"Органы пищеварения"
презентация урока для интерактивной доски по биологии (8 класс) на тему

Алиева Адила Исмат кызы

Данный урок представлен как мультимедиаурок. Использование компьютерных технологий делает урок современным, научным, насыщенным и содержательным. Это, несомненно, повышает интерес к предмету. Использование информационных технологий позволяет более детально ознакомить учащихся с процессами, происходящими в организме. Учащиеся, изучив эти темы, должны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде выполнения задания группой и самостоятельной работой с учебником. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon organy_pishchevareniya.ppt2.35 МБ
Файл organy_pishchevareniya.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф : «100 болезней входит через рот” Афоризм : Всё в руках человека, поэтому их надо часто мыть.

Слайд 2

19.12.2014 Тема №30 «Органы пищеварения» Д/з № 30 стр.125 прочитать, уметь пересказывать, работать с рисунком и ответить на вопросы на стр.128

Слайд 3

Цель урока изучение строения и функций пищеварительной системы;

Слайд 4

Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества

Слайд 5

Три этапа пищеварения: Механический; Химический; Всасывание

Слайд 6

Пищеварительная система Пищеварительный тракт Пищеварительные железы Ротовая полость Слюнные железы Глотка Поджелудочная железа Пищевод Печень Желудок Железы желудка Кишечник Железы кишечника

Слайд 8

Ротовая полость 1. Твёрдое нёбо 2. Мягкое нёбо 3. Язычок 4. Миндалины

Слайд 9

Глотка и пищевод

Слайд 10

Пищевод

Слайд 11

Желудок

Слайд 12

Кишечник

Слайд 13

Слюнные железы

Слайд 14

Печень и поджелудочная железа

Слайд 15

Значение пищеварительной системы: переваривание пищи; всасывание продуктов расщепления в кровь и лимфу; выведение непереваренных остатков

Слайд 16

Синквейн Имя существительное Два прилагательных Три глагола Чувство (фраза) Синоним

Слайд 17

Закрепление

Слайд 18

Тест Критерии оценивания: Кол-во баллов Оценка 11-12 «5» 9-10 «4» 7-8 «3»

Слайд 19

1 задание . Основные правила рационального питания . Каждая группа поочередно называет одно правило. Та группа, которая не смогла ответить выбывает. 2 задание . Витамины и их значение. Каждая группа характеризует один из витаминов (С, D): его роль в организме человека, последствия авитаминоза, в каких продуктах содержится.

Слайд 20

Итог урока Выставление оценок



Предварительный просмотр:

Тема урока №30 «Органы пищеварения»

Тип урока: изучение нового материала:

Методическая структура урока:

  • Актуализация опорных знаний и умений;
  • Формирование новых знаний и способов деятельности;
  • Применение сформированных знаний и способов деятельности.

Методы обучения:

  • Проблемный метод;
  • Исследовательский метод;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Метод контроля.

Средства обучения:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник.

Формы организации работы обучающихся:

  • Фронтальная форма организации;
  • Групповая форма;
  • Индивидуальная форма.

Цель урока:

изучение строения и функций пищеварительной  системы;

Задачи урока:

образовательная: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, учащихся об органах, образующих пищеварительную систему;

развивающая: содействовать развитию у учащихся таких понятий как «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение»; «перистальтика»; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся;

воспитательная: создать условия для гигиенического воспитания учащихся, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы.

Этапы урока

1.Организационный момент (2 минуты):

Приветствие учителя;

2.Актуализация знаний(12 минут):

Фронтальный опрос;

3. Изучение нового материала (20 минут):

4.Синквейн  (3минуты):

5.Закрепление знаний (5 минут)

Тест на тему «Пищеварительная система»;

6. Контроль и оценивание,  домашнее задание (2 минуты):

7.Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята! «Здравствуйте» - говорим мы при встрече, желая в первую очередь, прежде всего здоровья, а уж потом всего остального. Здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм  нам дается  на всю жизнь. Очень важно помнить это и заботиться о нем.

Эпиграф: “Сто болезней входит через рот” (Китайская пословица).

Афоризм: Всё в руках человека, поэтому их надо часто мыть.

2.Актуализация знаний

На прошлом уроке мы начали изучать питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.). Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .) Ну а сегодня, мы приступаем к изучению органов пищеварения.

3.Иучение нового материала

Пищеварение - это процесс превращения питательных веществ в менее сложные по составу, растворимые соединения, которые легко усваиваются.

Система органов пищеварения

В систему органов пищеварения относятся: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы.

Ротовая полость. Сначала пища попадает в рот. Рецепторы языка позволяют нам определяющий вкус пищи, и ее пригодность для еды. В ротовую полость впадают протоки многочисленных мелких и трех пар крупных слюнных желез. Слюна смачивает пищу, что облегчает ее дальнейшее прохождение, кроме того, в слюне содержатся пищеварительные ферменты и вещества, убивающие микробов. В ротовой полости пища размельчается зубами.

Если широко открыть рот и рассмотреть вход в глотку, можно увидеть в верхней части ротовой полости твердое, а затем мягкое нёбо. Сверху у самого входа в глотку свисает небный язычок. По краям слева и справа от него, находятся миндалины.  Они состоят из лимфоидной ткани, выполняющей защитную функцию.

Глотка и пищевод. Пережеванный, смоченный слюной, скользкий комочек пищи поступает в глотку, а затем в пищевод. По пищеводу пища проталкивается благодаря перистальтике - волнообразным сокращениям его стенок. При этом мышцы, расположенные в стенке  пищевода, сжимаются, проталкивая комок пищи в желудок. Этот процесс занимает 6-8 секунд.

Желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока, затем в полупереваренном виде поступает в кишечник. Желудок находится под диафрагмой с левой стороны.  В верхней части он заполнен воздухом. Воздушная пробка препятствует выходу пищи назад в пищевод. Эту же функцию выполняют специальные кольцевые мышцы, находящиеся у входа пищевода в желудок. При переваривании пищи образуются многочисленные газы. Когда их скапливается очень много, они прорываются в пищевод – происходит отрыжка.

Кишечник. Пища из желудка попадает в тонкую кишку. Начальный отдел ее называют двенадцатиперстной кишкой. В него впадвют протоки поджелудочной железы и общий желчный проток, по которому желчь печени и желчного пузыря попадает в кишечник. Тонкая кишка образует несколько петель. В тонких кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Там, где тонкая кишка впадает в толстую,  находится начальный отдел последней-слепая кишка с аппендиксом. Толстая кишка идет вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел-прямую кишку. Через нее и удаляются непереваренные остатки пищи. В этом отделе кишечника накапливаются остатки пищи, подлежащие удалению и организма. В толстой кишке всасываются обратно в кровь вода и минеральные соли, использованные при пищеварении.

Пищеварительные железы. Они выделяют пищеварительные соки, которые переваривают пищу, превращают сложные питательные вещества в более простые и растворимые в воде. К пищеварительным железам относятся слюнные железы, микроскопические железы желудка и кишечника, поджелудочная железа и печень, выделяющая желчь. Часть выделенной желчи идет прямо в 12-перстную кишку, часть – в желчный пузырь. Там она накапливается, а затем по мере надобности расходуется.

Синквейн

  • Имя существительное
  • Два прилагательных
  • Три глагола
  • Чувство (фраза)
  • Повторение сути (синоним названия)

4.Закрепление знаний

Тест

1вариант

1.Самая большая железа. (печень)

2.Расширенная часть пищеварительного тракта. (желудок)

3.Самый длинный отдел пищеварительного тракта.(тонкий кишечник, 5 м)

4.Соляная кислота входит в состав (желудочного сока).

5.Отдел, следующий за желудком. (12-перстная кишка)

6.В нее впадают протоки поджелудочной железы и печени.(12-перстная кишка)

7.Выполняет барьерную, защитную функцию. (печень)

8. Начинает расщепление белка. (желудок)

9.Механическая обработка пищи. (пережевывание)

10.Основные питательные вещества.  (БЖУ, витамины, вода, минер.соли)

11.Мышечный орган во рту. (язык)

12.Самый "горячий" орган. (печень)

2 вариант

1.Начальный отдел пищеварительного канала.  (ротовая полость)

2.Червеобразный отросток. (аппендикс)

3.Сколько слюны выделяется у человека за сутки?  (больше 1 литра).

4. Воспринимают температуру, вкус пищи.   (рецепторы языка)

5.Всасывание питательных веществ в кровь происходит (в тонком кишечнике)

6.Значение слизи в желудке. (защита от самопереваривания)

7.Нужно мыть перед едой. (руки)

8.Всасывается большая часть воды. (в толстом кишечнике)

9.Вырабатывает желчь. (печень)

10.Отдел, следующий за глоткой. (пищевод)

11.К пищеварительным железам относятся.  (слюнные, печень, поджелудочная железа)

12.Начальная часть толстой кишки. (слепая кишка)

1 задание.   Основные правила рационального питания.

Каждая группа поочередно называет одно  правило. Та группа, которая не смогла ответить выбывает.

2 задание.   Витамины и их значение.

Каждая группа характеризует один из витаминов (А, В, D):  его роль в организме человека, последствия авитаминоза, в каких продуктах содержится.

Итог урока

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Органы пищеварения"

Конспект урока по биологии 8 класса "Органы пищеварения". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Органы пищеварения. Презентация по биологии 6 класс.

В презентации говорится о способах питании животных и строении органов пищеварения....

"Пищеварение. Органы пищеварения"

Урок биологии в 9 классе "Пищеварение, Органы пищеварения"...

"ПИЩЕВАРЕНИЕ. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ" (презентация)

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Пищеварение. Органы пищеварения"...

Урок - проект « Подготовка к ОГЭ. Пищеварение. Органы пищеварения. Энергозатраты и пищевой рацион»

Расчет энергозатрат для различных категорий людей: школьников, студентов, женщин, мужчин, людей, занятых умственным и тяжелым физическим трудом. Выводы по правильному планированию режима питания, знач...