Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Субеева Лилия Халилулловна

Рабочая программа по биологии составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

·         Законом «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами).

·         Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.

·         Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.

·         Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов линии И.Н.Пономарёвой.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 5-х классах реализуется базовый уровень.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_klass.rar31.94 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № ___

от «__» __________ 2014 г.

Руководитель МО ________Л.А. Фролова

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель филиала

_________ Т.И. Волкова

«__» _________ 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________В.Н. Уздяев

«__» _________ 2014 г.

                           

     

                                                                                                                                                                             

Рабочая программа по биологии

для учащихся 5 класса

Первомайского филиала ГБОУ СОШ с. Подбельск

на 2014 – 2015 учебный год

                                                                   

                                                                                                                   Учитель: Л.Х. Субеева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по  изучению биологии
в 5-х классе общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по биологии составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Законом «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами).
  • Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 года.
  • Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов линии И.Н.Пономарёвой.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 5-х классах реализуется базовый уровень.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.

                         

     1. ЦЕЛИ  ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА

Компетенции

Общеучебные

- Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных противоречий путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- Использование приобретенных знаний  умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Предметно - ориентированные

Уметь:

- узнавать более распространенные  растения и животных своей местности, определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- сравнивать природные объекты не менее по 3-4 признакам

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных организмов

- находить значение указанных терминов в справочной литературе

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами

- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Требования к результатам обучения

Деятельность учителя в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

-  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

 рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

 использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.

Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.

Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.

Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах (2-5 человек);
  • Подготовка рефератов;
  • Исследовательская деятельность;
  • Информационно-поисковая деятельность;
  • Выполнение практических и лабораторных работ.

2. СТРУКТУРА  КУРСА

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Биология – наука о живом мире

8

2

Многообразие живых организмов

11

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

4

Человек на планете Земля

6

Задание на лето

1

3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Биология – наука о живом мире http://onlinetestpad.com/ru-ru/User/2837/Page/27/#

1

2

Многообразие живых организмов

1

3

Жизнь организмов на планете Земля

1

4

Человек на планете Земля

1

ИТОГО: 4

ПЕРЕЧЕНЬ  ТЕСТОВ

№ п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Строение увеличительных приборов. Клетка

http://onlinetestpad.com/ru-ru/User/2837/Page/27/#

2

Бактерии

3

Основные признаки царства Растений

4

Основные признаки царства Животных

5

Основные признаки царства Грибы

6

Природные сообщества

ИТОГО: 6          

ПЕРЕЧЕНЬ  ЛАБОРАТОНЫХ  РАБОТ

№ п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Изучение строения увеличительных приборов

2

Знакомство с клетками растений

3

Знакомство с внешним строением растения

4

Наблюдение за передвижением животных

ИТОГО: 4              

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса  

Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы,  микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);

- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);  

- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).

Дополнительная литература для учащихся:

  • Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  • Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. 
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  • Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  •  Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Е.М. Ивановой, 2000; 

Учебно-тематическое планирование. Биология 5 класс

Тема урока

Основное содержание

(понятия)

Тип учебного занятия

Деятельность учащегося

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД: Регулятивные,  Познаватель-ные, Коммуникатив-ные

Личностные

1.Введение (1)

1

Введение

Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами

урок-изучения нового

Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам.

Регулятивные:

Следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные: 

1)строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации,

2) формулировать собственное
мнение и позицию;

3) задавать вопросы.

        учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

2.Биология – наука о живом мире (8)

2

Наука о живой природе

Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологические науки: ботаника, микология, зоология, микробиология.

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

давать определения терминам

Регулятивные:

1)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2)        адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

ориентироваться на разнообразие способов
решения учебных задач;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии.

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении;

3

Свойства живого

Свойства живого: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое

комбинированный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Регулятивные

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого
из частей;

2)устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

4

Методы изучения природы

Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование, сравнение.

комбинированный

Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Регулятивные

1)осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2)        адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

использовать знаково-символические
средства, в т.ч. овладеет действием
моделирования

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения.

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

5

Увеличительные приборы

Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Применять на практике умение работать с увеличительными приборами

Регулятивные:

1)        следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве.

ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на
самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи

6

Строение клетки. Ткани.

Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности    животных и растительных тканей.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание.

Приготовление микропрепаратов.

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

7

Химический состав клетки

Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ.

комбинированный

групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки.

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

8

Процессы жизнедеятельности

Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурная единица живого организма

комбинированный

Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в
т.ч.контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения.

Ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок
учителей, товарищей, родителей и
других людей

9

Подведем итоги

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

3. Многообразие живых организмов (11)

10

Царства живой природы

Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточная форма жизни. Вид – единица классификации.

урок-изучения нового

Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения,

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены

Определять роль в природе различных групп организмов;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию  

партнёров по общению,  создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Прокариоты, эукариоты.  Автотрофы, гетеротрофы. Отличие клеток бактерий от  клеток растений. Питание. Дыхание бактерий.

комбинированный

По рисунку учебника определить  отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания

Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

12

Значение бактерий в природе и для человека

Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз.

комбинированный

Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий

Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения.

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения

13

Растения

Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

14

Животные

Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных

Лабораторная работа №4 « Наблюдение за передвижением животных»

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Регулятивные:

1)        следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

15

Значение растений и животных в природе и для человека

Значение растений и животных в природе и для человека

комбинированный

Выделять существенные признаки растений и животных. Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

16

Грибы

Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространение. Грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень.

комбинированный

По рисунку учебника определить  отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов.

Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

1)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

17

Многообразие и значение грибов

Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик.

комбинированный

Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни

различать съедобные и ядовитые грибы и  своей местности.

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

формулировать собственное
мнение и позицию.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

18

Лишайники

Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

комбинированный

Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников

Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернета

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения.

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие.

комбинированный

Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы.

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

20

Подведем итоги

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

4. Жизнь организмов на планете Земля (8)

21

Среды жизни планеты Земля

Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

урок-изучения нового

Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания

Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

Регулятивные:

принимать и сохранять
учебную задачу

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками.

22

Экологические факторы среды

Абиотические, биотические, антропогенные факторы

комбинированный

Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Регулятивные:

следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения

Познавательные

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся

23

Приспособления организмов к жизни в природе

Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса

комбинированный

Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Регулятивные:

различать способ и результат действия

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

24

Природные сообщества

Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители, потребители, разлагатели.

комбинированный

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории

Регулятивные:

вносить необходимые
коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

25

Природные зоны России

Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определенных условиях.

комбинированный

Умение работать с текстом.     Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в т.ч.
в ситуации столкновения
интересов.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

26

Жизнь организмов на разных материках

Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды.

комбинированный

Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

27

Жизнь организмов в морях и океанах

Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин.

комбинированный

Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в т.ч.
в ситуации столкновения
интересов.

Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

28

Подведем итоги

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

5. Человек на планете Земля (6)

29

Как появился человек на Земле

Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе.

урок-изучения нового

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

30

Как человек изменял природу

История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки.

комбинированный

Осознание своего влияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные:

вносить необходимые
коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные

помочь учащимся осознать практическую  значимость изучаемого материала

Коммуникативные

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки

31

Важность охраны живого мира планеты

Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники.

комбинированный

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные:

адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии.

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении

32

Сохраним богатство живого мира

Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения  на отдыхе. Красная книга.

комбинированный

Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

создать условия для развития у  школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

33

Подведем итоги

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

34

Задания на лето

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии в 5 классе ФГОС

Рабочая програма по биологии в 5  классе По ФГОС на основе авторской программы Н.И.Пономарёвой...

рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения, приложение к ней календарно-тематическое планирования для 5 класса. Рабочая программа составлена на...

Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС ООО (УМК под ред Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой ...

Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС

Пояснительная записка       Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС, авторы Т.С. Сухова, С.Н. Исакова

Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС, авторы Т.С. Сухова, С.Н. Исакова...

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В.Пасечника

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В. Пасечника...