Биология 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Шкляева Елена Сергеевна

УМК В.В.Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное образовательное учреждение

Андроновская основная общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______________/________/

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор школы

_________________ Н.И. Роот

Приказ № ________

от «___»_____________20__ г.

Рабочая программа

по предмету

«Биология»

2014-2015 учебный год

Класс __9___

Основное общее образование

Базовый уровень

Рабочую программу составила:

_Шкляева Елена Сергеевна

учитель биологии, химии

вторая категория 

с. Андроново

2014 год

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание тем учебного курса.
  4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
  5. Нормы оценивания результатов обучающихся.
  6. Поурочно-тематическое планирование.
  7. Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы).
  8. Приложение (календарно-тематическое планирование).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2008, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

На основании примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания учебного материала по биологии в 9 классах, в нем реализуется базисный уровень.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.

Принципы отбора материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Этот аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся отражен в отдельной графе к каждому уроку.

В поурочное планирование с целью реализации компетентностного подхода в образовании включена графа «Планируемый результат», в которой отражены умения и навыки учащихся по трем уровням:

  • воспроизведение и описание информации;
  • интеллектуальный уровень (реализация умений и навыков в стандартной ситуации);
  • творческий уровень (реализация умений и навыков в нестандартной ситуации).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Главной целью основного общего образования является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название темы

Количество часов

Лабораторные  работы

Экскурсии  

1.

Биология в системе наук

2

2.

Молекулярный уровень

10

№1

3

Клеточный уровень

15

№2-№3

4.

Организменный уровень    

14

№4-№5

5.

Популяционно-видовой уровень

3

№6

6.

Экосистемный уровень

8

7.

Биосферный уровень    

4

№1

8.

Основы учения об эволюции  

7

№7

9.

Возникновение и развитие жизни на Земле

7

№2

ИТОГО

70

7

2

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (9 класс)
70 ч/год (2 ч/нед.)

Введение. Биология в системе наук (2 ч)

      Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
      
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов).

Уровни организации живой материи. Биополимеры, их особенности строения,  функции , роли в живых организмах, примеры биополимеров. Углеводы. Белки. Липиды.  Биологические катализаторы.  АТФ. Витамины. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи»

Глава 2. Клеточный уровень (15 часов)

           Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
      Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.  Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
      Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ  энергии в клетке.  
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
      

Лабораторные работы:
  «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

Глава 3 . Организменный уровень    (14 часов)

 Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Биогенетический закон. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
      
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

      Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
      Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
      

Демонстрации: 

модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
      

Лабораторные работы:
      
• Изучение изменчивости у растений и животных.
      • Изучение фенотипов растений.
      
Практическая работа:
      
• Решение генетических задач.

      Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
      
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
      Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
      
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 4. Популяционно-видовой уровень  (3 часа)

Вид. Критерии вида. Биологическая классификация. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.

Лабораторная работа № 5«Изучение морфологического критерия вида»

Глава 5. Экосистемный уровень (8 часов)

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Глава 6.Биосферный уровень    (4 часа)
      Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живых организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
      
Практические работы:
      
• Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
      • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
      • Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
      • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
      
Экскурсия:
      
• Среда жизни и ее обитатели.

Глава 7. Основы учения об эволюции   (7 часов)

      Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
      . Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
      Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
      Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
      
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
      
Лабораторная работа:
      
• Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

      

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
      
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
      
Экскурсия:
      
• История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).     

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

   В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
      • 
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
      • 
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
      • 
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
      
уметь:
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
      • 
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
      • 
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
      • 
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
      • 
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
      • 
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
      • 
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
      • 
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

УЧЕБНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2005. - 303 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Система уроков

Планируемые результаты обучения

Лабораторные работы

Дата проведения

Тема урока.

Элементы содержания темы.

Уровень освоения

I. ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Биология - наука о жизни Методы исследования

в биологии.

Термины: Биология, Биофизика,  биохимия, микробиология, генетика, радиобиология.

Репродуктивный: Знать цели и задачи

курса, место предмета в системе естественных наук, давать определения терминам; перечислять царства живой

природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи. Продуктивный: характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный,

биосферный. Доказывать, что современная биология - комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры

Сущность жизни и свойства живого.

Базисный уровень: знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма.

Термины: Жизнь, обмен веществ, наследственность, изменчивость, развитие, размножение.

Продвинутый уровень: приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук. Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры

Репродуктивный: называть общие

признаки (свойства) живого организм, чертах сходства и   отличиях живой материи от неживой.

Продуктивный: характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры

2.1. Молекулярный уровень (10 часов)

(1)

Молекулярный уровень:

общая характеристика

Базисный уровень: называть элементы, преобладающие в составе

живых организмов, перечислять их свойства и значение.

Продвинутый уровень: обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне.

Термины: биополимеры, мономеры, полимеры.

Репродуктивный: давать определения

терминам; перечислять элементы,

преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. Продуктивный:

характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне, самостоятельный  поиск знаний

(2)

Углеводы

Базисный уровень: знать и называть вещества, входящие в состав углеводов. Знать основные функции углеводов в организме. Продвинутый уровень: знать классификацию углеводов; общую формулу углеводов; приводить примеры моно-, ди- и полисахаридов, знать особенности их строения. Обосновывать принадлежность углеводов к биомолекулам

Репродуктивный: давать определения

терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов. Продуктивный: характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп

(3)

Липиды

Термины: Липиды, жиры, гормоны.

Базисный уровень: иметь представление о составе и строении липидов, знать их функции.

Продвинутый уровень: обосновывать принадлежность липидов к биомолекулам

Репродуктивный: давать определения

терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов.

Продуктивный: характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам

(4)

Состав и строение, белков.

Термины:

Белки, протеины, аминокислоты, полипептиды,

Базисный уровень: знать состав

и строение, уровни организации

белковой молекулы; свойства белковых молекул;

Продвинутый уровень: обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения

Репродуктивный: называть мономер

белковой молекулы и его составляю-

щие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме.

Продуктивный: характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом;

(5)

Функции белков

Функции  белков в организме.

Объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам

(6)

Нуклеиновые кислоты.

Термины:

Нуклеиновые кислоты, комплементарность, Базисный уровень: знать типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), их сходство и отличие, типы азотистых оснований, правила комплементарности,

Знать функции ДНК и РНК, типы РНК.

Продвинутый уровень: знать

строение нуклеотидов - мономеров

ДНК и РНК; обосновывать значение НК в организме. Сравнивать молекулы ДНК и РНК

Репродуктивный: давать определения

терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК;

типы РНК. Называть составляющие

мономеров ДНК и РНК.

Продуктивный: характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам

(7)

АТФ и другие органические соединения клетки.

Термины: АТФ, АМФ, макроэргическая связь, витамины.

Базисный уровень: иметь представление о строении молекулы

АТФ (схема), ее функции (о превращениях молекулы АТФ в клетке). Иметь представление о роли витаминов в организме.

Продвинутый уровень: знать классификацию витаминов. Приводить примеры авитаминозов

Репродуктивный: давать определения

терминам. Перечислять составляющие

нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); раз-

личные группы витаминов. Продуктивный: характеризовать особенности строения молекулы АТФ

(АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов

(8)

Биологические катализаторы.

Термины: катализатор, фермент, кофермент,.

Базисный уровень:

знать свойства

ферментов и механизм катализа.

Продвинутый уровень:

объяснять

роль ферментов в организме.

Иметь представление о коферменте

Репродуктивный: давать определения

терминам.

Перечислять факторы,

обеспечивающие скорость ферментативных реакций.

Продуктивный: характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент - вещество»; роль ферментов в организме

Лабораторная

Работа № 1 «Расщепление пероксида водорода

в клетках листа элодеи»

(9)

Вирусы.

Термины: Вирусы, капсид.

Базисный уровень:

знать особенности строения и функционирования вирусов. Знать способы борьбы со СПИДом.

Продвинутый уровень: знать об особенностях различных вирусных заболеваний; приводить примеры вирусных заболеваний растений, животных и человека

Репродуктивный: перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом.

Продуктивный: характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам

(10)

Обобщение и контроль

знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

Базисный уровень: знать особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение.

Продвинутый уровень: обосновывать качественный скачок от неживой к живой природе

Репродуктивный: давать определения

терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение.

Продуктивный: характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значение

2. Клеточный уровень (15 часов)

(1)

Основные положения клеточной теории.

Базисный уровень: знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии.

Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).

Продвинутый уровень: знать и называть фамилии великих ученьгх-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток

Репродуктивный: называть фамилии

великих ученых-микроскопистов,

внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории.

Продуктивный: характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).. Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии

Лабораторная

Работа № 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

(2)

Клеточная мембрана.

Термины:

Фагоцитоз, пиноцитоз, ядро, органоиды, мембрана.

Базисный уровень: знать строение

и функции наружной мембраны

клетки, способы проникновения

веществ в клетку. Знать строение

и функции ядра.

Продвинутый уровень: знать механизм фаго- и пиноцитоза, объяснять их значение

Репродуктивный: давать определения

терминам. Называть составляющие

наружной клеточной мембраны, со-

став содержимого ядра.

Продуктивный: характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз).

Репродуктивный: называть органоиды

Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. Проводить сравнение прокариотических и эукариотических организмов

(3)

Ядро. Хромосомный набор клетки.

Термины: прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышко, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гомологичные хромосомы,

 Сравнивать диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Обосновывать значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов

(4)

ЭПС. Рибосомы.  

Базисный уровень: знать строение

ЭПС, рибосом, и др. органоидов, перечислять их функции.

Термины: эндоплазматическая сеть, рибосомы

Продуктивный: характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами

(5)

Комплекс

Гольджи. Лизосомы.

Базисный уровень: знать строение

Комплекса Гольджи и лизосом, перечислять их функции.

Продуктивный: характеризовать колмплекса Гольджи лизосом и др. органоидов, их функции.

(6)

Митохондрии. Пластиды

Знать виды пластид. Продвинутый уровень: обосновывать наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. Объяснить единство происхождения этих органоидов.

Термины:

Митохондрии, пластиды, кристы, граны, тилакоиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты

перечислять виды пластид.

Продуктивный: характеризовать митохондрий и пластид. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. Объяснять взаимопереход пластид.

(7)

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

 

Базисный уровень: иметь представление о строении клеточного центра и органоидов движения;

знать функции клеточного центра

и органоидов движения

Продвинутый уровень: знать признаки отличий включений от органоидов клетки, приводить примеры клеточных включений;

Термины: клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, вверено деления, реснички, жгутики, клеточные включения.

Репродуктивный: называть элементы.

входящие в состав клеточного центра;

перечислять органоиды движения;

Продуктивный: характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения;

Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки.

(8)

Различия

в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки).

Базовый уровень:; сравнивать прокариоты с эукариотами. Обосновывать роль спор в жизни прокариот. выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами.

Термины:

Аэробы, анаэробы, споры,

Репродуктивный: называть органоиды прокариотической клетки.

Продуктивный:

давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять роль спор в жизни прокариот

(9)

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Базисный уровень:

описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке.

Продвинутый уровень: обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Термины: ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка, фотосинтез

Продуктивный: характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки

(10)

Энергетический обмен  в клетке.

Знать этапы энергетического обмена. Иметь представление об образовании АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Термины: АТФ, макроэргическая связь, брожение, гликолиз, клеточное дыхание.

Репродуктивный: давать определения терминам. Уметь объяснять что такое ассимиляция и

диссимиляция. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма. Знать основные этапы энергетического обмена  в клетке.

(11)

Типы питания клетки. Фотосинтез. Хемосинтез.

Термины: автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы.

Базисный уровень: знать характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания..

Знать особенности процессов фото- и хемосинтеза. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза

Продвинутый уровень: знать о гетеротрофном питании некоторых растительных организмов, об организмах со смешанным типом питания.

Репродуктивный: давать определения

терминам. Называть типы питания

живых организмов; фазы и продукты

фотосинтеза; группы гетеротрофных

организмов.

Продуктивный: характеризовать (описывать) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов

Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза

(сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания.

Лабораторная

Работа № 3 «Расщепление пероксида водорода

с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

(12)

Синтез белков в клетке.

Базисный уровень: иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов). Продвинутый уровень: обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода.

Термины: ген, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция, полисома.

Репродуктивный: давать определения

терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции). Продуктивный: характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избы-

точности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке

(13)

Синтез белков в клетке

Базисный уровень: иметь пред-

ставление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов). Продвинутый уровень: обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического

кода.

Термины: ген, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция, полисома.

Репродуктивный: давать определения

терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции). Продуктивный: характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избы-

точности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке

(14)

Деление клетки. Митоз.

Термины:

митоз, жизненный цикл, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, хроматиды,

центромера, веретено деления.

Репродуктивный: давать определения терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки.

Продуктивный: характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический Базисный уровень:  Знать основные фазы жизненного цикла  клетки, уметь  объяснять   биологическое значение митоза, механизм

деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки.

Уметь: проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь работать терминами, текстом

учебника, составлять обобщающие таблицы. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий

Продвинутый уровень: обосновывать биологический смысл митоза.

(15)

Обобщающий

урок по теме «Клеточный

уровень организации живого»

Базисный уровень:

знать строение,

функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений

и животных); основные положения клеточной теории; сравнивать автотрофные и гетеротрофные организмы; знать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); объяснять сущность митоза.

Продвинутый уровень: обосновывать утверждение: «Вне клетки жизни нет»; биологический смысл митоза

Репродуктивный: знать термины; называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных

в химический состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза.

Продуктивный:

характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток

Глава 3. Организменный уровень (14 часов)

(1)

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Базисный уровень:

знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки., их сходство и различие. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения. Продвинутый уровень: обосновывать биологическую роль различных видов и форм размножения  Уметь работать с терминами, текстом учебника. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

Термины: бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение.

Репродуктивный: знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть

мужские и женские половые гаметы.

Продуктивный: описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять

сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым.

(2)

Развитие половых клеток.

Мейоз. Оплодотворение.

Базисный уровень: иметь представление о стадиях гаметогенеза;

знать сущность и стадии мейоза,

сущность процесса оплодотворе-

ния; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет.

Продвинутый уровень: иметь

представление о механизмах оплодотворения у растений и млекопитающих, обосновывать необходимость выработки большего числа сперматозоидов при наружном оплодотворении.

Термины:

Гаметы, период размножения, период роста, период созревания. Фазы мейоза. Оплодотворение, зигота, наружное, внутреннее оплодотворение.

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Перечислять стадии гаме-

тогенеза, стадии мейоза.

Продуктивный:

характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения;

выделять отличия в процессах форми-

рования мужских и женских гамет.

Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий

.

(3)

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Термины:

Онтогенез, эмбриональный период, постэмбриональный период, дробление, бластула, бластомеры, нейрула. Гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие.

Базисный уровень: знать периоды онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды. Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Формулировать биогенетический

закон.

Продвинутый уровень: обосновывать значение биогенетического закона

Репродуктивный:

давать определения терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития.

Продуктивный:

характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение

(4)

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

Базисный уровень:

 знать предмет

изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов

первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать

правило расщепления.

Продвинутый уровень: давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание

Термины: гибридологический метод чистые линии, моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, Закон чистоты гамет.

Репродуктивный: давать определения

терминам.

Продуктивный:

характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании.

Решать задачи на моногибридное скрещивание

(5)

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

Базисный уровень:

знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Уметь работать  терминами, текстом

учебника, Пользоваться компьютерным источником информации.

Продвинутый уровень: обосновывать практическое значение применения метода анализирующего скрещивания.

Уметь решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание. Углубленный уровень: знать и объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов.

Термины: неполное доминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание

Репродуктивный: давать определения терминам.

Продуктивный:

характеризовать законы наследственности.

Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание

Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи.

(6)

Дигибридное скрещивание.

Базисный уровень: знать генети-

ческие термины и понятия, законы наследственности. Объяснять, что является материальным носителем наследственности. Иметь представление о независимом наследовании признаков. Продвинутый уровень: уметь решать задачи на дигибридное скрещивание.

Термины: дигибридное скрещивание, решетка пеннета. Закон независимого наследования.

Репродуктивный:

давать определения

терминам.

Продуктивный:

характеризовать за-

коны наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков. Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов

 

(7)

Сцепленное наследование

признаков.

Базисный уровень: знать законы

наследственности, сущность закона

Т. Моргана; обосновывать биоло-

гическое значение перекреста хромосом.

Продвинутый уровень: обосновывать механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом). Иметь представление о значении составления генетических карт человека

Репродуктивный:

давать определения

терминам.

Продуктивный: характеризовать сущ-

ность закона Т. Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования

признаков, называть его причины

(конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом

 

(8)

Взаимодействие генов.

Базисный уровень: знать законы наследственности, иметь представление о различных видах взаимодействия неаллельных генов. Продвинутый уровень: уметь решать задачи на различного вида взаимодействия неаллельных генов.

Термины:

Кодоминирование, комплементарность,

эпистаз, полимерия, плейотропия.

Репродуктивный:

называть виды

взаимодействия неаллельных генов.

Продуктивный:

характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов.

Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов

(9)

Генетика пола. Сцепленное

с полом наследование.

Базисный уровень: знать группы

хромосом (аутосомы и половые

хромосомы). Знать механизм на-

следования признаков, сцепленных с полом.

Продвинутый уровень: приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование

Репродуктивный: давать определения

терминам. Называть группы хромосом.

Продуктивный: характеризовать

группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом.

Решать задачи на сцепленное с полом наследование

 

(10)

Модификационная

Изменчивость. Норма реакции.

Базисный уровень:

знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Продвинутый уровень: иметь представление о норме реакции (ее пределах) организма на внешние условия

Репродуктивный:

 давать определения

терминам.

Продуктивный:

характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия

Лабораторная

Работа № 4 «Выявление изменчивости организмов»

(11)

Мутационная изменчивость.

Базисный уровень: знать формы

изменчивости; выделять основные

различия между модификациями

и мутациями. Знать виды мутаций;

факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций.

Продвинутый уровень: проводить сравнительную характеристику мутаций различных видов. Обосновывать биологическую роль мутаций.

Термины: делеция, инверсия, редупликация, полиплоидия, колхицин, мутагены.

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть виды мутаций;

факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций.

Продуктивный: характеризовать фор-

мы изменчивости; выделять основные

различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания

(12)

Основы селекции. Работы

Н. И. Вавилова

Базисный уровень: знать, что та-

кое селекция, ее задачи и значение.

Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных. /

Продвинутый уровень: обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости

Репродуктивный: давать определения

терминам. Называть центры происхождения культурных растений. Продуктивный: характеризовать задачи и значение селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие

в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций

 

(13)

Основные методы селекции растений, животных

и микроорганизмов.

Базисный уровень:

знать основные методы селекции; обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса.

Продвинутый уровень:

Иметь представление о методике, позволяющей преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть основные методы

селекции; виды гибридизации.

Продуктивный:

характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать

методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ

(14)

Обобщение и контроль

по теме  «Организменный

уровень организации живого».

Базисный уровень: знать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям.

Продвинутый уровень: обосновывать использование учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Уметь решать задачи

Репродуктивный:

давать определения

терминам.

Продуктивный:

характеризовать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции; знать законы наследственности, приспособленность организмов к среде обитания. Объяснять суть использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Решать задачи

Глава 4.  Популяционно-видовой уровень (3 часа)

(1)

Вид. Критерии вида.

Базисный уровень: знать основную

систематическую единицу в биологии, определение понятия «вид».

Определять

критерии вида  (морфо-

логический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Продвинутый уровень: обосновывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны.

Термины: вид, критерии вида, ареал.

Репродуктивный: давать определения

терминам. Называть критерии вида.

Продуктивный: характеризовать основную систематическую единицу

в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны

Лабораторная

Работа № 5

 «Изучение морфологического критерия вида»

(2)

Популяция.  

Базисный уровень: популяция – это форма существования вида и единица эволюции. знать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Экология популяций: структура и динамика численности

Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы. Продвинутый уровень: знать характеристики популяционно-видового уровня организации живой природы

Репродуктивный:

 давать определения

терминам.

Продуктивный:

характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы

(3)

Биологическая классификация

Экологические факторы.

Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «абиотические

экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы»,

«экологические условия», «вторичные

климатические факторы».

Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинноследственные связи на примере влияния экологических условий на организмы.

Глава 5 . Экосистемный уровень (8 часов)

(1)

Сообщество, экосистема,

Биогеоценоз.

Термины: биоценоз, зооценоз, фитоценоз, микроценоз, микоценоз, экосистем, биогеоценоз, биосфера.

Базисный уровень:

знать природные сообщества, их основные

свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знать границы биогеоценоза. Иметь представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере). Продвинутый уровень: проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть природные со-

общества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза. Продуктивный:

 характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ

 

(2)

Взаимосвязь популяций в экосистеме.

Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав». Анализируют структуру биотических сообществ

(3)

Состав и структура сообщества.

Термины:

видовой состав, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы,  редуценты, ярусы, редкие виды, виды доминантные, пищевая цепь, пищевая сеть, трофический уровень

Базисный уровень:

знать морфо-

логическую и пространственную

структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях.

Продвинутый уровень:

 иметь представление о связи биогеоценозов с географической зональностью

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные).

Продуктивный:

характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания

(4)

Потоки вещества и энергии

в экосистеме.

Базисный уровень:

знать характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах, количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.

 Продвинутый уровень:

 знать характеристику пирамид численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества.

Продуктивный:

характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания

(5)

Искусственные биогеоценозы.

Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Разрабатывают план урокаэкскурсии

(6)

Продуктивность сообщества.

Термины: продуктивность, продукция первичная, вторичная, дыхание.

Базисный уровень:

Знать понятие биологическая продуктивность первичная и вторичная продуктивность

Репродуктивный:

Давать определения терминам  «биологическая продуктивность», «первичная продуктивность», , «чистая продукция», «Дыхание».

«вторичная продуктивность»

(7)

Саморазвитие экосистем.

Термины: сукцессия.

Базисный уровень:

знать характеристику экологической сукцессии,

ее природы и механизмов; стадий сукцессии (первичная, вторичная);

обосновывать значение сукцессии.

Находить сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем.

Продвинутый уровень:

иметь представление об общем дыхании сообщества

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем.

Продуктивный:

характеризовать эко-

логическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессии. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах

Проверка биологических терминов

(8)

Обобщение по теме:  «Экосистемный уровень»

Глава 6. Биосферный уровень (4 часа)

(1)

Биосфера. Среды жизни.

Термины: биосфера, почва, среда обитания.

Базисный уровень: знать среды

жизни живых организмов; особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; границы и свойства биосферы.

Продвинутый уровень: демонстрировать на конкретных примерах особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде

Репродуктивный:

 давать определения

терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы.

Продуктивный:

характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов к жизни в оп-

ределенной среде, которые выработались в процессе эволюции; знать границы и свойства биосферы. Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде

(2)

Средообразующая деятельность организмов.

Базисный уровень: знать особенности воздействия живых организмов на среду обитания (механического воздействия, физико-химического и др.); приводить примеры.

Репродуктивный: давать определения терминам. Называть среды жизни живых организмов.

Продуктивный: характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания

(3)

Круговорот веществ в биосфере.

Понимать и объяснять такие понятия, как   биогеохимческий цикл.

Термины: биогенные вещества, микротрофы,  макротрофы, микроэлементы. Базисный уровень:

 знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение;

последствия нарушения круговорота веществ в биосфере. Продвинутый уровень: знать биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

Репродуктивный:

 давать определения терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы.

Продуктивный:

характеризовать особенности круговорота веществ в при-

роде, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

(4)

Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого»

Базисный уровень: знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере. Продвинутый уровень: обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

Репродуктивный: давать определения терминам. Называть уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы. Продуктивный: характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение, последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

Глава 7. Основы учения об эволюции (7 часов)

(1)

Развитие эволюционного

учения. Ч.Дарвин.

Термины: изменчивость, эволюция, естественный отбор, борьба за существование.

Базисный уровень:

 знать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, выделять основную заслугу Ч. Дарвина. Продвинутый уровень: знать историю развития эволюционных идей

Репродуктивный:

 давать определения

терминам. Называть фамилии ученых-

эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина.

Продуктивный:

 характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина

(2)

Изменчивость организмов.

Термины: изменчивость наследственная, ненаследственная, генофонд, генотип, фенотип.

Базисный уровень:

знать основную характеристику различных видов изменчивости (ненаследственной, наследственной), их роли в эволюции. Иметь представление о генофонде популяции. Продвинутый уровень: иметь представление о дрейфе генов

Репродуктивный:

давать определения терминам. Называть виды изменчивости.

Продуктивный: характеризовать виды

изменчивости, их роль в эволюции; объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда

(3)

Борьба за существование и ее формы.

Термины:

борьба за существование, естественный отбор, приспособленность.

Базисный уровень:

знать  причину  бзс, характеристику борьбы за существование, формы борьбы за существование,

Продвинутый уровень:

обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть формы борьбы

за существование,

Продуктивный:

характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор.

(4)

Формы естественного отбора.

Термины: стабизилирующий отбор движущий отбор, естественный отбор

Базисный уровень:

роль естественного отбора и его формы, приводить примеры, объяснять результаты естественного отбора.

Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отбора.

Продвинутый уровень:

обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора,

Репродуктивный:

давать определения

терминам. , называть формы естественного отбора

Приводить примеры адаптации как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование

(5)

Видообразование.

Базисный уровень:

 знать характеристику понятия «микроэволюция», основные формы видообразования, приводить примеры. Знать форму отбора, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования.

Продвинутый уровень:

 приводить примеры различных видов растений и животных, возникших в результате хромосомных перестроек

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть основные формы

видообразования.

Продуктивный:

характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции

(6)

Макроэволюция.

Термины:, микроэволюция. Базисный уровень: знать основные

таксономические группы, что такое

макроэволюция, доказательства

макроэволюции. Знать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Иметь представление о значении исследования филогенетических рядов. Продвинутый уровень: иметь представление о главных направлениях (линиях) эволюции, сформулированных А. Н. Северцовым

Репродуктивный:

давать определения

терминам. (макроэволюция, микроэволюция, филогенетические ряды)

 Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции.

Продуктивный:

 характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции. Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Объяснять значение исследования филогенетических рядов

(7)

Основные закономерности

эволюции.

Термины: макроэволюция, филогенетические ряды, микроэволюция Базисный уровень:

 знать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция); главные линии эволюции.

Обосновывать разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»;

проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации).

Продвинутый уровень: иметь представление о синтетической теории эволюции

Репродуктивный:

давать определения

терминам (параллелизм, конвергенция, дивергенция, гомология, аналоги, ароморфозы, идиоадаптация, дегенерация).

. Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции.

Продуктивный:

Характеризовать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция),

главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации)

 

Глава 8. Происхождение и развитие жизни на Земле (7 часов)

(1)

Гипотезы возникновения

жизни.

Термины: креационизм.

Базисный уровень:

знать основные гипотезы возникновения жизни

(креационизм,  различия в подходах

религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции)

Репродуктивный:

называть основные гипотезы возникновения жизни.

Продуктивный:

 характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции)

(2)

Развитие представлений о

возникновении жизни.

Термины: пробионты, коацерваты.

Базисный уровень:

знать гипотезу

абиогенного зарождения жизни

и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина - Холдейна); иметь представление о современных гипотезах происхождения жизни.

Продвинутый уровень:

знать основные этапы развития жизни на Земле

Репродуктивный: называть этапы раз-

вития представлений о возникновении

жизни.

Продуктивный:

характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина - Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни

(3)

Основные этапы развития жизни на Земле.

Базисный уровень:

иметь представление о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Знать характеристику состояния органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Знать условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим.

Продвинутый уровень: обосновывать смену господствующих групп растений и животных

Репродуктивный:

называть эры и периоды, крупные ароморфозы.

Продуктивный:

 характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных

(4)

Развитие жизни в мезозое.

Базисный уровень:

 знать характеристику состояния органического

мира в мезозое; основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни

в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. Продвинутый уровень: обосновывать смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)

Репродуктивный:

называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации.

Продуктивный:

характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)

(5)

Развитие жизни в кайнозое.

Базисный уровень:

 знать характеристику состояния органического

мира в кайнозое, основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни

в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. Продвинутый уровень: обосновывать смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)

Репродуктивный:

называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации.

Продуктивный:

характеризовать состояние органического мира в кайнозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)

(6)

Обобщение по теме «Возникновение и развитие жизни

на Земле»

Базисный уровень:

знать современные представления о возникновении жизни на Земле; основные

этапы развития жизни на Земле; методы и результаты палеонтологических исследований. Обосновывать появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Знать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных. Продвинутый уровень:

обосновывать проявления сопряженной

эволюции растений и животных на протяжении развития жизни на Земле

Репродуктивный:

давать определения

терминам. Называть фамилии ученых,

гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле; знать эры и периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации. Продуктивный:

характеризовать современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы развития жизни на Земле, методы и результаты палеонтологических исследований. Объяснять появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Характеризовать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных

  1. (7)

Экскурсия:
 «
История развития жизни на Земле»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....