Урок - проект « Подготовка к ОГЭ. Пищеварение. Органы пищеварения. Энергозатраты и пищевой рацион»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

Васильева Юлия Борисовна

Расчет энергозатрат для различных категорий людей: школьников, студентов, женщин, мужчин, людей, занятых умственным и тяжелым физическим трудом. Выводы по правильному планированию режима питания, значение двигательных нагрузок для правильного обмена веществ, составление правил питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- проект « Подготовка к ОГЭ . Пищеварение. Органы пищеварения. Энергозатраты и пищевой рацион.»

Тип проекта: исследовательский, монопредметный,  краткосрочный, проведенный в группах обучающихся.

Характеристика проекта:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская.
  2. Характер контактов среди учащихся 9 класса
  3. Количество участников проекта – 12-15 человек.
  4. Продолжительность проекта – 1 урок, 45 минут.

Общая цель проекта: формирование навыков работы с заданиями.

Цели образовательные и воспитательные:

  • - Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • - Развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества;
  • - вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
  • - воспитание у детей культуры питания, здорового образа жизни.

Задачи учебно-педагогические:

  • - Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения,
  • - Развитие критического мышления, осуществлять и аргументировать выбор,  предусмотреть последствия выбора, действовать самостоятельно (без подсказки);
  • - приобщение к полезной деятельности, развитие умений познавать мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизни

Форма обучения: работа в группе.

Материально-техническое и  учебно-методическое оснащение:

 Интерактивная доска с мультимедийным оборудованием (проектор,

Знания, на получение которых нацелен результат проекта:  

- формирование понятия об основном и общем обмене веществ, нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека;

- Показать, что нормы питания зависят от энергетических затрат организма, от количества и соотношения белков, жиров и углеводов в принятой пище, от наличия в ней витаминов, минеральных веществ и от других условий,

- познакомить с основными правилами составления пищевых рационов, научить составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических групп.

- изучить суточные затраты энергии у людей разных профессий, от чего зависит интенсивность обмена веществ;

- понятие «энергетическая емкость пищи»;

Развитие навыков:- работы в группе,  

- определение особенностей энергетического обмена при выполнении различной работы;

- научить рассчитывать энергетический баланс, определять основной и общий обмен, суточный рацион, с учетом правил рационального питания.

Этапы реализации проекта:

Название этапа

Содержание работ

Время исполнения

Подготовительный этап работы

  • Введение в проект
  • определение подтем исследования;
  • выделение предполагаемых направлений работ;
  • составление плана работы.

5 минут

Подготовительный этап работы групп учащихся над проектом

  • определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”);
  • выдвижение гипотез и способов решения;
  • обсуждение методов исследования
  • распределение работы между участниками группового проекта;
  • начало работы по сбору информации.

5 минут

Основной этап

  • продолжение работы по сбору информации;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта:
  • подготовка материала к защите проекта
  • систематизация и анализ полученных данных;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов.

20 минут

Заключительный этап

  • презентация проекта;
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта – презентации
  • рефлексия. переосмысление результатов  в ходе  ответов на вопросы и выступлений оппонентов;

внесение корректив в работу и оформление отчета.

12 минут ( 3 минуты для каждой группы по защите проекта)

5 минут – подведение итогов.

Соответствие программе: 7 урок по теме «Пищеварение»

Планируемые результаты  работы над  проектом:

Расчет энергозатрат для различных категорий людей: школьников, студентов, женщин, мужчин, людей, занятых умственным и тяжелым физическим трудом. Выводы по правильному планированию режима питания, значение двигательных нагрузок для правильного обмена веществ, составление правил питания.

Подготовительный этап работы

Учитель: Здравствуйте, все готовы к началу работы?

Видео

Каждый день, каждый час, каждую минуту 150 триллионов клеток в нашем организме работают. Нет ничего удивительнее, совершеннее  в строении и великолепного в познании, чем организм человека. Трудно себе представить, но длина только  тонкой кишки составляет около семи метров, а ширина — примерно 2,5 см в диаметре. На основании этих измерений можно решить, что площадь поверхности тонкого кишечника составляет около 0,6 м². На самом же деле его площадь — около 250-ти м2, что сравнимо с площадью теннисного корта.

Желудок намного «умнее», чем можно подумать, а все потому, что в нем находится больше нервных клеток, чем у некоторых животных в головном мозге. Сочетание нервных клеток желудка имеет настолько сложные связи, что ученые в шутку называют его «вторым мозгом». 
Кислотность желудка у здорового человека имеет показатель  около 2.  Приблизительно такая же кислотность у лимонного сока. Желудочный сок может растворить даже монету, сделанную из обычного сплава, зуб или древесину
. 
 Ежедневно слюнные железы вырабатывают около 1,7 литров слюны

Просто  человек – это обыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем организм человека?

 Каждый из вас получил карточку. Поднимите их, покажите друг другу.. А теперь, двигаясь по кабинету, общаясь друг с другом  вам необходимо разбиться на групп . По какому принципу- решать вам. Однако вы ограничены во времени, у вас 2 минуты.

1 группа Органы пищеварения: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник ( тонкая кишка, толстая кишка, прямая кишка)

2 группа вещества, необходимые для обмена веществ и энергии: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода

3 группа Пищеварительные железы: слюнные железы, печень, желудочные железы, поджелудочная железа, кишечные железы.

По какому принципу объединились?

Подумайте, а как теперь нам всем объединиться, показывая, что все перечисленное в группах есть единое целое? А почему мы единое целое?

 Садимся теперь  таким  новым составом - в 3 группы.

Слайд1 Тема « Повторение особенностей строения пищеварительной системы и пищеварения человека , отработка навыков работы  с заданиями ОГЭ  по данной теме. Тема « Пищеварение»  актуальна, важна. Почему?  Подумайте и каждый запишите, почему эта тема для изучения очень важна, не общаясь в группе. А теперь обсудите в группе, выберите лучший ответ и прочитайте.

Здоровое пищеварение  залог отличного самочувствия и хорошей фигуры, а знания о правильном питании помогают в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Для нормальной жизнедеятельности организму необходимы питательные вещества. Эти вещества поступают в организм с пищей. Белки, жиры и углеводы попадают в организм в виде сложных комплексов, и для того чтобы всосаться и подвергнуться усвоению, требуется сложная физическая и химическая переработка пищи. При этом компоненты пищи должны утратить свою видовую специфичность, иначе они будут приняты системой иммунитета как чужеродные вещества. Для этих целей и служит система пищеварения.

Итак, задания , которое встречающиеся в КИМАХ ОГЭ –  задания на последовательность, на соответствие, работа с текстом, в котором пропущены термины

1 группа расположите последовательно органы пищеварения на доске

2 группа последовательно процессы пищеварения в соответствующих органах ( рядом с органами – на доске)

3 группа работает с текстом задание №27 в кимах

Напоминаю, при оформлении вы используете цифровой код, без запятых, пробелов и других  знаков препинания

Проверяем на слайде 3 группу

Слайд 2 текст задания

Слайд 3 оформление ответа на бланке

Вспоминаем, что такое ферменты?

Перечислите ферменты, названия которые есть в задании (липаза, пепсин) Какой фермент входит в состав слюны и участвует в расщеплении крахмала?

Что такое панкреатический сок? ( Панкреати́ческий сок — пищеварительный сок, образующийся поджелудочной железой и изливающийся в двенадцатиперстную кишку)

Итак, прослушайте отрывок   из книги Владимира Леви «Везет же людям»

Сегодня я с ужасом поняла, что сама себе не могу помочь!  Я не понимаю, когда это началось, почему так получилось… Стоит мне остаться одной, как я начинаю жевать. Все подряд.  В огромных количествах. Сначала яблоки. Или огурцы. За огурцами следует картошка. Со сметаной. Потом с маслом. Потом чай с молоком. Потом пряники. Потом колбаса (полбатона). Потом коробка «Птичьего молока». Потом полбанки (литровой) варенья. Все. Больше физически невозможно. А чувства сытости нет, но есть боль от раздутого живота, есть тошнота от сладкого.

Ответьте на вопрос : «Для чего мы едим? Для того, чтобы жить, или живем, чтобы есть?

(Примерные ответы учащихся: мы едим, для того чтобы в процессе обмена веществ вырабатывалась энергия, необходимая для  нашей жизни: выполнение различной работы, жизнедеятельность организма в целом…)

Слайд 4

Итак, вместе с пищей мы получаем питательные вещества. Какие?

Давайте – сейчас соберем на тарелку те продукты, которые на ваш взгляд, богаты белками (из каждой группы). Соберем продуктовую корзину

яйца, сыр, фасоль

углеводами   яблоки, виноград, молоко сгущённое, макароны, орехи, свекла, рис, картофель

жирами  (подсолнечное масло, орехи)

Слайд 5,6,7

Какие еще бы продукты, богатые белками, углеводами, жирами  добавили? Но как доказать наличие этих важных веществ  в продуктах?

Практическая работа

Слайд 10  ОКАЗЫВАЕТСЯ цвет продуктов – лечит!!! Красный цвет согревает, дает много энергии и поднимает настроение. Те, кто постоянно мерзнет зимой и осенью, могут включить "внутреннее отопление", употребляя чай из плодов шиповника, бруснику. Кроме того, красный активизирует пищеварение и обмен веществ, этот цвет бодрит, как никакой другой.

Слайд 11 Оранжевый прибавляет сил. Продукты оранжевого цвета - морковь, тыква, апельсины - идеальны для подготовки организма к зиме. Содержащиеся в овощах и фруктах оранжевого цвета каротины защищают клетки.  А зеленый цвет - это "законсервированная" жизненная энергия и целительная сила. Хотя зеленый и холодный цвет , тем не менее он полезен зимой и осенью. Салаты, зелень, капуста брокколи и т.д. противостоят воспалительным процессам, уничтожают болезнетворные бактерии и, таким образом, защищают от простуды

Слайд 12 Желтый наделяет положительной энергией и успокаивает. Когда дни становятся короче, вы можете восполнить недостаток солнца желтыми лакомствами (кукурузой, бананами, манго). Как и солнечный свет, они улучшают настроение, снимают симптомы депрессии.

 Ольга Владиславовна  А цвет…

А сейчас выполняем задание №30- работа с таблицей. Обсудите ответы в группах.

Слайд 13

Отвечает группа №2 1) Лосось. 2) Окуней и карасей — самая низкая калорийность. 3) Лосось и шпрот.

Слайд 14

Группа №3 .1) 0 г.         2) В сахарном песке.          3) Вода

Группу №1 послушаем позже.

Конечно же человек с пищей должен получать все необходимые вещества, при чем, чем разнообразнее , скажем так стол, тем лучше для организма

Видео

Слайды 15,16

Наука о питании , так же как и кулинарное искусство , имеет свою историю. Первый человек был одновременно и первым поваром. Избыточный вес, болезни, малая продолжительность жизни - все это награды за кулинарные достижения. Русские цари всегда славились размахом пиршеств. Так в царствование Екатерины 2 ежедневный обед состоял из 80 блюд. Не отставали и подданные. Так 2 брата - дворянина Бобовы прославились своим обжорством. На обед братьям жарили 3 гусей, 2 поросят, подавали десяток тарелок борща, гречневую кашу. После такого обеда один брат начинал тяжело вздыхать, а другой утешал его: « Не вздыхай, мы еще ужинать будем». Французский король Людовиг 14 на завтрак съедал : тарелку пюре с гренками, тарелку супа из голубей, тарелку баранины в чесноке, десять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом. Далее биограф пишет: « Королю 40 лет, но лицо его оливкого цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается». Во все времена известные мыслители, поэты, писатели, философы, политические деятели выступали за умеренность в еде и питье.  Итак, какой же пище отдавать предпочтение? Что значит рациональное питание?

 У вас на партах разные  термины, которыми можно было бы охарактеризовать , какое должно быть  рациональное питание. Выберите и обоснуйте.

УМЕРЕННОСТЬ ПИТАНИЯ

 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ПИТАНИЯ

 РАЗНООБРАЗИЕ ПИТАНИЯ    

ПОЛНОЦЕННОСТЬ ПИТАНИЯ  

  РЕЖИМ ПИТАНИЯ      

ОДНООБРАЗИЕ ПИТАНИЯ

ВЫСОКОКАЛЛОРИЙНОЕ ПИТАНИЕ  

    НИЗКОКАЛЛОРИЙНОЕ ПИТАНИЕ        

  ОБИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

МНОГОКРАТНОЕ ПИТАНИЕ

Умеренность – правильное соотношение пищи и затрат энергии

Режим – регулярность и кратность приема пищи

Полноценность- достаточное содержание в пище витаминов и минеральных веществ

Сбалансированность- соотношение содержания в пище БЖУ возрасту и состоянию человека, правильное соотношение БЖУ- 1 :1:4

Разнообразие- в пище должен присутствовать большой набор  биологически активных веществ.

О рациональном питании еще  есть замечательное произведение  древнеговосточного анатома ИБН   СИНА   (Авиценна).                          

       В еде не будь до всякой пищи падок.

Знай точно время, место и порядок.

Питайся, если голод ощутил –

Еда нужна для поддержанья сил.

Зубами пищу измельчай всегда,

Полезней будет, впрок пойдет еда.

В  компании приятной честь по чести

Есть следует в уютном чистом месте.

Тому на пользу мой совет пойдет,

Кто ест и пьет достойно, в свой черед.   

  Слайд17 Основные принципы рационального питания разработаны Всемирной организацией здравоохранения.

слайд 18 В живом организме постоянно идет процесс, называемый обменом веществ, складывающийся из взаимосвязанных процессов пластического и энергетического обмена. Это вы уже знаете. (слайд 2)

 А сейчас вернемся к заданию группы №1

Слайд 19

Ответы Группа №1 1) Около 12 600 кДж.

2) Расход энергии зависит от количества связанного с этой профессией физического труда. Чем физического труда больше, тем выше затраты энергии.

Учитель:  Ребята, а как вам кажется, освобождение энергии равномерное в течение дня или зависит от чего-либо?

(Примерные ответы учащихся: Нам кажется, что чем больше работы выполняет человек, тем больше энергии освобождается) От чего еще зависит расход энергии человека?

Основной обмен зависит:

а) от пола - у мужчин он несколько выше, чем у женщин. б) от возраста - у детей он больше, чем у взрослых. Как вы думаете, почему? ( Примерные ответы учащихся: дети растут и у них преобладают процессы диссимиляции)  в) от генетических особенностей организма

Учитель: Назовите примеры активной жизнедеятельности.  (Примерные ответы учащихся: учеба, занятия спортом, мытье полов, бег, ходьба, поднятие руки и т.д.)

Как компенсировать энерготраты организма? ( За счёт продуктов питания)

Продукты питания обладают различной калорийностью = энергоёмкостью. Она рассчитывается в лабораторных условиях путём сжигания одного грамма органического вещества.

Вещество. (1г.)

Калорийность. Ккал.

Энергия.кДЖ.

Белок.

4,1

17,8

Углеводы.

4,1

17,8

Жиры.

9,3

38,96

Исходя из энерготрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, характера выполняемых работ составляют нормы питания.

Напоминаю, что такое калория- это количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1г воды на 1 С. 1 калория равна 4,19 джоулей. Напоминаю, джоуль – единица измерения количества энергии, которое выделяется при окислении питательных веществ. Специалисты, занимающиеся проблемами питания человека, часто употребляют еще одну единицу – Калория( пишется с прописной буквы). На самом деле она является килокалорией( 1 ккал), равной 1000 калорий.

Учитель:  А сейчас мы рассмотрим типы задач  задания №31 и вспомним алгоритм решения таких задач.

1 вид: Задача в условии которой указаны различные виды тренировок или соревнований и их продолжительность.

В задаче надо определить: 1) энерготраты деятельности,

2) составить  меню соответствующее по рекомендациям завтраку, обеду или ужину,  3) определить калорийность меню   4)  количество в нем белков, жиров или углеводов.

В задании также могут быть дополнительные условия, которые необходимо учитывать при составлении меню.

2 вид: Задача, в условии которой указано посещение экскурсий с готовым меню.

Надо определить: 1) рекомендуемую калорийность завтрака, обеда или ужина, при четырехразовом питании, 2) реальную калорийность заказанного меню,  3) количество поступивших с пищей белков, жиров или углеводов к их суточной норме

3 вид: Задача,  в условии которой указано посещение экскурсий - без готового меню.

Надо: 1) составить оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием БЖУ меню при четырехразовом питании, 2) рекомендуемую калорийность завтрака, обеда или ужина соответствующую возрасту,  3) количество в нем БЖУ

Материал для 1 группы.

1. Проанализируйте рассказ: Встретились как-то две подруги, любительницы различных диет, и давай хвалится своими новыми диетами.

-У меня  белковая диета, ведь белки нашего организма не образуются ни из углеводов, ни из жиров, а сами в свою очередь, превращаются  только в углеводы.

-А у меня, углеводная диета, ведь углеводы - главный источник энергии, особенно при хорошем отдыхе. А освобождение энергии может идти только в бескислородных условиях.

- Ты знаешь, белки расщепляются до более простых соединений -аминокислот, и в таком виде плохо усваиваются организмом и, что не маловажно, остаются специфичны. Не то что эти жиры, которые вообще не расщепляются и всасываются полностью в кровь. И энергии организму поступает очень мало. А твоими углеводами напичканы все продукты животного происхождения.

- Посмотрим, кто прав, и кто из нас похудеет…

2. Ответьте на вопрос: Как составить рацион питания молодой женщины, чтобы обойтись чтобы обойтись без диет? (Помните, что диета  способствует не только потере веса, но и влияет на работу нервной системы.         Неумеренная диета вызывает, часто необратимые изменения в головном мозге, вызывая нервные заболевания, опасные для жизни человека).

3.Рассчитайте потребность  молодой женщины в килокалориях, занятой трудом средней тяжести, вес – 54 кг, рост 160 см (воспользуйтесь счетчиком)

4. От каких показателей зависит количество килокалорий, необходимых для жизнедеятельности?

5. Составьте меню молодой женщины, используя таблицу  и рекомендации (Приложение 2)

  1. Почему человек начинает прибавлять в весе:
    а) при малоподвижном образе жизни;
    б) при избытке жира и углеводов в пище.

7. Какие особенности режима дня и питания человека способствуют ожирению? (Приложение 3)

8. Объясните значение слов американского исследователя Ирвинга Фишера: "Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться".

Материал для 2 группы.

  1. Перечислите особенности жизни школьников. На что затрачивается их энергия?
  2. Школьники часто едят в спешке. Объясните значение пословицы: "Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел" - Абуль-Фарадж;

3. Рассчитайте потребность в килокалориях школьника,  весом – 44 кг, рост 147 см (воспользуйтесь счетчиком)

4. От каких показателей зависит количество килокалорий, необходимых для жизнедеятельности?

5. Почему, когда получаешь "2" или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит, меняется эмоционально состояние?

6. От чего еще зависит обмен веществ и энергии?

5. Какой компонент питания необходим растущему организму школьника?

6. Составьте меню школьника , используя таблицу  и рекомендации (Приложение 2)

7. Что необходимо включить в режим дня школьника, чтобы сохранить его здоровье?

Материал для 3 группы.

  1. Каким трудом заняты люди следующих профессий: инженеры, учителя, библиотекари, экономисты и т.д.?

2. Умственная работа требует большого количества энергии. За счет каких органических веществ происходит восполнение энергии в организме при умственной работе? (Приложение 2)

  1. Рассчитайте энергозатраты  мужчины-инженера, ростом 180 см, весом 92 кг, используя счетчик.

4. От каких показателей зависит количество килокалорий, необходимых для жизнедеятельности?

5. Составьте дневной пищевой рацион мужчины-инженера, используя таблицу  и рекомендации (Приложение 2).

6.Почему человек начинает прибавлять в весе:
а) при малоподвижном образе жизни;
б) при избытке жира и углеводов в пище.

7. Какие последствия грозят людям сидячих профессий? (Приложение 3)

8. Объясните значение пословицы "Хорошо прожуешь - сладко проглотишь " (народная МУДРОСТЬ).

9.Какие рекомендации по образу жизни и правилам питания вы бы составили?

Материал для 4 группы.

  1. Объясните значение пословицы "Кто как работает, тот так и ест"
  2. Почему в меню людей тяжелых профессий обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот?

Обмен веществ и энергии зависит от _______________________________.

  1. Рассчитайте энергозатраты  мужчины-сталевара, ростом 186 см, весом 98 кг, используя счетчик.

4. От каких еще показателей зависит количество затрачиваемой энергии?

5.  Каким образом можно компенсировать энерготраты организма?

6. Составьте дневной пищевой рацион сталевара, используя таблицу  и рекомендации (Приложение 2).

7. Что предполагает здоровый образ жизни?

Это – …..

Заключительный этап

Итак, сделаем вывод по всем выступлениям и сформулируем правила здорового питания:

  1. Состав пищи и нормы питания являются одним из условий нормального обмена веществ.
  2. Организм должен пропорционально получать белки, жиры, углеводы, микроэлементы. Диеты очень вредны.
  3. Энергозатраты человека зависят от пола, возраста, рода занятий, двигательной активности, эмоционального состояния.
  4. Питаться регулярно 3-4 раза в день
  5. Нужно очень хорошо прожевывать пищу, есть не торопясь.
  6. Питаться разнообразно
  7. Не жадничать в еде
  8. Пища должна быть витаминизированной в течение всего года

Помни: двигательная активность - составляющая здорового образа жизни.

Чтобы предотвратить недостаток движения (гиподинамию) необходимо:

• регулярно заниматься физкультурой в школе и дома; чаще играть в подвижные игры со своими друзьями;

• научиться кататься на велосипеде, играть в мяч и плавать;

• пользоваться иногда вместо лифта лестницей;

• ежедневно хотя бы часть пути преодолевать пешком;

• помогать своим родителям по дому, квартире, таким образом упражняя свои мышцы и кости и одновременно делая полезное дело (если обычную домашнюю работу выполнять энергично, то в этом случае с успехом сжигаются лишние калории);

• научиться танцевать — это не только прекрасное развлечение, но и отличная физическая подготовка.

Домашнее задание:

  1. Параграф 38. Ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Сделать памятку «Здоровое питание».

3. Решить задачу: рассчитайте вашу собственную потребность в белках в сутки, если известно, что она составляет в среднем 1,3 грамма на килограмм массы тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 8 классе. Тема "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Материал содержит ход урока, презентации учащихся, приложения (кроссворд и меню для практической работы на уроке)...

Энергозатраты человека и пищевой рацион

урок в разделе: " Анатомия"...

Конспект урока по теме: Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион

В материале  содержится информация для проведения лабораторной работы "Составление пищевого рациона подростка"...

"Пищеварение. Органы пищеварения"

Урок биологии в 9 классе "Пищеварение, Органы пищеварения"...

"ПИЩЕВАРЕНИЕ. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ" (презентация)

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Пищеварение. Органы пищеварения"...

Энергозатраты и пищевой рацион

Тип урока- проект. Групповая форма работы....

Тест по теме: Пищеварение. Органы пищеварения. 8 класс

Тест расчитан для учащихся 8 класса по учебнику авторов: Н.И. Сонин и М.Р. Сапин, как обобщение темы: Пищеварение. Органы пищеварения человека. В нём содержаться задания разного уровня сложности: с вы...