Планирование и организация научно-исследовательской деятельности учащихся
методическая разработка по биологии на тему

Семёнова Анжела Николаевна

Представлены этапы планирования и организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_nauchno-issled.d-ti.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

     

     Научно-исследовательская работа позволяет каждому учащемуся исправить, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.

     Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе обучения, когда формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

     Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения НИР учащимися.

Этап 1. Мотивация НИР

     Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, а абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно, что наряду с моральными стимулами (мы в поселке впервые занимаемся этим вопросом) можно увидеть и материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в вуз. Мы материальным стимулом выбирали раньше защиту реферата на государственном экзамене, сейчас выступление на научно-практической ученической конференции «Через творчество и поиск к совершенству».

Этап 2.Выбор направлений исследований.

     Это наиболее сложный этап. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы. Объем исследований должен быть таким, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами.

Мы решили изучать ПК пос. Зеленый по направлениям: атмосфера (климат), почва, фенология, выполнить несколько работ экологического характера по отработке методик биоиндикации окружающей среды, по оценке экологического состояния учебно-опытного участка, оценке степени озеленения пришкольной территории, загрязнения атмосферы выбросами транспорта. Кроме того, мы изучаем здоровье человека: его хронотип, влияние Луны на самочувствие, способности.

Этап 3. Постановка задачи.

     На этом этапе фиксируется настоящий уровень знаний и желаемые конкретные цели. Важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных, состоящих из 5-7 источников. Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы.

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных.

     На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, их результаты фиксируются. Главное здесь не результат, а пройденный детьми путь.

Позиция руководителя – активно-наблюдательская. Важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему? Что из этого следует?,

 Что будет если?…»

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.

     Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез.

Форма дискуссии любая, но демократичная. Каждый участник работы должен высказать свою точку зрения.

Этап 6. Оформление результатов работы.

     Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде доклада, коллектив самостоятельно готовит доклад, а задача руководителя – отредактировать «детский текст».

Этап 7. Представление исследовательской работы.

     Очень полезно предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории, т.е. на научно-практической ученической конференции.

     Создание условий для научно-практической исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, помогает учащимся реализовать их жизненные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...