Вред наркотиков
статья по биологии (9 класс) на тему

Столярова Светлана Валерьевна

Интервью учителя биологии и её ученицы, студентки медицинского университета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интервью о наркотиках47.7 КБ

Предварительный просмотр:

НАРКОТИКИ: КАК СКАЗАТЬ “НЕТ”

 C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Изображен.files_4\света 1.jpgВ последние годы в школах страны наблюдается резкий рост потребления различных наркотических веществ, включая самые опаснейшие, такие, как героин. В связи с этим чрезвычайно актуальной стала антинаркотическая пропаганда. Особая роль здесь принадлежит учителям биологии как наиболее осведомленным и о механизмах действия наркотиков, и о всех опасностях, связанных с их употреблением. Ведя доверительную беседу с учащимися о всех негативных последствиях употребления наркотиков, важно одновременно рассказывать и о приемах вовлечения наркоторговцами подростков. Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления снижается. Все большее число молодых людей считают, что использование определенных видов наркотиков не приносит особого вреда. Так, в США, где на борьбу с наркотиками затрачиваются огромные средства, за 1994-1996 гг. употребление марихуаны среди старшеклассников выросло на 38%, в то время как число тех, кто считает названный наркотик приносящим вред, уменьшилось на 22%. На наш взгляд, возникшая ситуация связана, с одной стороны, с умелым использованием распространителями наркотиков неосведомленности подростков, а с другой — с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках. Считаем, что любая пропаганда против наркотиков обязательно должна включать разоблачение подобных мифов. Кроме того, необходимо информировать школьников о природе наркоманий, сути этого тяжелейшего заболевания и на доступном для подростков уровне рассказывать о формировании и развитии психической и физической зависимости от наркотиков.

Миф первый. Попробуй - пробуют все. Это неправда: обследования показывают, что, например, в США меньше чем один из пяти старшеклассников употребляет марихуану. Конечно, и эти цифры вызывают большую тревогу, но ведь более 80% юношей не удалось склонить к употреблению наркотиков. Они уже никогда не будут жертвами наркомании! Чаще всех жертвами ложной аргументации становятся подростки невысоких психологических устоев: конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, подверженные вспышкам гнева, агрессивности. Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают, отстают в психофизиологическом развитии. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.

Миф второй. Попробуй — вредных последствий не будет. Это ложь. Прежде всего пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного - двух приемов. Кроме того, существуют индивидуальные различия в чувствительности организма, даже возможна гибель при первой же инъекции. Большой разброс индивидуальной чувствительности характерен, например, для кокаина и его производных ("крэк"), что иногда приводит к летальным исходам из-за сердечной недостаточности. В условиях подпольного кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество. В клинической практике описано множество случаев тяжелых отравлений, вызываемых токсическими примесями в кустарно изготовленных наркотиках.

Миф третий. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием. Про физическую зависимость ("ломку") школьники кое-что слышали. Однако они убеждены, что ее можно преодолеть, например, с помощью врачей. Дескать, особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей (а ты, конечно, волевой!), в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики. При этом обычно находится свидетель, который знаком с тем, кто после периода серьезного злоупотребления, проявив волю, прошел через "ломку" и теперь вот уже месяц (два, три) наркотики не употребляет — никаких последствий.

Нередко подобная пропаганда достигает цели, поскольку, несмотря на кажущуюся осведомленность, подростки все-таки не обладают элементарными знаниями о природе и характере тяжелейшего заболевания — наркомании. Вот почему необходимо разъяснять, что, во-первых, при употреблении любого вида наркотика, и "легкого", и "тяжелого", прежде всего страдает воля. Это заметно уже тогда, когда другие изменения личности еще не проявляются. Происходит то, что наркологи называют "энергетическим снижением": ослабляются именно волевые качества личности, снижается или теряется целеустремленность, т.е. человек становится неспособен к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, бросает работу. Во-вторых, ремиссия (особенно при употреблении таких наркотиков, как героин) непродолжительна. Через определенный период (до нескольких месяцев) больной вновь оказывается охваченным неудержимым стремлением к приему наркотика, и вновь повторяется цикл заболевания с более тяжелыми последствиями. Ремиссия продолжительностью до года отмечается только у очень небольшого числа больных (около 10%), причем у людей зрелого возраста. Значение здесь имеет наличие семьи и сохранение определенного социального положения. Понятно, что подростки в эту категорию не попадают.

Учащиеся должны знать, что в настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам. В ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости. Дело в том, что мозг "помнит" все. Это, в частности, иллюстрируется псевдоабстинентным синдромом, когда у наркомана после периода довольно длительного воздержания (8-10 мес.) могут снова появиться симптомы даже "ломки".

Миф четвертый. О существовании "безвредных" наркотиков. Безвредных легких наркотиков не существует. Не все наркотики вызывают физическую зависимость, но все они, даже при незначительном употреблении пагубно влияют на личность. Уместно напомнить, что психическая зависимость часто развивается даже в случае употребления таких "легких" наркотиков, как марихуана. В США более 100 000 человек ежегодно обращаются в клиники, пытаясь излечиться от наркотической зависимости — от марихуаны. Употребление марихуаны часто сопровождается ослаблением волевых качеств личности, потерей мотиваций: утрачивается интерес к тому, что происходит в жизни, пропадает желание работать, учиться, человека не волнует, как он выглядит. Распространенный симптом употребления марихуаны — нарушение краткосрочной памяти, внимания, что связано с гибелью нервных клеток в определенных областях мозга. Курение марихуаны ослабляет иммунную систему, и человек становится более восприимчив к инфекциям. Наконец, выявлено, что практически все наркоманы, прибегающие к самым "тяжелым" наркотикам, начинали, пробуя именно марихуану.

Рассказывая школьникам о мифах, учитель должен специально обратить внимание на то, что каждый из них может стать объектом внимания "доброжелателя". В этом случае они обязаны быть готовыми решительно отклонить всякие попытки привлечь их к опаснейшему для человеческой личности "занятию". Подростки должны знать, что тот "добрый" приятель или знакомый, который будет убеждать попробовать "травку" просто из любопытства, дескать, если не понравится, всегда можно бросить, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя неопытного юношу. Школьнику нужно помнить, что никто из погибающих наркоманов не собирался продолжать прием наркотиков, все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. Конец, как правило, трагичен: загублена человеческая судьба, сама жизнь!

Учитель биологии Столярова С.В

Жизни без наркотиков

http://itd2.mycdn.me/getImage?photoId=449716359824&photoType=13 Сегодня, уважаемые  читатели мы познакомим  вас с материалами беседы с выпускницей нашей школы, студенткой второго курса медицинского университета, будущим врачём педиатором Писаревой Марией. Мы поинтересовались её мнением о причинах, которые побуждаю людей принимать  наркотики.

- Ни для кого не секрет, что наркотик – сильнейший яд. Он вызывает ступор, нечувствительность к боли, поражает нервную систему. Но почему люди начинают применение наркотиков?

_ Я, с группой сокурстников, проводила исследование в наркологическом диспанцере г. Иркутска.При опросе наркоманов получились следующие ответы:

Зачем? Может, у тебя горе какое-то случилось и хотелось снять стресс?

– Да нет, просто из любопытства. В нашей дворовой компании на Мещере мы курили «план». От него было состояние безумного веселья, все время хотелось смеяться!

Ради чего? Хотелось испытать состояние «кайфа»? Неужели это так приятно?

– Все было в розовом цвете! Все время быть в таком состоянии хотелось... Одного укола сначала хватало на то, чтобы целый день проходить под «кайфом». Потом организм начал требовать «лекарства» все больше и больше...

Тебе не стыдно было после такого? Не было желания начать новую жизнь?

– Нет. Я на тот момент уже превратился в животное. Ради наркотиков мог сделать все, что угодно – предать, обмануть, обокрасть.

А где были твои друзья, с которыми ты вместе начинал употреблять наркотики?

– Многие из них уже умерли. Меня вот Бог отвел... Была у меня еще подруга – хороший человек, не зависимый от наркотиков. Я ее тоже обманывал, воровал у нее. Она была единственным человеком, с кем я общался. От наркотиков я тогда уже не получал удовольствия. Но и жить без них не мог. Состояние все время было стрессовое, все время слезы. Я чувствовал себя бродячей собакой. Работы нет, семьи нет, будущего нет. Пустота и разруха, тупик…

- Маша,опираясь на эти ответы можно предположить, что люди принимают наркотики ради постоянного состояния счастья?

- Да можно предположить и такой вариант,но впадая в мир иллюзий, наркоманы забывают о реальности. А последняя такова: поражается нервная система, вырабатывается зависимость, сокращается и рушится жизнь. Ощущение удовольствия создается искусственным способом - химическим возбуждением нервных механизмов, участвующих в формировании приятных ощущений, а не удовлетворением человеческих потребностей. Результат - удовольствие отрывается от естественного процесса, получения этого удовольствия. Наркотики - опаснейшие заменители настоящих удовольствий.

-Маша, как будущий врач, ты согласна с мнением, что существуют слабые наркртики, которые не вызывают привыкания?

Среди молодых людей распространено представление о том, что существуют «слабые», «легкие», «мягкие», безопасные наркотики, например, марихуана и экстази, которые дают «кайф» и не вызывают привыкания и разрушения организма. Миф о легких и безопасных наркотиках - это очередная уловка для расширения их сбыта.Постановка вопроса о слабом или сильном наркотике аналогична вопросу о том, в какой петле лучше удавиться? В новой, красивой или в старой и грубой?... Смерть от гипоксии гарантирована в обоих случаях. (Гипоксия – кислородная недостаточность).
_Как же часто невинные забавы подростков оборачиваются реальными проблемами, с которыми очень трудно справиться?

 В ходе употребления к наркотическому препарату сначала развивается психическая зависимость, а затем физическая. В зависимости от вещества, продолжительность приёма наркотика для формирования физической зависимости может быть разной.

- Маша, расскажи нашим читателям, какие зависимости можно наблюдать у подростков?

- Это, прежде всего психическая зависимость. Характеризуется субъективным ухудшением состояния при задержке приёма препарата, а также ощущением психического подъёма, удовлетворения при его получении. С течением болезни появляется симптом улучшения психических функций под действием привычного наркотика. Таким образом, наркотик становится необходимым условием благополучного психического существования и функционировани

- Кроме психической зависимости, наблюдается ли еще ухудшение физического состояния здоровья подростка?

- Безусловно, есть ещё и физическая зависимость. Регулярный приём вещества изменяет обмен веществ в организме употребляющего. Это приводит к значимым его нарушениям при невозможности своевременного употребления наркотического препарата. Отсутствие препарата не только вызывает дискомфорт, но приводит к нарушениям работы органов и систем организма.

- Маша, что означает термин «Синдром отмены»

- Это абстинентный синдром — болезненное состояние, развивающееся у наркоманов при прекращении приёма наркотика. На жаргоне наркоманов называется ломкойХарактеризуется рядом соматических и психологических расстройств (судороги, рвота, потливость, расстройство сна, нарастание тревоги, головокружение и др.)

- Правда, что наркотики, чащем всего употребляют подростки отстающие в учёбе?

- Это тоже миф. Люди с высоким коэффициентом интеллекта чаще своих менее интеллектуально развитых сверстников начинают употреблять незаконные наркотики, что показало наблюдение за почти 8 тысячами человек, которые приняли участие в многолетнем исследовании. У всех участников в возрасте 5 и 10 лет был оценен коэффициент интеллекта. По результатам опроса в 30-летнем возрасте примерно треть мужчин (35,4 %) и каждая шестая женщина (15,9 %) сообщили, что пробовали марихуану, 8,6 % мужчин и 3,6 % женщин хотя бы раз в течение года перед опросом употребляли кокаин. Сходные цифры были получены в ответ на вопросы о барбитуратах, ЛСД и героине. Мужчины, которые в возрасте 5 лет демонстрировали наиболее высокий коэффициент интеллекта, на 50 % чаще лиц из группы с минимальным коэффициентом интеллекта употребляли амфетамины и экстази. Среди женщин зависимость оказалась еще более выраженной: девочки с высоким уровнем интеллекта во взрослом возрасте в 2 раза чаще страдали пристрастием к марихуане и кокаину.

-Маша, а существуют внешние признаки, которые позволяют определить подростков, употребляющих наркотики»

- Внешние прзнаки отчётливо видны, их нужно знать, презде всего учителям и школьному врачу?

- Ты немогла бы их перечислить

- Да,не только перечислить, но и дать памятку, разраблтанную мной.

Наркомана характеризуют:

1. бессонница и бледность; 

2. застывшее, лишенное мимики лицо;

3. сухость слизистых оболочек;

4. постоянно заложенный нос;

5. дрожащие руки с исколотыми и воспаленными венами.

6. частая зевота и чихание;

7. необычайно широкие или узкие зрачки, не реагирующие на изменение освещенности глаза. 

Маша, как ты относи

-Маша,что бы ты хотела добавить в завершении нашей беседы?

- Ребята, помните: «Все наркоманы долго не живут, вне зависимости от вида употребляемого наркотика. Они утрачивают инстинкт самосохранения, что приводит к том, что около 60% наркоманов, в течение первых двух лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытку к самоубийству. Многим из них это удается.  В современном обществе мало кто не знает о вреде наркотиков, но все же эти вещества по-прежнему привлекают людей, становясь губительными для многих. Главная ошибка таких людей состоит в том, что они верят в то, что наркотики принесут им счастье, сделают их жизнь более весёлой и насыщенной, но вскоре понимают что ошибались, и далеко не у каждого находятся силы вернуться обратно к нормальной жизни....жизни без наркотиков.

 Бесседу записала Ткачёва Аня, ученица 11 класса и учитель биологии Столярова С.В.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о вреде наркотиков

Классный час о вреде наркотиков...

Антинаркотический урок с презентацией "О вреде наркотиков - языком математики"

Данный урок проводится в 5 классе после изучения темы «Проценты», как обобщающий по теме с целью отработки практических умений и навыков при работе с процентами, переноса знаний в новую ситуацию, с це...

Вред наркотиков

Цель:1. помочь взрослеющему человеку разобраться в пагубном влиянии наркотиков;2. развивать потребность быть здоровым человеком;3. воспитать у учащихся желание сохранить и укрепить собственное здоровь...

"Я выбираю жизнь!" (о вреде наркотиков)

Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании,росту самосознания и самооценки подростков....

Классный час в 9-м классе по теме "О вреде наркотиков"

Цель: предупредить подростков о вреде наркотиков. Лозунг классного часа: Все наркоманы перестают употреблять наркотики. Некоторым это удается при жизни....

Классный час: Вред наркотиков

Вред наркотиков. В помощь классному руководителю...