Урок биологии в 6 классе. Цветок и соцветия.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Амельченко Татьяна Александровна

В данном разделе помещён материал урока биологии в 6 классе по теме "Цветок и соцветия".

Требования к результатам освоения темы урока обучающимися:

  • Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о типах корневых систем, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов;
  • Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;
  • Познавательные: умение определить понятие «орган», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения типов корневых систем, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между зоной корня и его функцией;
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.31 КБ
Файл kartochka.docx14.51 КБ
Файл refleksiya_uroka.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе на тему «Цветок и соцветия»

Задачи урока

Образовательные -раскрыть биологическое значение главных частей цветка и  

  соцветия;

- рассмотреть строение и функции частей цветка;

- на основе установления сходства в строении цветков различных растений

 показать родство цветковых растений.

Развивающие        - развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе, познавательной

                                                 самостоятельности, усвоение новых понятий.  

Воспитательные              - воспитывать бережное отношение к живой природе;

 - способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока:                         изучение и первичное закрепление нового материала.

Методы:словесные, наглядно-образные, информационно-коммуникативные.

Формы работы:                   индивидуальные, фронтальные.

Виды урока:                        урок-презентация.

Оборудование:    комнатные растения, компьютер, проектор, экран, презентация, таблица.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Изучение нового материала.

1.Репродуктивный орган растения – цветок.

2.Главные части цветка, особенности строения, функции.

3.Особенности строения околоцветника, их значение в жизни растений.

4.Физминутка.

5.Соцветия, их отличие от одиночных цветков.

  1. Закрепление.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

1.Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня немножко необычный урок. Как вы думаете, чем он необычен? У вас на столах стоят комнатные растения. Они сегодня будут нашими помощниками на уроке.

2. Актуализация знаний.

-Давайте с нашими помощниками вспомним изученный материал. Посмотрите на комнатные растения и определите жилкование листьев, особенности листорасположения, форму листьев, способы их прикрепления. Я сейчас подойду к каждой парте, и вы расскажите о растениях, стоящих у вас на столах.

3.Изучение нового материала.

-Переходим к теме нашего урока. Чтобы её узнать, давайте отгадаем загадки.

Отгадайте загадки

Слайд 1

1.Ярко-синий, пушистый

  Он в хлебе родится, в еду не годится.  (Василек)

2.Белая корзинка

Золотое донце,

 В ней лежит росинка

И сверкает солнце.   ( Ромашка)

3.Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего.   (Одуванчик)

- Итак, о чем мы сегодня будем разговаривать?    ( О цветах)

Слайд 2

Тема урока «Цветок и соцветия»

Слайд 3

Цели урока:      - рассмотреть строение и функции частей цветка;

        - раскрыть биологическое значение главных частей цветка и соцветия.

- Начнем изучение новой темы с эпиграфа:

Нет ничего прекраснее  цветов,

Пришедших в полисады и жилища

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенной и чистой.

- Великий сказочник Ганс Христиан Андерсон говорил:  « Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.» Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, ромашка, незабудка.

- Все цветы отличаются. А по каким же признакам?  

   (Формой, окраской, размерами, строением)

- Они внешне все такие разные. Но все же имеют сходное строение и значение в природе.

Слайд 4

- Цветок – это видоизмененный побег, приспособленный для семенного размножения. После опыления и оплодотворения из цветка образуются плоды с семенами.

- Зачем же нужны цветки растению?   (Для размножения)

- Какой это тип размножения?    (Половой)

- Каким органом является цветок?    (Генеративным)

Какими бывают цветы?

- Среди цветов есть свои гиганты и карлики. Например, в Индонезии на о. Суматра в чаще тропических лесов, можно найти удивительный гигантский цветок раффлезии. Раффлезия Арнольди – рекордсмен. Цветок этого растения достигает 1м в диаметре, и весит около 7кг. А развивается растение, имеющее такие цветки гиганты, из самого обычного семечка.

- Самые маленькие цветки появляются на растениях ряски. Их размер 5-6мм.

- А из чего же состоит цветок?

Слайд 5

Части цветка.

- Цветок состоит из главных частей – пестика и тычинок. И из вспомогательной части – околоцветника.

Главные части цветка.

- Рассмотрим строение главных частей цветка. Тычинка состоит из тычиночной нити, пыльника, где созревает пыльца. Пестик состоит    из рыльца, столбика, завязи.

Слайд 6

- В пестиках содержатся семязачатки. В тычинках образуется пыльца.

Околоцветник.

- Рассмотрим подробнее строение околоцветника. Он состоит из венчика и чашечки.

Слайд 7

 Венчик цветка.

- Теперь сравним венчик лютика и колокольчика. Чем они отличаются? ( По цвету)  А еще? У лютика венчик состоит из отдельных лепестков – это раздельнолепестной венчик. А у колокольчика все лепестки срослись. Такой венчик называется сростнолепестным.

- Скажите, а почему венчики так ярко окрашены?   ( Для того, чтобы привлекать внимание насекомых)

- А вот цветы, которые расцветают ночью не такие яркие, но зато они обладают сильным ароматом.

Чашечка цветка.

- Посмотрим еще раз на цветок колокольчика. Его нежный венчик снизу окружен «юбочкой», они есть и у многих других цветов. Они называются чашелистики. Все чашелистики образуют чашечку.

Слайд 8

- Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков. Она называется – сростнолистная, А вот у сливы каждый чашелистик сам по себе. Такая чашечка называется – раздельнолистная.

Слайд 9

Околоцветник.

- Все части цветка, которые располагаются вокруг тычинок и пестика, называется околоцветником. Он может состоять из чашечки и венчика. Тогда он называется двойным. Как у колокольчика. Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Такой околоцветник мы видим у тюльпана.

Слайд 10

Цветоложе. Цветоножка.

- Цветок расположен на цветоложе – расширенной части цветоножки.

Слайд 11

Строение обоеполого цветка ( схема).

- Итак, давайте обобщим все, что мы узнали о строении цветка. Рассмотрим схему его строения.

- Назовите типы венчика?   ( сростнолепестной, раздельнолепестной)

- Назовите типы чашечек?  ( раздельнолистная, сростнолистная)

- На данной схеме околоцветник двойной или простой?  (двойной)

- Почему данный цветок называется обоеполым?

- А есть цветки раздельнополые. Если на цветке только пестики – это женский цветок. Если только тычинки – мужской.

Однодомные и двудомные растения.

- Что еще нужно знать о цветковых растениях. Благодаря различию в строении цветков, растения делятся на однодомные и двудомные. Например у кукурузы мужские и женские цветки расцветают на одном растении – как бы живут в одном доме. Такие растения называются однодомными. У тополя на одних деревьях расцветают только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают в начале лета улицы пухом. Сажая двудомные растения в саду, мужские и женские растения необходимо высаживать рядом. Например, облепиха.

Слайд 12

Закрепление

- По рисунку определите, какими цифрами обозначены: лепесток, пестик, чашелистик, цветоножка, тычиночная нить?

- В какой части цветка образуется пыльца?

- В какой части цветка имеются семязачатки?

Слайд 13

Физминутка.

- Продолжим дальше. Не все цветы одиночные. Есть мелкие цветочки, собранные в группы. Как вы думаете почему?

Слайд 14

- Соцветия привлекают насекомых.

- Соцветия – это группа цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

- Все соцветия делятся на простые и сложные. В каждом соцветии можно выделить главную ось. А в некоторых есть боковые оси. Если цветки расположены на главной оси, то это простое соцветие, а если они находятся на боковых осях, то соцветие сложное. На рисунке схемы строения некоторых соцветий.

- Назовите на рисунке сложные соцветия?   ( Метелка, сложный зонтик, сложный колос)

Слайд 15

Соцветие корзинка – ромашка, астра, подсолнечник.

Слайд 16

Соцветие кисть – капуста, ландыш, черемуха.

Слайд 17

Соцветие початок – кукуруза.

Слайд 18

Соцветие головка – клевер.

Слайд 19

Соцветие простой колос – подорожник.

Соцветие щиток – груша, рябина.

Слайд 20

Соцветие сложная кисть (метелка) – сирень.

Слайд 21

Соцветие сложный колос – рожь.

Слайд 22

Соцветие сложный зонтик – морковь.

Закрепление.

- В чем биологическое значение соцветий?

4.Закрепление.

Слайд 23

Найди соответствие.

А) Главные части                                1) Чашелистик

Б) Околоцветник                                 2) Столбик

В) Пестик                                               3) Лепесток

Г) Тычинка                                            4) Завязь

        5) Пестик, тычинка

        6) Пыльник

                                                                 7) Тычиночная нить

                                                                 8) Рыльце

( Ответ: А-5; Б-1,3; В-2,4,8; Г-6,7)

Слайд 24

Что такое соцветие? Исправьте ошибки в схеме.

Слайд 25

Определите, какое соцветие у ландыша?

Заключение.

- Итак, сегодня мы свами выяснили особенности строения важного для цветковых растений органа – цветка. Он состоит из главных частей: пестика и тычинок, и околоцветника, состоящего из венчика и чашечки. Цветок – генеративный орган растения. Соцветия необходимы некоторым растениям для привлечения насекомых.

5. Рефлексия.

Сегодня мы свами узнали много нового, и я хотела бы узнать, понравился ли вам сегодняшний урок? Перед вами лежат лепестки разных цветов, выйдите к доске и прикрепите к цветку  лепесток  с цветом вашего настроения.

6.Домашнее задание.

§28,29

На этом наш урок окончен!



Предварительный просмотр:

Карточка №1

1.На какие части делится растение?

2.Из каких органов состоит побег?

3.Какие функции выполняет корень?

Карточка №2

1.Какие функции выполняет стебель?

2.Какие функции выполняет лист?

3.Какие функции выполняет цветок?

Карточка №3

  1. Вегетативные органы растения?                      
  2. Разновидности листьев?                                    
  3. Жилкование листьев?



Предварительный просмотр:

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно

«П»  -  плюс

«М»  -  минус

«И»  -  интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Мультимедийная презентация к уроку биологии 6 класса "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок",

Мультимедийная презентация по теме "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок", где рассматриваются   особенности строения данного органа  и предусмотрена проверка знаний...

Тест по биологии 7 класс "Цветок и соцветия"

Вопросы на тему: "Строения цветка и виды соцветий"...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект урока в 6 классе "Цветок ,его строение и значение"

Данный урок составлен для учащихся 6 класса, соответствует всем требованиям ФГОС...