Лабораторный практикум(Лаборатория. Классификация и систематика.) 1. Систематика. 1.3 Неклеточные формы жизни 2. Царство бактерий 2.1 Строение, жизнедеятельность бактерий 2.2 Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки (Строение прокариотической клетки) | 1. Работа с учебником (стр. 75-77) 2. Пополнение словаря. | § 2.10 | ||||||
14. | Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. | 1 | «Строение клетки» «Строение бактериальной клетки. Вирус» СД- Лабораторный практикум(Лаборатория. Классификация и систематика.) 1. Систематика. 1.3 Неклеточные формы жизни 2. Царство бактерий 2.1 Строение, жизнедеятельность бактерий 2.2 Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека. | 1. Работа с учебником (стр.80, рис. 41,42) 2. Составление схемы строения бактериальной клетки (табл. 3, стр. 72) | §2.11 | ||||||
15. | Лабораторная работа №3 «Изучение строения эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток» | 1 | 1. Микроскопы 2. Готовые микропрепараты клеток растений и животных 3. «Строение клетки» 4. «Строение животной клетки» 5. «Некоторые органоиды клетки» | Работа по инструктивным карточкам | Повторить §2.9, 2.11 | ||||||
16. | Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). | 1 | «Строение клетки» «Строение бактериальной клетки» СД- Лабораторный практикум(Лаборатория. Классификация и систематика.) 1. Систематика. 1.3 Неклеточные формы жизни 2. Царство бактерий 2.1 Строение, жизнедеятельность бактерий 2.2 Роль бактерий в природе и жизнедеятельности человека. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §7 Строение клетки (Строение прокариотической клетки) | 1. Работа с учебником ( рис. 44, стр. 82; рис. 45, стр.83) | §2.11, рефераты | ||||||
17. | Пластический обмен. (Биосинтез белка). Фотосинтез. | 1 | «Биосинтез белка» «Синтез и –РНК» «Генетический код» Д/П Синтез белка СД-Лабораторный практикум (Лаборатория клетки 1. Биохимия клетки 1.2 Биосинтез белка и клетки СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §10биосинтез белков в животной клетке. §12Обеспечение клеток энергией. | 1. Работа с таблицей «Генетический код» 2. Работа с учебником (стр. 99-100) | Химия:«Реакции окисления» «Крахмал» «Глюкоза» | §3.3 в. 2-3 | |||||
18. | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках» | 1 | 1.Комнатные растения. 2.Микроскопы, предметные, покровные стёкла, препаровальные иглы. | Работа по инструктивным карточкам | Повторить §2.2, 3.3 | ||||||
19. | Энергетический обмен. | 1 | «Энергообеспечение клетки» «Энергетический обмен углеводов» СД – Основы общей биологии-9 (Глава 2 Основы учения о клетке) §9 Обмен веществ – основа существования клетки. | 1. Работа с карточками заданиями (папка №1) 2. Работа с учебником (стр. 94-96) | Химия: «Реакции окисления» «Глюкоза» | §3.2 в.2 | |||||
20. | Жизненный цикл клетки. Митоз. | 1 | «Митоз» «Митотическое деление» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.1 Митоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие) 13 Типы размножения 14 Деление клетки. Митоз. | 1. Составление схемы «Этапы митоза» 2. Работа с программой | §3.4, заполнить таблицу | ||||||
II. Организм. Размножение и индивидуальное развитие – 8 часов (из них 1 ч.- лабораторная работа) | |||||||||||
21. | Организм – единое целое. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | 1 | «Митоз» «Митотическое деление» «Вегетативное размножение» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.1 Митоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие) 13 Типы размножения 14 Деление клетки. Митоз. | 1. Составление схемы «Формы размножения» «Этапы митоза» 2. Работа с программой | §3.1, 3.5 (до стр.111) | ||||||
22. | Половое размножение. | 1 | «Митоз» «Митотическое деление» «Вегетативное размножение» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.1 Митоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие) 13 Типы размножения 14 Деление клетки. Митоз. | 1. Работа с карточками -заданиями (папка №1) 2. Работа с программой. | §3.5 (полностью) | ||||||
23. | Образование половых клеток. | 1 | «Митоз» «Митотическое деление» «Вегетативное размножение» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.1 Митоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие) 13 Типы размножения 14 Деление клетки. Митоз. | 1. Работа с карточками -заданиями (папка №1) 2. Работа с программой. | §3.6 | ||||||
24. | Мейоз. | 1 | «Мейоз» Д/П «Перекрёс хромосом» Модель – Строение яйца птиц СД – Лабораторный практикум (Лаборатория клетки) 4. Жизненный цикл клетки 4.2 Мейоз СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие. 15 Образование половых клеток. (Мейоз, кроссинговер, строение половых клеток). | Работа с карточками (папка №1) Контроль по программе СД – Лаб. Составление схемы в тетради. | §3.6, упр. 5 | ||||||
25. | Оплодотворение. | 1 | «Двойное оплодотворение у покрытосеменных» Д/П «Мейоз» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 2. Генетика человека 2.1 Хромосомный набор и развитие человека (Лаборатория Классификация и систематика) 3. Царство растений 3.11 Строение цветка. Двойное оплодотворение (вопрос 9) | Работа с карточками (папка №1) Контроль по программе СД – Лаб. Составление тезисов. | §3.7, в. 4 | ||||||
26. | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 2. Генетика человека 2.1 Хромосомный набор и развитие человека. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие.) §16 Индивидуальное развитие организмов, онтогенез. | Работа с карточками (папка №1) Контроль по программе СД – Лаб. Работа с учебником (стр. 124-128) | §3.8, заполнить таблицу | ||||||
27. | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 3 Размножение и индивидуальное развитие.) §16 Индивидуальное развитие организмов, онтогенез. | Работа с учебником (стр. 132, рис. 65, стр. 134, рис 66) | §3.9, рефераты ср. 136, задания 2,3,5 письменно | ||||||
28. | Лабораторная работа №5 «Влияние курения на свойства слюны. Воздействие алкоголя на свойства белка» | 1 | Пипетки, пробирки, штатив для пробирок, стакан, этиловый спирт, раствор яичного белка, вода, раствор крахмала, раствор йода. | Работа по инструктивным карточкам. | 3.9 (повторить) | ||||||
III. Основы генетики и селекции – 19 часов (из них 4 ч. – лабораторные работы, 2 ч. – практические работы) | |||||||||||
29. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | 1 | Портрет Г. Менделя. СД - Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §17 Из истории развития генетики §18 Основные понятия генетики | Работа с учебником (стр. 144-145) | §3.10 | ||||||
30. | Моногибридное скрещивание. | 1 | Портрет Г. Менделя. «Моногибридное скрещивание» Д/П Законы Менделя СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1.Закономерности наследования 1.1 Закономерности наследования 1.2 Моногибридное скрещивание при полном и неполном доминировании. СД - Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §19 Генетические опыты Г. Менделя | Работа с карточками (папка №2) Контроль по программе СД – Лаб. Решение задач. | §3.11, стр. 146, в. 7 (письменно) | ||||||
31. | Дигибридное скрещивание. | 1 | «Дигибридное скрещивание» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1. Закономерности наследования (1.3 – 1.4) 2. Генетика человека (контроль) СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §20 Дигибридное скрещивание. III закон Менделя. | Работа с карточками (папка №2) Контроль по программе СД – Лаб. Решение задач Графический диктант | §3.12 в.5 | ||||||
32. | Практическая работа №1 «Составление простей ших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам | §3.12 (повторить) | ||||||
33. | Анализирующее скрещивание. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1. Закономерности наследования (1.3 – 1.4 задания) 2. Генетика человека (контроль) СД – Основа общей биологии-9 | Работа с учебником (стр. 158- 162) | §3.11(повторить), конспект | ||||||
34. | Сцепленное наследование генов. Т. Морган. Хромосомная теория наследственности. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1. Закономерности наследования (1.3 – 1.4 задания) 2. Генетика человека (контроль) СД – Основа общей биологии-9 (Глава 4Основы учения о наследственности и изменчивости) §22. Сцепленноенаследованиегенов и кроссинговер. §23. Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1.Работа с учебником. 2.Решение генетических задач. | §3.13 в.5 | ||||||
35. | Современные представления о гене и геноме. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 1. Закономерности наследования (1.3 – 1.4 задания) 2. Генетика человека (контроль) СД – Основа общей биологии-9 (Глава 4Основы учения о наследственности и изменчивости) §22. Сцепленноенаследованиегенов и кроссинговер. §23. Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1.Работа с учебником. 2.Решение генетических задач. | §3.14 | ||||||
36. | Лабораторная работа №6 «Изучение признаков у нормальных и мутантных особей мухи дрозофилы.» | 1 | Микроскопы, готовые препараты нормальных и мутантных мух. | Работа по инструктивным карточкам | §3.13 (повторить) | ||||||
37. | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | «Хромосомный механизм определения пола» «Индивидуальный набор хромосом» Д/П «Перекрёст хромосом» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 2. Генетика человека 2.1 Хромосомный набор и развитие человека (в. 4, в.8) СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §25. Наследственная изменчивость §26. Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. 3. Решение задач | §3.15 Задача. | ||||||
38. | Практическая работа №2 «Решение генетических задач» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам. | §3.11 – 3.15 (повторить) | ||||||
39. | Наследственные болезни человека. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 2. Генетика человека. 2.1 Хромосомный набор и развитие человека (в. 4, в. 8) СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §24 Наследственная изменчивость §26 Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. 3. Решение задач 4. Работа с учебником (стр. 172 – 175) | §3.14 §3.17 в. 3.4 Задача | ||||||
40. | Лабораторная работа №7 «Составление родословной» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам. | §3.14 §3.17 | ||||||
41. | Модификационная изменчивость. | 1 | «Модификационная изменчивость у растений» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 3. Наследственность и изменчивость 3.1 Статистика закономерностей модификационной изменчивости. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения о наследственности и изменчивости) §24 Наследственная изменчивость §25 Другие типы изменчивости (норма реакции-Бычки; Кривая модификаций) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. 3. Выполнение виртуальной лабораторной работы. 4. Решение задач. | §3.16 Опыт дома. | ||||||
42. | Лабораторная работа №8 «Построение вариационной кривой» | 1 | Раздаточный материал: натуральные объекты (засушенные листья, семена); линейки, пинцеты. | Работа по инструктивным карточкам. | §3.16 (повторить) | ||||||
43. | Зачёт за I полугодие | 1 | |||||||||
44. | Наследственная или генотипическая изменчивость. | 1 | «Мутационная изменчивость растений» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции (4.1) – 8-е задание СД – Основы общей биологии-9 (Глава 4 Основы учения наследственности и изменчивости) §§24 наследственная изменчивость §25 Другие типы изменчивости (норма реакции – Бычки; Кривая модификаций) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. 3. Решение задач | §3.16 стр. 120 - 122 | ||||||
45. | Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции. | 1 | Портрет Н.И.Мичурина «Центры многообразия культурных растений» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции 4.1 Использование генетических методов в селекции растений. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 5 Основы селекции растений, животных, микроорганизмов) §27 Генетические основы селекции. §28 Особенности селекции растений. §29 Центры многообразия происхождения культурных растений. §30 Особенности селекционных животных. §31 Основные направления селекции микроорганизмов. (Глава 7 Учение об эволюции) §40 Процессы видообразования (полиплоидия – как причина видообразования) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД – Лаб. | §4.5 в.2 §4.6, 3.18 | ||||||
46. | Лабораторная работа №9 «Описание фенотипов местных сортов растений» | 1 | Гербарные экземпляры различных сортов растений | Работа по инструктивным карточкам | §3.18 (повторить) | ||||||
47. | Биотехнология: её достижения и перспективы развития. | 1 | СД – Биотехнология СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции 4.1 Использование генетических методов в селекции растений. (8-е задание) СД – Основы биологии-9 (Глава 5 Основы селекции СД – Биотехнология СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции 4.1 Использование генетических методов в селекции растений. (8-е задание) СД – Основы биологии-9 (Глава 5 Основы селекции) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД-Лаб. | §3.19 Е.И. Тупикин Общая биология (стр. 357-358) | ||||||
48. | Клонирование. | 1 | СД – Биотехнология СД – Лабораторный практикум (Лаборатория генетики) 4. Генетические основы селекции 4.1 Использование генетических методов в селекции растений. (8-е задание) СД – Основы биологии-9 (Глава 5 Основы селекции ) | 1. Работа с карточками (папка №2) 2. Контроль по программе СД-Лаб. | §3.19 (повторить), конспект | ||||||
IV. Эволюционное учение – 20 часов (из них 5 часов – лабораторные работы) | |||||||||||
49. | История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея. | 1 | Портреты: К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §36 Идея развития органического мира. | Работа с учебником (стр. 197 – 198) | §4.1 | ||||||
50. | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | Портреты: К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §36 Идея развития органического мира. | Работа с учебником (стр. 203-204) | §4.2 | ||||||
51. | Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §36 Идеи развития органического мира. | 1. Работа с учебником (стр. 205, стр. 207, стр.208-209)2.Работа с карточками (папка № 3) | §4.3 | ||||||
52. | Эволюционное учение Ч. Дарвина. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §36 Идеи развития органического мира. | 1. Работа с учебником (стр. 211-213). 2.Работа с карточками (папка № 3) | §4.4 | ||||||
53. | Лабораторная работа №10 «Изучение борьбы за существование на примере различных видов плесени» | 1 | Чашки Петри с песком, кусочки хлеба, фруктов, препаровальные иглы | Работа по инструктивным карточкам | §4.4 (повторить) | ||||||
54. | Концепция вида, его критерии. | 1 | «Критерии вида» «Экологическое видообразование» «Конвергенция» «Географическое видообразование» СД – Основы общей биологии9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции (Дивергенция) §38 Динамика численности (видео) §39 Вид, его критерии и структура §40 Процесс видообразования | 1. Пополнение словаря. 2. Работа с учебником (стр. 218 – 219) | §4.5 в.2 | ||||||
55. | Лабораторная работа №11 «Морфологические особенности растений различных видов» | 1 | Гербарные экземпляры растений разных видов | Работа по инструктивным карточкам | §4.5 (повторить) | ||||||
56. | Лабораторная работа №12 «Изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений» | 1 | Коллекции, гербарные листы различных сортов злаковых культур, паслёновых, живые экспонаты различных сортов комнатной фиалки, бегоний, кактусов и др. | Работа по инструктивным карточкам. | §4.4,4.5 (повторить0 | ||||||
57. | Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 1 | «Популяции» «Экологическое видообразование» «Конвергенция» «Географическое видообразование» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 3. Экология популяций и сообществ 3.1 Изучение свойств популяций СД – Основы общей биологии-9 (Глава 9 Основы экологии) §54 Популяция (рост численности домашней крысы) §55 Функционирование популяции и динамика её численности | 1. Пополнение словаря. 2. Работа с учебником (стр. 219 – 220) | §4.6 | ||||||
58. | Популяция как единица эволюции. | 1 | «Популяции» «Экологическое видообразование» «Конвергенция» «Географическое видообразование» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 3. Экология популяций и сообществ 3.1 Изучение свойств популяций СД – Основы общей биологии-9 (Глава 9 Основы экологии) §54 Популяция (рост численности домашней крысы) §55 Функционирование популяции и динамика её численности. | 1. Пополнение словаря. 2. Работа с учебником (стр. 226-227) | §4.7 | ||||||
59. | Факторы эволюции. | 1 | «Виды изменчивости» «Модификационная изменчивость» «Борьба за существование и её формы» «Искусственный отбор» «Ведущая роль естественного отбора» «Приспособленность организмов к среде обитания» «Методы изучения естественного отбора» Колекции СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции. (Биологическое значение наследственной изменчивости. Механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора.) §43 Основные закономерности биологической эволюции. (Глава 9 Основы экологии) §51 Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 1. Пополнение словаря. 2. Работа с учебником (стр. 231) | §4.8 | ||||||
60. | Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. | 1 | «Ведущая роль естественного отбора» «Приспособленность организмов к среде обитания» «Методы изучения естественного отбора» Колекции СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции. (Биологическое значение наследственной изменчивости. Механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора.) §43 Основные закономерности биологической эволюции. (Глава 9 Основы экологии) §51 Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 1. Составление схемы «Формы естественного отбора» 2. Работа с учебником (стр. 234-237) | §4.9 | ||||||
61. | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | 1 | «Виды изменчивости» «Модификационная изменчивость» «Борьба за существование и её формы» «Искусственный отбор» «Ведущая роль естественного отбора» СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции. (Биологическое значение наследственной изменчивости. Механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора.) §43 Основные закономерности биологической эволюции. (Глава 9 Основы экологии) §51 Приспособленность организмов к действию факторов среды. «Приспособленность организмов к среде обитания» «Методы изучения естественного отбора» Коллекции СД – Основы общей биологии-9 | 1. Составление таблицы «Формы приспособленности организмов к окружающей среде» 2. Работа с учебником (стр. 240-246) | §4.10 | ||||||
62. | Лабораторная работа №13 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | Коллекции различных морфологических адаптаций животных к среде обитания, гербарные экземпляры растений. | Работа по инструктивным карточкам. | §4.6, §4.7 (повторить) | ||||||
63. | Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. | 1 | «Виды изменчивости» «Модификационная изменчивость» «Борьба за существование и её формы» «Искусственный отбор» «Ведущая роль естественного отбора» «Приспособленность организмов к среде обитания» «Методы изучения естественного отбора» Колекции СД – Основы общей биологии-9 (Глава 7 Учение об эволюции) §37 Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции. (Биологическое значение наследственной изменчивости. Механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора.) §43 Основные закономерности биологической эволюции. (Глава 9 Основы экологии) §51 Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 1.Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 231 – 235) 3. Работа с коллекциями. | §4.8 §4.9 в.5 §4.10 | ||||||
64. | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. | 1 | «Ароморфоз и идиоадаптация….» № 55,56 Коллекции: «Рудиментарные органы» СД – Основы общей биологии-9 (Глава6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §35 Этапы развития жизни на земле. Главные ароморфозы. Основные этапы эволюции растений и животных. (Глава 7 Учение об эволюции). §42 Основные направления эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 255-260) 3. Работа с коллекциями | §4.11 стр. 247 | ||||||
65. | Макроэволюция. Доказательства эволюции. | 1 | «Ароморфоз и идиоадаптация….» № 55,56 Коллекции: «Рудиментарные органы» СД – Основы общей биологии-9 (Глава6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §35 Этапы развития жизни на земле. Главные ароморфозы. Основные этапы эволюции растений и животных. (Глава 7 Учение об эволюции). §42 Основные направления эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с коллекциями | §4.12 | ||||||
66. | Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. | 1 | «Ароморфоз и идиоадаптация….» № 55,56 Коллекции: «Рудиментарные органы» СД – Основы общей биологии-9 (Глава6 Происхождение жизни и 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с коллекциями развитие органического мира). §35 Этапы развития жизни на земле. Главные ароморфозы. Основные этапы эволюции растений и животных. (Глава 7 Учение об эволюции). §42 Основные направления эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с коллекциями | §4.13 | ||||||
67. | Биологический прогресс и биологический регресс. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §35 Этапы развития жизни на земле. Главные ароморфозы. Основные этапы эволюции растений и животных. (Глава 7 Учение об эволюции). §42 Основные направления эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с коллекциями | §4.13 | ||||||
68. | Лабораторная работа №14 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» | 1 | 1.Гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений. 3. Веточки ели. 4. Коллекции насекомых. | Работа по инструктивным карточкам. | §4.12- 4.13 (повторить) | ||||||
V. История развития жизни на Земле – 6 часов. | |||||||||||
69. | Гипотезы происхождения жизни. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §32 Представления о возникновении жизни (Опыт Луи Пастера, Реди.Теория абиогенеза) | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 265 стр. 268-269) | §4.14 в.3 §4.15 в.1 | ||||||
70. | Краткая история развития органического мира. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 (Глава 6 Происхождение жизни и развитие органического мира). §32 Представления о возникновении жизни (Опыт Луи Пастера, Реди.Теория абиогенеза) | 1. Работа с карточками (папка №3) | §4.16 | ||||||
71. | Современные гипотезы о происхождении человека. | 1 | Таблица «Ископаемые люди» Муляж: Череп кроманьонца; Череп современного человека; Череп неандертальца; Бюст неандертальца; Бюст питекантропа; Рука человека со шлифованным топором; Бедренная кость. СД – Основы общей биологии-9 Глава8Происхождение человека §45 Доказательства эволюции §46 Этапы эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 285 – 290) 3. Работа с муляжами. | §4.17 в.3,4 | ||||||
72. | Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 1 | Таблица «Ископаемые люди» Муляж: Череп кроманьонца; Череп современного человека; Череп неандертальца; Бюст неандертальца; Бюст питекантропа; Рука человека со шлифованным топором; Бедренная кость. СД – Основы общей биологии-9 Глава8Происхождение человека §45 Доказательства эволюции §46 Этапы эволюции | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с муляжами. | §4.18 | ||||||
73. | Эволюция человека. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 Глава 8 Происхождение человека. §46 Этапы эволюции человека. | 1.Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 292) | §4.19 | ||||||
74. | Единство происхождения человеческих рас. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 Глава 8 Происхождение человека §47 Человеческие расы и их родство. | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 297) | География: «Расы человека» | §4.20 в.8 | |||||
VI. Экосистема – 18 часов (из них 2часа – практические работы, 1 час – лабораторная работа). | |||||||||||
75. | Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §50 Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 305) | §5.1 Конспект в. 4 | ||||||
76. | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Абиотические факторы среды. | 1 | «Фотопериодизм» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 2. Экология особей 2.2 Экологические группы птиц (на усмотрение) СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §50 Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы (Экологические факторы) §51 Общие закономерности действия факторов среды на организм. | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 307 – 308) | §5.2 в.4 | ||||||
77. | Биотические факторы среды. | 1 | «Фотопериодизм» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 2. Экология особей 2.2 Экологические группы птиц (на усмотрение) СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §50 Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы (Экологические факторы) §51 Общие закономерности действия факторов среды на организм. | 1. Работа с карточками (папка №3) 2. Работа с учебником (стр. 314-316) | §5.3 , заполнить таблицу « Виды взаимоотношений в природе» | ||||||
78. | Взаимодействие популяций разных видов. | 1 | Д/П Охрана видов. СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 2.Экология особей 2.1 Приспособленность паразитических червей к живой среде обитания. 2.2 Экологические группы птиц (на усмотрение) (Лаборатория – Классификация и систематика) 5. Царство животных 5.5 Жизненный цикл паразитических червей. СД – Основы общей биологии-9 §53 Биотические связи в природе. §54 популяция. §55 Функционирование популяции и динамика её численности. | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Работа с учебником (стр. 314 -319) Составление таблицы | §5.3 , в.5-6 | ||||||
79. | Экосистема. | 1 | «Биогеоценоз» «Сообщество степи, смешанного леса, тундры» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §56 Сообщесво (Биоценоз; Ярусы лесного биоценоза.) §57 Биогеоценоз, экосистема и биосфера. (экологическая пирамида) | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Работа с учебником (стр. 320-325) | §5.4 Конспект | ||||||
80. | Поток энергии и цепи питания. | 1 | «Поток энергии в биогеоценозе» «Биоценоз пресного водоёма» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §53 Биотические связи в природе. (Цепи и сети питания) §57 Биогеоценоз, экосистема и биосфера. (Экологическая пирамида; Цепи питания; Редуценты; Консументы.) | 1. Работа с учебником (стр. 328 – 329) 2. Составление пищевых цепочек. | Химия: «Разложение веществ» | §5.5 Упражнение: составить пищевую цепочку. | |||||
81. | Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам | § 5.5 (повторить) | ||||||
82. | Свойство биоценозов. | 1 | «Биоценоз» «Биоценоз пресного водоёма» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §56 Сообщество. §58 Развитие и смена биогеоценозов.\ | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Составление пищевых цепочек | Конспект | ||||||
83. | Лабораторная работа №15 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности» | 1 | Фотографии с изображением природных ландшафтов г. Комсомольска- на- Амуре и его окрестностей, промышленных предприятий и т. д. | Работа по инструктивным карточкам. | §5.4 (повторить) | ||||||
84. | Смена экосистем. | 1 | Таблицы: «Зарастание водоёма» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §58 Развитие и смена биогеоценозов. Сукцессия. Вторичная сукцессия. Смена природных сообществ. | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Работа с учебником (стр. 330-331) | §5.6 Сообщение. | ||||||
85. | Агроценозы. | 1 | «Рекультивация земель» «Влияние ядохимикатов на сообщества поля пшеницы» СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §56 Сообщество. (Неустойчивость агроценозов; Искусственные биоценозы) | 1. Работа с карточками (папка №4) 2. Работа с учебниками. | §5.7 Сообщение. | ||||||
86. | Биосфера и свойства биомассы. | 1 | «Биосфера» СД – Лабораторный практикум (Лаборатория экосистемы) 1. Глобальная экология 1.1 Структура биосферы (вопросы, 4 вопрос-схема) СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §57 Биогеоценоз, экосистема и биосфера. (Вернадский В.И. – фото) | 1. Работа с учебником (стр. 338) Сообщения учащихся | §5.8 Сообщение. | ||||||
87. | Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. | 1 | «Поток энергии в биогеоценозе» СД – Основы общей биологии-9 Глава 6 Происхождение жизни и развитие органического мира. §34 Круговорот веществ Глава 9 Основы экологии §57 Биогеоценоз, экосистема и биосфера. (Круговорот веществ в природе) §59 Основные законы устойчивости. (Круговорот углерода) | 1. Работа по карточкам (папка №4) 2. Работа с учебником (стр. 341-343) | Химия: «Углерод, соединения углерода» | §5.9 | |||||
88. | Ноосфера. Роль человека в природных процессах. | 1 | СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §60 Рациональное использование природы и её охрана. (Примеры отрицательного антропогенного воздействия) | Работа по карточкам Работа с учебником | §5.9 в.6 §5.10 Сообщение. | ||||||
89. | Глобальные изменения в биосфере. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лабораторный практикум) 4. Экология социальная и прикладная 4.1 Основы рационального природопользования (только вопросы) | Работа с учебником Сообщения учащихся | Химия: «Подгруппа кислорода» | §5.11 Конспект. Рефераты | |||||
90 | Пути решения экологических проблем. | 1 | СД – Лабораторный практикум (Лабораторный практикум) 4. Экология социальная и прикладная 4.1 Основы рационального природопользования | Работа с учебником Сообщения учащихся | 5.12 | ||||||
91. | Охрана природы и рациональное природопользование. Заповедники Дальнего востока. | 1 | «Охрана и преобразование природы» «Охрана вод и загрязнений» Атлас Хабаровского края СД – Основы общей биологии-9 Глава 9 Основы экологии §60 Рациональное использование природы и её охрана. (рациональное природоиспользование; загрязнение среды) | Работа с учебником Сообщения учащихся | Химия: «Вредные вещества» | Конспект | |||||
92. | Практическая работа №4 «Решение экологических задач» | 1 | Инструктивные карточки | Работа по инструктивным карточкам | §5.6- 5.12 (повторить) | ||||||
VII. Бионика – 2 часа. | |||||||||||
93. | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | 1 | 1.Работа с учебником (стр. 364) 2.Пополнение словаря. | Конспект. Рефераты. | |||||||
94. | Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 1 | 1.Работа с учебником (стр. 366) 2.Пополнение словаря. | Конспект. | |||||||
95-96. | Дифференцирован -ный зачёт. | 2 |
Итого: 96 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...