Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Кубанцева Елена Николаевна

Данная рабочая программа по  биологии 9 класса разработана на основе:

- Примерной программы основного общего образования . Биология. 6-9 классы. – М.: Просвещение

- Авторская  программа для общеобразовательных  школ по предмету биология 9класс, авторы В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин- М.: Дрофа

- В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова. Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. Ученик, 2013

Рабочая программа содержит следующую структуру: пояснительная записка, общая характеристика предмета биологии, место учебного предмета в учебном плане, содержание курса биологии 9 класса, календарный график, календарно-тематическое планирование, основные виды учебной деятельности учащихся, результаты освоения предмета и система их оценки, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, материал по промежуточной аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область Морозовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    

Парамоновская основная общеобразовательная школа

                                   

                                    Утверждаю:

                                                                                          Директор МБОУ Парамоновской  

                                                                                       основной общеобразовательной

                                                                                              школы__________  / Ермолова Е.А./

                                                                                     Приказ от «   » августа 2014 г. №

Рабочая программа

 По биологии

Уровень общего образования (класс): основное общее, 9  класс

Количество часов: 66 ч                                

Учитель: Кубанцева Елена Николаевна

Программа разработана на основе:  

    Примерной программы основного общего образования . Биология. 6-9 классы. – М.: Просвещение

  Авторская  программа для общеобразовательных  школ по предмету биология 9класс, авторы В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин- М.: Дрофа

 

Пояснительная записка.

 Рабочая программа по  биологии 9 класса разработана на основе:

▪         Примерной программы основного общего образования . Биология. 6-9 классы. – М.: Просвещение

▪        Авторская  программа для общеобразовательных  школ по предмету биология 9класс, авторы В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин- М.: Дрофа

▪        В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова. Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. Ученик, 2013

▪        Образовательной программы МБОУ Парамоновская ООШ на 2014 – 2015 уч. год  по БУП 2004г

Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативно-правовых актов: 

Федеральные законы:

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Федеральные программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Федеральные постановления:

- постановление правительства от 19.03.2001 года № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Федеральные приказы:

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».

- приказ Министерства образования общего и профессионального образования Ростовской области от 25.04.2013 №296 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013 – 2014 учебный год».

Федеральные распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».

Цели и задачи биологического образования.

Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•        освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  Задачи:

o        воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью  других людей; культуры поведения в природе;

o        иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс общей биологии на должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.

Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.

Программа курса биологии 9 класса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10— 11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

     Программа предусматривает формирование у  учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

    Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией общеобразовательного учреждения.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Место предмета в   учебном плане.

   Согласно примерному учебному плану Ростовской области на 2014-2015 учебный год в рамках реализации БУП 2004 для основного образования на изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю.   Программа скорректирована на 66 часов в год  в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2014-2015 учебный год.

В школе для преподавания биологии используются примерные программы для общеобразовательных школ и авторские программы по биологии   В.Б. Захарова.

Содержание учебного курса.

Программа включает следующие разделы: «Введение», «Структурная организация живых организмов», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость организмов», «Развитие живой природы». «Основы экологии»

Содержание программы.

Введение (2 ч)

Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.

РАЗДЕЛ I

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14 ч)

Тема 1. Химическая организация живого (3 ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Буферные системы клетки и организма.]

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.

Тема 3. Общие принципы клеточной организации (8 ч)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток.

Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке.

Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа №1. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

РАЗДЕЛ II

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)

Тема 1. Формы размножения организмов (2 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

Тема 2. Основы биологии развития (3 ч)

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бера). Работы А.Н.Северцева об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных; таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

РАЗДЕЛ III

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ(14 ч)

Тема 1. Закономерности наследственности (7 ч)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Генетическое определение пола.

Тема 2. Закономерности изменчивости. Селекция. (7 ч)

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений, животных и микрорганизмов.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа 2. Решение генетических задач и составление родословных.

Лабораторная работа 3. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

РАЗДЕЛ IV

РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (22 ч)

Тема 1. Общие закономерности развития живой природы (12 ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.

Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторная работа № 4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Лабораторная работа № 5. Изучение морфологических особенностей  вида.

Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

 Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма

Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

                Модели скелетов человека и позвоночных животных.

РАЗДЕЛ V

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (10 ч)

Тема 1. Биосфера, её структура и функции (2 ч)

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество биосферы, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы. Круговорот веществ в природе.

Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Тема 2. Взаимоотношения организмов и среды обитания (6 ч)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Лабораторная работа №6. Выделение пищевых цепей в экосистемах.

Тема 3. Охрана природы (2 ч)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Календарный график

№ п/п

Тема

Количество часов

Сроки прохождения

Практическая часть

Контроль

1.

Введение

2

4 – 6.09

2.

Структурная организация живых организмов

14

11.09 – 25.10  

Л.р.-  2.10

Зачет – 16.10

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

30.10 – 22.11

Обобщ.ур.- 22.11

4.

Наследственность и изменчивость организмов

14

27.11 – 24.01

Л.р. – 11.12

15.01

 

Обобщ.ур.- 24.01

5.

Развитие живой природы

22

29.01 – 18.04

Л.р.- 19,26.02

Зачет –  18.04

6.

Основы экологии

8

23.04 – 23.05

Л.р. -16.05

23.05 – защита рефератов

 


Тематическое планирование уроков биологии в 9 классе.

Введение (2 часа).

Знать:

- определение понятий «биология», «общая биология», «онтогенез», « филогенез»;

           - уровни организации живой материи;

           - основные признаки и свойства живых организмов.

Уметь:

           - объяснять роль биологии на современном этапе, основные свойства живых организмов;

           - характеризовать различные уровни организации жизни.

Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Оборудование

Практическая часть

Домашнее задание

4.09

6.09

Введение  

2

1.Предмет и задачи общей биологии.

2.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

 

Выделять отличительные признаки живых организмов.

Таблицы

Таблицы

с. 3 – 5

с. 8 - 11

Структурная организация живых организмов(14 часов).

Знать:

- химическую организацию клетки: микро- и макроэлементы, неорганические и органические вещества, их биологическую роль;

          - сущность энергетического и пластического обмена: биосинтез белков, фотосинтез;

          - строение клеток про- и эукариот;

          - состояние клетки в период интерфазы, митоза и мейоза;

          - основные положения клеточной теории.

Уметь:

          - пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты;

          - сравнивать про- и эукариотических клеток, митоз и мейоз;

          - выявлять основные компоненты клетки.

11.09

13.09

18.09

20.09

25.09

27.09

2.10

4.10

9.10

11.10

16.10

18.10

23.10

25.10

Структурная организация живых организмов

14

1.Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

2.Органические вещества: белки, жиры, углеводы.

3.Нуклеиновые кислоты.

4.Прокариотическая клетка.

4.Эукариотическая клетка.

6.Ядро.

7.Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

8.Деление клеток.

9.Клеточная теория строения организмов.

10.Обобщающий урок по теме «Учение о клетке».

11.Зачет по теме «Учение о клетке».

12.Пластический обмен. Биосинтез белка.

13.Энергетический обмен.

14.Фотосинтез.

 

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения.

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки.

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах.

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки.

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах.

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

Таблицы

Таблицы

Таблицы

Таблицы

Таблицы

Таблицы

Микроскоп, микропрепараты клеток растений и животных

Таблица

Таблицы

Таблицы

Карточки – задания, тесты

Таблица, схема

Таблица

Таблица, схема

Л.р.1

с. 104 – 107

с. 107 – 111

§ 22

§ 25

§ 26

§ 27

§26, 27

§ 28

§ 29

§ 21 - 29

§ 23

§ 24

с. 119 - 121

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов).

Знать:

           - формы размножения живых организмов, развитие половых клеток;

           - этапы эмбрионального и постэмбрионального развития;

           - взаимосвязи онтогенеза и филогенеза (биогенетический закон).

Уметь:

           - приводить примеры различных форм размножения живых организмов;

           - размножать растения различными способами.

30.10

1.11

13.11

15.11

20.11

22.11

Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

1.Бесполое размножение организмов.

2.Половое размножение.

3.Эмбриональный период развития.

4.Постэмбриональный период развития.

5.Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

6.Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Выделять существенные признаки процессов роста, развития, размножения.

 Сравнивать  половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие.

Таблицы

Таблицы

Таблица

Таблицы

Таблицы

Таблицы, тесты

§ 30

§ 31

§ 32

§ 33

§ 34, повт §§ 30 - 33

§§ 30 - 34

Наследственность и изменчивость организмов (14 часов).

Знать:

            - основную генетическую терминологию и символику;

            - законы наследования, хромосомную теорию наследования;

            - причины наследственной и ненаследственной изменчивости;

          - значение мутаций для эволюции и селекции;

          - методы селекции растений, животных и микроорганизмов, достижения селекции.

Уметь:   

     

 - объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков;

-составлять простейшие родословные и решать генетические задачи, строить вариационную кривую;        

 - понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

27.11

29.11

4.12

6,11.

12

13.12

18.12

20.12

25.12

27.12

15.01

17.01

22.01

24.01

Наследственность и изменчивость организмов

14

1.Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

2.Первый закон Менделя.

3.Законы Менделя.

4-5.Решение генетических задач

6.Сцепленное наследование признаков.

7.Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

8.Взаимодействие генов.

9.Наследственная изменчивость.

10.Фенотипическая изменчивость.

11.Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой.

12.Методы селекции растений и животных.

13.Селекция микроорганизмов.

14.Обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость».

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Сравнивать изменчивость и наследственность.

Таблицы, портрет Г. Менделя

Таблица

Таблицы

Карточки-задачи

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Зерновки пшеницы, линейка

Гербарии, таблицы

Таблицы

Таблицы, гербарии

Л.р.№2 Решение генетических задач и составление родословных

Л.р. №3.

§ 35,36

с. 176 - 178

с. 178 - 185

§ 38

§ 39

§ 40

§ 41

§ 42

Отчет

§ 43,44

§ 45

§§ 35 - 45

Развитие живой природы (22 часа).

Знать:

              - определение понятий эволюция, борьба за существование, естественный отбор, макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптации, дегенерация, антропогенез;

             - положение теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира, движущие силы и результаты эволюции;

             - процесс формирования приспособлений, видообразование;

             - развитие жизни на Земле;

             - движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека.

Уметь:

            - объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды;

            - описывать растение по морфологическому критерию;

            - наблюдать растения и животных с целью выявления у них черт приспособленности к среде обитания.

29.01

31.01

5.02

7.02

12.02

14.02

19.02

21.02

26.02

28.02

5.03

7.03

12.03

14.03

19.03

21.03

2.04

4.04

9.04

11.04

16.04

18.04

Развитие живой природы

22

1.История представлений о развитии жизни на Земле.

2.Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. Искусственный отбор.

3.Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

4.Формы естественного отбора.

5.Приспособительные особенности животных.

6.Физиологические адаптации.

7.Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

8.Вид, его критерии и структура.

9.Изучение морфологических особенностей видов.

10.Эволюционная роль мутаций.

11.Главные направления эволюции

12.Общие закономерности биологической эволюции.

13.Современные представления о возникновении жизни.

14.Начальные этапы развития жизни.

15.Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

16.Жизнь в палеозойскую эру.

17.Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.

18.Семинар «Возникновение жизни на Земле».

19.Движущие силы антропогенеза.

20.Стадии эволюции человека.

21.Обобщающий урок «Развитие живой природы».

22.Зачет «Развитие живой природы»

 

Выделять существенные признаки вида.

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

Портреты И.Линнея, Ж.В.Ламарка

Таблицы

Таблицы

Таблицы

Таблицы

Таблицы

Таблицы, гербарии, коллекции, картинки

Таблицы, гербарии

Гербарии

Таблица

Таблицы

Таблицы

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблицы

Таблицы

Таблицы

Таблицы, гербарии, коллекции

Тесты, карточки

Л.р. 4

Л.р. 5

с.12-17

с. 18 – 24

с. 24 – 28

с. 29 – 34

с. 35 – 49

с. 49 – 52

отчет

с. 53 – 55

отчет

с. 55 – 58

с. 60 - 66

с. 66 – 70

с. 71 – 73

с. 74 – 77

с.78 – 81

с. 81 – 88

с. 89 – 94

с. 74 – 94

с. 94 – 96

с. 97 – 101

с. 12 - 101

Основы экологии (9 часов).

Знать:

            - структуру и компоненты биосферы, круговорот веществ;

            - характеристику экологических факторов и экологических систем;

            - формы взаимоотношений между организмами;

            - роль человека в природе и проблемы рационального природопользования.

Уметь:

            - объяснять необходимость знания и умения практически применять сведение об экологических закономерностях в промышленности  и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т.д., а  также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;

          -выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;

        -характеризовать и составлять пищевые цепи в конкретных условиях обитания.

23.04

25.04

30.04

7.05

14.05

16.05

21.05

23.05

Основы экологии

9

1. Структура биосферы.

2.Круговорот веществ.

3.История формирования сообществ живых организмов.

4.Биогеоценозы и биоценозы.

5.Абиотические факторы.

6.Биотические факторы.

 « Выделение пищевых цепей в экосистемах»

7.Взаимоотношения между организмами.

 8.Природные ресурсы и их использования. Охрана природы и основы рационального природопользования

 

Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере.

Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Таблица

Демонстрационный материал

Карта полушарий

Таблицы

Таблицы

Рисунки, таблицы

 

Таблицы, рисунки

Книги, рисунки, картины

Л.р.№6

защита рефератов

 

с. 216 - 221

с. 221 - 225

с. 225 - 229

с. 229 - 230

с. 231 - 238

с. 239 - 246

с. 246 - 268

 

с. 269 – 284


Результаты освоения биологии в 9 кл и система их оценки.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны приобрести:

знания

▪        об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

▪        знать фундаментальные понятия биологии; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

▪        основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

▪        соотношение социального и биологического в эволюции человека;

▪        основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

умения

∙        пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

∙        давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

∙        работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

∙        решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;    

∙        работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

Формы текущего контроля: лабораторные работы, зачеты

Форма промежуточной аттестации:    защита рефератов

Система оценка знаний и умений учащихся по биологии.

Оценка знаний учащихся

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

▪        правильность    и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

▪        степень сформированности  интеллектуальных  и  общеучебных умений;

▪        самостоятельность ответа;

▪        речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

▪        полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

▪        четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

▪        для доказательства  использованы  различные умения,  выводы из наблюдений и опытов;

▪                ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

▪        раскрыто основное содержание материала;

▪        в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

▪        ответ самостоятельный;

▪        определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

▪        усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

▪        определения понятий недостаточно четкие;

▪        не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений  и опытов или допущены ошибки при их изложении;

▪        допущены  ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

▪        основное содержание учебного материала не раскрыто;

▪        не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

▪        допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Учитель должен учитывать:

▪        правильность определения цели опыта;

▪        самостоятельность подбора оборудования и объектов;

▪        последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

▪        логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

▪        правильно определена цель опыта;

▪        самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

▪        научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка  «4»:

▪        правильно определена цель опыта;

▪        самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;    при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;

▪        в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

▪                в  описании  наблюдений  из  опыта допущены  неточности,
выводы неполные.

Отметка «3»:

▪        правильно определена цель опыта;

▪        подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

▪        допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

▪        не определена самостоятельно цель опыта;

▪        не подготовлено нужное оборудование;

▪        допущены  существенные  ошибки при закладке и оформлении опыта.

Отметка «1»:

▪        полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:

▪        правильность проведения наблюдений по заданию;

▪        умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

▪        логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

▪        правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

▪        выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

▪        логично,  научно, грамотно оформлены  результаты  наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

▪        правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

▪        при  выделении  существенных  признаков  у  наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

▪        допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:

▪        допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

▪        при  выделении  существенных  признаков   у  наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

▪        допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

▪        допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

▪        неправильно   выделены   признаки   наблюдаемого   объекта (процесса);

▪        допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

▪        выполнил работу без ошибок и недочетов;

▪        допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

▪        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

▪        или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

▪        не более двух грубых ошибок;

▪        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

▪        или не более двух-трех негрубых ошибок;

▪        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

▪        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

▪        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

▪        или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

▪        не приступал к выполнению работы;

▪        или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

▪        Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

▪        Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.        Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

▪        Время выполнения работы: 10-15 мин.

▪        Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.        Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

▪        Время выполнения работы: 30-40 мин.

▪        Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,

             «4» - 14-17,

             «3» - 10-13,

             «2» - менее 10 правильных ответов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплект:

1.        В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова. Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс.

2.        В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2012.

3.        Ловкова Т.А. Биология. Общие  закономерности. 9 класс: методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.З ахарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2013

4.        Биология. 9 класс; поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.З ахарова, Н.И. Сонина /авт.-сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2012

Методическая литература.

1.        Дидактический материал по общей биологии (под ред. А.И. Никишова)

2.        Г.М. Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии

3.        Т.В. Иванова. Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии

4.        П.Н. Ермаков. Биология в вопросах и ответах

5.        Общая биология (пособие для учителя под ред. Н.П. Дубинина)

6.        Биология в школе (журнал)

7.        Биология для старшеклассников (журнал)

8.        Интернет-ресурсы

9.        Презентации к уроку биологии 9 класс

Интернет ресурсы.

1.        uchportal.ru

2.        http://orucezkaya.ucoz.ru/ biochimik.ucoz.ru

3.        http://festival.1september.ru/

4.        nsportal.ru

5.        http://www.proshkolu.ru/

6.        http://www.fipi.ru/

7.        pedsovet.org

8.        openclass.ru

9.        rusedu.ru

10.        tana.ucoz.ru

11.        lotoskay.ucoz.ru

12.        biologymoscow.ucoz.ru

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса уроков биологии в 9 классе.

1.        Телевизор.

2.        DVD – проигрыватель

3.        Компьютер

4.        Принтер – копир.  

5.        Звуковые колонки

6.        Принтер лазерный цветная печать

7.        Медиопроектор

8.        Интерактивная доска

9.        Портреты ученых – биологов

10.        Микроскопы.

11.        Модель – аппликация «Генетика групп крови»

12.        Модель – аппликация «Наследование резус-фактора»

13.        Модель – аппликация «Биосинтез белка»

14.        Модель – аппликация «Деление клетки. Митоз и мейоз»

15.        Модель – аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов»

16.        Комплект наглядно-дидактических материалов «Размножение  развитие»

17.        Гербарий «Сельскохозяйственные растения»

18.        Влажные препараты « Корень бобового растения с клубеньками»

Таблицы.

Цитология и генетика.

1.        Уровни организации жизни.

2.        Схема строения клетки. Многообразие клеток.

3.        Фотосинтез.

4.        Энергетический обмен.

5.        Строение молекулы белка.

6.        Схема биосинтеза белка.

7.        Молекула ДНК и её репликация.

8.        Митоз – деление клетки.

9.        Типы бесполого размножения.

10.        Мейоз – образование половых клеток.

11.        Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных.

12.        Типы постэмбрионального развития животных.

13.        Законы наследования (1).

14.        Законы наследования (2).

15.        Формы наследственной изменчивости.

16.        Формы модификационной изменчивости.

Общая биология.

1.Уровни организации живого.

2.Строение клетки.

3.Строение и функции нуклеиновых кислот.

Биосфера.

4.Строение и функции белков.

Типы размножения организмов.

5.Строение и функции липидов.

Главные направления эволюции.

6.Строение и функции углеводов.

Центры происхождения культурных растений.

7.Строение ДНК.

Грибы.

8.Синтез белка.

Типы питания.

9.Генетический код.

Действие факторов среды на живой организм.

10.Эволюционное дерево.

11.Многообразие живых организмов.

12.Разнообразие эукариотических клеток.

Бактерии.

13.Круговорот углерода.

Экологическая пирамида.

14.Круговорот азота.

Среда обитания.

15.Строение экосистемы.

Биотические взаимодействия.

16.Сукцессия – саморазвитие природного сообщества.

Цепи питания

17.Строение и уровни организации белка.

Фотосинтез

18.Метаболизм.

Вирусы.

19.Строение генов эукариот.

20.Строение генов прокариот.

21.Моногибридное скрещивание.

22.Дигибридное скрещивание.

23.Сцепленное наследование.

24.Взаимодействие аллельных генов.

25.Взаимодействие неаллельных генов (полимериоз)

26. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарное взаимодействие

27.Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз.

28.Генетика пола.

29.Основные методы генетики человека.

30.Основные методы селекции.

31.Мутации.

DVD – диски.

1. Общая биология. Экологические факторы.

- Свет

- Температура

- Влажность

2. Основы селекции

Видеокассеты.

1.        Биосфера. Экологическое равновесие.

2.        Биология 5. Генетика.

3.        ВИЧ знать, чтобы выжить

Компьютерные диски.

1.        Интерактивные творческие задания. Биология 7 – 9 классы

2.        Тесты по биологии

3.        Экспресс подготовка к экзамену 2008-2009 (9 – 11)

4.        Репетитор по биологии

5.        Открытая биология

СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания методического

 объединения учителей  

МБОУ  Парамоновская ООШ

от «___»________2014г.  № 1

_________________ /Л.П. Сухова/

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________________  /Л.П. Сухова/

 «___»________2014г.

16.10.2014

Задания к зачету «Учение о клетке»

   Вариант I.

1.        Сравнить растительную и животную клетки. Найти черты сходства и различий.

2. Зарисуйте хромосому, подпишите её части. Какую функцию она выполняет?

3. Дайте определение митотического цикла, перечислите периоды митотического цикла.

4. Выполните тестовые задания.

I. Выбрать правильный ответ.   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                I. Мономером крахмала является:

А) нуклеотид      В) глюкоза         Б) аминокислота           Г) глицерин

2. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке:

А) гормоны       В) витамины           Б) ферменты              Г) протеины

  II. Дана одна цепочка молекулы ДНК (А-А-Ц-Г-Г-Т-А-Ц).

Постройте комплементарную вторую цепочку.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

III. Найдите ошибки в молекуле ДНК.

 А - Г- А – Т – Т – Ц – Ц – А – Т - Г

 Т - Г- Т – А – Т -  Г -  Г -  Т -  А – Т

IV. Найдите ошибки в молекуле РНК: А- А- Т- Г- Ц- У- Т- А- Т- Ц

V. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке.

 Вещества:                                                Функции:

А) Белки                                          1. Энергетическая

Б) Углеводы                                    2. Структурная

В) Липиды                                      3. Запас питательных веществ

Г) Нуклеиновые кислоты              4. Защитная

                                                         5. Информационная

                                                         6. Каталитическая

                                                         7. Транспортная

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Вариант II.

  1. Подпишите части животной клетки. Какую функцию выполняют органоиды 2,4,7?

 

2.        Зарисуйте схематически и подпишите фазы митоза. Охарактеризуйте вторую фазу митоза.

3.        Выполните тестовые задания.

I. Выбрать правильный ответ.  

1. Мономером ДНК является:

А) нуклеотид                            В) глюкоза

Б) аминокислота                       Г) глицерин

2. В состав жиров входит:

А) нуклеотид                             В) глюкоза

Б) аминокислота                       Г) глицерин

3. Вещества, регулирующие обмен веществ в организме:

А) гормоны                                В) витамины

 Б) ферменты                              Г) протеины

II. Дана одна цепочка молекулы ДНК (Т-Г-А-А-Т-Ц-А-Ц).

Постройте комплементарную вторую цепочку.  

III. Найдите ошибки в молекуле ДНК.  

А – Г – А – Т – А – Г – Ц – Т – Т - Г

Т – Т – А – Т -  Т -  Г -  Г – А -  Т – Ц

IV. Найдите ошибки в молекуле РНК: Г- Г- А- Г- Ц- Т- А- Т- А- Ц

V. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке (17 баллов)

Вещества:                                                                Функции:

А) Белки                                                     1. Энергетическая

Б) Углеводы                                               2. Структурная

В) Липиды                                                 3. Запас питательных веществ

Г) Нуклеиновые кислоты                         4. Защитная

                                                                    5. Информационная

                                                                    6. Каталитическая

                                                                    7. Транспортная

 

 18.04.2015

Задания к зачету «Развитие живой природы»

Микроэволюция. Макроэволюция.

                               

Вариант 1

1.Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, называют:

а) видом;        б) родом;         в) семейством.

2.Существование механизмов, препятствующих скрещиванию разных видов, называют:

а)видовой изоляцией;   б)репродукцией;     в)репродуктивной изоляцией.

3.Для виноградной улитки радиус активности составляет:

а)несколько десятков метров; б)несколько сотен метров; в)несколько километров.

4.К критериям вида не относится:

а)морфологический;   б)генетический;    в)молекулярный.

5.Ключевым фактором видообразования является: а) изоляция; б) миграция;   в) популяция.

6.Участок молекулы ДНК, содержащий наследственную информацию, называют:

а)атомом;                  б) молекулой;       в)геном.

7.Совокупность всех генов в популяции есть:

а) генотип;               б)генофонд;            в)фенотип.

8.Пространственная изоляция по-другому называется:

а)географическая;    б)биологическая;    в)экологическая.

9.При межвидовом скрещивании лошади и осла образовавшийся гибрид называется:

а) тур;                       б) мул                        в) лошарик.

10.Область, пространство, занимаемое каждым видом,- это:

а)ареал;                     б)адрес;                      в) лес.

11.Процессы исторического преобразования надвидовых систематических групп-родов, семейств, отрядов, классов и т.д.—это:

а) революция;           б) микроэволюция;     в) макроэволюция.

12.Уменьшение численности, сокращение ареала, опасность вымирания вида характеризует биологический:

а)прогресс;                   б) регресс;                  в)кризис.

13.Примером идиоадаптации служит:

а) возникновение жабр и легких;  б) колючки у кактусов; в) появление сердца у рыб.

14.Крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования-это:

а) адаптация;            б)дегенерация;           в) специализация.

15.Сходство конечностей у насекомого (медведки) и млекопитающего (крота) носит название:      

а) дивергенция;         б) конвергенция;      в) коньюгация.        

Вариант 2                                 

1.Процесс видообразования- это :                          

а) макроэволюция;   б) эволюция;    в) микроэволюция.

     

 2.Одинаковый хромосомный набор у особей одного вида .– это:

а) генотип;                  б) кариотип;      в) генетика

3.Радиус активности для ондатры составляет:

а) несколько десятков метров; б)несколько сотен метров; в) несколько километров.

 4.Основным критерием (признаком) вида является:

а) морфологический;  б) географический;   в)генетический.

5.Совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок внутри ареала, называют:

а) видом;                       б) популяцией;           в) биоценозом.

6.Геном называют участок молекулы: а) ДНК;      б) РНК;       в)АТФ.

7.Генофонд популяции- это совокупность всех ее:

а) клеток;                    б)генов;                     в)организмов.

8.К географической  изоляции не относятся:

а) реки;                        б)горы;                  в)полиморфизмы.

9.Результат успеха борьбы за существование –это:

а) биологический прогресс; б)биологический регресс; в) экологическая революция.

10.В результате макроэволюции не возникают новые систематические группы:

а) типы;                    б) классы;               в) виды.

11.Примером ароморфоза является:

а) возникновение жабр и легких; б) плоская форма тела скатов;

 в)упрощение в строении пищеварительной системы червей-паразитов.

12.Приспособления к специальным  условиям среды, не изменяющее уровня организации   организмов,- это:   а) ароморфоз;  б)идиоадаптация;     в) дегенерация.

13.Общая дегенерация наблюдается у:  а)плоских  червей  паразитов;

    Б)двугорбого верблюда;     в)муравьедов.

14.Процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка, в

  ходе  их приспособления к разным условиям обитания – это:

а) дивергенция;    б) конвергенция;   в) миграция.

15.К конвергенции относится: а) сходство в строении глаз осьминога и человека;

  б) видоизмененные побеги растений; в)усики гороха, иглы кактусов.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем          естественного отбора                                                             

Вариант № 1.

1.Клеточная теория была разработана: а) М.Ломоносовым; б) Р.Шванном; в) Ч.Лайелем.

2.В кругосветном путешествии Ч. Дарвин был на корабле:                    

          а)«Бриг»; б) «Беда»; в) «Бигль».

3.Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений – это:

 а)естественный отбор; б)искусственный отбор; в)гибридизация.

4.Разновидности капусты были получены человеком из:

а)одного дикого вида; б)многих разных диких видов; в)оставались неизменными.

5)В основе работ по выведению сортов (или пород) лежит:

а)изменчивость и отбор; б)наследственность и отбор; в)изменчивость и наследственность.

6.Порода коротконогой овцы была получена благодаря :

а)изменчивости; б)мутации; в)наследственности.

7.Внезапное изменение наследственных свойств организма – это:

а)изменчивость; б)мутация; в)наследственность.

8)По Дарвину любой вид животных и растений стремится к размножению в:

а)арифметической прогрессии; б)физической прогрессии;

в)геометрической прогрессии.

9)Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих

между организмами и окружающей средой – это:

 А)борьба за существование;

Б)борьба с засухой; В)борьба за пищу.

10.Какая из форм борьбы за существование не является основной:

а)межвидовая; б)межродовая; в)борьба с неблагоприятным условием среды.

11.Примером межвидовой борьбы может быть борьба за пищу  между:

а)волком и лесом; б)волком и лисом; в)разными волками.

12.Самая напряженная борьба по Дарвину – это:

а)межвидовая; б)внутривидовая; в)межродовая.

13.Формой борьбы с неблагоприятными условиями внешней среды являются:

а)борьба с факторами неживой природы; б)борьба с организмами живой природы; в)борьба организмов с другими организмами.

14 Процессы избирательного уничтожения одних особей и размножения других  в природе– это: а)естественный отбор; б)искусственный отбор; в)подбор особей.

15.Движущей силой эволюции является: а) борьба с неблагоприятными условиями среды; б) естественный отбор; в) искусственный отбор

16.К формам естественного отбора не относится отбор:

а) бегающий; б) стабилизирующий; в) половой.

17.Кистеперая рыба латимерия сохранилась благодаря отбору:

а)стабилизирующему; б)половому; в)движущему.

18.Половой диморфизм – это:  а)способ борьбы за существование;

б)внешние различия в строении самок и самцов; в)стабилизирующий отбор.

19.Элементарной единицей эволюции считается: а)вид; б)популяция видов; в)геном

20.К факторам живой природы относятся: а)биотические;  б)абиотические;  в)антропогенные.                                          

Вариант № 2

1.Основной труд Ч. Дарвина называется:

а) «Происхождение человека…» ;    б) «Происхождение видов…»;   в) «Происхождение животных…».

2.Согласно теории Шванна, в основе строения всех живых организмов лежит один и тот же структурный элемент: а) молекула; б)атом; в)клетка.

3.Русский ученый Бер показал, что развитие всех организмов начинается с:

а) яйца; б) яйцеклетки; в)зародыша.

4.Сохранение человеком особей с полезными признаками для размножения и устранение всех остальных – это: а) наследственность; б)естественный отбор;

в) искусственный отбор.

5.Для отбора при выведении сорта имеет значение:

а) индивидуальная изменчивость; б) массовая изменчивость; в)наследственность.

6.Порода собаки такса была получена путем :

а) изменчивости; б)единичной мутации; в)массового отбора.

7.По Дарвину в природе происходит непрерывная борьба за:

а) существование; б)местообитание; в)корм.

8.Какая из форм борьбы за существование не является по Дарвину основной:

а) межвидовая; б)внутривидовая; в)внутриродовая.

9.Главный труд Дарвина «Происхождение видов…» впервые был издан  в:

а)1809г; б)1859г; в)1871г.

10.Какая борьба не является межвидовой?

а) между волком и зайцами; б)между волками и лисами; в)между разными волками.

11.Основным направляющим фактором эволюции, по Ч. Дарвину, является:

а) наследственность; б) изменчивость; в)естественный отбор.

12.Формой межвидовой борьбы является:                                                

 а) симбиоз; б)паразитизм; в)сожительство.

13.Выживание наиболее приспособленных организмов в природе – это:

а) естественный отбор; б)искусственный отбор; в)подбор особей.

14.Для выживания организмов в природе имеют значение признаки в количестве:

     а)1; б)2; в) несколько.

15.К факторам неживой природы относятся :

а) биотические; б)абиотические; в)антропогенные.

16.Древняя рептилия гаттерия сохранилась в современной фауне благодаря :

а) движущему отбору; б)половому отбору; в)стабилизирующему отбору.

17.Что не относится к половому диморфизму: а)бивни у самцов моржей;

б) крупный гребень и шпоры у петуха; в)голубые яйца в гнездах дроздов.

18.Драка между оленями – самцами относятся к отбору:

а) движущемуся ; б)половому; в)стабилизирующему.

19.Движущей силой изменения видов, т.е. эволюции, является:

а) изменчивость; б)естественный отбор; в)мутация.

20.Половой отбор – это: а)способность к размножению; б)конкуренция между животными; в)конкуренция самцов за возможность размножения.

 Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора

Вариант1.

1. Преодолеть плотность воды дельфину особенно помогает:

а) наличие плавников; б) торпедовидная форма  тела; в) большая   скорость.

2.Какова скорость дельфина? а) 100 км/ч;   б) 30 км/ч;    в) 40 км/ч.

З. Кто из перечисленных животных имеет предупреждающую окраску?

а) тундровая куропатка; б) несъедобные гусеницы; в) малый зуек

4.Средством защиты от врагов у камбалы  является:

а) окраска под цвет морского дна; б) наличие плавников; в) плоское тело

5.Хамелеон меняет   свою окраску благодаря:

а) перераспределению пигмента в покровах тела; б) быстрому движению в) изменению окружающей среды.

6. Многие ядовитые змеи имеют окраску:

а) покровительственную; б) предупреждающую; в) красную.

7. Насекомые, рыбы, птицы, не обладающие средством активной защиты, в случае

опасности: а) бегут; б) замирают; в) шевелятся.

8. Явление, при котором съедобная бабочка нимфалида похожа на ядовитую бабочку

данаиду, называется:   а) симбиозом;   б) паразитизмом;     в) мимикрией.

9.Обжигающие волоски у крапивы играют роль:  

   а) защитную;  б) нападающую;    в)предупреждающую.

10..Приспособление организмов в виде игл, раковин, колючек появились в результате:

а) искусственного отбора; б) естественного отбора; в) миграции.

11. Если зародыши развиваются в теле матери, то плодовитость при этом:

а) увеличивается; б) уменьшается; в) остается неизменной.

12.Рыбы бычки откладывают икру:

а) в гнездо со входом и выходом; б) в ямки, вырытые на дне; в) в выводковую сумку.

13.Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит

средством: а) защиты; б) борьбы за существование вида; в) нападения.

. 14.Для чего песец меняет свою окраску зимой? а) чтобы не быть  заметным на снегу;

б) для защиты от неблагоприятных условий среды; в) для красоты.

15.Для чего одиночная оса орденера тащит парализованного, еще живого кузнечика?

       а) на запас; б) будущая личинка будет обеспечена пищей;  в) сама съест.

16.Физиологической адаптацией у пустынных лягушек является:

а) ночная охота; б) влажная кожа; в) размножение в воде.

17.Способность к термолокации (разница температур) хорошо развита у:

а) змей; б) летучих мышей; в) лягушек.

18. Приспособления в природе у организмов к условиям внешней среды появляются:

а) в готовом виде;

6) в результате естественного отбора случайных наследственных изменений;

в) в результате искусственного отбора человеком

19.Подражающая окраска скорлупы яиц кукушки называется:

а) мимикрия; б) покровительственная окраска; в) предупреждающая окраска.

20. Одиночные осы преимущественно нападают на: а) жуков и пауков; б) людей; в) рыб

 

Вариант 2.

1. Во сколько раз плотность воды выше плотности воздуха?                                              

     А) в 100 раз; Б) в 800 раз; В) в 1000 раз.

2. Какова скорость арктического пингвина? А) 10 км/ч; Б) 20 км/ч; В) 35 км/ч.

3. Средством защиты от врагов не служит :А) покровительственная окраска;                                                                                Б) яркая окраска; В) сходство с предметами окружающей среды.

4. Покровительственную окраску  имеет: А) бабочка данаида;   Б) бородатая ящерица;    

   В) тундровая куропатка.

5. Окраска, которая привлекает внимание, называется:   А) предупреждающая ;              

  Б) покровительственная;    В) пурпурная.

6. У каких животных меняется окраска с изменением времени года? А)кролик;                

  Б) белая куропатка;             В) антилопа.

7. Мимикрия-это:    А) подражание;  Б) различие;   В) вид бабочек.

8. Яйцо кукушки незаметно в гнезде камышевки т. к. оно:   А) отложено в центре гнезда; Б) имеет одинаковый размер; В) имеет схожий цвет и размер.

9. Толстый панцирь черепахи нужен в 1-ую очередь для:

А) дома;         Б) защиты;           В) плаванья.

10.Запасание корма животными на зиму относится к:

А) предупреждающему поведению; Б) отпугивающему поведению;

В) приспособленному поведению.

11.Вынашивает икру в сумке на спине самка сумчатой:

А) кенгуру;     Б) коалы;        В) лягушки.

12. Одиночные осы, нападая на жуков: А) их съедают; Б) обездвиживают; В) убивают.

13. Охрана икринок рыбой, называется:    А) заботой о потомстве;   Б) мимикрией;        

   В) нормальным поведением.

14. Яйца птиц в гнездах развиваются под действием тепла: А)солнца;

Б) не зависимо ни от чего; В) тела родителей.

15. Физиологическая адаптация-это: А) соответствующая форма и окраска тела;

Б) приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания;

В) своеобразное поведение животных.

16. Тюленям  находиться под водой до 1 часа помогает:  

А) пигмент гемоглобин ;             Б) наличие мышц;             В) пигмент миоглобин.

17. С помощью эхолокации прекрасно ориентируются в пространстве:  

 А)змеи;                 Б) лягушки;                        В) летучие мыши.

18. Долго обходиться без пресной воды может:

А)человек; Б) морские змеи; В) жаворонок.

19. Верблюд при отсутствии воды:  

А) умирает;  Б) резко сокращает испарение;                   В) перестает двигаться.

20. Раковина моллюсков является средством:  

   А) активной защиты;                                       Б) передвижения;                          В) пассивной защиты.

 

 Возникновение и развитие жизни на Земле

 1.Земля и другие планеты Солнечной системы  образовались около:

 а)100 млрд. лет тому назад;  б) 4,5 млн. лет тому назад;  в)4,5 млрд. лет тому назад.

2.В состав первичной атмосферы входил:      а) свободный кислород;

б) свободный  водород;        в) свободный водород и его соединения.

3.Первичный бульон формировался из:         а) компонентов атмосферы и солей;

б) простейших  органических соединений, компонентов атмосферы и солей;

в) компонентов атмосферы ,солей и одноклеточных организмов.  

4.Многомолекулярные комплексы, окруженные водной оболочкой, отделяющей их содержимое от основного раствора,- это: а) концентраты; б) коацерваты;  в) клетки.

5.Первые одноклеточные организмы не имели обособленного ядра, поэтому являлись:

а) прокариотами;      б) эукариотами;        в)симбионтами.

6.Первые организмы на Земле были гетеротрофами, т.к. использовали в качестве энергии:

а) энергию солнца;      б) фотосинтез;     в) готовые органические соединения.

7.Первые многоклеточные организмы появились от:

а) колониальных простейших; б)одиночных простейших; в)других многоклеточных.

8.Первыми фотосинтезирующими организмами были:

а) зеленые водоросли; б) красные и бурые водоросли; в) синезеленые водоросли.

9.Первые наземные растения—псилофиты появились в:

а) архейскую эру;  б) палеозойскую эру;  в) мезозойскую эру.

10.Кистеперые рыбы дали начало первым животным:

а) земноводным;  б) пресмыкающимся;  в) млекопитающим.

11.В мезозойскую эру достигли расцвета:    а) гигантские папоротники и хвощи;

б) птицы и млекопитающие;    в) насекомые и рептилии.

12.В кайнозойскую эру происходили глобальные:        

          а) потепления;           б)оледенения;          в)затопления.                                                    

13.Неандертальцы относятся к:  а) древнейшим людям;    б) древним людям;                                                                                                             в) современным людям.

14.Членораздельной речью владели: а)австралопитеки; б)неандертальцы; в)кроманьонцы.

15.Различия между расами современных людей сводятся к особенностям:

а) интеллектуального развития; б) места рождения; в) цвета кожи, волос, формы носа, глаз.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...